01 мая (18 апреля) 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
18-го апреля 1916 года.
Западный фронт
Боевых столкновений не было.
В районе Пулкарна, юго-восточнее Риги, наша артиллерия удачно обстреляла батарею неприятеля. Немецкая артиллерия открывала огонь по району ст. Икскюль и Икскюльского предмостного укрепления. На одном из участков Двинских позиций огнем нашей артиллерии был вызван пожар в окопах неприятеля.
К юго-западу от оз. Нароч немцы делали попытку выйти из своих окопов, но встречаемые нашим огнем, быстро уходили назад.
Юго-восточнее ст. Олыка, железной дороги Ровно—Ковель, противник трижды пытался окружить и атаковать дер. Хромяково, но каждый раз был отбиваем нашим артиллерийским, ружейным и пулеметным огнем.
Кавказский фронт
На Диарбекирском направлении наши казаки сильно потеснили турок к западу.
При преследовании противника на диарбекирском направлении нашими казаками зарублено много аскеров (нижних чинов регулярной пехоты), а также захвачены пленные.
На Багдадском направлении нами отброшен к западу значительный отряд противника, причем мы захватили часть его артиллерии и много зарядных ящиков.
В Черном море найдены неприятельские мины заграждения. На всех минах сверху сделаны белой краской надписи: «Христово Воскресение», в болгарской орфографии.
Франко - англо - бельгийский фронт
ГАВР, 14-го (27-го) апреля. Бельгийское официальное сообщение:
«На различных пунктах бельгийского фронта и в частности в направлении к Диксмюду, происходили артиллерийские бои местного характера. Наши батареи обстреляли группы неприятельских войск в направлении Кейема и Вейсхейзена».
ПАРИЖ, 14-го (27-го) апреля. Официальное сообщение от 14-го апреля, 11-ть часов вечера:
«На левом берегу реки Маас артиллерия проявила усиленную деятельность в районах Авокур, Эн и Кюмьер. На правом берегу реки Маас неприятель произвел одновременно две атаки, сопровождавшиеся ожесточенным артиллерийским огнем, одну на фронте Одромон-ферма Тиомон, а другую между Дуомон и Во. Обе эти атаки были остановлены нашей огневой завесой, так что германцам не удалось выйти из траншей. На остальном протяжении фронта день прошел сравнительно спокойно, за исключением района Руа, где на участках к западу от Порт-а-Муссона наши батареи проявили весьма значительную деятельность.
Действия летчиков. Вчера неприятельский летательный аппарат, сбитый огнем наших специальных орудий, упал впереди форта Во. В ночь с 13-го на 14-е апреля три наших дирижабля подвергли бомбардировке многочисленными снарядами большого калибра железнодорожные станции Этэн и Бенсдорф на Арнавилльской дороге. В ту же ночь наши летчики сбросили тридцать семь 120-миллиметровых снарядов над различными станциями в долине Эр, двадцать пять 120-миллиметровых снарядов над лагерными расположениями в долине Орн, шесть 120-миллиметровых снарядов и 2 зажигательных бомбы над вокзалом Тионвиль и 8 120-миллиметровых снарядов над Конфланским вокзалом».
ПАРИЖ, 14-го (28-го) апреля. Агентство Гаваса сообщает:
«В то время, как артиллерийская перестрелка неослабно продолжалась на обоих берегах реки Маас, наша огневая завеса трижды мешала попыткам германской пехоты перейти в наступление. Наши аэропланы и дирижабли произвели столь многочисленные бомбардировки исключительно военных сооружений неприятеля, что установили в этом отношении рекорд. Ныне имеются все основания полагать, что операция, предпринятая германцами, которая будет названа «верденской битвой», за невозможностью дать ей другое наименование, является законченной, в военном значении этого слова. Неудача, постигшая намерения неприятели, может считаться полной и окончательной. Единственная забота нашего противника ныне заключается в замаскировании перед своим народом и всем миром важности этого факта ценою новых гекатомб».
Итальянский фронт
РИМ, 14-го (27-го) апреля. Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 14-го апреля:
«Вдоль Трентинского фронта от озера Гарда до Брента происходила оживленная деятельность артиллерии и аэропланов. В Верхнем Кордеволе наша артиллерия подвергла обстрелу неприятельские оборонительные укрепления на горе Сиф. В долине Дравы наша тяжелая артиллерия удачно обстреляла железнодорожную станцию Иннихен; несколько снарядов крупного калибра попали в станцию.
На Изонцо и на Карсо происходила обычная артиллерийская перестрелка. Неприятельская колонна и обоз, двигавшиеся по дороге из Оппакиасселла в Руббиа, обстреливались одной из наших батарей. Несколько повозок были взорваны. В зоне к востоку от Сельца неприятель, расходуя большое количество снарядов и неся тяжелые потери людьми, упорствует в тщетной попытке выбить нас из траншеи, которую мы заняли к югу от Валлоны.
Прошлой ночью неприятель, после энергичной артиллерийской подготовки продолжавшейся несколько часов, вновь произвел последовательно четыре ожесточенные атаки на наши позиции. Густыя колоны неприятельской пехоты, скашиваемые нашим огнем, каждый раз в большом беспорядке отступали. Мы захватили около 20-ти пленных».
Турецкий фронт
ЛОНДОН, 14-го (27-го) апреля. Корреспондент агентства Рейтера при египетской армии сообщает по телеграфу о трехдневном сражении, происходившем на северном участке Синайского фронта. Сражение началось в воскресенье и закончилось отступлением турок к находящемуся в пустыне, в 16 милях на восток от Катии, посту Бир-эль-Абд. По-видимому, турки располагали довольно значительными силами, так как они оставили на поле сражения более 300 убитыми и значительное количество ружей и военных припасов. Англичане захватили 50 пленных. Среди убитых был найден германский офицер, командовавший колонной. Неприятельский лагерь в Ход-эль-Бьяде, небольшом оазисе, расположенном приблизительно в 15 милях к юго-востоку от Камии, разрушен во вторник утром британскими летчиками. Спасшиеся турки бежали в Бир-эль-Абд.
Война на море
ЛОНДОН, 14-го (27-го) апреля. Официально сообщается:
«12-го апреля норвежский барк «Саrmanian», водоизмещением в 1.843 тонны, был потоплен орудийным огнем германской подводной лодки в 55 милях от западного берега Ирландии. Экипаж пересел в лодки. Подводная лодка после потопления немедленно удалилась. Одна из лодок опрокинулась, другая, в которой находились капитан и 9 человек экипажа, достигла западного берега Ирландии, где все пассажиры лодки были спасены при помощи веревочных лестниц».
ЛОНДОН, 14-го (27-го) апреля. Ллойду сообщают, что голландский пароход «Dubhе» поврежден, но держится на воде.
***
По сведениям «Journal des Balkans» от 12-го апреля, за период времени от 21-го февраля до 1-го апреля третий германский корпус потерял 22 тысячи человек убитыми и ранеными, а 85-й германский корпус 27 тысяч, 605-й и 195-й германские пехотные полки потеряли в Авокурском лесу 60 процентов своего состава, а 111-я германская дивизия потеряла половину своего состава.
***
Газета «Dailу Nеws» от 10-го апреля пишет, что организованные французами, при помощи автомобилей, доставка подкреплений боевых и продовольственных припасов в Верден прекрасно налажена и это послужило одной из причин неудачи германцев. В настоящее время между Верденом и тылом французской армией поддерживает непрерывное сообщение 4 тысячи автомобилей.
Морской обзор
Английский журнал о Черноморском флоте
Журнал «Аrmy and Navy Gazette» поместил большую статью о Черноморском флоте.
Обращая внимание на бесплодность усилий германских подводных лодок внести расстройство в операции этого флота и сообщая о потоплении миноносцем «Строгий» одной из этих лодок, журнал говорит, что
«это следует отметить, как быстрое отомщение за возмутительное нападение на госпитальное судно. Что же касается значительных операций этого флота, то оне тесно связаны с операцией русской армии, и, если, как сказал адмирал Канин, Балтийский флот является продолжением ее крайнего правого фланга, то Черноморский представляет левый фланг главных русских сухопутных сил и в то же время правый фланг отдельной кавказской армии.
Занимая такое положение, Черноморский флот превосходно справляется с возложенными на него задачами и нельзя найти лучшего доказательства существующей на этом море гармонии в совместной деятельности армии и флота, как недавняя высадка десанта у Атины, к востоку от Трапезонда, когда флот ее только обеспечил безопасное выполнение этой операции, но и нанес решительный удар флангу турецких войск». Следует заметить, что статья написана до взятия нами Трапезонда, которое является дальнейшим развитием выдающейся совместной деятельности наших армии и флота.
Затем журнал говорит что «в начале этой войны, когда германскому крейсеру «Гебен» почти чудом удалось уйти из Средиземного моря в Дарданеллы, господство над Черным морем, которое было раньше в русских руках, казалось перешедшим к туркам и их союзникам немцам, т. к. «Гебен» представляет отличную комбинацию из сильного артиллерийского вооружения и большой скорости хода и не имел в этих водах для себя соперников.
Но русские моряки никогда не отказывались от спора за владение Черным морем и после боя, бывшего около Севастополя 5-го ноября 1914 года, выяснилось, что угроза в виде этого экс-германского линейного крейсера оказалась не такой страшной, как казалось, т. к. он был сильно поврежден гораздо более слабыми и более тихоходными, чем он, русскими старыми судами, а затем, наткнувшись на мину у Босфора, был выведен из строя на долгое время».
Особенное внимание английского журнала привлекает личный состав Черноморского флота, про который он говорит, что он проявил замечательное знание своего дела и громадный подъем духа, что надо приписать беспрерывным плаваниям, в которых находился этот флот до войны.
Наконец, перечислив все отдельные выступления черноморского флота, который, в зависимости от развития военных действий, оказывал надлежащее содействие союзникам во время операций у Дарданелл, обстреливая укрепления Босфора, и когда было нужно бомбардировал болгарские порты, не говоря уже об операциях у анатолийского побережья и в угольном районе, английский журнал заканчивает статью утверждением, что благодаря господству на Черном море, достигнутому русскими боевыми судами, можно было успешно совершить такой важный в стратегическом отношении шаг, как приступить к взятию Эрзерума и дальнейшему развитию операций против Трапезонда.
Призы за уничтожение германскаго цеппелина
Журнал «Аеrоphile» приводит сведения о размере призов, выданных прислуге французского автомобильного взвода, уничтожившего 8-го февраля германский цеппелин L. Z. 77 у Ревиньи.
Еще 14-го марта 1915 года, после первого набега цеппелинов на Париж, газета «Маtin» назначила приз в 25.000 франков для выдачи французскому авиатору, который собьет германский цеппелин и приз в 10.000 франков наводчику, который исполнит ту же задачу.
Поэтому, после уничтожения цеппелина у Ревиньи редакция этой газеты препроводила военному министру 10.000 франков, которые тот распределил следующим образом: 5.000 франков прислуге орудия, которое подбило цеппелин и 5.000 франков прислуге другого орудия, также стрелявшего по неприятелю и прислуге автомобиля с прожектором, который освещал цель. По этому поводу следует добавить, что эти деньги как было сообщено в № 90 «Русск. Инвалида», затем были пожертвованы получившими их в пользу пострадавших во время этой войны солдат.
Они сбили Zeppelin
Затем маркиз Д’Орнано, через посредство газеты «Figarо», внес 5.000 франков для вознаграждения тех, кто собьет первый неприятельский воздушный корабль на французскую территорию. Поэтому и эта сумма была препровождена военному министру, который ее распределил таким же образом, как и первую, между участвовавшими в уничтожении германского цеппелина.
Затем после этого в редакцию газеты «Figarо» поступило снова 5.000 франков от неизвестного лица для выдачи авиатору, или наводчику, которые собьют новый германский дирижабль, а газета «Journal» получила такую же сумму от г. Андре Бюш для вознаграждения того, кто собьет германский цеппелин. Такие же призы установлены и некоторыми английскими газетами и после последних набегов цеппелинов на Англию владелец газеты «Newcastle Dailу Сhгоniclе» назначил 25.000 франков тому аэроплану, который собьет германский цеппелин, а несколько месяцев тому назад, он же назначил на тот же предмет 12.500 франков.
В.
Наглость германского подводного офицера
В первых числах апреля французам удалось захватить большую германскую подводную лодку новейшего типа, которую после того, как она затонула, удалось благополучно поднять и ввести во французский порт. Из личного состава захваченного судна сдались в плен два германских офицера и двадцать нижних чинов.
В подробностях, полученных по поводу этого случая, особенное внимание обращает на себя описание наглого поведения одного из германских офицеров, который, будучи приведен в казармы, назначенные для содержания военнопленных, стал в резкой форме выражать недовольство отведенной ему комнатой, причем кричал, размахивал стулом и ломал его, бранясь самым неприличным образом. Еще перед тем, этот же офицер во время следования в казармы под караулом в числе других пленных, идя по улицам в монокле, вел себя настолько вызывающе и нагло, что собравшаяся толпа не могла удержаться от выражения своего негодования шиканьем и свистом.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 27 (14) апреля 1916 года
Первая мировая война. 28 (15) апреля 1916 года
Первая мировая война. 29 (16) апреля 1916 года
Первая мировая война. 30 (17) апреля 1916 года
Первая мировая война. 01 мая (18 апреля) 1916 года
Первая мировая война. 02 мая (19 апреля) 1916 года
|