nik191 Воскресенье, 26.09.2021, 15:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2020 » Август » 7 » На всемирной парижской выставке. Забавы и развлечения
05:15
На всемирной парижской выставке. Забавы и развлечения

 

 

 

На всемирной парижской выставке

(От нашего корреспондента)

 

Забавы и развлечения

 

После трех дюжин театров и концертов, а также других зрелищ и увеселений, перечисленных в одном из прошлых писем, следует еще отметить три десятка выставочных приманок иного рода, устроенных ради забавы и развлечения публики.

Едва ли не самой популярной из этих „приманок" является „дворец иллюзий". Несмотря на столь опереточное название, это—учреждение официальное, куда вход совершенно бесплатный. Оно открыто было два месяца спустя после начала выставки и явилось совершенным сюрпризом для публики.

Выставочная администрация готовила этот сюрприз в полной тайне, и ни один газетный репортер не проведал раньше времени, для какой особенной цели предназначалось свободное помещение во дворце электричества, которое на всех планах скромно обозначалось под названием „приемного салона". Когда все было готово, сюда сначала были приглашены президент республики с министрами, затем пресса, и публика с удивлением узнала, что ей преподносится безвозмездно на выставке совершенно новое и восхитительное зрелище, которое, при некотором воображении, способно переносить зрителя в мир фантазии и грез, в страну тысячи и одной ночи.

Это зрелище создано феей электричества, превратившей простой приемный салон в „дворец иллюзий". В сущности, это не столько дворец иллюзий, сколько иллюзия дворца—дворца сказочного, ослепительного, беспредельно грандиозного, с бесконечной амфиладой колонных зал с необъятно высокими сводами, под которыми разыгрывается самая поразительная световая феерия. Иллюзию производят зеркала, которыми сплошь выложены стены и плафон залы. Эта зала восьмиугольная, что и усиливает игру зеркал.

Перед началом сеанса иллюминации в ней бывает почти темно, и глаз с трудом различает колонны и своды. По сигнальному звонку откуда-то раздаются торжественные звуки органа, и своды внезапно озаряются, а затем и колонны, представляя амфиладу зал в мавританском стиле. На плафоне вырисовываются световые гирлянды и арабески, а столбы, с какой бы стороны ни смотрели, представляют беспредельную, уходящую вдаль колоннаду. Цвета меняются и комбинируются, а иллюминация все разгорается, становится все ярче и ослепительнее, и каждая перемена светового мотива вызывает в зрителях нервные крики восторженного изумления. Для парадных сеансов в честь знатных гостей имеются еще два нумера: жемчужный дождь, переходящий в град молочного цвета световых капель и полет светящихся бабочек - фантастических разноцветных насекомых.

Другое бесплатное зрелище, устроенное выставочной администрацией для публики, дается в грандиозном зале празднеств, которая может вместить 20,000 зрителей. Это сеансы гигантского кинематографа с аккомпаниментом громадного органа. Небывалый по своим размерам аппарат представляет целый ряд удачно выбранных и прекрасно снятых сцен и видов, и орган сопровождает эту живую фотографию соответствующими маршами, гимнами и ариями. Особенно поразительны сцены, представляемые при помощи раскрашенных снимков. Гигантский хромокинематограф, бесспорно, одна из достопримечательностей выставки.

 

 

Из частных „аttractions" едва ли не самым дорогим и самым неудачным вместе с тем учреждением является „Небесный Глобус". Оно обошлось в 5 миллионов франков и имеет так мало успеха, что акция его в 100 фр. котируется теперь в 5 фр. Это громадное здание в форме шара, полюс которого достигает высоты первого этажа Эйфелевой башни. Это голубой шар, равно как „Большое Колесо“, возвышается над всей восточной частью выставки, но все же мало обращает внимание публики. „Небесный глобус" построен вне территории выставки и был соединен с последней переходным мостиком, который в начале выставки обрушился и вызвал катастрофу с десятком раненых и двумя десятками убитых. Эта катастрофа, вероятно, немало повлияла на нерасположение публики, но и сам по себе „Небесный Глобус" представляет мало интереса. В полутемной зале электрические лампы разных величин представляют в одном углу движение звезд и комет, а в другом вращение планет вокруг солнца. Все это совсем непонятно, а поэтому и не поучительно.

 

 

Гораздо интереснее другое научно-коммерческое учреждение — „Оптический дворец". В нем даже выставлено очень важное и драгоценное приобретение для науки, гигант-телескоп, превосходящий размерами все доныне существующие. Но большая публика к нему не допускаотся.Она довольствуется демонстрированием фотографических снимков с луны и карт этого верного спутника земли. Телескоп же служит для серьезных научных работ. Известный астроном Фламмарион заведовал изготовлением всех его принадлежностей, и теперь он делает наблюдения над луной. Американская компания, давшая средства на устройство наибольшего телескопа на свете, расчтывает эксплуатпровать этот замечательный аппарат или продать его в Соединенных Штатах. Пока же публике показывают всевозможные интересные научные фокусы, феномены, а то и просто курьезы.

Оптический дворец занимает большую площадь и состоит из целого ряда зал. В одной на экране представляются в увеличенном размере инфузории и бактерии, в другой „комические зеркала" уродуют зрителей, в третьей демонстрируют различные фокусы из физики и химии. Есть также панорама, представляющая подводное царство, и лаборатория, где в банках имеются различные образцы светящейся воды. Это—результаты научных работ по разведению фотобактерий, существующих паразитарно на телах многих морских рыб и раков.

Иные специалисты уже давно занимаются культивированием различных пород фотобактерий — этих двоюродных сестер микробов фосфоричности моря — стараясь получить усовершенствованный тип с усиленной светоспособностью. Полученные культуры уже значительно превосходят первобытные породы. И любуясь холодным фантастическим светом, зеленоватым с голубыми переливами, который издает эта банка, нельзя не помечтать об этом живом свете, как о свете будущого. Флакон с фотобактериями, с живой водой можно будет носить в кармане, как практичнейший из фонарей.

Иногда здесь показывают также в натуре и в рисунках насекомых, червей, моллюсков, рыб, которые отличаются способностью светиться в темноте, и светящихся микроскопических животных, известных в науке под именем Ргоtоzоb. Здесь же по соседству, в особой зале, помещается золотая статуя американской женщины, служащая одной из „приманок" Оптического дворца и описанная в № 27 „Огонька". Стоимость золотой статуи—ровно миллион франков,и на афишах так и значится: „миллионная статуя золотой американки“.

Другой миллион франков можно видеть в натуре, то есть золотой монетой в одном из помещений коллективного здания алжирских аttractions. Здесь устроена пещера „известного разбойника Ву-Амама“, который много награбил на своем веку и поэтому мог быть владельцем миллиона.

Эта приманка рассчитана на простодушие публики; фантастическая для многих цифра 1.000.000 действует неотразимо. Предприниматель посетителей не обманывает. Он взял взаймы миллион золотой монетой в Banquе dе Frаnсе и показывает его в железном шкафу, находящемся под хорошей охраной. Шкаф освещен; в нем во всю высоту помещены ширмы, сплошь выложенные рядами луидоров. Когда дверца шкафа отворяется, весь миллион здесь, как на ладони: 50,000 монет по 20 франков. Миллион горит и сверкает, порождая золотые мечты.

„Не правда ли—объясняет публике предприниматель - что это чудный вид? Не правда ли, что никто из вас миллиона раньше не видал в своей жизни. Можно быть даже миллионером, и все-таки, быть лишенным доставить себе это удовольствие. Большие суммы хранятся в ценных бумагах и кредитных билетах, но кто держит непроизводительно сотни тысяч, не говоря уже о миллионах — золотой монетой? А между тем, не интересно ли видеть воочию миллион, составить себе понятие о том идеале, о котором все мы мечтаем?"

И публика соглашается, что это действительно очень интересно, и в пещере Бу-Амама только на миллион и обращаем внимание.

Под дворцом Трокадеро показывают "подземный мир". Здесь в прежние времена,еще до постройки дворца в 1867 г., были каменоломни, и холм весь изрыт лабиринтом подземных коридоров. Часть этого лабиринта была расчищена к настоящей выставке и утилизована. Под дворцом устроен музей под названием „подземный мир", а дальше, со входом с другой стороны, воспроизведены рудники и кони, со всей их обычной обстановкой. Посетителя музея длинного темного коридора, слабо освещенного редкими электрическими лампами, ведут сначала к глубокой нише, которая представляет сцену в руднике, во времена древней Финикии: рабы под кнутом надсмотрщика извлекают железную руду. В глубине представлен выход с видом на пейзаж сирийских гор. По соседству восковые фигуры в средневековых костюмах работают в другой шахте. Дальше воспроизведена египетская гробница, рядом с которой находятся гробницы Агамемнона и Кассандры. Затем можно видеть Этрусскую залу, диораму, представляющую геологическую историю земли с флорой и фауной различных эпох, наконец, репродукцию известного лазурного грота Капри.

Современное горное дело представлено под Трокадеро по плану, одобренному синдикатом каменноугольных копей Франции. Это аттракцион является дополнением к павильону синдикату. Из павильона посетители спускаются вниз в подземную галерею, длиной в 600 метров. Здесь ходит подземная электрическая дорога для перевозки материала, рабочих и посетителей. В одном месте представлены каменноугольные копи, в другом —рабочие в своих профессиональных костюмах симулируют работу над извлечением железной и цинковой руды и каменной соли. Здесь работают все новейшия машины, употребляемыя в копях и рудниках, и экспонированы все детальные принадлежности. Это целый мирок, о существовании которого и не подозревают посетители, которым случается пропустить находящийся совершенно в стороне павильон синдиката каменноугольных копей.

Подземная галерея ведет к залежам золотоносной руды, устроенной под одним из павильонов Трансвааля. Чрез этот павильон посетители подземного мира выходят на свежий воздух.

Нельзя оставить без внимания и целой серии панорам и диорам, находящихся на выставке. Этого рода картины, правда, имеются бесплатно для публики на каждом шагу во всех классах выставки, но это не мешает существованию платных панорам, иногда по несколько на один и тот же сюжет, как напр., панорамы Конго и Фашоды, представляющие экспедицию полковника Мартана от Средиземного к Красному морю, как альпийская панорама и панорама в швейцарской деревне, как стереорама, мареорама и трансантлантическая панорама, — все три, представляющие прогулку по морю. Это—панорамы движущиеся: зрители находятся как бы на борте корабля и видят перед собою различные морские пейзажи.

 

"Мареорама" (морская панорама) на Всемирной выставке в Париже: публика на палубе парохода "Мареорамы"

 

Наилучшая из них— мареорама, изображающая путешествие по Средиземному морю с заходом предполагаемого корабля, на котором находятся посетители, в различные порты—Марсель, Неаполь, Мальту, Бизерту, Пирей, Константинополь. Громадные декорации написаны художником Гюго д’Алези, и зритель, глядя на их движение, может действительно получить если не иллюзию, то некоторое представление о прогулке по Средиземному морю.

К сожалению, ничего подобного нельзя сказать о панораме Сибирской железной дороги, устроенной в русском дворце у Трокадеро обществом спальных вагонов. Эта панорама в проекте представляла очень богатую мысль: усадить посетителя в один из настоящих вагонов, которые должны циркулировать по сибирской дороге и давать ему качкой рессоров иллюзию настоящего путешествия, развертывая в тоже время перед его глазами декорации, которые представляли бы пейзажи проезжаемых местностей. Кто действительно не испытывал при быстрой езде такого впечатления, что ландшафты проходят перед поездом, а не поезд перед ландшафтами? К сожалению, осуществлена эта мысль крайне бедно. Если, может быть, и было бы достаточно передвигать перед вагонами долины, леса и горы, чтобы посетитель панорамы при некотором воображении мог считать себя на пути из Москвы в Пекин, надо было бы, по меньшей мере, чтобы декорации были сносны. А между тем, они очень скверны: кусты, трава и изгородь, которые ближе всего пробегают мимо вагонов, такого сине-розового цвета, что мешали малейшей игре воображению, а полотна размазаны невозможно. И посетитель этой франко-русской панорамы только пожимает плечами, спрашивая себя, на что с него взыскали два франка при входе.

Есть другая quasi-руcская панорама, более удачная. Она представляет добывание каучука в Индии и украшает павильон русско-американской резиновой мануфактуры, на Марсовом поле. Эта русско-американская панорама к тому еще совершенно бесплатна.

Любопытными зрелищами представляются также различные восточные базары: японский, египетский, тунисский, алжирский, марокский. Здесь чаще всего продаются вещи, фабрикуемые в Париже или Нюренберге, но покупатели свидетельства о подлинном происхождении товаров не спрашивают, и торговля идет беспрерывно бойкая.

 

Париж,


22 июля (4 августа).

Е. Дмитриев.

 Огонек, №32, 21 августа (6 сентября) 1900 г.

 

 

 

Еще по теме

 

Современное состояние работ на Всемирной выставке в Париже

Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 1

Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 2

Россия на всемирной выставке в Париже. Часть 1

..............................................

На всемирной парижской выставке. Зрелища и увеселения

На всемирной парижской выставке. Забавы и развлечения

На всемирной парижской выставке. Русский железнодорожный отдел

 

 

 

 

 

 

Категория: События | Просмотров: 83 | Добавил: nik191 | Теги: Париж, выставка 1900 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный хостинг uCoz