Казаки и русское государство
Часть 2
Вольная жизнь казачества недолго существовала.
Украинское казачество, вступившее в открытую борьбу с шляхетской государственностью во имя народной вольности, в правобережной Украине сошло с исторической сцены уже в начале XVIII в. Левобережная Украина вошла со второй половины XVII в. в состав московского государства. Очевидно, левобережное украинское казачество должно было разделить судьбу казачества, московского или великороссийского.
Так и случилось. Тот старый режим, самодержавно-бюрократический, полицейский и крепостнический, который зародился в условиях московской жизни, постепенно развивался, укреплялся, распространял свое господство и на окраины, занятые вольным казачеством; центральное правительство подчиняет казачество своим целям, вводит среди него свои порядки.
Уже в начале XVIII в. ликвидируются вольности донского казачества. Выборный войсковой атаман заменяется наказным атаманом, назначаемым правительством. Выборные есаулы заменяются войсковой старшиной по назначению того же правительства. Большой войсковой Круг перестает созываться. Законы, изданные центральной властью, вводятся на территории донского казачества.
Вслед за этим постепенно ликвидируются вольности украинскаго казачества, а во второй половине XVIII в. (при Екатерине II) окончательно отменяются выборные гетманы, вводится общерусское управление, вводится крепостное право, разрушается Запорожская Сечь; бывшие запорожские казаки ищут новых мест поселения сначала в пределах Австрии и Турции, потом возвращаются в Россию и водворяются на Кубани и черноморском побережье.
Вольности казацкие несовместимы. А эти порядки укореняются все глубже и глубже. На Украине от казачества сохранилось только одно имя. На территории Великороссии казачество, потерявшее свои вольности, удержалось, как обособленная от остального населения военная сила.
Но этой силой правительство старого режима пользуется для своих целей, идущих в разрез с теми целями, ради которых образовалось некогда казачество.
Казацкая вольность сделалась преданием давно минувших дней. Но в народной психологии живет это предание и осуществляется в реальных фактах, когда складываются благоприятныя обстоятельства.
***
Революция 1917 г. сокрушила старый режим. Перед русским народом встала очередная насущная задача—закрепить завоевания революции. Отнюдь не простой случайностью можно объяснить то, что именно казачество прежде всего разрешило эту задачу у себя.
Большой Войсковой Круг и выборный войсковой атаман на Дону, Рада и атаман на Кубани, то же самое у терских казаков, уральских казаков... Это не простая случайность. Это проявление исторической традиции. Добытыми революцией вольностями воспользовались прежде всего там, где в народной психологии сохранились предания об исторически образовавшихся вольностях.
Историческая традиция проявилась и в другой форме. Когда, вместо закрепления завоеваний революции, началось безумное углубление ее, закончившееся анархией, гражданской войной и разложением русской государственности, когда на очередь встал вопрос о спасении русского государства, о восстановлении государственного порядка, именно на юго-востоке, на территории казачества началось движение здоровых и государственных элементов.
Отнюдь не простой случайностью можно объяснить то, что генерал Алексеев и Корнилов избрали Дон ареной своей деятельности, что именно здесь, на Дону, а затем на Кубани начались доблестные подвиги Добровольческой армии, что здесь образовались под единым командованием генерала Деникина грозные военные силы, составленные из добровольцев и казаков.
Это не случайность. Тот самый здоровый государственный смысл, который некогда заставил казачество вести борьбу с ханами татарскими и султанами турецкими, искать себе славы, а великому государю прибытка в сибирских тундрах, заговорили теперь в казачестве.
Повинуясь его голосу, казачество вместе с добровольцами проливает кровь в борьбе с красными насильниками, отстаивая идею восстановления русского государства. Повинуясь этому голосу, выборные представители казачества в своей работе по государственному строительству выдвигают и подчеркивают ту же идею.
Здоровое чувство государственности было и осталось у казачества. Мучениками этого чувства были Каледин, Богаевский, Назаров. Своей смертью они завещали казачеству участвовать в государственном строительстве свободной России.
Профессор И. Малиновский.
Донская волна 1919 №25 (53), 30 июня
Еще по теме:
Казаки и русское государство. Часть 1
Казаки и русское государство. Часть 2
|