27 (14) апреля 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
14-го апреля 1916 года.
Западный фронт
Значительных боевых столкновений не было.
Обстрел неприятелем Икскюльского укрепления продолжался.
Во многих местах линия реки Двины появлялись неприятельские летчики и сбрасывали бомбы.
Над Двинским районом вчера летали 7 неприятельских аэропланов, один из них имел наши опознавательные знаки.
Нашими летчиками произведен налет на тыл германцев. Корабль «Илья Муромец» бомбардировал станцию Даудзевас, юго-восточнее Фридрихштадта, куда сброшено 13 пудовых и 7 осколочных бомб. На станции Ужвертыне сброшенными бомбами произведены пожары.
В районе д. Гиновка (западне Двинска) мы вновь несколько продвинулись вперед.
К северу от оз. Дрисвяты огнем нашей артиллерии подбит неприятельский аэроплан, упавший за окопами противника.
В ночь на 13-е апреля противник после 2-х часовой артиллерийской подготовки повел наступление на участок Власы-Крошин северо-восточнее Барановичей. Огнем нашего сторожевого охранения и разведчиков наступление было отбито.
С утра против этого участка вновь было замечено накапливание неприятеля, который снова рассеян нашим огнем. Неприятельская артиллерия проявляла особую деятельность в районе Огинского канала и реки Ясельды.
Над многими пунктами расположения войск генерала Эверта летали неприятельские аэропланы, сбрасывавшие бомбы.
В полосе железной дороги Ровно—Ковель нами с боем занята дер. Хромякова. Неприятель пытался вернуть утраченное, но был отогнан огнем.
Юго-западный фронт
14-го апреля.
Неприятельские самолеты сбросили в районе д. Островки (северо-восточнее Столбцы) до 30 бомб, коими убито несколько пленных австрийцев.
В районе р. Стрыпы, юго-западнее Тарнополя, наши войска незаметно приблизились к австрийцам, работавшим на высоте восточнее Богатковце и бросились в штыки. Ворвавшись в окопы неприятеля, они перекололи часть противника, после короткой рукопашной схватки, а одного офицера и 62 нижних чинов взяли в плен, после чего, испортив работы противника, отошли назад. Около пяти часов утра противник сам перешел в наступление в этом районе, но огнем и контратакой был обращен в бегство, причем было захвачено в плен еще 6 здоровых и 20 раненых австрийцев. Всего в этом деле взято в плен 1 офицер и 96 нижних чинов австрийцев, захвачено 111 винтовок, 2 ящика ручных гранат и много снаряжения.
Кавказский фронт
В Мамахатумском и Мушском районах боевые столкновения передовых частей.
К югу от Битлиса наши части сбили турок с целого ряда горных позиций.
К юго-западу от района Эрзерума наши части потеснили турок.
В битлисском районе наши войска еще продвинулись к югу.
Франко - англо - бельгийский фронт
ГАВР, 10-го (23-го) апреля. Бельгийское официальное сообщение:
«Сегодня с большою силою возобновилась деятельность артиллерии, особенно на всем участке между Ньепором и Диксмюдом. Германский обоз, перевозившийся по железной дороге, был успешно обстрелян нами близ селения Беерст».
ЛОНДОН, 10-го (23-го) апреля. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:
«Вчера ночью мы совершили успешный набег на неприятельские траншеи к юго-западу от Тьешаля и захватили 13 пленных; кроме того, мы причинили неприятелю потери, забросав бомбами его землянки. Наши потери весьма незначительны. Сегодня происходила минная борьба».
ЛОНДОН, 10-го (23-го) апреля. Сообщение британской главной квартиры во Франции:
«Королевская легкая шрепширская пехота вчера вечером вновь захватила траншею у дороги Ипр—Лангемарк, которую она потеряла в ночь на 6-е апреля. Наша линия на этом участке вполне восстановлена. Сегодня происходил артиллерийский и минный бой».
ПАРИЖ, 10-го (23-го) апреля. Дополнительное официальное сообщение, резюмирующее бои, происходившие с 3-го по 9-е апреля под Верденом, гласит:
«По сей день на верденском фронте обнаружено тридцать германских дивизий. Следует заметить, что германское главное командование старается вести операции при помощи возможно меньшего числа войск, удерживая их в деле вплоть до полного израсходования. По мере понесенных потерь, германцы переформировывают отдельные части за счет подступающих подкреплений и затем вновь направляют их в атаку, едва восстановленными. Вследствие этого некоторые дивизии появлялись на фронте вновь по три и даже по четыре раза».
ПАРИЖ, 10-го (23-го) апреля. Официальное сообщение от 10-го апреля, 3 часа дня:
«К западу от Вокуа германцы в течение ночи пытались захватить один из наших пулеметов, являвшихся особенной помехою их операциям, но были отражены, причем мы захватили восемь пленных. К западу от реки Мааса, неприятель не возобновлял своих атак между ручьем Бетенкур и Мортомм. Внезапные нападения, произведенные нами в лесу Авокур, дали нам возможность захватить несколько сторожевых постов и взять пленных. К востоку от реки Мааса и в Вевре шел с перерывами артиллерийский бой. Ночь прошла спокойно на остальном протяжении фронта».
ПАРИЖ, 10-го (23-го) апреля. Официальное сообщение от 10-го апреля, 11 час. вечера:
«К югу от реки Сойм, наша артиллерия обстреляла сосредоточенным огнем германские траншеи в окрестностях Франсар и Аттонкур к югу от Шен. К западу от реки Мааса происходила ожесточенная бомбардировка высоты «304». К востоку от реки Мааса и в Вевре местами ураганный огонь. Никаких действий пехоты в течение дня не было. В Лотарингии мы энергично обстреляли неприятельские полевые укрепления на участке Лентре. Никаких выдающихся событий на остальном протяжении фронта не было».
ПАРИЖ, 10-го (23-го) апреля. Агентство Гаваса сообщает:
«Неприятель с неутомимым упорством продолжает свою тактику атак на обоих крылах. В ночь на 8-е апреля он направил на северный склон Мортомм сильные штурмовые колоний, которые дошли до некоторых участков первой линии, но были вскоре выбиты энергичной контратакой, вернувшей нам недавно захваченный участок. Не имея успеха в своей попытке взять Мортомм с фронта, германцы пытались путем двух атак взять его с тыла.
Первая атака произведена в ночь на 8-е апреля к востоку от позиции у опушки леса Коретт, причем неприятель пользовался горючими жидкостями. Вторая происходила днем 9-го апреля к западу между Мортомм и Бетенкур. Ни та, ни другая не имели успеха. Вторая разбилась об артиллерийский и пулеметный огонь, причинивший неприятелю тяжелые потери. Точно также артиллерия 8-го апреля остановила слабую попытку атаки между прудом и фортом Во. Неприятелю, несмотря на все свое ожесточение, нигде не удалось нарушить линию нашего фронта. Таким образом, после 60 дней боя, неприятель, который ввел в отчаянную попытку 30 дивизий, все еще стоит перед невредимой и неодолимой стеной наших главных позиций».
Итальянский фронт
РИМ, 9-го (22-го) апреля. Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 9-го апреля:
«Действия артиллерии происходили в районе Тоналие в долине Ледро и на части фронта от Роверето до верхней части долины Каламенто (поток Мазо-Бренто). В долине Сугана 8-го апреля неприятель с значительными силами напал на наши линии к западу от горного потока Ларганца. Задержанный сначала нашим огнем, он подвергся затем контратаке и был отброшен и оставил на месте многочисленные трупы.
Вновь получены сообщения об употреблении противником ружейных патронов с разрывными пулями.
На верхнем Кордеволе продвижение наших войск продолжается. По ту сторону Чима-Лана взято у неприятеля около 40 пленных и один пулемет. Вдоль реки Изонцо и на Карсо происходила некоторая деятельность артиллерии, отличавшаяся большим напряжением в районе Плава. Наши батареи разрушили неприятельские оборонительные сооружения по ту сторону Загоры и разогнали их защитников, которые затем были перебиты своевременным обстрелом».
Турецкий фронт
ЛОНДОН, 9-го (22-го) апреля. Военным министерством опубликованы следующие дальнейшие подробности боев в Месопотамии, происходивших 4-го и 5-го апреля:
«По-видимому неприятель предпринял атаку силами приблизительно до 10.000 человек, в составе целой дивизии и частей двух других дивизий. Атака была ведена густыми колоннами, причем неприятелю удалось проникнуть в часть нашего фронта. На протяжении 500 ярдов фронта только одной из наших бригад было насчитано 1.200—1.500 неприятельских трупов. Как сообщается в донесении, тела убитых густо усеяли пространство перед фронтом в других участках нашей линии. За одну только ночь 4-го апреля общее число убитых у турок насчитывается свыше 3.000 человек.
«Атаки производились под командою германских офицеров, из которых несколько человек оказались среди убитых. По-видимому, неприятель предполагал, что часть наших войск изолирована вследствие разлива реки, и потому имеется возможность подавить ее численным превосходством. Общее количество потерь британских войск значительно меньше числа убитых турок. 5-го апреля бурная погода весьма препятствовала воздушным рекогносцировкам. Горизонт воды в реке сильно поднялся».
Война в колониях
ЛОНДОН, 10-го (23-го) апреля. Генерал Сметс доносит:
«Конные войска под начальством генерала Ван-Девентера после успеха у Лолькиссале 22-го марта, продолжая продвижение, заняли Умбугве и Саланга, причем частью захватили в плен, частью рассеяли небольшие гарнизоны обоих пунктов. 4-го апреля были встречены большие неприятельские силы. По-видимому, сосредоточение неприятеля произошло близ Кондой— Рендж. Продолжается бой. В восточной Африке начались сильные дожди».
Война на море
ЛОНДОН, 11-го (24-го) апреля. Ллойд сообщает:
«Невооруженный английский пароход «Саiragown» потоплен без предупреждения».
Заслуга английского флота перед нейтральными государствами
В английской газете «Dailу Сhгоniclе» известный французский публицист Анри Даврай поместил большую статью о заслугах английского флота перед союзниками Англии, в которой он между прочим говорит, что
«...если бы этот флот не обеспечил с первых дней войны владение Северным морем и Английским каналом, то германский флот смог совершенно беспрепятственно напасть на французские берега от Дюнкерка до Бреста и, как главные силы французского флота, находящиеся в Средиземном море, так и познания французского генерального штаба и мужество их солдат не смогли бы предотвратить этого германского плаца нападения на Францию».
Но кроме союзников Англии, ее флоту также должны быть благодарны и нейтральные государства, так как эта война показала, что немцы ведут войну такими средствами, которые при их распространении могли бы совершенно прекратить судоходство в европейских водах и если в настоящее время оно совершается беспрепятственно, то этим весь мир обязан английскому флоту, который сначала изгнал с морей германские крейсера, а теперь деятельно уничтожает германские подводные лодки и вылавливает разбрасываемые немцами мины.
Затем во время этой войны немцы достаточно ярко зарекомендовали себя, как люди не пренебрегающие никакими средствами для сокрушения не только своего противника, но и своего торгового конкурента и по этому можно себе представить, в какое положение они поставили бы морскую торговлю, если бы они владели морем и понятно, что тогда нейтральные государства должны были бы переживать громадный экономический кризис из-за лишения возможности вести торговлю с противниками Германии.
Но в настоящее время эти государства пользуются полной возможностью развивать свою морскую торговлю и под защитой английского флота их суда чувствуют себя в безопасности от нападения германских судов, которые в редких случаях, когда это им удается, насильственно отбирают груз и даже захватывают эти суда, что иногда происходит в датских и шведских водах, недоступных пока контролю английского флота. Все эти факты нейтральные государства не должны забывать и помнить, что если во время этой войны существует свобода мореплавания, то она поддерживается деятельностью английской морской силы.
В. 3.
Русский фронт
.... 8-го апреля.
В «Нашем Вестнике» напечатано:
«У м. Вишнево наши разведчики напали на немецкий караул. Немцам удалось удрать. В окопе разведчики нашли два письма; оба письма очень характерны.
Вот точный перевод этих писем: первое письмо:
«12-го марта. Горячо любимый Эдуард. Приветствую тебя словами: «Слава Иисусу Христу. Дорогой Эдуард, я здорова; надеюсь, что ты здоров. Вчера послала тебе два пакета, масло и мясо, чтобы ты мог себе сварить суп. Но я должна тебе признаться, что это, вероятно, будут последние посылки, так как здесь все труднее и дороже купить съестное. Говорят, что с 1-го апреля будет воспрещено отправлять в армию посылки. Бедный, дорогой Эдуард, тебе придется голодать. У меня много возни с Агнессой, она сильно ослабела и ходит хуже, чем прежде, а носить ее тяжело. Эти дни она совсем больна. Я ее вчера взвешивала, весит всего 22 фунта. Доктор говорил, что нужно ее часто кормить. Но как я теперь могу ее кормить. Что будет, то будет. Вы умираете от пуль и шрапнелей, а здесь умирают от истощения. Будем надеяться, Бог милостив, даст мир, спасая нас от гибели и смерти. В заключение шлю много сердечных приветов и поцелуев. Твоя, тебя верно любящая Роза».
Второе письмо:
«15-го марта. Дорогой друг, Эдуард. Приветствую тебя. Открытку получил. Я, славу Богу, до сих пор здоров, но теперь нас здесь очень часто обстреливает русская артиллерия; 16-го февраля еле-еле жив остался. Позавчера стоял в сторожевом охранении в поле. Русские быстро нас обнаружили и пустили по нашим постам 6 шрапнелей, из которых две разорвались около меня, а в 10-ти шагах левее разорвалась граната. Шрапнели разорвались перед нами и шрапнельные пули посыпались как град. Я с товарищами каким-то чудом остался цел. Русская артиллерия стреляет очень метко и шрапнели без пристрелки сразу попадают. Вчера опять русская артиллерия начала стрелять по господскому дому, где находилась 8-я рота и последняя должна была удирать, так как туда попадали гранаты и дом сразу загорелся, рота начала уходить сразу после первых же выстрелов, так как гранаты попадали как раз около роты, то рота разбежалась, но потеряла 6 убитыми, а ранеными больше.
У нас здесь служба становится все тяжелее и тяжелее. Когда мы сменяемся с позиций, что происходит через каждую неделю, то караулы, работы, учения, церемониальный марш, патрулирование по деревням, тревога, сборы и учения по тревоге, и так уже 6 недель мы не имеем времени рубашку вымыть и изловить вшей, которые нас усиленно едят. Но зато нам за обедом приходится мало есть. Дорогой Эдуард, я читаю Верхнесилезскую народную газету, но мало верю тому, что там написано. О мире там нет и следа и если голод не положит конца войне, то война затянется еще на год. Но ведь этого быть не может. Теперь уже, если война окончится сейчас, и мы останемся живы, жизнь будет ужасна, придется работать и платить долги и налоги. Нашим детям жизнь будет не лучшей; землевладельцам тоже будет тяжелая жизнь. Вероятно, многие по окончании войны, побегут из Германии. Сердечный привет тебе и твоим родным, во имя Бога. До свидания, твой Иосиф».
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 23 (10) апреля 1916 года
Первая мировая война. 24 (11) апреля 1916 года
Первая мировая война. 25 (12) апреля 1916 года
Первая мировая война. 26 (13) апреля 1916 года
Первая мировая война. 27 (14) апреля 1916 года
Первая мировая война. 28 (15) апреля 1916 года
|