12 октября (29 сентября) 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
29-го сентября 1916 года.
Западный фронт
Перед позициями Икскюльского предмостного укрепления 25-го сентября в 4 ч. 30 м. дня люди нашей заставы услышали шум и шипение в ближайших немецких окопах и тотчас почувствовали запах ядовитого газа. Движение газов и волны было так быстро, что не все на заставе успели надеть маски.
Дежурный телефонист рядовой Китаев, не желая терять времени на надевание маски, пренебрег смертельною опасностью ради долга службы и, продолжая работать у телефона, успел предупредить о начавшейся газовой атаке командира батальона, а затем побежал предупредить об опасности товарищей, отдыхавших в окопах позади заставы, Китаев успел крикнуть: газы, маски и пал мертвым. Застава тотчас же выпустила сигнальную ракету. Немцы, направив газовую волну, открыли заградительный огонь химическими снарядами по тылу предмостной позиции и правому берегу Двины.
Благодаря сигналам, защитники укреплений успели надеть маски, по противнику был открыт ружейный, пулеметный и бомбометный огонь. Наша легкая и тяжелая артиллерия сосредоточила огонь по окопам противника и по облакам газа. Немцы силами до двух батальонов повели, вслед за первой газовой волной, наступление по всему фронту предмостной позиции. Атака эта, благодаря доблестной работе пулеметов и энергичному огню нашей артиллерии, была отбита, с причинением немцам больших потерь. При этом удачном попадании снаряда нашей тяжелой артиллерии у неприятеля были разбиты баллоны с газами.
Через полчаса немцы вновь выпустили газ и перешли в наступление, но последнее было вновь нами отбито.
Около 6 часов немцы выпустили третью волну газа и пыталась еще раз произвести атаку, но безуспешно. Защитники Икскюльской позиции доблестно отстояли свои позиции.
На реке Болдурке, в районе д. Белявце, противником был наведен мост, мост был обнаружен нашими разведчиками после чего огнем нашей артиллерии он был уничтожен.
Кавказский фронт
Ничего существенного не произошло.
Добруджа
Неприятельская воздушная эскадра бросала над Констанцей бомбы, отравленные конфеты, чеснок с холерными бациллами и стрелы.
Юго-западный фронт
В ночь на 29-е сентября немцы, открыв артиллерийский огонь по нашему окопу на западном берегу реки Шары в районе деревни Голдовичи, перешли в наступление и захватили было часть окопа, но нашей контратакой были выбиты и отброшены с большими потерями.
В районе к юго-западу от Бубнова наши разведчики атаковали заставу противника, который бежал. Разведчики захватили после этого неприятельский окоп и закрепились в нем.
В районе к юго-западу от деревни Свистельники (на реке Нараювке) противник пытался сбить наше сторожевое охранение, но был отброшен нашим огнем.
ТЕЛЕГРАММЫ
Западный фронт
РИГА, 26-го сентября. Вследствие наступившей полосы осенних дождей, почти совершенно прекратились налеты вражеских аэропланов, ставшие в последнее время ежедневными. Густые туманы же дали возможность неприятельским самолетам появляться над городом и мешают воздушной разведке, которая, вследствие этого, в последние дни заметно ослабела. (ПТА).
Французский фронт
ГАВР, 25-го сентября (8-го октября). Бельгийское официальное сообщение:
«В районе Диксмюда и Стеенстрате в течение дня проявили деятельность полевая и траншейная артиллерии. К югу от Ньюпора бельгийские батареи обстреляли действовавшую германскую артиллерию к востоку от названного города». (ПТА).
ЛОНДОН, 25-го сентября (8-го октября). Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от 24-го сентября:
«Сегодня после полудня наши войска, действуя согласованно с французами, атаковали на нашем правом фланге неприятельские позиции на пространстве от дороги из Альбер в Баном до Лебеф. Между этим последним пунктом и Гедекуром мы выдвинули вперед нашу линию на протяжения от 600 до 1.000 ярдов. Мы захватили деревню Лесар и продвинулись дальше вперед на восток и на запад от нее. Число пленных, взятых нами в этом деле, еще не выяснено.
Наступлению нашей пехоты сильно содействовали наши аэропланы, которые, помимо того, несмотря на дурную погоду, выполнили за последние пять дней многочисленные налеты на неприятельские линия, бомбардируя и обстреливая расположения противника». (ПТА).
ЛОНДОН, 25-го сентября (8-го октября). Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от 25-го сентября:
«Вчера вечером неприятель произвел контратаку против новых позиций к северу от Лебэ и вернул небольшую часть траншей, которая им была потеряна. В других пунктах мы укрепились на занятом пространстве. Лезар теперь целиком в наших руках. Насчитывается уже больше 500 пленных. К северу и северо-востоку от Курсалет мы значительно продвинули наш фронт. Неприятель произвел контратаку. Мы произвели удачный набег в районе Фокисар—Живанши— Лоос». (ПТА).
ПАРИЖ, 26-го сентября (9-го октября). Официальное сообщение от 25-го сентября 11 часов вечера:
«На Сомме происходила артиллерийская перестрелка. После сильной артиллерийской подготовки, германцы произвели на наши новые позиции к западу от Сайи-Салливеля атаку, однако, последовательная волны наступавших войск разбивались нашим заградительным огнем, и ни одна из них не могла достигнуть наших траншей. В Верне наша тяжелая артиллерия подвергла обстрелу обоз и лагерное расположение неприятеля, а также станцию Тиокур. На остальном фронте ничего существенного не произошло. (ПТА).
ПАРИЖ, 26-го сентября (9-го октября). Официальное сообщение от 26-го сентября 1 час. дня.
«К северу от Соммы ночь прошла спокойно. На южном берегу реки происходила артиллерийская перестрелка. В районе Руа германцы подвергли сильной бомбардировке французские позиции у Канин-Сюр-Матц. Французская артиллерия отвечала на огонь. На остальном протяжении фронта не произошло ничего выдающегося. (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 25-го сентября (8-го октября). Сообщение итальянской главной квартиры от 24-го сентября:
«В дикой гористой местности, расположенной между долинами Авизио и Ваной, наступление наших войск выразилось вчера в новых весьма значительных успехах. В верхней части долины Ваной, наши альпийские стрелки взяли приступом одну из вершин горы Буэа-Альта высотою в 2.456 метров. Неприятель, сильно окопавшийся на этой возвышенной позиции, оказал сильнейшее, но бесполезное сопротивление нашему натиску. 20 оставшихся в живых защитников атакованной нами вершины, в том числе один старший офицер, руководивший обороной, были взяты нами в плен.
На нижних склонах горной равнины Лагазуой (Верхний Бойте), неприятельские отряды пытались внезапным движением приблизиться к нашим передовым линиям. Мы подпустили противника на возможно близкое расстояние к нашим траншеям, после чего осыпали нападавших частым ружейным и пулеметным огнем и совершенно их рассеяли. В долине Травиньоло неприятельская артиллерия продолжала вчера обстреливать наши новыя позиции, но не могла помешать укреплению их нашими саперам.
На остальном фронте—обычная артиллерийская перестрелка, более напряженная в районе Горицы, где многие здания, в том числе военный госпиталь, довольно сильно пострадало от снарядов». (ПТА).
РИМ, 25-го сентября (8-го октября). Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 25-го сентября:
«Против нашей новой позиции на горном массиве Буза-Альта (долина Ваной-Чисмон) противник произвел в ночь на 24-е сентября семь последовательных упорных атак, которым предшествовала ожесточенная бомбардировка. Неприятель каждый раз отражался нами, неся тяжкие потери, как это удостоверено нашими разведочными отрядами. Неприятельская артиллерия проявила успешную деятельность на горе Кольбрикон (долина Травиньоло), в Кель-ди-Лане (Верхний Кордеволе), и на Пунта-дель-Фораме (Верхний Бойте); наши батареи успешно отвечали. В долине Гайль нашими орудиями крупного калибра рассеян сильный отряд неприятеля по пути из Маутена в Деллах.
На фронте Юлийских Альп продолжаются действия артиллерии, являющиеся наиболее интенсивными на Карсо. Отвечая на обстрел неприятелем населенной части Монфальконе, наши батареи выпустили несколько снарядов по неприятельским баракам в Коминьяно (Комен). В небольших стычках за день нами взято около 30 пленных. Немногочисленные неприятельские аэропланы, прогнанные затем огнем нашей артиллерии, сбросили несколько бомб в окрестностях Азиаго-Галлио и Фонзаго, не вызвав ни материальных повреждений ни человеческих жертв». (ПТА).
Румынский фронт
БУХАРЕСТ, 25-го сентября (8-го октября). Официальное сообщение от 25-го сентября:
«Северный и северо-западный фронты, в районе гор Калиман, Гургиу и Гаргицы происходили стычки патрулей. В Гимбавуле, к западу от Брашова, мы отразили несколько неприятельских атак. В ущельях долин Алюты и Жиу происходила артиллерийская деятельность.
Южный фронт. Вдоль Дуная и в Добрудже происходили артиллерийские бои». (ПТА).
Балканский фронт
ЛОНДОН, 25-го сентября (8-го октября). Официальное сообщение из Солуни от 24-го сентября:
«Вчера днем после ожесточенного боя сербы заняли неприятельские позиции к северу от Пожара, обратив болгар в поспешное бегство. Бой продолжается. В течение ночи сербы утвердились в Доброжоличе, весьма важном пограничном барьере, который болгары считали неприступным, как по его естественному положению, так и по возведенным ими оборонительным сооружениям.
Сербы захватил довольно большое число пленных и много военной добычи. На остальном фронте происходила усиленная артиллерийская деятельность и продвижение сербских передовых отрядов». (ПТА).
ЛОНДОН, 25-го сентября (8-го октября). Официальное сообщение, опубликованное адмиралтейством, описывает налеты, совершенные английскими гидропланами на болгарские берега за время с 2-го по 9-ое сентября. Главная квартира 10-й болгарской дивизии, расположенная в Баддесили-Чифтлик, была с успехом обстреляна этими гидропланами и вынуждена передвинуться на другое место.
Три дня спустя, английские авиаторы раскрыли новое местопребывание означенной главной квартиры и произвели на нее второе и не менее успешное нападение, вызвав брошенными бомбами сильный взрыв и пожар. Кроме того, английские авиаторы обстреляли неприятельские транспорты, шедшие в Драму, и колонны войск, двигавшиеся по направлению к некоторым важным стратегически пунктам». (ПТА).
ЛОНДОН, 26-го сентября (9-го октября). Официальное сообщение с Солунского фронта:
«На фронте Дойрана продолжается деятельность артиллерии. Здесь один из неприятельских аэропланов был вынужден нашими аппаратами спуститься на свои линии. Противник проявил некоторую деятельность на фронте Струмы. Близ наших линий здесь насчитано 1.500 неприятельских трупов». (ПТА).
ОДЕССА, 25-го сентября. Из авторитетных источников сообщают, что, как видно из германской радиотелеграммы, германцы признают, что стоявшие на левом берегу Струмы болгарские
войска в ночь на 22-е сентября вынуждены был очистить свои позиции и отступить. Таким образом, успехи, достигнутые нами на македонском фронте, констатируются самим нашим противником. (ПТА).
ОДЕССА, 25-го сентября. Получены сведения о насильственном побуждении пленных нижних чинов сербской армии—уроженцев Македонии, а равно тех, отцы которых жили и родились в Македонии, зачисляться в ряды болгарской армии; при этом болгарские вербовщики заявляют:
«Мы завладели Македонией. Вы теперь не сербы, а болгары».
Агитация их успеха не имеет. Сербы открыто протестуют, однако, болгары насильственно зачисляют их в ряды армии. (ПТА).
ПАРИЖ, 26-го сентября (9-го октября). Военные операция на Ближнем востоке. Бои продолжаются от изгиба р. Черны до озера Преспа. Сербские войска заняли вершину Доброполья. Французские войска заняли Визово в горах Беба».
Война на море
ВАШИНГТОН, 25-го сентября (8-го октября). Великобританский посол посетил государственный департамент, где, как сообщают, заявил протест против захода германской подводной лодки в американский порт. (ПТА).
ПАРИЖ, 25-го сентября (8-го октября). Агентству Гаваса телеграфируют из Нью-Йорка:
«Германская подводная лодка «U 53» прибыла в Ньюпорт после 16-дневнаго плавания. Через несколько часов лодка покинула американский порт». (ПТА).
ПАРИЖ, 26-го сентября (9-го октября). Пассажирский пароход «Gаlliа», перевозивший около
2.000 французских и сербских солдат, потоплен 21-го сентября подводной лодкой, число спасенных достигает в настоящий момент 1.311 человека. (ПТА).
Военный обзор
На главном русском фронте
Немцы надеются, говорит одна из крупных американских газет, что в предстоящую зимнюю кампанию армии Согласия дадут им возможность передохнуть, прекратив на это время общее наступление на всех фронтах. Однако, видимо, по заключению того же источника, надеждам этим не суждено оправдаться, так как, судя по ходу вещей на фронтах, союзники твердо решили продолжать свое наступление и в течение наступающей зимы русские будут в виду этого продолжать атаковать австро-германцев в Карпатах, а англо-французы будут наступать на обоих берегах реки Соммы.
Для подтверждения высказанного заключения американская газета считает долгом отметить, что русские уже овладели важнейшими перевалами через Карпаты, а румыны вторглись в Трансильванию. Поэтому не будет особенно трудно «продолжать начатое дело».
Характеризуя положение и моральное состояние воюющих сторон, нейтральный источник решительно подчеркивает, что дух армии Согласия превосходен. Союзники не только не хотят, но они и «не могут остановить своего наступления». Германия же изнемогает, а потому нельзя дать ей отдохнуть в течение зимы. Начатое наступление, несмотря на препятствия, будет продолжаться.
Вот в нескольких штрихах общий смысл настоящего положения обеих сторон, которое хотя и переживает несколько затруднительное иногда состояние, но тем не менее вполне определенно говорит за перегиб военнаго счастья на сторону нашей армии и армий наших союзников.
С нашей точки зрения, на главном русском фронте противник напрягает весьма большую энергию к удержанию равновесия своих сил, которые должны будут не только удержать от нового отхода свои линии, но и обеспечить их от подобной катастрофы и на будущее время. Возможно, что с этой стороны противнику прядется не один раз переходить в частичные контрнаступления с тем, чтобы расшатать намечающийся наш новый нажим на одном из участков боевого фронта к югу от Полесья.
Мнение нейтрального органа о наступлении русской армии, главным образом на Карпатском участке фронта, страдает некоторою предвзятостью в том отношении, что центр внимания в этом случае направлен ближе к Балканскому полуострову, в пределах которого якобы должны разрешиться чуть ли не все оперативные цели настоящей великой войны.
Не отрицая важного значения Балканского театра военных действий и тесно связанных с ним румынских фронтов, как ведущих к изолированию Болгарии и Турции, тем не менее нельзя упускать из виду, что главнейшая масса собранных фельдмаршалом Гинденбургом резервов находится в настоящее время на Волыни и в Галиции, на тех же, в общем смысле говоря, Львовских путях.
Таким образом, большие баталии будут иметь место несомненно где-то здесь, и относить центр
событий значительно к югу совершенно не приходится.
В настоящее время у нас на юго-западном фронте устанавливается временное затишье, но характер последнего вполне ясен. Это передышка, каковую ведет и сам противник, столь энергично жаждущий хотя бы временного отдохновения.
Отдохновение же это заключается в том, что в глубине Империи сейчас идет усиленная подготовка молодых контингентов, составляющих крайний резерв германской главной квартиры, и до окончания этой работы германцы жаждут «отдыха».
О подготовке молодых сроков службы новобранцев внутри страны говорили вполне определенно представители румынского дипломатического корпуса, недавно покинувшие Берлин; на это, видимо, намекает и отмеченный в начале настоящей заметки нашей нейтральный орган печати.
В бой в боевые линии, по тем же сведениям, фельдмаршал Гинденбург посылает сейчас «отцов семейств», полагая, что вся надежда на решительную борьбу, которая должна скоро выйти из берегов позиционной войны, должна быть возложена на еще оставшиеся в тылу молодые контингенты.
С этой точки зрения противник готовит новую карту, с которой и собирается выступить на следующем испытании, когда таковое придет по желанию императора Вильгельма. Американец видит это и, предчувствуя новую вспышку борьбы, считает карту германцев обреченною на неудачу.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 08 октября (25 сентября) 1916 года
Первая мировая война. 09 октября (26 сентября) 1916 года
Первая мировая война. 10 октября (27 сентября) 1916 года
Первая мировая война. 11 октября (28 сентября) 1916 года
Первая мировая война. 12 октября (29 сентября) 1916 года
Первая мировая война. 13 октября (30 сентября) 1916 года
|