17 (04) февраля 1916 года
ВЫСОЧАЙШАЯ ТЕЛЕГРАММА
4-го февраля Августейший Главнокомандующий Кавказской армии осчастливлен получением нижеследующей телеграммой Государя Императора по случаю взятия Эрзерума.
„Поздравляю Ваше Императорское Высочество и Кавказскую армию со взятием Эрзерума. Прошу передать высоко доблестным войскам Мою горячую благодарность за их геройский подвиг и за радость, доставленную России удачным штурмом турецкой твердыни".
"НИКОЛАЙ"
ИМЕННОЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ
Правительствующем у Сенату
В виду последовавшего соглашения с союзными французским и великобританским правительствами, в изменение Именного Указа Нашего, данного Правительствующему Сенату 1-го сентября 1914 года («Собр. узак.», ст. 2332), о применения правил морской войны, выработанных Лондонскою морскою конференциею 1908—1909 годов, повелеваем:
часть первую статьи 57 означенных правил дополнить нижеследующим постановлением:
Если из совокупности обстоятельств дела явствует, что в судне под неприятельским флагом заинтересованы в действительности подданные нейтрального или союзного государств или что, наоборот, в судне под нейтральным или союзным флагом заинтересованы в действительности подданные неприятельского государства или лица, пребывающие в неприятельском государстве, то такое судно может соответственно быть признано нейтральным, союзным или неприятельским.
Правительствующий Сенат не оставит учинить к исполнению сего надлежащее распоряжение.
На подлинном Собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою подписано:
"НИКОЛАЙ".
В Царской Ставке.
4-го февраля 1916 года.
Скрепил: Председатель Совета Министров Борис Штюрмер.
От штаба Верховного Главнокомандующего
4-го февраля 1916 года.
Западный фронт
На Двине, между Якобштадтом и Двинском, противник сильно обстреливал станцию Ницгаль и участок ст. Лавренская—ст. Царьград.
На Двинском участке противник вновь атаковал Гарбуновку, но был отбит. В расположение противника перед Двинским участком нашими летчиками было брошено несколько десятков бомб.
В Галиции, на Днестре, в раионе с. Михалче (севернее Усечко) была отбита попытка противника атаковать наши окопы.
Черное море
При занятии нашими войсками укрепленной позиции на реке Вице-Су, в Приморском районе наши суда вплотную к берегу обстреливали отступавших турок. На судах есть раненые ружейными пулями.
Кавказский фронт
Дополнительно выяснено, что при штурме Эрзерумских фортов первой линии нами захвачено еще 29 орудий и взято в плен только в районе одного из северных фортов, форта Тафта (20 верст от Эрзерума), 39 офицеров и 1.413 аскеров.
Наши войска занимают крепость Эрзерум.
Преступлено к проверке пленных и выяснению попавшей в наши руки военной добычи. Эрзерум во многих местах горит.
Западный фронт
4-го февраля.
Боевых столкновений не было.
Кавказский фронт
4-го февраля.
Боевых действий, кроме упорного преследования турок, не было.
Морской обзор
Очередная германская ложь
Германское адмиралтейство старается по временам возбудить в общественных кругах интерес к деятельности своего флота, а т. к. оно не может похвастаться какими-либо выдающимися победами, то прибегают к довольно неловко состряпанной лжи, или к сообщениям, в которых ничего лестного для оценки боевой работы германских судов найти нельзя. Так в конце прошлого года это адмиралтейство опубликовало сообщение, что германский «флот открытого моря» выходил в море и в продолжении нескольких дней не встретил никаких неприятельских судов.
Это сообщение было с восторгом подхвачено частью германской печати, которая немедленно сделала вывод, что «пресловутого» владения Англией морем не существует и т. д., а что касается нейтральной печати, то американская газета «Nеw York Tribune» заметила, что, если бы германский флот пожелал найти неприятеля, то ему следовало пройти всего на 300 миль к юго-западу от своей главной базы и он мог найти там громадное число английских судов, которые охраняют бесчисленное количество транспортов, беспрестанно снующих между берегами Англии и Франции и представляющих прекрасную добычу для германских моряков.
В настоящее время германскому морскому генеральному штабу видно понадобилось опять пустить очередное сообщение о деятельности своего флота и вот он опубликовал и разослал, по всему миру, пользуясь беспроволочным телеграфом, следующее известие:
«в ночь на 10-е февраля (28-е января ст. стиля) наши миноносцы встретили при Даггер-Банке много английских крейсеров, тотчас начавших удаляться. Миноносцы преследовали английские суда и потопили новый крейсер «Арабис», другой же крейсер повредили миной. Капитан, два офицера и 20 матросов спасены».
На это сообщение английское адмиралтейство объявило весьма лаконично, но вполне убедительно:
«крейсера, упоминаемые в берлинской телеграмме, на самом деле были траулерами, из которых три вернулось невредимыми».
Это сообщение английского адмиралтейства разъясняет, что германское сообщение, касается набега миноносцев на группу английских рыболовных судов, которые, не смотря на все предупреждения своего правительства, все таки выходят на Даггер-Банку для ловли рыбы и рискуют сделаться жертвой случайных германских военных судов, производящих по временам набеги на эту мель, находящуюся по середине Северного моря, с целью одержать легкую «победу» над беззащитными рыбаками. Кроме того следует вспомнить, что в начале октября прошлого года английские суда захватили на той же Даггер-Банке в один день 38 таких германских рыболовных пароходов и конечно тогда английское адмиралтейство не сообщало, что его суда имели дело с «германскими крейсерами».
Поэтому можно сказать только одно, что видно в Германии не надеются на более серьезные выступления своих боевых судов, раз фабрикуются такие «победы» и является только непонятным одно, почему германское адмиралтейство подобные выдумки не пускает только в своей стране, где к ним отношение может быть и не таким критическим, как в нейтральных странах, в которых все подобные сообщения давно уже получили надлежащую оценку, им никто не верит и они ставят германское адмиралтейство в смешное положение, что и видно из первых заметок появившихся по этому поводу, в нейтральной печати.
На Черном море
За последние дни официальные сообщения извещают об очень интересной операции судов нашего флота в Приморском районе кавказского фронта, где они поддерживают своим огнем наступление наших сухопутных отрядов, постепенно продвигающихся вперед вдоль берега Черного моря.
Из этих сообщений видно, что 25-го января наши линейные корабли обстреливали турецкие позиции перекидным огнем через горы и после этого каждый день до 29-го января включительно наши миноносцы вели бой с турецкими батареями и 27-го и 28-го января заставили замолчать их, а 29-го разрушили на прибрежной дороге 2 каменных и 4 деревянных моста. Попутно с этим идет и уничтожение турецких парусных судов, которые питаются привезти на позиции турецких войск провиант, но всегда нарываются на наши суда, которые и пускают их ко дну. Что же касается района операций наших судов, то официальное сообщение говорит об обстреле турецких позиций у Вице, к северу из Лазистанского хребта между мысами Лорос и Пиренит и о наступлении наших войск от Архаве.
Все эти пункты находятся на восточном берегу Анатолии, причем мыс Пирепит находится в 10 1/2 м. милях от наших границы с Турцией, и в 2-х м. милях от него к западу, находится селение Архава, которое было занято нашими войсками еще 4-го марта прошлого года. Затем в 11 1/2 м. милях от м. Пиренит находится селение Вице, около которого впадает в Черное море, речка, носящая то же название.
Здесь находятся к самому морю горы Лазистанского хребта и в этом же раионе впадают в него более значительные реки Абу и Фортона, через которые и были вероятно построены каменные мосты, уничтоженные нашими судами. Что же касается мыса Лорос, то он находится еще более к западу и расстояние между ним и мысом Пиренит равно 25 м. милям. В этом районе имеется только одна грунтовая дорога, которая идет по самому берегу моря и следовательно находится под обстрелом наших судов.
Что же касается дальнейших пунктов, расположенных на этом берегу к западу от мыса Лорос, то первым наиболее значительным будет город Гизе, отстоящий от этого мыса на 16 1/2 м. миль, а от Гизе до Трапезунда, главного города этой части Анатолии, откуда идет шоссейная дорога на Ерзерум, 35 м. миль. Так как подробности весьма деятельного содействия, оказываемого нашими судами своим сухопутным войскам неизвестны, то об этой операции можно только сказать, что она представляет образец прекрасно согласованных, совместных действий армии и флота и во время этой войны подобные операции в широком масштабе имели место у Дарданелл, но там они носили совершенно другой характер в виду того, что флот оказывал содействие армии при ее высадке на берег и при борьбе с турецкими укреплениями этого пролива.
В этом же районе наши войска ведут наступление преимущественно по сухопутному фронту и только один из их флангов упирается в море, причем для неприятеля это море представляет почти единственный путь сообщения между его передовыми позициями и главной базой левого фланга неприятельского фронта, Трапезондом. Благодаря гористой местности неприятель может весьма стойко держаться и постепенно отходить с одной позиции на другую, но зато раз огонь наших судов прогоняет его от берега и наши снаряды достают турок даже через горы, то им приходится все удаляться от моря, почему связь их передовых частей со своим тылом становится, или нарушенной, или поставленной в очень тяжелые условия в виду полного отсутствия дорог в этой местности.
В плену на австрийской подводной лодке
В газете «Dailу Сhгоniclе» помещено письмо английского капитана Вильсона, который был взят в плен австрийской подводной лодкой, остановившей для этой цели греческий пароход «Спетцай» у берегов Греции 21-го ноября прошлого года.
Из этого письма видно, что капитан Вильсон был послан из Афин представителем английского правительства в Лондон и вышел на упомянутом греческом пароходе из Пирея в Мессину. В ночь на 21-е ноября этот пароход прошел Патрас и в этот день в 4 час. 30 мин. пополудни был остановлен большой подводной лодкой, на которой был поднят австрийский флаг. Командир парохода отправился с бумагами и списком пассажиров на подводную лодку, а через несколько минут с нея было приказано капитану Вильсону, полковнику Нэпиру и доктору Файнлей прибыть на эту лодку.
После этого капитан Вильсон и полковник Нэпир были объявлены пленниками, а доктор, как принадлежащий к составу «Краснаго Креста», был отпущен на пароход, причем первым двум было разрешено съездить на пароход и взять свой багаж. На подводной лодке английские офицеры были помещены в каюту. Они пробыли на лодке два дня и две ночи и за это время лодка имела бой со сторожевым судном, но эти офицеры должны были сидеть в каюте, слышали только орудийные выстрелы и ждали, что если союзное судно одержит победу, то наступит их конец.
Затем в продолжении первой ночи лодка шла несколько часов под водой, а в продолжении второй она пробыла в погруженном состоянии 12 часов. 22-го ноября днем офицеры этой лодки говорили, что в перископ виден крейсер, затем лодка опустилась на большую глубину и после этого один из офицеров сказал, что другая подводная лодка потопила этот крейсер. На следующий день, когда лодка находилась вблизи своей базы, в 8 часов пленникам было разрешено выйти на палубу и они увидели, что лодка сопровождается 3-мя истребителями миноносцев.
В это время они увидели перископ подводной лодки, выпустившей в один из миноносцев мину, которая не попала в цель, а другой миноносец открыл огонь, после чего подводная лодка, бывшая вероятно союзной, скоро ушла под воду. После этого эпизода австрийская лодка пришла в свою базу и пленники были высажены на берег и допрошены, после чего были отправлены в крепость, где просидели два дня.
В этой крепости находились также два французских офицера с подводной лодки, которые были взяты в плен за несколько дней до этого (вероятно с лодки «Френе», потопленной у Сан-Джиовани-ди-Медуа). 25-го ноября этих двух английских офицеров отправили по железной дороге через Сараево и Будапешт в Вену, куда они прибыли после двух ночей и трех дней пребывания в вагоне, в котором они очень строго охранялись и их сопровождал один из офицеров той подводной лодки, которая их взяла в плен. В Вене они были посажены в обыкновенную тюрьму, приспособленную для военнопленных, откуда и было послано это письмо, из которого взяты наиболее интересные места.
В дополнение к этому надо сказать, что впоследствии, как сообщали английские газеты, выяснилось предательство командира греческого парохода, так как английские офицеры не были внесены в список пассажиров, почему последний был задержан по приходе его в Неаполь.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 13 февраля (31 января) 1916 года
Первая мировая война. 14 (01) февраля 1916 года
Первая мировая война. 15 (02) февраля 1916 года
Первая мировая война. 16 (03) февраля 1916 года
Первая мировая война. 17 (04) февраля 1916 года
Первая мировая война. 18 (05) февраля 1916 года
|