10 июля (27 июня) 1915 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
27 июня.
В шавельском районе, к западу от Немана, на наревском фронте и на левом берегу Вислы без существенных перемен.
На Бобре, ниже Оссовца, у селения Бржостово неприятель пытался навести мост. Однако, наша артиллерия разбила мост огнем, а остатки были разобраны нашими разведчиками.
В долине Писсы нами захвачен неприятельский аэроплан.
На участке Еднорожец—Прасныш оживленный огневой бой и отдельные стычки.
На болимовском направлении у селения Гумин неприятель, атаковавший под прикрытием ядовитых газов наше расположение, нигде продвинуться не мог, и мы полностью занимаем наш прежний фронт.
На люблинском направлении наше наступление распространилось на весь район от устья ручья Подлипе до ручья к югу от Быхавы. Неприятель продолжает отступать, пытаясь задерживать нас. Особенно упорное сопротивление он оказывает на высоте 118, что к югу от селения Вильколаз Горн. Число взятых пленных возросло свыше 15,500.
От Быхавы до Западного Буга боевых действий не происходило, за исключением отбитой нами у селения Масломенче атаки германского полка.
На Буге, Золотой Липе и Днестре без перемен. Наши разведчики производят на всем фронте поиски, в течение коих за сутки захвачено несколько сот пленных. Неприятель при безуспешной атаке селения Купче на Буге оставил перед нашим фронтом до 500 убитых и раненых.
От штаба Кавказской армии
26 июня
В приморском районе и ольтинском направлении редкая перестрелка.
В районе Кара-Дербента, на фронте Кара-Дербент, наши часта удерживают свои позиции против натиска турок, получивших сильное подкрепление.
На остальном фронте без перемен.
27 июня
За 24-е июня на приморском и ольтинском направлениях — перестрелка.
В Пассинской долине, в районе Кара-Дербента, идет огневой бой. К северу от селения Авбазик турки повели наступление, которое отбито. Под вечер турки возобновили наступление на Авбазу.
В мелазгертском районе турки пытались наступать к Ахлату, но легко отбиты.
На остальном фронте — без перемен.
Германский театр военных действий
27-го июня.
У Осовца в ночь на 27-е июня наш гарнизон произвел вылазку, и разрушил неприятельские сапные работы.
В районе Едвабна мы захватили и взорвали две неприятельские минные галереи.
Галицийский театр военных действий
27-го июня.
На фронте Юзефов—Быхава бои продолжались. Неприятель продолжал удерживать высоту 118 и фольварк Коверск и вел энергичную контратаку между Быстржицей и указанным фольварком. Однако атака эта отбита нами с значительными для неприятеля потерями.
К югу от Быхавы мы взяли до 900 пленных с 14 офицерами и 3 пулемета.
Турецкий театр военных действий
27-го июня.
В приморском районе и на ольтинском направлении велась редкая перестрелка.
В районе Кара-Дербента, на фронте Кара-Дербент — Джамбек, турки, получив сильное подкрепление, перешли в наступление, но наши войска удержали свои позиции.
Дневник военных действий. К. Шумского
„Борьба за Вислу".
После очищения Львова наступил наиболее значительный момент в операциях австро-германских армий генерала Макензена. Противник прошел Западную Галицию, миновал линию реки Сана, и ему предстояло произвести стратегический маневр поворот к северу, к нашей границе, чтобы выйти на тот правый берег Вислы, который составлял конечную цель всей новой кампании, затеянной немцами.
Во исполнение этого австро-германские армии, вытянувшиеся от Вислы, у впадения Сана, мимо Львова и вдоль всего Днестра до Румынии, начали поворот "правым плечом вперед", т.-е. вся линия фронта стала описывать дугу правым крылом в Восточной Галиции, имея неподвижным левое крыло у Вислы, в Люблинской губернии. Соответственно этому наши войска, намечая продолжение дальнейшего отхода впредь до того момента. который будет избран для решительного сражения, стали понемногу отходить из Восточной Галиции, производя беспрерывные контратаки при отходе и нанося потери противнику.
Этот поворот занял около недели, и в результате армии противника развернулись у южной границы Люблинской, Холмской и Волынской губерний фронтом на север.
Расположение противника представляло собою не прямую линию, а так называемую "уступную форму", где пять групп войск противника были расположены уступами одна за другой, т.-е. позади и правее или левее каждой армии располагалась следующая армия. Уступным расположением называется такое, где части войск поставлены не рядом друг с другом, а одна правее или левее и позади другой. Такое расположение обеспечивает крыло впереди стоящей армии, ибо, если его обойти, то сзади стоящая армия в свою очередь обходит обходящего.
Такое уступное расположение приняли австро-германские войска. При этом в центре и впереди всех выдвинулась между Бугом и Вепржем, в Люблинской и Холмской губерниях, германская армия Макензена, а вправо и влево от нее и позади нее стали другие армии. Вправо и позади армии Макензена стала австрийская армия Бем-Ермоли. Вправо и позади армии Бем-Ермоли стала германская армия Лицингена. Вправо и позади германской армии Лицингена стала австрийская армия Пфланцера.
Таким образом германская армия Макензена стояла впереди, а вправо и сзади нее, в виде лестницы, стояли три армии, одна сзади другой, обеспечивая этим правое крыло армии Макензена.
Для обеспечения левого крыла, влево и позади армии Макензена расположилась австрийская армия эрцгерцога Иосифа-Фердинанда.
В таком виде все построение представляло собою форму клина, где головную острую часть образовывала собою масса армии Макензена, в Люблинской и Холмской губерниях, имевшая, по-видимому, задачу протискиваться вперед, раздвигать наше расположение и этим облегчать продвижение остальным армиям, находящимся вправо и влево от нее.
Как самое направление наступления, так и тот порядок, в котором его начали армии противника, представляют собою почти точную копию августовского наступления австрийцев, закончившегося, как известно, разгромом их в Галицийской битве. Тогда так же, как и сейчас, двигался между Вепржем и Западным Бугом, в Люблинской и Холмской губерниях, миллион австрийцев, имея позади себя, вправо и влево, уступы в виде других армий, обеспечивавшие оба крыла того миллиона, который вел главное наступление.
Из этого можно видеть, что немцы с началом весны решили повторить австрийский план. Необходимо отметить, что австрийская печать и австрийские военные исследователи всегда настаивали на том, чтобы немцы бросили Францию и повели наступление через Галицию и оттуда через Люблинскую и Холмскую губернии, для того, чтобы прорезать Польшу с юга на север и таким образом отрезать клин, вдающийся в германскую территорию - Царство Польское. Этот план австрийцы предлагали не только после неудач немцев во Франции, но и перед самой войной, и вообще всегда настаивали на том, чтобы немцы повели сначала наступление в нашу сторону, конечно, совместно с ними. Такой план, как известно, поддерживал фон-дер-Гольц, предлагавший воспользоваться медленностью нашей мобилизации в начале войны, проникнуть как можно глубже на нашу территорию и затем уже повернуться во Францию.
Кронпринц отстоял план нападения сначала на Францию, а затем на Россию, и австрийцы были оставлены в одиночестве на восточном фронте, где и потерпели поражение.
Несмотря на неудачи австрийцев в Галицийской битве, несмотря на собственное поражение на Марне, германцы не пожелали принять австрийский план и в октябре повели неудачное наступление на Варшаву. Австрийцы продолжали настаивать на том, чтобы был принят их план—движение через Галицию и Люблинскую губернию.
Затем последовало наступление немцев из Восточной Пруссии, где они также не достигли намеченной ими стратегической цели,—занятия правого берега Вислы с Варшавой, и австрийцы опять стали настаивать на своем плане. Далее пал Перемышль, и тогда в австрийской печати появился ряд статей, из которых можно было узнать об этом беспрерывном споре между австрийским и германским генеральными штабами. Австрийцы прямо винили немцев в том, что те бросили их одиноких перед превосходными силами на восточном фронте, доказывали немцам, что все их способы овладеть правым берегом Вислы никуда не годятся, и что единственный способ проникновения на правый берег Вислы движение через Галицию и Люблинскую губернию совместно с австрийцами.
Таким образом, через 9 месяцев войны, немцы наконец склонились на австрийское предложение и начали новую кампанию по австрийскому плану, намечая продвижение по Западной Галиции, затем поворот к северу и движение по правому берегу Вислы на Ивангород и Брест-Литовск.
В то же время наш противник, как известно, сосредоточил значительные силы и на другом крыле своего стратегического фронта, а именно на левом в Прибалтийском крае. Это обнаруживало, что противник будет пытаться осуществить тот план, о котором много писалось в различных брошюрах до войны, план движения двумя массами: одной с юга на север, из Галиции через Люблинскую и Холмскую губернии, а другой из Прибалтийского края, с севера на юг с тем, чтобы эти обе колонны соединились вместе и таким путем овладели бы передовым театром - Царством Польским.
Конечно, в основной своей идее этот план преследует не овладение известной территорией Царством Польским, во имя приобретения таковой, а занятие оборонительной линии реки Вислы.
Если взглянуть, так сказать, с широкой точки зрения на общий характер операций наших противников за первые 10 месяцев войны, то можно видеть, что все их усилия свелись к тому, чтобы создать как можно более сильную оборону на западном -французском фронте, а также на южном фронте — итальянском. На западном фронте в настоящее время имеются три линии укреплений: первая линия—нынешняя, занимаемая теперь германскими войсками в Восточной Франции, вторая линия подготовленная в Бельгии, третья линия - река Рейн с крепостями. Каждая из первых двух линий состоит из многих десятков линий укреплений, с проволоками, скорострельными орудиями и пулеметами, образующими собою как бы сплошные, едва одолимые стены.
Такая же стена создана, в виде укрепленного Трентино, на южно-итальянском фронте, и это так же задерживает операции итальянской армии, как линии укреплений во Франции задерживают операции французской армии. И там и здесь немцы, благодаря силе укреплений, пулеметам и артиллерии, имеют возможность держать весьма небольшое число войск и могут всю массу бросить на восточный фронт.
К этой работе — созданию „двух оборон" на французском и на итальянском фронте — свелись все усилия немцев за 10 месяцев войны. Для окончания этой „оборонительной работы" немцы и намечают овладение линией реки Вислы, дабы создать себе столь же сильную оборону и на нашем фронте, усиленную еще глубокой и широкой рекой. Эти три обороны объемлют собою первую половину немецкой программы, их плана действий.
Вслед затем, после создания этих трех оборон, противники будут стремиться избрать один какой-либо фронт для того, чтобы сосредоточить там сколь возможно большее число сил, добиться решительных результатов и принудить эту сторону к миру; на остальных же фронтах созданные оборонительные системы дадут возможность держать в это время весьма мало войск.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 06 июля (23 июня) 1915 года
Первая мировая война. 07 июля (24 июня) 1915 года
Первая мировая война. 08 июля (25 июня) 1915 года
Первая мировая война. 09 июля (26 июня) 1915 года
Первая мировая война. 10 июля (27 июня) 1915 года
Первая мировая война. 11 июля (28 июня) 1915 года
|