11 октября (28 сентября) 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
28-го сентября 1916 года.
Западный фронт
Ничего существенного не произошло.
Кавказский фронт
На Приморском направлении доблестные кавказские войска сбили турок с горных кряжей у Сога и Чинарджика и овладели правым берегом реки Каршут-Дараси до устья.
Добруджа
На фронте перестрелка и поиски разведчиков.
Сведения о действиях наших союзников за истекшую неделю
Французский фронт
К северу от Соммы наступление продолжалось. Преследуя противника и отбросив его с важной линии центральных окопов на фронте Морваль — Ранкур, французы совместно с англичанами атаковали противника от Морваля до Бушавенн. Здесь они продвинулись на 800— 1.200 метров, дойдя до окраины Сайлли— Сайдлисель, захватив при этом 800 пленных при 23 офицерах и большое количество пулеметов.
Салоникский фронт
На обоих флангах бои продолжались. Болгарам нанесены тяжелые потери. На левом фланге сербские, русские и французские войска, отбросив болгар с их позиции к северу от Флорины и у Старкова—Гроба, продолжали развивать свой успех и, преследуя отступающего противника, достигли Черна, Кенали (в 12 километрах от Монастыря), Граденицы и Германи. На правом фланге англичане переправились через Струму между озерами Бутково и Тахинос и отбросили болгар по всему фронту.
Английский фронт
На фронте около мили английские войска продвинулись к северу на 1 1/2 версты, захватив при этом сильно укрепленную деревню Ле-Сар. На остальном фронте англичане удержали захваченное ими пространство.
Итальянский фронт
Наступление продолжалось. Итальянцы овладели укрепленными австрийскими позициями на горном массиве Брикон и к северу от Сан-Пелегрино. Кроме того занята вершина горы Бусаальта (2.465 метров) и высота в 2.776 метров на гребне Карнийских Альп между горами Кольано и Писсокалино; здесь взято около 300 пленных. В Албании итальянцы заняли Аргирокастро и Дельвино.
Телеграммы
Французский фронт
ГАВР, 24-го сентября (7-го октября). Бельгийское официальное сообщение:
«На бельгийском фронте ничего существенного не произошло».
ЛОНДОН, 24-го сентября (7-го октября). Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от 24-го сентября:
«Прошлою ночью неприятельская атака при помощи бомб на наши новые позиции к северо-востоку от Окур— Лаббэ была вполне успешно отражена. Кроме этого столкновения, ничего существенного на нашем фронте к югу от Анкра не произошло. В течение ночи наши патрули совершили удачные набеги на неприятельские траншеи в участках Армантер и Лоос». (ПТА).
ПАРИЖ, 24-го сентября (7-го октября). Официальное сообщение от 24-го сентября, 11 часов вечера:
«К северу от Соммы наша пехота вместе с британской армией произвела атаку, исходя от линии фронта Морваль— Бушавен, причем достигла всех намеченных целей. Наша линия была вынесена на 1.200 метров к северо-востоку от Морваля; она проходит по западным склонам хребта Сайи Сайизель, по всей дороге на Бапом, приблизительно на расстоянии 200 метров от входа в Сайи, затем по западной и юго-западной опушке леса Сент-Пьер-Вааст, а оттуда направляется к высоте «130», к югу от Бушавена. До сих пор насчитано больше 400 пленных, в том числе 10 офицеров. Захвачено также около 15 пулеметов. К северу от Сайи-Сайизеля были замечены крупные скопления неприятеля, которые были обстреляны сосредоточенным огнем наших батарей. К югу от Соммы на правом берегу реки Мааса происходит ожесточенный артиллерийский бой. На остальном фронте ничего существенного не произошло». (ПТА).
ПАРИЖ, 25-го сентября (8-го октября). Официальное сообщение от 25-го сентября, 1 часа дня:
«Ничего значительного не произошло на фронте в течение минувшей дождливой ночи. На Сомме германцы проявляли лишь весьма слабую деятельность.
Действия летчиков. Французские аэропланы совершили миогочисленные полеты для корректирования стрельбы нашей артиллерии и обнаружили расположение многочисленных неприятельских батарей, действующих в районе Соммы. Наши аппараты шесть раз вступали в бой с противником и сбросили бомбы на Муален и лес Дево, к северу от Перонна». (ПТА).
Балканский фронт
ЛОНДОН, 24-го сентября (7-го октября). Официальное британское сообщение из Солуня:
«На фронте Струмы в ночь на 23-го сентября мы отразили неприятельскую контратаку на Невольен, захватив несколько пленных. 23-го сентября мы заняли деревню Агомах, Комарджан, Хиристиан, Камила, Купулук и Элишан. На дойранском фронте без перемен». (ПТА).
КОРФУ, 24-го сентября (7-го октября). Из Солуни от 23-го сентября нам передано официальное сообщение сербского генерального штаба, следующим образом резюмирующее операции сербской армия с 10-го по 23 сентября:
«Разбитые 15-го сентября у Малка-Нидже, где мы захватили 32 орудия и много военных припасов, болгары отступили на крайне сильную пограничную укрепленную линию, которая от Каймакчалана, через Старков-Гроб, направляется к Совичским и Крушоградским позициям. Эта линия усиленно укреплялась в течение всего лета; здесь были устроены многочисленные траншеи, защищавшиеся тщательно оборудованными проволочными заграждениями. Кроме того, эта линия очень сильна и по естественным условиям, так как восточная половина ее имеет ярко выраженный горный характер.
Наша атака была направлена против самого важного пункта этой линии—массива Каймакчалан, достигающего высоты 2525 метров и представляющего высшую точку всей линии границы. Болгарским войскам был дал приказ защищать эту линию до последнего человека. Однако, несмотря на отчаянное сопротивление противника, уже 10-го сентября войска Дринской дивизии захватили главную вершину Каймакчалана и они же первые водрузили сербское знамя на священной почве нашего отечества.
Тем временем болгары упорно защищали остальную часть Каймакчалана. К ним подошло на помощь несколько батальонов соседних полков и, кроме того, через Софию с Огрумского фронта был доставлен новый полк в полном составе. Сознавая важность Каймакчалана, болгары на рассвете 17-го сентября большими силами, взятыми из состава четырех различных дивизий, направили отчаянную контратаку на Каймакчалан. Эту контратаку болгары назвали в своем сообщении своей «победой», но на самом деле она явилась для них новым кровопролитным поражением.
Своей атакою болгары овладели только некоторыми сильно выдвинутыми нашими траншеями, но решительно нигде им не удалось дойти до главной нашей линии. Самым ярким доказательством неудачи болгар 17-го сентября явилась наша блестящая атака 21-го сентября, отдавшая в наши руки весь Каймакчалан. Болгарские войска были обращены в паническое бегство и рассеялись во все стороны, оставив в наших руках 4 полевых и 4 горных орудия, а также большое количество военного материала. Что касается потерь, понесенных болгарами на Каймакчалане, то можно получить о них представление по захваченным нами болгарским документам. Из них, например, вытекает что в 11-м болгарском полку выбыло из строя 73 офицера и более 3.000 нижних чинов.
Среди взятых в плен оказалось значительное число офицеров, заболевших душевною болезнью вследствие силы огня нашей артиллерии. Во время этого боя наше левое крыло было ограждено от всяких неожиданностей, благодаря операциям франко-русских войск в районе Флорины. Здесь были заняты значительные силы болгар, что содействовало облегчению нашей задачи. Последствия захвата нами Каймакчалана вскоре были ощущены на всем фронте против Монастыря. Расширив наши атаки направо и налево, мы направили главные наши усилия на Старков-Гроб.
Наш натиск был так энергичен, что уже на рассвете 20-го сентября болгары принуждены были бежать со Старкова-Гроба. Падение Старкова-Гроба именно немедленным последствием отступление болгар на всем фронте против Монастыря. Сербские войска в ток же день перешли через реку Црну и достигли Кенали, в то время, как союзники на западе от этого места стали продвигаться в направлении к Монастырю.
В этот памятный день сербские знамена развевались в семи деревнях освобожденной Сербии. Со слезами радости освобожденное население встретило наши войска». (ПТА).
Военный обзор
На главном русском фронте
После двухдневного перерыва в боевых столкновениях сегодняшнее сообщение штаба Верховного Главнокомандующего отмечает снова решительный натиск наших войск на Владимир-Велынском направлении, где в районе д. д. Затурцы—Шельков—Бубнов на фронте около 18—20 верст сейчас происходят весьма ожесточенные бои. Наступая вперед, войска генерала Коледина начинают расстраивать сильную линию сопротивления противника и местами уже достигли заметного успеха. Расположение противника, как говорит наш официальный источник, на некоторых участках последнего отмеченного нами фронта, прорвано и наши войска уже успели укрепиться на занятых позициях.
Чтобы судить об относительном значении достигнутаго войсками генерала Коледина, успеха, необходимо иметь в виду, что линия Затурцы— Шельвов—Бубнов занимает центральное положение на всем выпуклом 100 верстном фронте района Луцкого прорыва, правый фланг которого приходится на изгибе реки Стохода у д. Углы, а левый у местечка Берестечко, при слиянии Стыри с рекою Небожкой у самой австрийской границы. Таким образом на Владимир-Волынском направлении наши войска, до сего времени имевшие наиболее выдвинутое положение продвинулись к западу еще больше и снова оттянули внимание противника от Ковельского района, расположенного в 60—70 верстах к северу от последнего.
Успех генерала Каледина представляется особенно ценным в том отношении, что на участке Затурцы—Шельвов—Бубнов у противника до сего времени находится наиболее сильная группа войск, на роль которой возложена очень ответственная задача по прикрытию всего Ковель-Львовского театра военных действий.
Уже неоднократно печать наша отмечала тот факт, что сюда противником были стянуты наибольшие подкрепления и если обратиться с этим вопросом к одной из крупнейших английских газет, то мы увидим, что в начале нашего наступления на львовских путях находилось всего лишь шесть австро-венгерских дивизий и одна дивизия германская. Последняя находилась здесь в течение всего зимнего периода затишья и известна была под номером 48.
Какие усилия проявляют германцы для защиты Львова, показывают прибывающие резервы и подкрепления.
С Балканского театра военных действий прибыла 105-я германская дивизия, и с рижского 119-я. В сентябре месяце прибыли с западного французского фронта еще 123-я и 208-я пехотные дивизии. Кроме того, были добавлены еще части первой резервной и третьей гвардейской прусской дивизий. Подкрепления при этом прибывали не корпусами и дивизиями, как это было раньше, а дивизиями и даже отдельными полками, каждый со своей артиллерией.
Не касаясь далее более подробного перечисления прибывших на наш юго-западный фронт частей германских армий северного, западного и франко-бельгийского фронтов в течение минувшего лета и настоящих осенних месяцев, английская газета между тем отмечает, что в настоящее время у Галича и Нараювки в одной из соединенных австро-германских армий имеется уже восемь германских дивизий, две турецких и три с половиной дивизии австрийских. Из прежних австрийских дивизий три были целиком уничтожены, а одна отправлена на румынский фронт.
Несмотря, однако, на это усиление фронта противника боевые действия руководимые генералом Брусиловым развиваются очень успешно для русской армии. Бои идут, напоминает указанный выше источник, "на истощение противника" и посему развиваются довольно медленно, но развитие их весьма благоприятно для русского оружия.
Действительная обстановка указывает, что таковое мнение имеет фактическое подтверждение и последний успех на важнейшем участке позиций генерала Каледина служит в этом отношении прекрасной иллюстрацией. Самая сильная группа противника на Владимир-Волынском направлении начинает понемногу сдавать и уступать нам свои позиции.
На Галич-Рогатинском участке нашего фронта противник произвел неудачную для себя контратаку к востоку от города Брзежаны в районе к югу от д. Шибалина, находящейся к 4 верстах от названного города. Видимо, противник ударом с севера хочет остановить наступление галичской группы наших войск, но это ему совершенно не удается.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 07 октября (24 сентября) 1916 года
Первая мировая война. 08 октября (25 сентября) 1916 года
Первая мировая война. 09 октября (26 сентября) 1916 года
Первая мировая война. 10 октября (27 сентября) 1916 года
Первая мировая война. 11 октября (28 сентября) 1916 года
|