17 (04) сентября 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
4-го сентября 1916 года.
Западный фронт
В районе к югу Брзежан, на правом берегу р. Золотой Липы, идут упорные бои. Наши войска, сбивая противника, овладели частью его позиций, захватив при этом в плен 14 офицеров и 537 нижних чинов—турок.
В районе реки Нараювки и железной дороги Подвысоке— Галич идет бой, при чем противник, понеся большие потери убитыми и ранеными, оставил в наших руках пленными около 3.174, исключительно германцев, при 34 офицерах, 20 пулеметов и 2 траншейных орудия. Наши Крымские лихие эскадроны в конном строю атаковали две батареи противника и, изрубив прислугу, сбросили в канаву 3 орудия и 4 зарядных ящика, которые однако увезти не удалось, так как подошедший германский батальон открыл по Крымским эскадронам сильный пулеметный и ружейный огонь.
В Лесистых Карпатах местами выпал снег и замерзла вода.
Кавказский фронт
В ночь на 3-го сентября турки повели атаку против наших передовых частей на фронт Карабурну—Су в направлении на Эссели, но были отбиты с большими потерями.
Атаки турок на наши позиции юго-западнее Киги и западнее Раята также были безуспешны.
Попытки турок наступать в районе с. Адиса были отражены огнем.
Телеграммы
Кавказский фронт
ТИФЛИС, 31-го августа. В «Кавказе» напечатано:
«Уже теперь, хотя кризис боев в Огнотском направлении не разрешился, становится очевидным полное крушение последней авантюры турецко-германского высшего командования. Продолжающиеся более месяца бои, несмотря на непрерывный подвоз турками подкреплений, не дают им никакого успеха. Наоборот, последовательными ударами, мы выбили турок из занятого ими Муша и отдельными маневрами достигли весьма существенных успехов в Огнотском районе.
Отдельные попытки со стороны второй турецкой армии перейти в наступление и тем облегчить задачу третьей турецкой армии у Байбурта и Эрзингяна непосредственно после нанесенного нами последней сокрушительного удара ни к чему не привели. Атаки были в зародыше останавливаемы и туркам пришлось по-прежнему обратиться к усилению второй армии.
Ряд сообщений о необычайном напряжении, проявленном частями этой армии в последних боях, когда были на лицо громадные потери даже в высшем командном составе, показывает какая решимость проявлена турками для достижения намеченной цели,—а цель это несомненно теснить нас из занятого района турецкой Армении.
С этой целью и направляется удар в тыл Ирзингяну и даже Эрзеруму. По-видимому, турками брошены в настоящее время на фронт все резервы. Потому и неудача с наличными на Анатолийском фронте силами убедят турок окончательно в невозможности реванша за ряд нанесенных им армией генерала Юденича поражений и побудить их отказаться от мысли обратно вернуть утраченную громадную территорию.
Каждое поражение, наносимое в настоящее время нами туркам в отдельных точках кавказского фронта, является окончательным. Теперь немцы потребовали от турок срочных платежей по выданным им векселям. Турецкие войска появились в Галиции и на Волыни. От них требуется полное напряжение сил и едва ли Турция сможет бросить новые войска в Анатолию.
Повторяем, хотя кризис боев нельзя считать назревшим, и турки будут с отчаянием напрягать усилия, чтобы продолжить наш фронт, но теперь уже ясно, что ошибка начала должна сказаться и в окончании. И в исходе этих наиболее кровопролитных боев за всю турецкую кампанию боев мы не сомневаемся». (ПТА).
Французский фронт
ГАВР, 31-го августа (13-го сентября). Бельгийское официальное сообщение:
«В районе Диксмюда происходит артиллерийский бой. В направлении Стеенстрате после полудня начался ожесточенный бой из траншейных орудий». (ПТА).
ПАРИЖ, 1-го (14-ю) сентября. Официальное сообщение от 31 августа 11 часов вечера:
«К северу от реки Соммы мы значительно расширили наши позиции в части нашего фронта, расположенной против деревни Комбль, и взяли приступом к югу от фермы Приэз всю систему сильно укрепленных неприятельских траншей. В течение дня в нашем центре и на правом фланге происходили ожесточенные бои, во время которых германцы делали энергичные усилия, чтобы вернуть утраченные позиции.
Два полка, брошенных на ферму Буа-Лабэ, сперва было овладели ею; однако, вслед затем были отброшены непреодолимой контратакой наших войск В настоящее время эта позиция снова целиком находится в наших руках. К югу, кряж «76» также был целью неприятельских попыток. После целого ряда боев, где дело доходило до рукопашных схваток, чередовавшихся наступлением и отступлением, наша пехота полностью сохранила занятые им позиции. Число здоровых пленных, взятых в течение вчерашнего дня и за сегодняшний день, превышает в настоящее время цифру 2 300 челов.
«Взятый у неприятеля обильный военный материал насколько удалось его определить до настоящего времени содержит 10 орудий, из которых несколько тяжелых, и около 40 пулеметов, захваченных в одном лишь участке у деревни Бушавен. К югу от Соммы продолжался сильный артиллерийский бой в районах Вермандовиллера и Шонэ. На правом берегу реки Мааса германцы, после упорной артиллерийской подготовки произвели атаку на позиции, недавно занятые нами к востоку от Флери. Они были совершенно отражены и отступили, оставив нам 70 пленных. На остальном протяжении фронта не произошло ничего выдающегося». (ПТА).
ПАРИЖ, 1-го (14-го) сентября. Официальное сообщение от 1 часа дня:
«К северу от реки Соммы французы отразили в течение ночи несколько германских атак на южную оконечность кряжа «76». По новым сведениям, ожесточенные контратаки германцев были вчера произведены дивизиею, наскоро переброшенною сюда с Верденского фронта. К югу от Соммы неприятель сделал несколько безуспешных попыток атак, направленных на некоторые пункты нашего нового фронта.
К западу от Шона во время одной из таких атак неприятельский отряд в количестве приблизительно одной роты, попав под французский огонь, был почти весь уничтожен. На правом берегу Мааса две германские атаки на новые французские позиции в лесу Во-Шапитр были легко отражены. На остальном фронте ночь прошла спокойно». (ПТА).
ПАРИЖ, 31-го августа (13-го сентября). Президент республики Пуанкарэ - в сопровождении министров внутренних дел Мальви и военного— генерал Рокка вручил сегодня утром Вердену знаки отличия, пожалованные этому городу главами союзных держав. Церемония, отличавшаяся очень простым, но вместе с тем весьма трогательным характером, произошла в верденской цитадели в присутствии генералов Жоффра, Петэна, Нивелля и Дюбуа, префекта департамента, субпрефекта, мэра города, представителей Маасскаго департамента в парламенте и начальников военных миссий союзных держав.
Президент Пуанкарэ в своей речи напомнил, что на совещании, происходившем в декабре 1915 г., союзники решили перейти к согласованному наступлению в 1916 г., однако, Германия взяла на себя инициативу наступления, избрав для этого место и день. Доблестные войска генералов Петэна и Нивелля в течение долгих месяцев выдерживали чудовищный удар германской армии и доблестью своего духа и самопожертвованием разрушили планы противника, дав этим возможность союзным державам работать со все растущею энергиею над изготовлением военного снаряжения; молниеносным отпором они положили предел германской мощи, распространив по всему свету веру в конечную победу союзников. Эти войска обеспечили осуществление плана, выработанного генеральными штабами и дали России возможность подготовить свое победоносное наступление в июне и июле, Италии—время организовать блестящее нападение на Горицу, франко-английским войскам—возможность приступить к осуществлению на Сомме непрерывного ряда методических военных операций, а ближневосточной армии — подготовиться для оказания братского содействия в борьбе с германо - болгарами нашим новым союзникам румынам.
«Честь и слава солдатам Вердена,—воскликнул Пуанкарэ,—оросившим своею кровью жатвы, плоды которой начинают ныне пожинаться. В течение веков по всему земному шару будет звучать имя Вердена, как радостный победный клич освобожденного человечества».
По окончании речи президент республики приколол к подушке, поданной ему мэром Вердена, следующие ордена: от имени Государя Императора орден Св. Георгия, от имени короля Великобритании—военный крест, от имени короля Италии военную медаль за воинскую доблесть, от имени короля бельгийского—крест Леопольда I, от имени короля сербского—золотую медаль за военную храбрость, от имени короля черногорского—золотую медаль и от имени правительства французской республики— орден Почетного Легиона и французский военный крест. (ПТА).
ПАРИЖ, 31-го августа (13-го сентября). После речи Пуанкарэ вручил несколько французских и иностранных знаков отличия солдатам, отличившимся под Верденом, а также медаль «grаnd оffiсiеr» Почетнаго Легиона генералу Нивеллю. После торжества президент Пуанкарэ отбыл в Париж. (ПТА).
ПАРИЖ, 31-го августа (13-го сентября). В конце церемонии вручения знаков военного отличия в Вердене президент Пуанкарэ сообщил, что японский император пожаловал городу Вердену почетную саблю. (ПТА).
ПАРИЖ, 31-го (13-го) августа. Генерал Жилинский был представителем России на торжестве в Вердене. (ПТА).
Балканский фронт
КОРФУ, 30-го августа (12-го сентября). Официальное сообщение сербского генерального штаба:
«Днем 28-го августа не произошло ничего выдающегося». (ПТА).
СОЛУНЬ, 31-го августа (13-го сентября). Начатые вчера операции продолжают развиваться. Под нашим давлением неприятель отступает на некоторых пунктах, а другие пункты уже перешли от него в наши руки. Мы продвинулись также в районе к западу от Вардара. На остальном фронте военные действия выражаются лишь в артиллерийской перестрелке. (ПТА).
Война на море
СТОКГОЛЬМ, 31-го августа (1-го сентября). Из Христиании сообщают:
«Норвежский пароход «Lyderhorn» на пути из Фредсфора в Полинезию потоплен на днях немецкой подводной лодкой в Северном море. Экипаж спасен». (ПТА).
Война в колониях
ГАВР, 31-го (13-го) августа. Бельгийское официальное сообщение от 31-го августа о действиях в Восточной Африке:
«Бельгийские войска продвигаются несколькими колоннами в направлении города Таборы. Бригада Молитора направляется с севера к этому пункту. В конце августа она обошла сильные позиции, созданные неприятелем на горном хребте Кагамп, заставила противника очистить их и отступить к Таборе. Бригада Ольсена, направляющаяся к той же цели с запада, следуя вдоль главной железнодорожной линии, заняла 1-го августа станцию Угага.
19-го августа бригада эта в расстоянии приблизительно 40 километров от Таборы, вступила в жаркий бой с неприятелем. Железнодорожный подвижной состав был доставлен через озеро Танганайка из Лукуги в Кигому. 13-го августа первый поезд, составленный из бельгийских вагонов прошел по германской железной дороге». (ПТА).
Военный обзор
На главном русском фронте
На главном русском фронте развитие боевых операции замедлилось и, несмотря на совершавшееся выступление румынской армии на стороне армий согласия, ход дальнейших столкновений принял несколько менее интенсивный характер и центр тяжести их переместился к южному добруджанскому участку примыкающего к нам прирумынского театра военных действий.
По внешнему впечатлению вопрос по поводу замедления боевых действий на нашем главном фронте представляется вполне естественным, так как выступление Румынии прежде всего усилило количество бойцов, сражающихся против центрального союза, и с этой точки зрения, казалось бы, справедливо было ожидать крупных последствий в смысле резкаго изменения в положении южного фланга нашего противника, примыкающего к румынской границе.
Однако, чтобы вполне правильно оценить создавшуюся у нашего южного фланга обстановку, следует не упускать из виду того важного обстоятельства, что с выступлением на поле брани румынской армии фронт боевых столкновений, примкнувший к левому флангу армии генерала Брусилова, возрос ровно на такое же расстояние, какое имел до этого времени весь главный русский фронт от Риги до румынской границы.
Переходя к цифрам, скажем, что вместо прежних 1.000—1.100 верст, фронт от Балтийского до Черного морей, при условии принятия во внимание резко выпуклой конфигурации западной границы Румынии, в настоящее время превышает 2.000 верст.
Конечно, это явление в решительной степени оказало свое влияние на известную группировку наших и румынских войск, которые, как это известно, идут в настоящее время плечом к плечу и развивают тесно связанные между собою задачи и в Трансильвании, и на берегах, и на Добруджано-Черноморском театре военных действий.
Прибавившееся количество румынских бойцов, конечно, не может равняться с тем числом сил, которые имеет Россия. На прежнем фронте от Риги и до румынской границы эти силы русская армия держала на протяжении вдвое меньшем, чем это должно быть теперь, и при таких условиях общая плотность распределения наших дивизий стала менее интенсивной.
В свою очередь, в виду этих изменений потребовалась крупная перегруппировка сил со стороны не только наших и румынских частей, но также и со стороны австро-германо-болгаро-турецкой коалиции.
С момента выступления Румынии прошло всего не более 2-х недель, какового срока представляется далеко недостаточно, чтобы можно было ожидать развития крупных боевых действий на нашем и соседнем румынском фронтах.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 13 сентября (31 августа) 1916 года
Первая мировая война. 14 (01) сентября 1916 года
Первая мировая война. 15 (02) сентября 1916 года
Первая мировая война. 16 (03) сентября 1916 года
Первая мировая война. 17 (04) сентября 1916 года
Первая мировая война. 18 (05) сентября 1916 года
|