nik191 Пятница, 22.11.2024, 10:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2017 » Март » 6 » Революция. 9 марта 1917 г. События
07:51
Революция. 9 марта 1917 г. События

 

По материалам периодической печати за 1917 год.

Все даты по старому стилю.

 

Ход событий

 

Свершился великий переворот, которого никто не мог бы предсказать даже за несколько дней. События шли, нагоняли одно другое и развертывались с быстротой кинематографической ленты. Конечно, современные усовершенствования техники, и среди них телефон, блиндированные автомобили и пулеметы, сыграли громадную роль в ускорении событий, но великий в истории России переворот— свержение династии Романовых, царствовавших 300 лет, — не мог бы произойти в течение нескольких дней, если бы общее недовольство не накоплялось в стране, разбуженной русско-японской войной, вырванными у Николая II свободами в 1905 г., и нынешней войной, возложившей большие тяготы и, главным образом, продовольственные, на все население. Все как-то сложилось само собою. Не было объединяющих великих лозунгов, как во французскую революцию, когда мощно звучали слова: «Свобода, равенство и братство».

Началось с немногого.
Расстройство продовольствия, вследствие неорганизованности транспорта, заставило толпы выйти на улицы столицы с криками «хлеба»! Начальник военного округа ген. Хабалов расклеил по улицам объявления, воспрещающие скопление народа, а на следующий день, 25-го февраля, по его же распоряжению началась стрельба в беззащитный народ.

Возмущенные войска перестали слушаться своих командиров. Народное восстание разрасталось, и 27-го февраля отдельные воинские части с красными знаменами начали подходить к Гос. Думе. Полное непонимание совершающихся событий или безволие Николая II, подчинявшегося последнее время всецело другу Распутина и любимцу Александры Федоровны, министру Протопопову, сказалось с необычайной яркостью именно в это время: царь приказал распустить Гос. Думу. Но Дума, к счастью России, ослушалась царского указа и продолжала заседание.

Если переворот совершился с таким малым сравнительно количеством жертв (говорят, что борцов за обетованную свободу убитых и раненых в Петрограде было около 2,000 человек), то благодаря исключительно Гос. Думе и быстро образовавшемуся в стенах того же Таврического дворца Совету Рабочих и Солдатских Депутатов. Председатель Думы М. В. Родзянко посылал царю одну за другой телеграммы о грозных событиях. Николай II молчал, и события шли с молниеносной быстротой. И кто знает, быть может, немедленное решение Николая II уволить Хабалова и дать ответственное министерство в первый день внесли бы успокоение в еще не сорганизовавшиеся массы рабочих, солдат и интеллигенции. Кто знает, быть может, признание царем конституционного строя и обещание торжественной присяги конституции спасли бы старый режим во второй день.

Отречение от престола в третий день, быть может, сохранило бы корону за членом дома Романовых. На четвертый день уже было поздно. Могучая лавина справедливого народного гнева разрушила все преграды...

 

Сидят : слева направо—В. Н. Львов, В. А. Ржевский, С. И. Шидловский и М. В. Родзянко.

Стоят: слева направо—В. В. Шульгин, И. И. Дмитрюков, комендант восставшего петроградского гарнизона, полк. генерального штаба, член Г. Думы Б. А. Энгельгардт, А. Ф. Керенский и М. А. Караулов.
(В эту группу не вошли остальные члены Исп. Комит. Гос. Думы Н. С. Чхеидзе, П. И. Милюков, А. И. Коновалов и Н. В. Некрасов).

 

Петроград совершил великий переворот, и во главе России, впредь до созыва Учредительного Собрания, которое всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием решит форму правления, стало Временное Правительство, опирающееся на все народные слои и признанное державами-союзницами, а вслед за ними и нейтральными государствами.

Низложенный император Николай II, теперь полковник Николай Александрович Романов, 9 марта привезен из ставки в Царское Село, где вместе с остальными членами его семьи лишен свободы.
Русское общество читает очень усердно газеты и знает ход событий.

 

Декларация писателей

Представители Литературного фонда, Всероссийского общества писателей, петроградских ежемесячных журналов и ежедневных газет, собравшиеся 9-го марта для восстановления закрытого в 1901 году Союза русских писателей, сочли необходимым предварительно выразить свой взгляд на роль русской литературы в подготовлении февральской революции и обратиться с приветствием к ее деятелям в нижеследующей декларации.

Перед прочтением декларации составителем ея С. А. Венгеровым была высказана та мысль, что не литература присоединяется ныне к революции, а революционная Россия осуществила теперь на деле то, что проповедуется русскою литературою уже более 100 лет. Декларация принята с дополнениями Н. И. Иорданского, А. М. Редько, Е. А. Ляцкаго, А. В. Амфитеатрова, Д. Н. Овсянико-Куликовского.

„Восторженно приветствует весь мир своеобразнейшее политическое творчество России. Ликует и трепетно волнуется Россия на всем своем великом протяжении. Присоединились к новому строю целые армии и отдельные воинские части, области и города, ведомства и учреждения.

И могут ли в эти великие дни не быть переполненными радостью безмерною и энтузиазмом безграничным сердца писателей русских при виде величайшего торжества свободы, при созерцании чудеснейшего из всех известных всемирной истории переворотов?

Но не могут русские писатели просто присоединиться к общему ликованию. С чувством сладостнейшего душевного удовлетворения взирает русское литературное сознание на происходящее, и радостно ему видеть, что пышно взошли теперь семена, впервые брошенные именно русскою литературною мыслью. Установлено и никем не оспаривается то положение, что русская литература всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительное слово, и звало всегда это учительное слово к подвигу общественному и к самопожертвованию.

Писатель Радищев первый развернул в России знамя свободы. Первую оду вольности сложил Пушкин. Злая сатира Грибоедова и горький смех Гоголя нанесли смертельные удары дореформенному строю. Гоголь же назвал братом ничтожнейшего представителя социального уклада нашего, и из этого вышел Достоевский, певец бедных людей, заступник униженных и оскорбленных, проникновенно разглядевший прекрасную человеческую душу на самой последней, казалось, ступени падения. Тургенев был апостолом освобождения крестьян, Некрасов—истинный Тиртей русской революции, на призывах которого уже 60 лет воспитывается ряд поколений борцов за свободу. Гениальная сатира Салтыкова сделала русскую бюрократию всеобщим посмешищем.

Революционную русскую мысль, при ослепительном успехе которой мы теперь присутствуем, создали Белинский, Чернышевский, Писарев, Михайловский. Разрушила твердыню лживого официального ханжества великая совесть Толстого. А зарубежная литература, созданная великими изгнанниками Герценом и Лавровым, несмотря на почти непреодолимые трудности, с которыми она проникала в Россию, явилась могущественнейшим фактором русского освободительного движения и основоположницею в лице некоторых, ныне здравствующих деятелей целых эпох в истории русской политической мысли.

В этом сознании великих заслуг великих учителей наших перед русской свободой, мы, нынешние писатели, шлем братский привет всем творцам могучей февральской революции.

Да здравствует Государственная Дума, стойко оставшаяся на своем посту.

Да здравствуют петроградские рабочие, самоотверженно пошедшие под пулеметы в героической решимости положить жизнь свою для ниспровержения деспотическаго строя!

Да здравствуют петроградские полки, благодаря которым кровавая баня, уготованная русской свободе, превратилась в величайшее ее торжество!

Да здравствует Временное Правительство, сумевшее, в единении с Советом Рабочих и Солдатских Депутатов, объединить страну и ввести грозный девятый вал русской революции в русло государственности!

Веруем и исповедуем, что свободный народ сумеет отстоять свободную Россию от посягательства на ее землю.

Веруем и исповедуем, что по миновании грозной внешней опасности нашу дорогую родину ждет небывалый расцвет всех ее необъятных духовных и материальных сил. Долгие годы отличительным признаком русской литературы была Великая Печаль ее, пусть сменит ее теперь Великая радость".

 

Тактика революции

После победы революции 27 февраля рабочие по доброй воле предоставили собранию старейшин Г. Думы избрать временную власть — так появился Исполнительный Комитет Г. Думы.

Подобная тактика до известной степени объяснима обстоятельствами момента: у рабочих в то время могло не иметься на примете необходимых лиц.

Но этот факт был чреват последствиями огромной важности. В нем таилась опасность утраты рабочей демократией самостоятельных политических позиций. При выборе революционных комиссаров, когда у рабочих уже была полная возможность указать собственных кандидатов, они снова сбыли с рук дело революции, на этот раз сознательно, и комиссарами оказались исключительно члены Г. Думы чуждых рабочим направлений. Это уже не уступка обстоятельствам момента, так как в Совете С. и Р. Депутатов нашлись товарищи, которые указывали, как опасно брать кандидатов не из собственной среды. Но рабочие не убедились их советом.

Дальше неизбежно последовала и третья ступень возраставшей революционной скромности рабочих.

Состав Временного Правительства целиком образовался из представителей буржуазии и землевладельцев, не только членов Г. Думы, но и элементов со стороны. И депутаты утвердили его. Таким образом, разгромив монархию, они сознательно и добровольно сдали власть привилегированным классам.

За это монархист Милюков назвал их поведение благоразумным. Еще бы! Но что же оставили рабочие себе? Что завоевали революцией? Контроль над Временным Правительством? Что даст он им? Очевидно же, что буржуазия, даже под контролем рабочих, не может взять на себя выполнение пролетарских программ, и рабочие не в праве рассчитывать загребать жар чужими руками по примеру буржуазии, а должны действовать сами.

Революция есть, прежде всего, захват победителем политической власти и организации ее на соответственно новых началах.

Рабочие должны были взять власть в собственные руки в полном объеме, когда это было так легко сделать, чтобы плодами их революционных трудов не воспользовались привилегированные классы. Этого-то и не было сделано.

Но у рабочих остаются еще две позиции, укрепившись на которых, они без новой революции могут вернуть кое-что из сданного добровольно и утраченного. Позиции эти—демократическая республика и прекращение войны.

Республика — дело Учредительного Собрания. Контрреволюция заинтересована в том, чтобы оттянуть его созыв возможно дольше, когда остынут революционные страсти и сорганизуется антиреспубликанское течение в провинции. Интересы рабочих, наоборот, требуют скорейшего его созыва, чтобы в мае— июне вошел в силу новый основной закон, установляющий республиканские формы правления. Потому что, только опираясь на демократическую республику, рабочая и крестьянская демократия сможет явиться политической силой в государственном масштабе, к которой она стремится. На Совете Р. и С. Депутатов поэтому лежит прямая обязанность немедленно приступить к действиям составить проект республиканской конституции, наказ Учредительному Собранию, избирательный закон, разослать по всей стране комиссаров для скорейшего подготовления населения к выборам.

Правящие классы неспособны окончить настоящую войну благодаря путанице капиталистических интересов, которую они создали до войны и усложнили войной. Только рабочие и солдаты воюющих стран могут положить ей конец революционным путем и заключить мир на условиях, установленных без участия официальных сфер. Поэтому на Совете Р. и С. Депутатов лежит другой долг: немедленно приступить к попытке завязать сношения с рабочими и солдатами всех воюющих стран, и прежде всего с немецкими, в целях прекратить войну на разумных условиях.

Если рабочие откажутся и от этих позиции, то это будет означать, что они совершили революцию лишь ради кое-какой буржуазной свободы — не больше. Товарищи, вы должны это понять.

Революционная скромность, проявленная рабочими в данном случае, беспримерна в истории пролетарской борьбы. Никогда и нигде рабочие не сдавали власти привилегированным классам добровольно. Ее всегда вырывали у них путем обмана или насилия.

 

К ответу

Товарищи, нет больше царизма, нет больше жестоких и неисчислимых испытаний царского самодержавия. Рабочий класс и революционная армия вырвали из цепких когтей тюремщиков и палачей свою свободу. Это первый этап к полной победе социальной революции, полному торжеству рабочего класса.

Подточенный и омытый народной кровью, трон низвергнут, деспотизм пал, но тиран еще на свободе. Не вся еще царская громада завоевана. Убийца народа, обагренный не остывшей еще кровью бесчисленных жертв, на свободе со всей своей огромной сворой. Правда, скрылась она, попряталась от гнева и мести страны, но это только на время и, быть может, уже где-то в нишах и углах своих дворцов строит она козни, подготавливает план и заговор контрреволюции.

Николай со всеми черными силами не сегодня — завтра может начать осуществлять свой план. Мы знаем из истории народных революций, как венценосные палачи пытались, после некоторого успокоения, кровавыми средствами восстановить свои разбитые троны.

Нельзя быть спокойным, пока убийца народа, оставивший за собой море страданий, еще на свободе. Какой процесс, какие справки можно сделать о преступлениях, которые повсюду записаны кровью народа? Еще не остыли жертвы павших в борьбе с Николаем за свободу и счастье народа. Кровь их вопиет.

Можно ли забыть черноморских и кронштадтских товарищей-матросов, расстрелянных царскими наемниками? Со дна морей, куда они были брошены, взывает кровь их о мщении. А пресненские товарищи? А 9-е января? А карательные экспедиции Римана, Мина? А неистовства палачей Ренненкампфа, Каульбарса? А черносотенные погромы, вдохновленные и руководимые Нейдгардтами, Гирсами и пр., пр.— имя им легион?

Так можно ли думать, товарищи, о полной победе над кровавым самодержавием, пока вся многочисленная царская свора вместе с верховным убийцей Николаем на свободе? Настал час суда народного над ними, но прежде всего надо захватить их. Николай и холопы его должны быть немедленно и прежде всего арестованы и преданы справедливому суду народа.

 


Свобода


Ты пришла, и вся Россия
За тебя, врагам на страх,
Как мятежная стихия,
Всколыхнулась, свергла змия,
Отряхнула рабства прах.

Ты пришла... И нет изгнаний
Дорогим твоим сынам.
Радость, счастье в дни страданий
Принесла с собой ты нам..

Ты пришла, и солнце правды  
Воссияло над страной...
Торжествуй же, свет стоокий!..
Укажи нам путь широкий
В царство мысли, в мир иной...

Я. Бердников.

 

 

Еще по теме:

 

Революция. 1917 год. Предисловие

.............................................................................

Революция. 7 марта 1917 г.

Революция. 8 марта 1917 г.

Революция. 8 марта 1917 г. События

Революция. 9 марта 1917 г. Армия

Революция. 9 марта 1917 г. События

Революция. 10 марта 1917 г. Исторические дни в Петрограде

 

 

 

Категория: Революция. 1917 год | Просмотров: 838 | Добавил: nik191 | Теги: 1917 г., март, революция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz