01 марта (17 февраля) 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
17-го февраля 1916 года.
Западный фронт
Северо-западнее Фридрихштадта и над Двинском немецкие аэропланы бросали бомбы и стреляли из своих пулеметов.
В районе озера Свентен нами уничтожена партия немцев, выбежавшая из окопа под действием нашего артиллерийского огня.
Кавказский фронт
В Турции преследование противника продолжается.
В Персии, на Керманшахском направлении преследование противника также продолжается, причем нами взято еще два орудия.
На битлисском направлении турки в районе Мезре пытались перейти в наступление, но были отражены.
Западный фронт
17-го февраля.
Боевых столкновений не было.
Юго-западный фронт
17-го февраля.
Боевых столкновений не было.
Франко - англо - бельгийский фронт
ГАВР, 14-го (27-го) февраля. Бельгийское сообщение:
«На бельгийском фронте затишье».
ЛОНДОН, 14-го (27-го) февраля. Сообщение британской главной квартиры во Франции:
«Прошлою ночью мы отбили слабую атаку неприятеля на наши траншеи, расположения к северо-востоку от канала Ипр-Комин. Сегодня происходит артиллерийская перестрелка близ Гюлюка, Ипра и Армантьера».
ПАРИЖ. 14-го (27-го) февраля. Официальное сообщение от 14-е февраля, 11 ч. вечера:
«На пространстве между Суассоном и Реймсом наша артиллерия обстреливала неприятельские полевые укрепления, расположенные против Венизеля и к востоку от Троайона. В раионе к северу от Вердена, после ожесточенных боев, происходивших в течение предшествовавших дней, сегодня наблюдалось некоторое ослабление активности неприятеля, за исключением участка фронта между возвышенностью Дуомон и плоскогорьем, расположенным к северу от селения Во, где германцы повели против наших позиции энергичную атаку, но были отбиты.
К востоку и западу от Дуомонской позиции, склоны которой усеяны трупами германцев, наши войска окружают тесным кольцом части неприятельских войск, которые продвинулись до этого места, но ныне с трудом здесь удерживаются. По последним сведениям, вследствие обстрела артиллерией обеих сторон и нам и германцам пришлось оставить возвышенность Талон, которая ныне никем не занята.
В Вевре неприятель вступил в соприкосновение с нашими передовыми постами у Бланзе и Оранвиль, однако, попытки его продвинуться к возвышенности «251» потерпели неудачу. В Вогезах происходила артиллерийская перестрелка у Гартмансвейлеркопфа, причем мы здесь рассеяли неприятельский отряд в районе Сенон».
Сербский фронт
КОПЕНГАГЕН, 14-го (27-го) февраля. Из Вены сообщают официально:
«Сегодня австрийские войска заняли Дураццо. В городе возникли пожары».
Война в колониях
ЛОНДОН, 14-го (27-го) февраля. Военное министерство сообщает:
«Вчера утром неприятельская колонна была атакована к юго-востоку от Баррами отрядом генерала Секинса, состоящим из африканских войск, иоманри и территориальной артиллерии. К 3 ч. 30 м. дня неприятель был совершенно разбит и обратился в бегство, преследуемый нашей кавалерией. В 4 ч. дня с аэропланов было донесено, что преследование неприятеля продолжается».
Война на море
ЛОНДОН, 14-го (27-го) февраля. Английский почтовый пароход «Маlаjа» водоизмещением в 12.800 тонн на высоте Дувра наскочил на мину и затонул. Пароход шел в Бомбей; на нем находилось 57 пассажиров.
ЛОНДОН, 14-го (27-го) февраля. Прибывшими к месту гибели парохода «Маlаjа» шлюпками спасена большая часть пассажиров и команды. По-видимому, число погибших невелико. Место катастрофы находится в двух милях от Дувра. Взрыв мины был настолько силен, что сотрясение ощущалось даже в Дувре. Английский пароход-цистерна «Еmргеss оf Fоrt William», подошедший к месту происшествия для спасения пассажиров с «Маlаjа», наткнулся на мину и затонул через 30 минут; экипаж его спасен.
Дневник военных действий К. Шумского
Разгром турок после Эрзерума
После разгрома третьей турецкой армии под Эрзерумом и поистине героического штурма этой крепости, турки начали отступать по всем путям, которые открывались из Эрзерума. Как известно, Армения и, в частности, Эрзерум являются центром важнейших путей Азиатской Турции, и именно от Эрзерума расходятся дороги, во-первых, к Константинополю, во-вторых, к Чёрному морю - к Трапезунду и, в-третьих, в Месопотамию к Багдаду.
Значение этих путей огромно, и ими еще пользовались древние народы, как главными путями, связывающими, во-первых, Европу с Африкой, во-вторых, Кавказ с Сирией и Египтом и, наконец, Месопотамию с Аравией.
Поэтому, если, с одной стороны, турки отступили по всем трем расходящимся направлениям - к северо-западу - к Трапезунду, к западу в Константинопольском направлении и к юго-западу в Месопотамском направлении, то и для нас открываются также все эти три направления.
Нам уже приходилось упоминать, что такое отступление по трем расходящимся дорогам, тремя отдельными группами, носит название „эксцентрического отступления". Такое отступление предпринимается той армией, которая во всяком случае желает избегнуть боя. В таком положении находились и турки, ибо и они, естественно, желали во всяком случае избегнуть боя.
В этом случае отступающий, расходясь по разным дорогам, рассчитывает на то, что преследующие его войска также разделятся на части, чтобы пойти по тем же самым дорогам, и, следовательно, нажим будет слабее.
Однако в данном случае расчеты турок не оправдались, вследствие того, что наши войска, тотчас же после занятия Эрзерума, искусным преследованием и маневром откололи совершенно левое крыло турок, попавшее в тупик в приморском районе. Затем правое крыло турок, отступавшее в юго-восточном направлении в Месопотамию, в свою очередь откололось от центра. И турецкий центр остался в „одиночестве".
Для того, чтобы определеннее и яснее представить себе положение, в котором оказались турки после Эрзерума, скажем несколько слов о путях и целях, которые открываются после занятия Эрзерума. Из упомянутых выше трех путей главным является путь на запад, через Сивас и Ангару к Константинополю. По этому пути и отступает турецкий центр—Х-й корпус третьей турецкой армии. На этом пути следует считать 470 верст до Сиваса, оттуда 400 верст до Ангары, и далее менее суток по железной дороге до Босфора.
Левое крыло турок -IХ-й турецкий корпус находился к приморском районе и главными силами не принимал непосредственного участия в эрзерумской операции, стремясь все время наступать в приморском направлении, т.-е. как бы угрожая путям на Батум. После занятия Эрзерума, этот корпус начал отступать назад по побережью Чернаго моря к важнейшей турецкой гавани Трапезунду. Однако путь, по которому двигаются наши войска от Эрзерума к Трапезунду, короче, а главное выводит к узлам дорог ранее, чем туда могли бы выйти войска приморского фронта турок, т.-е. их левого фланга.
Поэтому можно рассчитывать, что судьба левого турецкого фланга в приморском районе уже предрешена, и турки могут свободно выкинуть эти войска из своих стратегических расчетов, как попавшие в некий тупик у Черного моря, откуда они выбраться не могут.
Войска правого турецкого фланга могли отступать в Месопотамию по двум путям: один путь вел в Месопотамию черед Диарбекир - так называемый „Багдадский почтовый тракт". Другой путь вел от Эрзерума в Месопотамию через Хныс-Калу и Муш. Этот последний путь и есть знаменитый путь отступления 10.000 греков Ксенофонта, которые шли только в обратном порядке, чем сейчас отступают турки, а именно шли из Месопотамии на Эрзерум и далее на Трапезунд к Мерному морю.
Трудно сказать, какое из этих трех направлений было более важным, ибо все одинаково были весьма существенны. Значение главного пути на Константинополь, но которому отступал центр турецкой армии, не требует пояснений, и можно лишь добавить, что значение это еще увеличивалось оттого, что по этому пути спешили к разбитой третьей турецкой армии подкрепления из Европейской Турции.
Значение пути, где застрял левый турецкий фланг—IХ-й корпус, явствует из того, что этот путь выводил к Трапезунду. Роль Трапезунда, как стратегического пункта, огромная. У турок всегда все подкрепления, как людьми, так и различными видами снабжения и продовольствия, доставлялись из Константинополя к Эрзеруму только через одну точку - Трапезунд. Во время войны 1877 г. Трапезунд был постоянно завален всякого рода боевыми припасами, продовольствием и снабжением, которые должны были следовать к Эрзеруму, но были большею частью задерживаемы снежными заносами, а также и хаотическим беспорядком, который царил в турецкой администрации.
Принимая во внимание ужасные колесные пути Малой Азии, следует считать, что Трапезунд был той единственной точкой, через которую вся эрзерумская армия турок получала все необходимое для своего существования. Энергичные действии нашего флота в значительной степени парализовали движение турецких грузов по Черному морю к Трапезунду, но это не уменьшало значения Трапезунда, в случае его падения, ибо турки более всего опасались, чтобы в Трапезунде не оказалась новая неожиданная и крайне выгодная база для нашего флота. Если к этому добавить, что пути к Трапезунду были весьма короткими, и что к нему вело прекрасное шоссе, то этим всем и определится значение второго пути на Трапезунд.
Значение третьего пути, по которому отходило правое крыло турецкой армии,—пути на Месопотамию, вполне определяется тем фактом, что в Месопотамии находились английские войска генерала Эльмера, которому превосходство турецких сил в этом районе не позволяло развить своего наступления. Объединение операций, которое могло выразиться так конкретно в соединении наших войск с английскими,- то объединение, к которому всегда стремились союзники, получило бы при преследовании турок на этом пути самое наилучшее выражение.
Таким образом все три пути были важны, и вопрос сводился лишь к тому, какой из этих трех путей будет признан наиболее важным, и по которому из них будет произведено наступление.
Во время прежних войн с турками наши планы преимущественно оканчивались на занятии Эрзерума, и далее стратегическое предвидение не простиралось. Всегда считалось, что занятие Эрзерума составляет главную задачу наших операций в Азиатской Турции, и о дальнейших действиях после занятия Эрзерума говорилось лишь вскользь. Указывалось только, что после занятия Эрзерума предметом деятельности являются: черноморский порт Трапезунд, с занятием которого окончательно порывается морская связь эрзерумской армии с Европейской Турцией, затем Диар-бекир или Муш, как промежуточные пункты на пути в Месопотамию, и наконец, в-третьих, Сивас, как промежуточный пункт при движении к Константинополю.
Из этого видно, что при прежних войнах признавались одинаково важными все три направления, почему надо думать, что в настоящее время нет пока никаких определенных данных, которые давали бы преимущество одному направлению перед другими. Кроме того, наступление главной массы в том или другом направлении требует создания новой операции, тогда как пока после Эрзерума велось лишь преследование. Только по окончании этого преследования можно было ожидать создания такой новой операции.
Всякая операция, как известно, всегда требует предварительной административной подготовки, создания соответствующей и хорошо подготовленной административной базы, а также и операционной базы, т.-е. подготовки путей, устройства складов, организации этапов и т. п.
Поэтому надлежит считать, что ближайшей задачей после занятия Эрзерума является энергическое преследование третьей турецкой армии, с целью ее окончательного разрушения и стратегического уничтожения. Только по окончании преследования может иметь место длительная подготовка к новой операции.
Как видно из ряда сообщений о событиях после Эрзерума, преследование нашими войсками ведется крайне энергично, почему прежде всего результаты операции под Эрзерумом уже выражаются в том, что турки частью потеряли свою артиллерию, частью вынуждены будут потерять ее впоследствии, из-за невозможности вывезти ее по тяжелым скверным дорогам Малой Азии. Вслед затем потери турок как впереди Эрзерума, так и при взятии его и, наконец, при преследовании могут быть исчислены в 30-40 процентов, что неминуемо должно вести к сильному разложению третьей турецкой армии. Наконец IX-й турецкий корпус, попавший в тупик в приморском районе, тоже уже не может учитываться Турцией.
При таких условиях следует считать, что эрзерумская операция не только дала в наши руки Эрзерум, но и привела к столь сильному разгрому турецкой армии, что все азиатские области Турции оказались совершенно обнаженными. Это, естественно, не может не вызвать сильнейшего беспокойства в Турции, у которой азиатские владения составляют все, а европейские - лишь небольшой придаток.
Поэтому можно не сомневаться, что турки вынуждены будут перебросить свои войска из Европы в Азиатскую Турцию и, в связи с этим, принуждены будут отказаться от всех задач в Европе.
Это, в свою очередь, кончает все разговоры о возможности появления турок на главных фронтах войны. Затем, так как турецкие войска должны были составлять значительную часть общей болгаро-турецко-немецкой армии, которая должна была наступать на Салоники, то, очевидно, наступления на Салоники уже ожидать трудно. Мало того,—возможно наступление союзников от Салоник, так как войска противника, естественно, с уходом турок ослабеют численно. Это, в свою очередь, угрожает немцам потерей их стратегических позиций на Балканах, почему, в случае наступления союзников от Салоник, немцам снова придется послать Макензена с его дивизиями на балканский театр, для отстаивания этих своих стратегических позиций.
Между тем, как мы знаем, приближается период развития значительных операций на восточном фронте. И если немцы буду и вынуждены снова отослать Макензена с буковинского района на Балканы, то это, конечно, ослабит их силы в тот период, когда они должны быть сильнее всего, когда они будут стремиться разрешить окончательно судьбы войны в операциях на нашем театре.
Так сильный, искусный удар у Эрзерума может докатиться до Галиции и до нашего фронта, и в этом можно видеть еще раз, какая тонкая чувствительная связь существует между всеми театрами нынешней великой европейской войны, хотя бы и самыми отдаленными.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 26 (13) февраля 1916 года
Первая мировая война. 27 (14) февраля 1916 года
Первая мировая война. 28 (15) февраля 1916 года
Первая мировая война. 29 (16) февраля 1916 года
Первая мировая война. 01 марта (17 февраля) 1916 года
Первая мировая война. 02 марта (18 февраля) 1916 года
|