16 (03) февраля 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
З-го февраля 1916 года.
Западный фронт.
В Рижском участке поднявшийся северо-восточнее Репе немецкий аэростат должен был опуститься после обстрела нашими тяжелыми гранатами. Неприятельская тяжелая артиллерия в течение получаса сильно обстреливала Икскюльское предмостное укрепление.
На Двинском участке в районе Иллукста удалось произвести два взрыва на тяжелой батарее противника. Две атаки немцев на Гарбуновку и участок к северу от нее были нами отбиты.
В районе Верхней Иквы огнем нашей артиллерии прекращены попытки противника обстреливать наши окопы бомбометным огнем.
1-го февраля наш воздушный корабль совершил боевой налет на город и станцию Подгайце. На станцию было брошено 7 пудовых бомб, а в город 5 двухпудовых и 3 пудовых бомбы в склады и обозы. Встреченные неприятельские аэропланы боя не приняли и ушли. Попытка противника атаковать наши окопы в районе Усечко отражена. К северу от Бояна противником взорван горн. После боя ручными гранатами воронка осталась за нами.
Кавказский фронт
В прибрежном районе Черного моря наши войска, выбивая турок из ряда горных позиций, отбросили противника за реку Вице-су.
Как сообщалось вчера, доблестные кавказские войска овладели девятью фортами прикрывающей Эрзерумскую крепость позиции Девебойну, взяв до 70 орудий, запасы и пленных. К сожалению, необходимо воздержаться от перечисления названий славных наших полков, штыками выбивших турок. Ныне успех этот, несмотря на суровую погоду и трудную местность, развивается. Турки с запада и юга спешат на помощь Эрзеруму. Южная часть Эрзерума горит. В Хнысском районе наше наступление успешно продолжается.
3-го февраля пришла радостная весть о том, что после беспримерного пятидневного штурма наши доблестные войска овладели крепостью Эрзерум.
В Персии продолжались успешные действия наших отрядов;
22-го января в районе Халадана противник был отброшен к Ноховенду (60 в. к ю.-з. от Халадана и 90 в. к в. от Керманшаха);
23-го числа наш отряд в том же районе потеснил противника близ Кенгавера;
26-го января были сбиты значительные силы противника, занимавшие позиции в районе Ноховенда, а
29-го января в районе Хамадана нашими войсками занят город Довлет-Абад (в 58 в. к ю.-ю.-в. от Хамадана).
Из Тегерана сообщалось, что близ Кереджа к с.-з. от столицы отрядом казаков было захвачено 4 охотника, в числе которых оказался турецкий посол Асим-бей и три австрийских офицера, пытавшиеся бежать в Турцию. В Тегеране правительство передало в распоряжение нашей миссии бывший германский госпиталь, который отныне будет использован нашим «Красным Крестом».
Что касается операций англичан в Месопотамии, то они, как известно, были задержаны проливными дождями и выступлением из берегов р. Тигра; к 20-му января погода улучшилась и грунт стал подсыхать. Вспомогательный отряд генерала Эльмера расположился отдельно лагерем. На фронте происходили лишь отрывочные, короткие перестрелки. 25-го января британский разведочный отряд был атакован арабами, причем потерял 373 человека, а противник свыше 300 человек; 27-го января карательная экспедиция настигла арабов врасплох и разрушила 4 деревни; потери англичан составляли 6 человек.
Северный фронт
3-го февраля.
В рижском участке поднявшийся северо-восточнее Репе немецкий аэростат должен был опуститься после обстрела нашими тяжелыми гранатами. Неприятельская тяжелая артиллерия в течение получаса сильно обстреливала икскюльское предмостное укрепление.
На двинском участке в районе Иллукста удалось произвести два взрыва на тяжелой батарее противника. Две атаки немцев на Гарбуновку и участок к северу от нее были нами отбиты.
В раионе Верхней Иквы огнем нашей артиллерии прекращены попытки противника обстреливать наши окопы бомбометным огнем.
Западный фронт
3-го февраля.
Боевых столкновений не было.
Юго-западный фронт
3-го февраля.
В Галиции нашими летчиками сброшено над Бучачем несколько бомб.
Кавказский фронт
3-го февраля.
В прибрежном районе Чернаго моря наши войска, выбивая турок из ряда горных позиций, отбросили противника за реку Вине-Су. В хнысском районе наше наступление успешно продолжалось.
Последние налеты на Париж
Разрушения, произведенные последним налетом цеппелинов на Париж
Приступая к описанию последних налетов цеппелинов на Париж и его окрестности, мы неохотно отводим ему место в «Военном обзоре». Подобные действия скорее подходят под рубрику «преступлений», к которым прибегают немцы, одержимые маниею убийства в бессильной злобе на невозможность военными операциями добиться решающего результата и выгодного мира. Все же это описание помещаем здесь, потому что против ночных набегов убийц должны приниматься и принимаются военные меры, с которыми следует внимательно ознакомиться.
В 9 час. 20 мин. вечера 16-го (29-го) января сигнальная телефонная станция в Ле Бурже (северо-восточная окраина Парижа) дала знать о появления цеппелина и тотчас в городе дан сигнал тревоги.
Париж был погружен во мрак, пожарные команды изготовились для подачи помощи, по всем направлениям заработали мощные прожекторы и до 30 аэропланов, изготовились в 15 минут, поднялись в воздух для разыскания цеппелина и нападения на него. К сожалению состояние атмосферы не благоприятствовало действиям их; на высоте 700—800 метров над столицей нависли густые облака тумана.
Цеппелин держался на высоте 3.000—3.500 метров, он ориентировался только по инструментам, не мог видеть куда он бросал свои снаряды и лишь пролетел над окраиною города; он видимо очень торопился, боясь преследования и поспешно; в течения одной минуты, сбросив 13 снарядов, повернул и стал быстро удаляться.
Разрушенный бомбой с цеппелина дом
Тем не менее из паривших в различных слоях воздуха французских аэропланов пять видели дирижабль, из них 3 аэроплана для преследования, вооруженные пулеметом и зажигательными снарядами и два боевых аэроплана, снабженные скорострельным орудием (более тяжелые, обладающие меньшею скоростью). Три летчика могли вступить в бой с цеппелином: одним из них управлял вахмистр N; ему удалось подняться в самые высокие слои воздуха и, увидав цеппелин, он энергично погнался за ним и только после израсходования всего запаса зажигательных снарядов прекратил погоню; другой—боевой аэроплан также увидел дирижабль и открыл по нему сосредоточенный огонь; весьма вероятно, что какой-либо снаряд попал в него, но причиненные им повреждения были недостаточны для того, чтобы заставить цеппелин спуститься.
Самый ожесточенный бой имел третий легкий аэроплан, управляемый подпоручиком X; он открыл цеппелин в то время, когда тот уже уходил обратно; он шел полным ходом на запад, надеясь сбить с толку преследователей; офицер пустился в погоню временами держась на одной высоте с противником, а иногда ниже или выше его, чтобы избегнуть огня пулеметов, которыми был вооружен дирижабль; он приблизился к врагу на 50—100 метров и в минуту, когда находился над ним, был свидетелем погони вахмистра.
Оставшись затем один, он еще преследовал цеппелин в течении 53 минут; оба противника усиленно стреляли из пулеметов, но вдруг у летчика приключилась порча мотора и он должен был с большими колебаниями спуститься близ местечка, куда привела его погоня, откуда по телефону послал донесение начальству. Тогда был дан летчикам условленный сигнал «отбой» и они постепенно все благополучно спустились в районе Ле Бурже. Каким-то чудом, летая в течения 3 часов в совершенной темноте, все остались целыми; только при спуске три аппарата были несколько повреждены.
Во французских газетах оживленно обсуждается вопрос, каким образом мог благополучно ускользнуть дирижабль и достаточны ли меры, принятые для обороны столицы от воздушных нападений. Из бесед с начальником авиационной части Кенаром (теперь его заменил подполковник Майер) выяснилось следующее: появление цеппелина было замечено ранее, около 9 часов, в районе Ферте Милон, но начальство колебалось дать сигнал тревоги в столице, не зная, куда он направится.
Расстояние от фронта противника до Парижа несколько менее 100 километров, а это расстояние цеппелины могут пройти в час времени. Если даже цеппелин будет открыт в 50 минутах хода от Парижа, то и тогда с трудом можно будет организовать погоню: передача приказаний потребует 10 минут, изготовление летчиков—15 м. и останется всего 25 м., в течении которых летчики с трудом успевают подняться на требуемую значительную высоту (3500 м.). Поэтому желательно было бы, по мнению французской печати, располагать сторожевые посты еще несколько ближе к фронту, привлечь к наблюдению за цеппелинами отряды летчиков, находящихся на фронте, особенно же при возвращении цеппелина, чтобы они могли напасть на него на обратном пути его, увеличить число сторожевых летчиков в Париже и тому подобное.
Пробитая бомбой дыра в подземной железной дороге Парижа.
Из брошенных 13 бомб 3 не разорвались, одна упала на улице над сводом подземной железной дороги и разрушила свод и путь, не вызвав человеческих жертв; остальные упали на жилые дома в рабочем квартале и разрушили несколько зданий, причем было убито 25 и ранено 32 человека.
Газеты громко требуют репресалий против немецких городов. В следующую ночь снова появился цеппелин над департаментом Сены и в окрестностях столицы сбросил до 36 снарядов, из коих около половины зажигательных, но большинство их упало в поле; лишь некоторые причинили незначительный материальный вред; человеческих жертв не было.
Неразорвавшиеся снаряды были тщательно исследованы и принадлежали к 2 типам: бомба в 62 килограмма, диаметром в 32 сантиметра, толщина стальной оболочки—2 сантиметра; разрывной заряд 21 килограмм тринитротолуола; бомбы в 102 килограмма веса диаметром в 51 сантиметр. При падении с высоты 3500 м. скорость падения будет 250 м. в секунду, а живая сила меньшей бомбы будет равна 18750 килограмм (или 19 тонн). Ударные трубки снарядов—с замедленным сгоранием, отчего снаряд разрывается на 1/2 или 1 секунду позднее момента удара, когда он успел проникнуть в глубь цели. Зажигательные снаряды—овальной, полу-конической формы; тонкая стальная оболочка обмотана до половины веревочною сетью, пропитанною дегтем, а внутри содержит жидкий легко воспламеняющийся состав.
М. Б.
Боевые эпизоды
14-го сентября младший унтер-офицер уланского полка 3-го эскадрона Короваев был выслан на разведку с 7-ю уланами на дер. Хмелева. Выдвинувшись с разъездом в лощину, что тянется от высоты 301 на юго-восток, он встретил наступающую на него неприятельскую пехотную цепь, которая его обстреляла. Короваев, не растерявшись, послал об этом донесение командиру эскадрона и, несмотря на огонь, продолжал следить за цепью.
Одновременно с этим и незаметно для противника он искусным маневрированием постепенно стал выходить ей во фланг. Когда цепь противника поднялась на бугор против постов эскадрона, то последние открыли по ней огонь. Удачно использовав этот момент, когда внимание противника было всецело обращено на посты, Короваев быстро зашел с разъездом в тыл неприятелю и смело и решительно кинулся в атаку.
Австрийцы открыли сперва огонь, но, будучи захвачены врасплох и видя неуклонность и стремительность атаки, частью бросились бежать, а частью бросили оружие и сдались. Короваев с 7-ю уланами взял в плен одного офицера и 17 нижних чинов.
Этот случай лишний раз показывает, насколько высок дух наших славных войск, и никакой противник, будь он в десять раз сильнее, не может устоять против горсти наших храбрецов.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 12 февраля (30 января) 1916 года
Первая мировая война. 13 февраля (31 января) 1916 года
Первая мировая война. 14 (01) февраля 1916 года
Первая мировая война. 15 (02) февраля 1916 года
Первая мировая война. 16 (03) февраля 1916 года
Первая мировая война. 17 (04) февраля 1916 года
|