nik191 Пятница, 17.09.2021, 21:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2019 » Декабрь » 8 » Юбилей военного ордена св. Георгия. Часть 2
05:14
Юбилей военного ордена св. Георгия. Часть 2

Английский кавалерский орден «Подвязки»

 

 

 

 

Юбилей военного ордена св. Георгия
 

II.

 

— Различные ордена св. Георгия в Западной Европе

 

Так как чудесный характер сказания всего более соответствовал настроению духа, действовавших под влиянием экзальтации крестоносцев, то весьма естественно, что они придавали ему безусловную веру и стали считать Георгия своим покровителем и споспешником.


Вера в св. Георгия и надежда на его помощь укрепляла крестоносцев и в борьбе с врагами, и в трудностях их дальних странствований. Возвратясь в Европу, они рассказывают своим соотечественникам о невидимой помощи победоносца, стремятся и сами, и других склоняют, выказывать свое почитание к нему и веру в его покровительство.

Как на образец подобного настроения, укажем на историю английского короля Ричарда I (Львиное сердце).

Возвратясь из св. земли, после плена в Австрии, он заявлял торжественно, что сражаясь однажды с неверными и чувствуя, что уже слабеет, он призвал на помощь, в молитве, св. Георгия и вышел победителем из боя. Случай этот был поводом к установлению в Англии празднования св. Георгия (23 апреля), что постановлено оксфордским собором, в 1222 году. С этого времени Англия считает досточтимого великомученика своим присным покровителем.

Старший английский кавалерский орден «Подвязки», учрежденный королем Эдуардом III, к 1344 или 1350 г., по статутам Генриха VIII (23 апреля 1522 года), считает св. Георгия своим покровителем и торжествует свой орденский праздник в Виндзорской часовне в память этого святого. Св. Георгий поминается и при возложении знаков ордена на нового кавалера *).

    *) Прикрепляя подвязку, канцлер ордена произносит:

«Во славу Всемогущего Бога и в память блаженного мученика св. Георгия, навязываю тебе на ногу, для славы твоей, сию почтеннейшую подвязку. Носи ее, как символ знаменитейшего ордена, который не должен быть никогда забываем, или оставляем, чтобы напоминал тебе быть мужественным и в праведной войне заставлял бы тебя оставаться твердым, храбрым и победительным».

При возложении знака св. Георгия, произносится:

носи на шее ленту эту, украшенную образом блаженного мученика и воина Христова, св. Георгия, возбуждаясь примером его, стой выше счастливых и несчастливых обстоятельств, так, чтобы отважно побеждая душевных и телесных врагов, мог ты насладиться не только славой временной борьбы, но быть увенчанным пальмой вечной победы».

С течением времени представление св. Георгия, как споспешника в борьбе с неверными, распространилось в государствах западной Европы и было источником учреждения множества орденов и обществ в память этого Великомученика. Цель их, как видно из статутов, именно общая борьба с врагами имени христианства, каковыми в то время считались турки, теперешние друзья переменчивого запада. Общества и ордена св. Георгия учреждались, начиная с XIII века, почти во всех государствах западной Европы: в венецианской республике, Испании, Германии, Франконии, Бургундии, Голландии, Пруссии, Риме и друг.

В Венеции чествование св. Георгия началось во время крестовых походов и было результатом тогдашних сношений венецианцев с востоком и участия их в крестовых походах. Сношения Венецианцев с востоком в то время были весьма часты, так как они занимались перевозкой крестоносцев в Азию, доставившей им значительные суммы денег; дела торговые заставляли их плавать на своих кораблях и к берегам Азии. А потому, и под влиянием общей экзальтации, венецианцы не могли удержаться, чтобы не принять участия в этих походах.

Так мы видим, что уже в первом крестовом походе, сын дожа Витале Микели, Джованни (1096 — 1102), начальствует над 200-ми кораблей и берет Смирну и Яффу. А потому весьма естественно, что чествование св. Георгия распространилось около этого времени между венецианцами. Действительно, при Доже Доменике Микели является в Венеции обширный храм в честь св. Георгия, на острове того же имени, названном Великим.

Не в настоящем, а в первом храме находилась и гробница дожа Микели. Около же этого времени, именно в течении XIII же века, возникло в Венеции и славянское братство св. Георгия, равно как и уничтожившийся в 1399 году, испанский орден Альфама.

В Германии первым из подобных обществ был орден св. Георгия, основанный будто бы также во время крестовых походов, баварскими герцогами Отто II и Эккардом. Поводом к учреждению его был случай, подобный рассказанному Ричардом I. В 1280 году, первый император, из дома Габсбургов, Рудольф 1, учредил также в своем государстве георгиевский орден и опять по тому же побуждению, как Ричард I и баварские герцоги. В 1519 г., императором Максимилианом, георгиевский орден, учрежденный Рудольфом 1, был возобновлен.

Еще в 1375 году, во Франконии, в среде местного дворянства, образовалось общество св. Георгия. Одновременно с ним возникли — Швабский «Союз Львов» и баварский «орден св. Вильгельма». Возникнув, под предлогом борьбы с неверными, эти общества преследовали совершенно другую цель — защиту рыцарских прав и преимуществ, в виду усиливавшейся королевской власти.

Все три указанные общества, в 1382 году, соединились в одно, из которого, спустя десять лет (в 1392 году), возник весьма сильный союз, известный под именем Георгиева щита. Союз этот состоял из 557 баронов, графов и рыцарей. Через тридцать лет (1422 года) к этому союзу присоединилось все рыцарство прирейнское, после чего он получил имя «ордена соединенного щита» или «ордена соединенных под щитом св. Георгия».

В 1488 году, этот и без того уже сильный союз, разросся еще более; в состав его вступило несколько имперских городов. Нечего и говорить, что имевшаяся в виду, при первоначальном возникновении общества, цель, борьба с неверными, была совершенно и давно уже забыта. Вслед за присоединением городов, союз стал называться «швабским союзом». В 1495 же году, союз этот принял в основу дальнейшей своей деятельности соблюдение условий вечного земского мира.

Существенное отличие от поименованных нами братств и обществ, представляет бургундский орден св. Георгия, в Ружемонте. Бургундский рыцарь Филибер Миоланский, возвратясь с востока, в 1390 году, привез на родину свою, в Ружемонт, часть мощей св. Георгия. Святыню эту положил он на вечное хранение, в построенную для того часовню и на празднике освящения ее он предложил собравшимся рыцарям соседям: образовать из среды себя стражу для охраны этой святыни с тем, чтобы каждый из стражников являлся по очереди на дежурство в часовню.

Предложение Филибера было принято всеми присутствовавшими. Сам он был избран президентом общества, а скоро написан был и устав его. Когда первоначальное число членов этого общества возросло, в 1504 г., с 50 до 170-ти и выше, то составилось с такой же целью и женское общество. Оба они вместе образовали одно «Ружемонтское рыцарство», знаком принадлежности к нему служило золотое изображение св. Георгия на коне, поражающего дракона. Общество это процветало еще в год составления его истории (1673).

В Голландии, с XIII или XIV столетия, также существовало братство св. Георгия, прекратившееся в XVI веке. Члены этого братства носили на шее медаль, с изображением великомученика.

В 1468 году, императором Фридрихом III, учрежден был карпитийский орден св. Георгия.

Для содержания его, учредитель дал богатый бенедиктинский монастырь Мильштадт (близ Зальцбурга). Непременной обязанностью членов этого ордена была защита границы от вторжения турок. Владения ордена, в одно из турецких нашествий на империю, были разорены, а в 1598 году уничтожилось и самое общество. Мильштадт отдан был иезуитам, под заведение училищной коллегии.

В конце XV столетия учрежден был орден св. Георгия в Риме. Целью его было, как видно из буллы папы Александра VI (1492), защищать римскую церковь от внешних врагов ее. Папа Павел III изменил, в 1535 году, статуты этого ордена, заменив золотую медаль, с изображением великомученика, красным крестом и назначил для пребывания этих рыцарей город Равенну. В число обязанностей этих рыцарей, было включено преследование корсаров на Адриатическом море.

 Папа Григорий XIII, в 1578 году, освободив георгиевских кавалеров и от этой обязанности, предписал им одну уединенную жизнь, обратив таким образом членов ордена из воинов в пустынников.

С общей же целью поднятия оружия против неверных, 24 апреля 1729 года, учрежден римским (австрийским) императором Карлом VI, орден св. Георгия «охранителя бессеменного зачатия Присно Девы Марии». Буллой папы Бенедикта XIV членам его предоставлены все преимущества существовавших некогда орденов немецких рыцарей.

В 1778 году, электором баварским Карлом Тюдором, восстановлен и преобразован был баварский орден Св. Георгия, которому назначено второе место между прочими орденами. Великий магистр его, по статуту, сам король; а великий приор — непременно один из принцев крови.

Члены разделяются на три класса: великих командоров (кавалеров большого креста), командоров и кавалеров. Наравне с светскими членами, есть и духовные: епископ, приор, синдики и капеланы.

Для поступления в число членов, не нужно совершение каких-либо подвигов, а только доказательство чистокровного дворянства. Вступающий в число членов, дает клятву защищать католицизм (особенно догмат его о бессеменном зачатии) и обязывается идти на битву, по приказу великого магистра. Одежда членов: верхнее платье из серебряной ткани, подбитое бархатом огненного цвета; такого же цвета нижнее платье; плащ голубой бархатный, на белой подкладке, шляпа Генриха IV, с белыми и огненными перьями и знак орденский. Орденский праздник 12-го апреля и 8-го декабря.

Не входя в изложение частностей всех поименованных обществ, братств и орденов с именем Св Георгия, заметим одну общую всем им черту: все они ставят на первое место будущие воинские подвиги, «в подражание доблести Великомученика», во имя которого составлялись ордена.

Вступая в орден, новый член обязывался только будущими своими подвигами заслужить честь, оказанную ему принятием; другими словами, принятие в число членов ордена не было результатом каких-либо заслуг.


Всемирная иллюстрация,  № 51 (13 дек. 1869 г.)

 

 

 

Еще по теме:

 

Юбилей военного ордена св. Георгия. Часть 1

Юбилей военного ордена св. Георгия. Часть 2

Юбилей военного ордена св. Георгия. Часть 3

Юбилей военного ордена св. Георгия. Часть 4

Юбилей военного ордена св. Георгия. Часть 5

Юбилей военного ордена св. Георгия. Часть 6

Юбилей военного ордена св. Георгия. Часть 7

 

 

Категория: Исторические заметки | Просмотров: 197 | Добавил: nik191 | Теги: юбилей, Св. Георгий, орден | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный хостинг uCoz