26 (13) августа 1914 года
Подробнее
Восточно-прусский фронт.
13-го августа. Нашими войсками заняты города Норденбург, Бишофсбург, Зенсбург и станция Ротфлис.
С занятием Зенсбурга и Бишофсбурга наши войска обошли сильную оборонительную линию Мазурских озер и оказались в тылу ея. Если сопоставить это движение с нашим победоносным движением по линии Инстербург, Даркемен и Ангербург, то окажется, что вся озерная линия обойдена с обоих флангов.
С занятием станции Ротфлис, где пересекаются железные дороги Иоганисбург—Кенигсберг и Эйдкунен— Инстербург—Берлин, целый район Восточной Пруссии шириною в 120 верст отрезан от главного железнодорожного сообщения с остальной сетью прусских железных дорог.
Галицийский фронт
13-го августа. Успешно начались бои у Томашова и Монастыржиска.
В Галиции происходит энергичное движение к Львову, от которого войска наши находятся уже в недалеком расстоянии. Кавалерия деятельно очищает от неприятеля фронт нашего наступления. Ея действия сопровождаются рядом удачных для нас столкновений.
Отдельные бои на галицийском фронте к 13-му августа получили характер генерального сражения, развившегося в южных уездах Люблинской и Холмской губернии и в Восточной Галиции, на путях к Львову, на общем фронте до 300 верст. Первоначально бои носили преимущественно встречный характер, но усилиями наших войск на многих участках австрийцы вынуждены перейти к обороне. Один из наших славных пехотных полков в рукопашном бою взял знамя и почти совершенно уничтожил 11-й гонведный полк.
По сообщению штаба Верховного Главнокомандующего, энергичный натиск продолжается.
Западный фронт
13 августа. В общих чертах наступательные действия французов идут успешно между Нанси и Вогезами; тем не менее правый фланг их должен был несколько отступить в районе Сен-Диэ. Неприятель понес значительные потери. Было найдено 1,500 трупов на очень небольшой площади. В одной траншее целая воинская часть была уничтожена французскими снарядами, причем убитые найдены в положении прикладки лежа.
Упорные бои, происходившие в течение последних трех дней, по сообщению французского военного министерства разрешаются в пользу союзников. Под Вавром не происходит никаких серьезных действий; обе стороны, по-видимому, отдыхают после недавних сражений. В северном районе линия франко-английских войск отодвинута несколько назад, но продолжает оказывать сопротивление.
Война на море
В ночь с 12-го на 13-е августа германский легкий крейсер «Магдебург» стал на мель у входа в Финский залив вовремя густого тумана. Утром 13-го августа крейсера «Паллада» и «Богатырь» и миноносцы подошли к нему. После обстрела на «Магдебурге» произошел взрыв, которым крейсер разломан пополам. С «Магдебурга» сняты: командир, два офицера и 54 матроса. Остальные по-видимому спаслись ночью на сопровождавших крейсер миноносцах.
Крейсер «Магдебург» принадлежит к числу новейших и лучших судов этого класса во всем германском флоте. Он вошел в строй всего только два года назад. Главным нововведением в его проектировании оказалась броневая вертикальная защита борта. Его водоизмещение 4,550 тонн. Вооружение состоит из двенадцати 105-мм. орудий в 40 калибров длиною и двух минных аппаратов. Чрезвычайно быстроходный, крейсер по контракту предназначался для 25-ти узлового хода, но, очень удачно выстроенный, на испытаниях он развил 27,6 узла. Главная часть брони погибшего крейсера имела толщину в 100 мм., на средней части ватерлинии и на боевой рубке. Из четырех крейсеров этой серии: «Магдебург», «Бреслау», «Штральзунд» и «Страсбург» в германском флоте оказалось теперь только два последних, так как «Бреслау» продан Турции.
ВОЕННЫЕ ЗАМЕТКИ
Западный фронт
Вторжение наших армий в Восточную Пруссию и Галицию продолжается успешно на широком фронте. 1-ая германская армия, разбитая в боях 5— 9 августа у Гумбинена, бросила без боя заранее подготовленную, сильно укрепленную позицию по реке Ангерапп и, из боязни быть отрезанной от сообщений с Западной Пруссией, отступает форсированными переходами, при чем часть ее собирается у крепости Кенигсберг.
Неприятельские войска для ускорения поспешного отступления бросают по дорогами массу патронов, бризантных гранат (для тяжелой артиллерии) и мешков с снаряжением. В районе к северу, прибл. в 12 вер. от Вейденбурга (Наборк, в 8 вер. от границы на северо-восток от Млавы), наши войска 10 августа атаковали ХХ германский корпус, занимавший укрепленную позицию на возвышенность между озерами. Численность немцев простиралась до 45 тысяч чел. (37 6-нов и 12 зскадронов с 200 орудий). Наша пехота в двухдневном бою преодолела все препятствия в виде волчьих ям и проволочных заграждений и молодецки работали штыками. В бою нами применялись ручные гранаты.
Сражение было решено 11 августа обхватом левого фланга неприятеля, после чего XX германский корпус поспешно отступил к Остероде (Оструд, в 52 вер. к северу от Нейденбурга, узел жел. дорог: Грауденц-Инстербург—Тильзит и Остероде—Эльбинг), с потерей нескольких орудий, пулеметов и множества зарядных ящиков и пленных. Кроме Инстербурга, нашими войсками занят г. Ангербург (в 50 в. к югу от Инстербурга на р. Ангерапп и к востоку от укрепленной линии Мазурских озер, ст. жел. дороги Лык— Инстербург). Занятие Ангербурга отдает в наши руки всю юго-восточную часть Восточной Пруссии.
Наша кавалерия продолжает молодецки действовать. Эскадрон знаменитого нижегородского драгунского полка, встретив отряд из 70 немецких отборных разведчиков с 1 офицером, взял их в шашки и вмиг изрубил всех, за исключением 6 ч., взятых в плен. Сами нижегородцы потеряли всего 4 чел. ранеными, и то от пуль, а не от сабель.
На австрийском фронте арьергарды австрийцев 10 августа пытались задержать наступление наших войск на реке Серет по линии Тарноноль (в 38 вер. от Волочиска) и Чартково (в 30 вер. от Гусятина), но после ряда боев были отброшены, при чем нами захвачен железнодорожный состав, 2 пулемета и много амуниции.
Среди австрийских войск, уходивших от реки Збруч, наблюдалась паника; ими брошены 2 орудия с двумя зарядными ящиками, и обозные повозки. Наступление наших войск продолжается быстро и успешно.
Передовой театр Австро-Венгрии, в который вступили наши войска, состоит из двух провинций: Галиции и Буковины, присоединенных к Австрии в конце XVIII века. Галиция обнимает собою территорию в 71.950 кв. верст, с населением в 8.022.000 чел., а Буковина —9580 кв. верст с 800 тыс. жителей.
Граница Галиции с Россией тянется на протяжении 1078 верст. Кроме небольшого участка Неполомице—Завихост (170 вер. на границе Келецкой и Радомской губ.), на котором граница примыкает к естественному рубежу—р. Висле, представляющей собою довольно значительную преграду, на всем остальном протяжении граница совершенно открыта (в смысле неимения оборонительных линий) и доступна как вторжению со стороны России, так и обратно —наступлению австро-венгерской армии в наши пределы. Лишь весьма незначительные участки границы пролегают по р. Сану, Бугу (по 15 вер.), Збручу (170 вер.) и Днестру (50 верст), из которых один Сан заслуживает название преграды, относительно сильной оборонительной линии, прочие же реки весьма незначительны и повлиять на операции армии ни в коем случае не могут.
Отделенная от прочих областей Австро-Венгрии Карпатами, Галиция занимает северные предгорья этого хребта и составляет как бы передовую защиту их. Одного взгляда на карту достаточно, чтобы придти к заключению, что именно Карпатский хребет и должен был бы составлять естественную границу между двумя соседними государствами. Серьезная оборонительная линия Карпат пролегает в тылу Галиции, которая, расстилаясь впереди гор и с двух сторон охватываемая пограничными местностями России, подвергается, несомненно, первым ударам вторгающейся в Австро-Венгрию русской армии. Поэтому Галиция по своему положению и может быть названа передовым театром военных действий в Австро-Венгрии.
Для облегчения обороны вдоль всей Галиции проведены две железные дороги (в большей части двухколейные) с пропускной способностью до 80 пар поездов в сутки. Эти две дороги связываются 12 поперечными, идущими из внутренних областей и подходящими к русской границе в 14 пунктах, но в пределы России жел. дороги входят лишь в 4-х пунктах: у Границы, Бродов, Подволочиска и Новоселицы. В общем железнодорожная сеть хорошо развита и удовлетворяет стратегическим потребностям—на каждый корпус 1 колея.
Шоссейных дорог много и они в прекрасном состоянии. Параллельно границе в Зап. Галиции идут 3 шоссе, в Восточной—6. В глубь страны через Карпаты идут 18 шоссе, по 1 шоссе на каждыя 27—28 верст (в Зап. Галиции 6 шоссе на 20 верст). С русской шоссейной сетью шоссе Галиции сходятся в 9 пунктах.
Пути наступления в Галиции должны рассматриваться в связи с главной, конечною целью—перехода через Карпатския горы. Наиболее удобным направлением для главных наступательных операций военные авторитеты (ген. Леер, Михневич, австрийские офицеры генерального штаба Гаймерле, барон Кун и др.) признают линию люблинского района на незащищенный 180-верстный промежуток между Краковым и Перемышлем.
Район действий крепости-лагеря 1-го класса определяет не более 40- 45 верст (приблизительно 2 перехода), с таким расчетом, чтобы гарнизон при вылазке мог успеть безопасно отступить обратно в крепость. Оставив в сторону Перемышля сильный заслон, наступающая армия может свободно пройти расстояние в 110—120 верст до Карпат в 5—6 переходов, пользуясь удобными путями—4 шоссе и 2 жел. дороги,— и выйти к наиболее проходимым и удобным шоссированным проходам через Карпаты: Горлицкий, Дуклинский и Римановский (высота перевала 1600—1800 футов).
Из этих проходов в особенности удобный Дукля-Свидник (по ту сторону Карпат). Это лучшее шоссе в Галиции, с отлогими подъемами и спусками. Наиболее узкое место в проходе (дефиле) имеет не менее 75—150 шагов. Конечная цель наступления—Будапешт легче всего достигается именно в этом направлении.
Сами австрийцы признают, что наступление русской армии на Будапешт опаснее для Австро-Венгрии, чем наступление на Вену. Они говорят, что «взятие Вены не решит участи кампании, пока остается у нас Венгрия". От Свидника к столице Венгрии ведет удобный путь долинами рек: Гернад и Тисса (Тейс) на Прешов—Кашау— Эгер—Будапешт, расстоянием около 270 - 280 в.
Никакие горы не могут служить непреодолимым препятствием для наступающих, и Карпаты не составляют исключения. Русские войска переходили Альпы и Балканы (зимой) и свободно перешагнуть через Карпаты. Карпаты делятся на Западные и Восточные Бескиды, лесистые Карпаты (к границам Румынии) и Татры (за западными Бескидами в сторону северной Венгрии). Бескиды нигде не поднимаются выше 4000—4500 футов. Наиболее доступны Восточныя Бескиды с высотой 1500—3500 футов. Наибольшей высоты Карпаты достигают в группе гор Татры до 8500 фут. (Герлсдорф—8,679) и в лесистых Карпатах—до 7000 футов (Гаверла— 6754).
Наступление русской армии с волынско-подольского района имеет второстепенное значение и преследует задачу— облегчить главное наступление нашей армии на фронте Краков—Перемышль.
К. В.
Конвенции и декларации в европейской войне
Договоры, подписанные в Гааге 5 (18) октября 1907 года
Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.
Военнопленные находятся во власти неприятельского правительства, а не отдельных лиц или отрядов, взявших их в плен, при чем все имущество военнопленных, за исключением оружия, лошадей и военных бумаг, остается их собственностью. Военнопленных, за исключением офицеров, разрешается привлекать к необременительным работам, при чем последние не должны иметь никакого отношения к военному действию.
Лица, бежавшие из плена и задержанные ранее, чем покинут территорию взявшей их в плен армии, подлежат дисциплинарным взысканиям.
Лица, сопровождающий армию, но не принадлежащие к ее составу, как-то: газетные корреспонденты и поставщики, пользуются правами военнопленных, если только имеют удостоверение от военной власти той армии, которую они сопровождают. Военнопленным предоставляется полная свобода отправления религиозных обрядов при соблюдении предписанных военной властью условий порядка и о безопасности.
Воспрещается во время военных действий:
1) употреблять яд или отравленное оружие;
2) предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих, к населению или войскам неприятеля,
3) убивать или ранить неприятеля который положит оружие, или, не имея более средств защищаться, безусловно сдался;
4) объявлять, что никому не будет дано пощады,
5) употреблять орудие, снаряды или вещества, способные причинять излишние страдания;
6) незаконно пользоваться парламентским или национальным флагом;
7) истреблять или захватывать неприятельскую собственность, кроме случаев, когда подобные истребления или захват настоятельно вызываются военной необходимостью, и
8) объявлять потерявшими силу, приостановленными или лишенными судебной защиты права и требования подданных противной стороны.
Равным образом, запрещается принуждать подданных противной стороны принимать участие в военных действиях, направленных против их страны.
Военные хитрости и употребление способов, необходимых к получению сведений о неприятелях и о местности, признаются дозволенными.
Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны.
Воспрещается бомбардировать морскими силами незащищенные селения, хотя бы даже у их берегов были поставлены подводные, автоматически взрывающиеся от соприкосновения мины. Однако, такое воспрещение не распространяется на военные укрепления, учреждения и склады, могущие быть использованными для нужд неприятельского флота.
Воспрещается бомбардирование незащищенных населенных мест за неуплату денежной контрибуции.
Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны.
Всякие враждебные действия, включая захват и осуществление права осмотра, совершенные военными судами воюющих в территориальных водах нейтральной державы составляют нарушение нейтралитета и строго воспрещаются.
Передача по какому бы то ни было основанию, прямо или косвенно, нейтральною державою держав воюющей военных судов, боевых припасов, или всякого военного материала воспрещается.
Нейтралитет державы не считается нарушенным простым проходом через ея территориальные воды военных судов и призов воюющих.
Военным судам воспрещается оставаться в портах и на рейдах нейтральных государств долее 24 часов, если к выходу судна в море не имеется каких-либо препятствий в роде аварий или состояния моря.
В нейтральном порте одновременно может находиться не более трех судов воюющих государств.
Военное судно воюющего не может покинуть нейтральный порт или рейд ранее истечения 24 часов после выхода торгового судна, носящего флаг его противника.
Воюющие суда не могут пользоваться нейтральными портами для увеличения каким бы то ни было образом своей военной силы. Они могут брать топливо для достижения ближайшего порта их собственной страны.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 21 (08) августа 1914 года
Первая мировая война. 22 (09) августа 1914 года
Первая мировая война. 23 (10) августа 1914 года
Первая мировая война. 24 (11) августа 1914 года
Первая мировая война. 25 (12) августа 1914 года
Первая мировая война. 26 (13) августа 1914 года
Первая мировая война. 27 (14) августа 1914 года
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..............
Первая мировая война. Крепости. Германия
...........
|