04 марта (20 февраля) 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
20-го февраля 1916 года.
Западный фронт
На Двине, между Двинском и Якобштадтом, и около Иллукста было несколько удачных поисков наших разведчиков.
Далее к югу и на Галицийском фронте обычная перестрелка.
Кавказский фронт
В Персии после боя занят г. Биджар, что в 70 верстах северо-западнее Хамадана.
Западный фронт
20-го февраля.
Боевых столкновений не было.
Юго-западный фронт
20-го февраля.
Боевых столкновений не было.
Франко - англо - бельгийский фронт
ГАВР, 17-го февраля (1-го марта) Бельгийское сообщение:
«На фронте бельгийской армии не произошло ничего существенного».
ЛОНДОН, 18-го февраля (2-го марта). Официальное сообщение британской квартиры во Франции:
«Вчера на нашем фронте произошло 20 воздушных боев. О потерях неприятеля сообщено вчера. Одна из наших летательных машин не возвратилась с рекогносцировки. Минувшей ночью к северу от реки Соммы наши пулеметы рассеяли неприятельский отряд, пытавшийся выйти из траншей под прикрытием артиллерийского огня».
ЛОНДОН, 18-го февраля (2-го марта). Официально сообщается, что германский гидроплан, появившись вчера вечером над юго-восточным побережьем Англии, сбросил несколько бомб. Никаких повреждений военного характера не причинено. Согласно донесению, убит 2-месячный ребенок.
ПАРИЖ, 17-го февраля (1-го марта). Официальное сообщение от 17-го февраля, 3 час. дня:
«В районе к северу от Вердена, так же, как в Вевре, за истекшую ночь не произошло ничего существенного; лишь продолжалась с перерывами артиллерийская перестрелка на различных пунктах фронта. На пространстве между Реньивилль и Ременовилль, к западу от Понт-а-Муссона, мы обстреляли вторую и третью линии неприятельских окопов, в которых германцы, по-видимому, производили пробную тревогу.
В Эльзасе наши батареи обстреливали пути связи неприятеля в районе Сернэ и в долине реки Тюр. Один из наших аэропланов с двойным мотором сбил неприятельский аэроплан, который упал у Лабассэ в германские траншеи и при падении загорелся».
ПАРИЖ, 17 го февраля (1 -го марта). Официальное сообщение от 17-го февраля, 11 час. вечера:
«В Бельгии наша артиллерия совместно с британской успешно обстреливала неприятельские траншеи к юго-востоку от Безинге. К востоку от Реймса отряд неприятельских войск, в количестве приблизительно двух рот, пытавшийся подойти к нашим линиям, был обращен в бегство нашим огнем, причем оставил на месте убитых.
В районе Вердена в течение дня не происходило никаких пехотных боев. Неприятель продолжал обстреливать наши позиции к западу от реки Мааса, на пространстве между Маланкуром и Форж, а также к востоку от названной реки, в районе Во и Данлу и, наконец, в Вевре, у Френ. Наша артиллерия поддерживала энергичный огонь на всем фронте. К западу от Понт-а-Муссона огнем наших траншейных орудий были изрыты неприятельские укрепления в Лепретрском лесу. Наша тяжелая артиллерия обстреляла сооружения неприятеля в районе Тиокур. В Эльзасе наши батареи поддерживали довольно сильный огонь в долинах рек Фехт и Доллер».
ПАРИЖ, 17-го февраля (1-го марта). По поводу боев у Вердена газета «Теmрs» пишет:
«Положение в общем удовлетворительное, но все же остается весьма серьезным. Наш сильный враг предпринял наступление в столь широком масштабе и с применением такого количества войск не для того, чтобы отказаться от дальнейших действий после полу неудачи. Он возобновит свои атаки на том же фронте или в других частях фронта того же района. Было бы опрометчиво предполагать, что его натиск на верденский район останется единственной попыткой. Наше высшее командование, от которого не ускользают движения неприятеля, готово встретить это новое наступление с необходимой энергией. Мы дошли до такого фазиса войны, когда Германия, под натиском крупных затруднений внутреннего характера, не остановится ни перед какими средствами для того, чтобы во чтобы то ни стало выйти из затруднительного положения».
Газета воспроизводит телеграмму императора Вильгельма, свидетельствующую о том, что он надеялся на взятие Вердена. Телеграмма эта, посланная в ответ на принесенные ему поздравления по телеграфу ландтагом Бранденбургской провинции гласит:
«Я глубоко радуюсь новым высоким доказательствам стойкости бранденбуржцев и запечатленной кровью верности, которую сыны этой провинции явили в недавние дни боев вокруг самой сильной крепости нашего главного врага».
Итальянский фронт
РИМ, 18-го февраля (2-го марта). Официальное сообщение итальянской главной квартиры:
«17-го февраля наши отряды, преодолев неимоверные трудности, представляемые местностью и атмосферическими условиями, расширили и закрепили за собою занятую ими линию к западу от горного кряжа Монт-Мармолада в области Монтенеро. Наши патрули произвели смелые разведки в направлении неприятельских позиций у Мрзли, бросив в траншеи неприятеля несколько ручных гранат, чем вызвали смятение. Особенной интенсивностью отличались артиллерийские бои в области Горицы. Неприятель бомбардировал некоторые населенные местности, причинив материальные убытки. Человеческих жертв не было. Наша артиллерия обстреляла с явно благоприятными результатами передвигавшиеся неприятельские войска, наблюдательные пункты и пр.»
Война на море
ЛОНДОН, 17-го февраля (1-го марта). По сообщению агентства Ллойда, английский пароход «Тhоrnabу» потоплен. Весь экипаж погиб.
ХРИСТИАНИЯ, 18-го февраля (2-го марта). Норвежский пароход «Меdеmi», шедший в Англию, был на дороге атакован аэропланом, сбросившим на него несколько бомб, из которых, однако, ни одна не попала в пароход. После этого аэроплан скрылся в восточном направлении. Пароход «Меdеmi» шел под норвежским флагом, а борта его были выкрашены в норвежские цвета.
Война в колониях
ЛОНДОН, 10-го (29-го) февраля. Командующий английскими войсками в Египте, генерал Максвел, телеграфирует:
«Происшедший 13-го февраля бой закончился решительным успехом. Неприятельские силы, находившиеся под личным командованием брата Энвера-паши, Нури-бея, и занимавшие сильную позицию к юго-востоку от Баррами, были атакованы южно-африканской пехотой, нанесшей поражение неприятелю, в то время, как дорсетширские иоманри произвели блестящую штыковую атаку, во время которой Нури-бей был убит, а главный его помощник Гаафар ранен и взят в плен вместе с двумя другими турецкими офицерами. Кроме того взят один пулемет. Неприятель оставил на месте, боя свыше 200 убитых и раненых».
Сообщение Гл. управления генерального штаба
Гл. упр. ген. штаба сообщило, что в газете «Русский Инвалид» от 19-го февраля сего года за № 48 была помещена заметка под заглавием «Наша болтливость». В этой заметке, подписанной псевдонимом «Зритель», сообщается о том, что наши военнослужащие, преимущественно из прапорщиков, занимающие младшие должности военные чиновники, сестры милосердия и жены офицеров, побывшие в действующей армии, совершенно открыто говорят о формированиях новых воинских частей, перемещениях крупных войсковых соединении, назначениях высших начальствующих лиц и т. п., невольно оглашая сведения, которые носят строго секретный характер и могут быть известными по службе только самому ограниченному кругу лиц.
Как можно заключить из названной заметки, разговоры на упомянутые темы особенно свободно ведутся в пассажирских поездах, обращающихся в тыловых районах.
Ознакомившись с названною заметкой, Его Императорское Величество Государь Император в 20-й день февраля сего года Высочайше соизволил повелеть военному министру принять меры против излишней откровенности в разговорах всех без исключения причастных к армии лиц, в целях сохранения необходимой служебной тайны
(Пр. Казанск. в. о. 10 марта № 319).
Военный обзор
На главном русском фронте
Последние сообщения штаба Верховного Главнокомандующего на главном нашем фронте отмечают лишь артиллерийское состязание, происходящее то с ослабевающей, то с возрастающей энергией на берегах реки Западной Двины. На Рижском фронте такой огонь происходил перед этим в районе острова Далена и местечка Икскюля, а в районе Фридрихштадта и устья реки Лауде и праваго фланга Двинской позиции сильный огонь поддерживается и теперь.
Задаваясь вопросом о причинах энергии, поддерживаемой Гинденбургом против нашего северного фронта, английские источники ставят их в связь с операциями, происходившими до сего времени на нашем юго-западном фронте, объясняя их тем, что фельдмаршал Гинденбург вел здесь широкую демонстрацию, стремясь держать русские армии под впечатлением предпринимаемого им зимнего наступательного похода.
Австрийцы первые пытались перейти в наступление в районе города Тарнополя еще 23-го ноября минувшего года, но были отброшены на линию своих укрепленных позиций. Тогда германцы повели в свою очередь наступление на реке Стрыпе, которое также кончилось неудачно для них. Начиная с середины декабря, однако, бои в этих районах стали принимать все более и более оживленный и упорный характер, предшествуя наступлению наших армий. В течение этих горячих боев Гинденбург и старался поддержать свои южные армии тем, что обнаружил якобы наступательную тенденцию. Однако, отмечает тот же источник, русские не поддались на эту удочку и сохранили группировку, необходимую им для выполнения намеченных стратегических операций.
Убедившись в бесполезности таких действий, фельдмаршал Гинденбург, поддерживая энергию на берегах реки Западной Двины, но в гораздо меньшем уже масштабе, увел в тыл лучшие свои войска для сформирования стратегического резерва.
Полагая, что последние меры Гинденбурга гарантировали возможность присылки подкреплений на Галицийский и Буковинский фронты, австро-германцы, по мнению указанного источника, имели возможность не щадить людей в боях на реках Стыри, Стрыпе и Днестре. При этом наибольшие силы противника были сосредоточены в районе Чарторийска и Черновиц. Достигнутые русскими войсками успехи в Галиции и Буковине заставляют германцев придерживать собранные здесь крупные силы и даже направлять сюда новые, что, в свою очередь, лишило их возможности выполнить намеченные планы.
Под «намеченными планами» нужно вероятно подразумевать неудавшееся наступление армии фельдмаршала Макензена против Салоникского англо-французского экспедиционного корпуса генерала Серрайля.
В справедливости этого предположения сомневаться теперь вовсе не приходится, так как, видимо, внимание наших противников от Балканского театра военных действий отвлечено почти окончательно.
Болгарская армия в этом отношении понесет теперь всю тяжесть своего одиночества, так как даже надежда на выручку турецкими войсками, после Эрзерумского разгрома, отпала совершенно. По сведениям последнего времени, почти все германские части уведены с Балкан на другие фронты и только немного сил держится в Царьграде для поддержания турок в повиновении германскому главному руководству и все громкие заявления о походе Макензена на Салоники сплошная бутафория.
Исходя из этой точки зрения, по вопросу о создавшемся положении на Балканах, нельзя не подчеркнуть того блестящего результата, которого достигло наше высшее командование, предпринявшее недавний нажим в приграничных с Румынией районах. Карты нашего противника смешались. Проверка, таким образом, прочности замыслов противника на Балканах обнаружила полную несостоятельность расчетов германской главной квартиры и эрзерумский погром явился отраженным отзвуком шаткости принятых германцами планов на второстепенных театрах войны.
Когда намечался поход на Балканы и об этом вопросе появились сведения, которые отмечали, что германцы взяли значительные силы для этого с нашего фронта, которые составили армии фельдмаршала Макензена, мы отмечали, что решение это противоречило основным принципам стратегии, которые указывают, что отвлечение внимания от главных театров военных действий на второстепенные не проходит безнаказанным.
Конечно, положение создалось такое, что приходилось выручать задыхавшихся турок, но зато германцы, вместо того, чтобы сохранить и подготовить на главных фронтах и, главным образом, на нашем, лишние 10—12 дивизий, измотали их на Балканах и теперь когда вот-вот события должны принять грандиозные размеры, сохранение в свежем виде даже нескольких лишних полков может сыграть весьма серьезное значение.
Надо думать, что с этой точки зрения германское верховное командование чувствует значительный ущерб в распределении своих сил и если успокаивает себя чем-нибудь, то главным образом компенсацией, выразившейся в том, что отвлекло довольно значительные силы англо-французов с главного французского фронта.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 29 (16) февраля 1916 года
Первая мировая война. 01 марта (17 февраля) 1916 года
Первая мировая война. 02 марта (18 февраля) 1916 года
Первая мировая война. 03 марта (19 февраля) 1916 года
Первая мировая война. 04 марта (20 февраля) 1916 года
Первая мировая война. 05 марта (21 февраля) 1916 года
|