По материалам периодической печати за 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Воззвание
Исполнительный Комитет сообщает войскам фронта о решительной победе народа над старым режимом.
Уверены, что войска фронта с нами и не позволят осуществиться попыткам вернуть старый режим.
Мы же, представители петроградских рабочих и солдат, обещаем стоять здесь на страже свободы.
Ея укреплению может помешать внутренняя вражда в среде армии, рознь между офицерством и солдатами, и на всех гражданах лежит сейчас обязанность содействовать налаживанию отношений между солдатами и офицерами, признавшими новый строй России. И мы обращаемся к офицерам с призывом проявлять в своих служебных и внеслужебных отношениях уважение к личности солдата-гражданина.
В расчете на то, что офицеры услышат наш призыв, мы приглашаем солдат в строю и при несении военной службы строго выполнять воинские обязанности.
Вместе с тем, Комитет сообщает армиям фронта, что приказы 1 и 2 относятся только к войскам петроградского округа, как и сказано в заголовке этих приказов.
Что же касается армии фронта, то военные министр обещал незамедлительно выработать в согласии с Исполнительным Комитетом Совета Рабочих и Солдатских Депутатов новые правила отношений солдат и командного состава.
Подписали:
За председателя Исполнительного Комитета Совета Рабочих и Солдатских Депутатов товарищ председателя Мат. Скобелев.
Председатель военной комиссии при Временном Комитете Гос. Думы генерал майор Потапов.
Настоящее воззвание составлено по соглашению с военным министром Гучковым.
Военный министр Гучков.
Воззвание офицеров к солдатам
Боевые наши товарищи солдаты!
Пробил час народного освобождения. Армия, флот и народ вместе с вами подняли святое знамя свободы
И мы, ваши сотоварищи на передовых позициях, там, в боях, перед лицом смерти, получившие боевое крещение, одинаково с вами проливали кровь и смешивали ее с вашею на поле сражения.
Верьте же, что свобода родины нам дороже всего. Только свободная Россия сокрушит немецкую силу. Помните, что спасение и победа России в нашем взаимном доверии и единодушии.
А старый самодержавный строй, который за два года войны не сумел дать окончательную победу России над врагом, пусть сгинет навсегда.
Мы вместе с вами предаем старый строй проклятию.
Товарищи солдаты!
Не бросайте ружей, берегите их. Они нам здесь нужны так, как нужны в окопах. Содействуйте прекращению грабежей, водворяйте порядок, возвращайтесь в свои части для дружной работы вместе с нами. К величайшему нашему прискорбию, как среди солдат, так и среди офицеров, были предатели народного дела и от их предательской руки пало много жертв среди честных борцов за свободу.
Но приложим общие усилия для нашего совместного объединения, для окончательной победы над врагом, как на фронте, так и внутри России.
Да здравствует свободная великая Россия!
Ваши товарищи офицеры.
Министр юстиции Керенский в Москве
МОСКВА. (7 марта). В здание судебных установлений Керенский, отвечая на приветствие представителей, адвокатуры, магистратуры и прокурорского надзора сказал:
«Свободная России родилась, а вместе с нею—начала справедливости, законности и свободы судейской совести. Старый порядок низвергнут безвозвратно. Надо приступить к устройству новой жизни, надеюсь, что судьи, служившие старому режиму, смогут разобраться в своей совести и в состоянии ли служить правосудию, или найдут достаточно сил, чтобы исполнить гражданский долг и уйти».
Обратившись к служащим канцелярии и курьерам, Керенский обещал, что они будут впредь пользоваться всеми правами гражданства.
Обратившись к совету присяжных поверенных, он сказал, что будучи назначен министром, тотчас же отправился в петроградский совет присяжных, поверенных чтобы подчеркнуть, что выше всего он ставит право. Новый строй должен быть основан на праве и справедливости, что соблюдалось только корпорацией присяжных.
В съезде мировых судей председатель съезда Челышев ознакомил Керенскаго с положением мирового суда в Москве.
Появление Керенского на заседании офицерских и солдатских депутатов в огромной аудитории было шумно приветствуемо. Министр Керенский с большим подъемом произнес следующую речь:
«Я приехал сюда от имени временного правительства, по почину народа и Государственной Думы возникшего. Мы завоевали свободу. Вы доказали, что достойные сыны великой родины. Будущаго бояться вам нечего. Я член временного правительства— ваш товарищ, не только демократ, но и социалист, товарищ председателя петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Скажите, могу ли я сообщить временному правительству, что московские армия, солдаты и офицеры наши верят вам и сделают все, что скажем?» Гул в аудитории: «Верим вам». Бурные аплодисменты). Создавайте новый народ и новую армию. Все, что остаюсь позади, отдайте мне я временному правительству».
Речь Керенского обрывается, с ним обморок.
Один из ораторов объясняет, что министр неделю не спал и выбился из сил.
На вопрос о великом князе Николае Николаевиче оправившийся Керенский отвечает:
«Не беспокойтесь, нами будут приняты меры».
В аудитории появляется Грузинов, встреченный овациями.
Керенский говорит:
«Завтра я передам временному правительству, чтобы ваше желание было исполнено, и Грузинов остался бы вашим командующим».
На заседании комитета общественных организаций Керенский сказал:
«Временное правительство послало меня в Москву, чтобы подтвердить, что мы исполнены решимости осуществить волю народа до конца и созвать Учредительное Собрание. Думаю, что в ближайшем нет оснований ожидать разногласия в составе правительства. Что касается меня, то я не отступлю от своих принципов, базирующихся на вере в человека. Мой основной принцип: суд присяжных. Дело бывших министров будет передано этому суду».
В беседе с журналистами Керенский заявил, что на частном совещании членов Государственной Думы решено всемерно поддерживать временное правительство и просил опубликовать, что в его руках находятся ценные сведения об агентах департамента полиции.
Посетив заседание городской думы Керенский сказал:
«Временное правительство повелело мне низко поклониться Москве и в ее лице всему русскому народу и просить поддержки и помощи. Мне особенно приятно сказать это сегодня, в день пятидесятилетия существования московского городского самоуправления, ибо Москва создала самые могущественные общественные организации, охватившие земскую и городскую Россию».
А. Ф. Керенский в московской городской думе
7-го марта.
На первом после государственного переворота заседании московской городской думы, — думы нового состава, — присутствовали прибывший из Петрограда министр юстиции А. Ф. Керенский и командующий московскими войсками А. Е. Грузинов.
Об этом Москва знала, и желавших попасть на заседание было такое количество, что едва ли не впервые за полвека существования московского общественного самоуправления публику впускали по билетам.
Заседанию предшествовали торжественное молебствие по случаю вступления в исполнение обязанностей нового состава думы, а затем приведение этого состава к присяге по новой формуле. После приветственной речи М. В. Челнокова и ответа А. Е. Грузинова говорил А. Ф. Керенский.
— Господин городской голова, — сказал А. Ф. Керенский. — Временное правительство, волею народа избранное по почину Государственной Думы, обладающее полной властью, повелело мне явиться сюда и низко поклониться Москве (министр делает низкий поклон городскому голове), а в лице ее и всему русскому народу и заявить, что все силы и жизнь нашу мы отдадим на то, чтобы власть, врученную нам народным доверием, довести и передать до единой верховной власти — учредительного собрания.
Мы просим поддержки и помощи. Вместе с тем, мне особенно приятно, что это поручение я должен совершить в стенах московского городского управления.
Дума устроила министру грандиозную овацию.
Командующий войсками московского военного округа подполк. А. Е. Грузинов, министр юстиции А. Ф. Керенский и правительственный комиссар Н. М. Кишкин.
Торжественное заседание новой московской городской думы в присутствии министра юстиции А. Ф. Керенского и командующего моск. военным округом подполк. А. Е. Грузинова.
Забастовка прекращена—революция продолжается
В Совете Рабочих и Солдатских Депутатов было предложено прекратить забастовку на заводах, работающих на оборону. Цель этого предложения была ясна: не столько забота об обороне, сколько желание показать петербургский пролетариат в шовинистском освещении. Ясно, что Р. С.-Д. Р. Партия, которая всегда смело и не боясь обвинений чуть ли не в измене выступала против попыток разных социалистов, вроде бельгийского министра Вандервельде, задержать русскую революцию на все время войны,—не могла идти на такую ловушку. Поэтому ее контрпредложение было: если стать на работу, то на всех заводах.
Самое же прекращение забастовки, конечно, лишь временное, ибо забастовка эта — чисто революционная, а революция продолжается. И мы не знаем, как скоро она закончится в виду громадных расстояний России.
Безусловно, наше Временное Правительство и те слои, которые стоят за ним, жаждут внутреннего мира и порядка и рассчитывают, что прекращение забастовки в глазах финансового мира поднимет их кредитоспособность. Прекращение забастовки, по их мнению, поднимет его и в глазах внешнего врага. Я говорю „по их мнению", потому что они не видят, или, вернее, не хотят видеть, что сейчас для Германии наиболее опасными были бы русские войска под красным знаменем Демократической Республики.
Но чаяния буржуазии не играют решающей роли для борющегося пролетариата, который в вопросе о моменте прекращения революционной забастовки руководствуется только соображениями, обеспечивающими максимум сохранения и развития революционной пролетарской энергии. Если сейчас в интересах революции нет необходимости в продолжении забастовки, то временное прекращение может только предупредить истощение сил.
Но следует подчеркнуть, что это прекращение революционной забастовки может быть только временное, и пролетариат должен быть в каждую минуту готовым — по первому сигналу — опять бросить станки.
Определение этого момента зависит от революционности его представительства, в лице Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, который беспрерывно продолжает свои заседания. А при громоздкости этого представительства особенно чутким должен быть его исполнительный орган, который одновременно не должен быть случайным, а должен вполне соответствовать действительному составу самого Совета.
Итак, становясь на работу, пролетариат не прекращает ни революционной ни организационной деятельности своей, а, напротив, усиливает ее. Новая волна революционного подъема может зависеть от того, как развернется революция в прочей России, или от контрреволюционных открытых выступлений или затей Временного Правительства. По первому призыву пролетариат снова выступит на улицу.
Революционная забастовка в Петербурге временно приостановлена, но Великая Революция продолжается.
Настороже
Революционное движение пролетариата и солдат уничтожило правящую шайку Николая Кровавого. Так говорят революционеры.
А что говорит о революции Временное Правительство? В радиотелеграмме, посланной „всем, всем, всем", рассказывается:
„28 февраля... волнение в войсках и населении приняло крайне тревожные размеры".
Радостный для народа подъем революции, таким образом, оказался „тревожным" для кн. Львовых и Родзянок. Смеем думать, что оно было „тревожным" и для министра Протопопова.
Далее говорится:
„В ближайшие дни волнения перебросились из столицы на окрестности, и опасность приняла угрожающие размеры".
Да, конечно, угрожающие для Николая Кровавого, а для восставшего народа — не опасность приняла угрожающие размеры, а революция стала приближаться к победе.
„Серьезное осложнение" для Милюковых и Родзянок „создалось подъемом общественного настроения и энергичной деятельностью левых политических организаций".
„Подъем общественного настроения" и „энергическая деятельность" левых—Львовы-Родзянки считают не поддержкой для себя, а серьезным осложнением. Это — язык правительства Николая Романова.
Пролетарско-солдатская революция вынесла на гребень политической волны Львовых, Гучковых, Милюковых. Но они приняли на себя роль не руководителей, а ту роль, которой не сумели выполнить министры павшего правительства.
Великий день
Свершившийся Государственный переворот сделал Россию свободной страной. Отныне каждый гражданин может свободно пользоваться своими духовными и физическими силами для личнаго блага и блага своей Родины, чтобы сделать ее могучей и славной.
Отныне и вы, русские женщины, можете пользоваться всеми вашими силами для борьбы за ваши права гражданки, матери и жены.
Объединитесь же! Проникнитесь все сознанием, что без свободной т. е. равноправной женщины нет свободной страны! Что для величия и благоденствия Отечества ваше сотрудничество также необходимо, как и мужчин.
Величие души, которое вы проявляли во все тяжелые эпохи истории нашего многострадального Отечества,—лучшая порука, что вы будете и великими гражданками, как были добродетельнейшими из матерей и прекраснейшими из женщин!
Н. А.
Задолго до войны пролетарский Интернационал назначил 23 февраля днем международного женского праздника.
23 февраля — женский день, как 1 мая день пролетариата всего мира.
Неделю назад, 23 февраля, в Петрограде старая власть помешала женщинам-работницам праздновать свой день. Из-за этого произошли на Путиловском заводе первые столкновения, перешедшие в демонстрации и в революцию.
Первый день революции—Женский день, день Женского Рабочего Интернационала.
Слава Женщине!
Слава Интернационалу!
Женщины первыми вышли на улицу Петрограда в свой Женский день.
Женщины в Москве во многих случаях решили судьбу войск: они входили в казармы, они убеждали, и солдаты переходили на сторону революции.
Слава Женщине!
В безотрадные годы войны женщина приняла на свои плечи небывалые тягости: сердечная боль за близких, взятых на войну, чередовалась с болью за голодных детей. И женщина не пришла в отчаяние. Она подняла знамя революции.
Слава Женщине-Работнице!
В дни, когда власть сеяла и разжигала бессмысленную злобу и ненависть одних народов против других, женщина-работница поднялась по призыву, данному Интернационалом пять лет назад.
Слава Интернационалу!
День Женского Интернационала привел к революции. И революция останется верной этому дню.
Революция освободит Женщину-Работницу от горя и ужасов войны.
Революция возродит с небывалой силой братство рабочих всех стран, воссоздаст Интернационал.
Это будет Третий Интернационал.
23 февраля — Женский день — день русской революции, первый день Третьего Интернационала.
Великий день для рабочих всего мира.
Слава Женщине! Слава Интернационалу!
Слава Великой Русской Революции!
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
***
Ликуй, душа!.. Разбиты цепи
Тюремных зданий в дни невзгод.
Ликуют солнце, нивы, степи,
Ликует Царь Царей — Народ.
Лишь те, что жуткими веками
За правду гнали в каземат,
Глумились зло над бедняками,—
Рыдают, стонут и скорбят.
Им места нет и нет привета
Под флагом мести и свобод...
Здесь мир иной... здесь радость света,
Ликует Царь Царей — Народ...
Я. Бердников.
Еще по теме:
Революция. 1917 год. Предисловие
.............................................................................
Революция. 5 марта. Петроград, провинция и Франция
Революция. Ход событий
Революция. 6 марта 1917 г. От временного правительства
Революция. 6 марта. Петроград и провинция
Революция. 7 марта 1917 г.
Революция. 8 марта 1917 г.
|