21 (08) августа 1914 года
Подробнее
8-го августа. Военное министерство опубликовало следующее сообщение:
«После того, как французские войска вновь заняли границу Лотарингии, они продвинулись по всему фронту от Донона до Шато-Салена, оттеснив германские войска в долине реки Селль и в области озер. Французский авангард дошел до Дольма, Диеза и Моранжа. Вчера несколько корпусов германской армии совершили энергичную контратаку на всем фронте. Французские передовые отряды отошли к главным силам. Бой продолжался с большим ожесточением.
В виду численного превосходства неприятеля, французские войска, которые уже шесть дней бились без перерыва, были уведены назад. Левое крыло французов покрывает выдвинутые укрепления Нанси; правое — прочно утвердилось на массиве Донона. В виду большого числа неприятельских сил, принимавшие участие в этом бою, представилось бы неосторожностью, если бы французы продолжали оставаться на своих позициях в Лотарингии.
Восточный фронт
8-го августа наш левый фланг с боем продвигался вперед и к началу темноты сбил неприятеля. Неприятель просил здесь о перемирии для уборки убитых и раненых, но в этом ему было отказано.
Южный фронт
8-го августа. После вчерашней победы сербские войска продолжают энергичное преследование австрийцев. На целом фронте австрийцы не оказывают ни малейшего сопротивления и бегут в паническом страхе.
По полученным до сих пор сведениям почти совершенно уничтожены австрийские полки: 91, 102, 11 и 18. Убит командир 28 полка.
Относительно боя при Цере сообщаются некоторые подробности. Австрийская армия расположилась на Цере, правым крылом опираясь на Зворник, левым—на Шабаце. Левый фланг был окружен и отрезан в Засавнице. Центр сбит с Цера на Иверак. После некоторого перерыва сербы, получив подкрепление, разбили австрийцев на Ивераке и обратили в паническое бегство по всей линии по направлению к Дрине, на которой мосты были разрушены. Полагают, что австрийцы потеряли 20 тысяч убитыми и 40 тысяч ранеными. Захвачено много пленных. Многие продолжают еще сдаваться. Число участвовавших войск точно не определено. По некоторым сведениям полагают, что австрийцев было четыре корпуса.
На северном фронте сербская артиллерия вчера потопила девять неприятельских пароходов и восемь барж. У неприятеля на этом месте нет более средств для перевоза. Неприятельская артиллерия потопила одну пристань в Варне при Теки. На остальных частях театра войны не случилось ничего значительного.
Что такое военное положение
По поводу объявления некоторых губерний и городов Российской империи на военном положении „Б. В." приводят следующую справку.
В местностях, объявленных на военном положении, главнокомандующему войсками военного округа в силу закона предоставляется над краем огромная власть. Между прочим, он может воспрещать удаляться из местностей, объявленных на военном положении, тем лицам, которые по их знанию, ремеслу или занятию могут быть привлечены к работам для достижения целей войны, назначать общие и частные реквизиции, воспрещать вывоз необходимых для работ орудий и материалов, а также продовольственных и перевозочных средств, фуража, дров и т. п.
Не принадлежащие к армии лица подлежат военному суду и наказанию по законам военного времени: за бунт против Верховной власти, государственную измену, за умышленный поджог или умышленное повреждение необходимых для армии предметов, а также водопроводов, мостов, плотин, дорог, телеграфного или телефонного сообщения, железнодорожного пути и состава, за нападение на часовых и караулы, за сопротивление властям. Все эти преступления наказываются смертной казнью.
Главнокомандующий имеет право назначать в отдельные местности по своему усмотрению начальников. Каждый начальник может уничтожать строения и все, что может помешать военному действию.
Гражданские власти, городские и земские управления обязаны оказывать военному начальству полное содействие: без лишней переписки, путем устных переговоров, они обязаны сообщать военному начальству сведения о благонадежности, вообще, населения и отдельных лиц, а также о средствах края.
Все гражданское начальство края, во главе с генерал-губернатором, находится в непосредственной зависимости от главнокомандующего. С его разрешения генерал-губернатор издает обязательные постановления и устанавливает за нарушения их взыскания—до 3-х месяцев ареста и до 3-х тысяч рублей штрафа.
К административному рассмотрению могут быть приняты все судебные дела и даже от прокурорской власти могут быть потребованы производства, еще не переданные в суд. Из общей подсудности могут быть исключены целые категории дел.
Всякие народные, общественные и частные собрания могут быть запрещены и закрыты. Всякие торговые и промышленные заведения должны быть закрыты по первому требованию. Генерал-губернатор может закрыть любое учебное заведение на срок до одного месяца, а главнокомандующий— на все время военного положения.
Неблагонадежные лица могут быть высланы во внутренние губернии, а на недвижимое имущество их наложен секвестр, равно как и арест на движимое.
Должностные чины всех ведомств 4-го класса включительно, а равно служащие по выборам и в городских земских учреждениях могут быть устранены от должности без объяснения причин.
Местным начальникам полиции и жандармских управлений предоставляется право предварительного задержания на срок до двух недель всех лиц, внушающих основательное подозрение в совершении преступлений государственных или против армии.
Закон требует, чтобы всем жителям местности, объявленной на военном положении, незамедлительно было объявлено и разъяснено как содержание военного положения, так и вводимые в действие обязательные постановления. Точно так же должен быть объявлен перечень дел, изъятых из общей подсудности и переданных к административному рассмотрению.
Эльзас-Лотаргия под властью Германии
После 43-х лет германского владычества 26-го июля в Эльзас вновь вступили французские войска. „Французы вступили в Альткирхен, восторженно встреченные населением, - сообщают об этом парижские телеграммы.—Эльзасцы вырвали пограничные столбы и с триумфом несли их по городу. В Мюльгаузене население устроило французам восторженные овации... Энтузиазм населения растет".
Итак, четырех десятилетия усиленной германизации края оказалось недостаточно, чтобы порвать окончательно узы, связывающие его с Францией. Лишь немногие эльзасцы помнят времена до Франкфуртского мира; громадное большинство населения Эльзаса, казалось, давно уже отбросило мечты о воссоединении с Францией и направило все свои усилия на улучшение положения Эльзаса в Германской империи. И тем не менее Германии, несмотря на то, что население Эльзаса в массе по языку немецкое, не удалось до сих пор создать там искреннего германского патриотизма. Эльзасцы примирились со своим подчинением Германии только как с неизбежным злом, и первый же намек на возможность возвращения к Франции вновь пробудил заглохшие, но не умершие в них чувства привязанности к их старому, по-прежнему любимому отечеству.
Овации эльзасцев французскому войску—яркое доказательство бессилия ассимиляторских стараний Германии. Между тем, именно в Эльзасе можно было бы ожидать их успеха. Ведь Эльзас до 1648 г. был бесспорно немецкой страной, тесно связанной с правым берегом Рейна и в культурном, и в экономическом, и в политическом отношении. Лишь по Вестфальскому миру Эльзас был уступлен Франции, но и то с сохранением его связи с Германской империей.
Лотарингия окончательно вошла в состав Франции еще позже. Больше того: все попытки офранцузить население, разорвать его культурную связь с Германией оставались тщетными вплоть до великой революции, и только революция, совершив в Эльзас-Лотарингии социальный переворот (отмену феодальных прав и повинностей , превратила провинцию в неотъемлемую часть Франции. Уже в 1813 г., когда войска союзников вступили на территорию Эльзаса, они были встречены эльзасцами враждебно. Таким образом, приобщение к Франции чуждого ей по языку населения было совершено революцией в очень и очень короткий срок. Германская империя и управляющее ею прусское юнкерство не смогли достигнуть его приобщение к родной Германии в несравненно более продолжительный период.
Эльзас и часть Лотарингии перешли к Германии по Франкфуртскому миру (10-го мая 1871 года), составив имперскую землю Эльзас-Лотарингию. Не приходится отрицать, что Германия выполнила здесь с тех пор громадную культурную работу. Она затратила на экономический подъем страны крупные суммы из французской контрибуции. Она ввела обязательное всеобщее обучение, которого не было при французском владычестве; она освободила школу от власти духовных конгрегаций.
Общий подъем провинции и сфер народного образования нашел свое завершение в деятельности сграсбургского университета, открытого в 1872 году и стоящего ныне на чрезвычайно высоком уровне. Но параллельно с этими заботами об экономическом и культурном прогрессе Эльзас-Лотарингии,—заботами, казалось бы, способными примирить население с отторжением от страны, которую оно привыкло считать своей родиной, германское правительство вело ассимиляторскую политику иного, истинно-прусского образца.
Эти два течения, культурно-ассимиляторское и насильственно-ассимиляторское, —все время шли параллельно, и в зависимости от общегерманских политических условий и от условий местных эльзаских то одно, то второе из них брало верх. Но не было такого момента в истории имперской земли, когда второе совершенно не давало себя чувствовать.
Первыя тридцать лет (1871—1902 гг.) Эльзас-Лотарингия жила под действием так называемаго Dictatur-рагаgraf'а, предоставлявшего высшей власти края право принимать в случае опасности экстраординарные меры и прибегать для их выполнения к военной силе. Собрания и печать подвергались в этот период всяческим стеснениям. Особенно преследовалось, конечно, все французское. Употребление французского языка стеснялось, чиновники, проявившие так или иначе французские симпатии, смещались, органы местного самоуправления распускались, а избранные ими должностные лица замещались по назначению выходцами из коренной Германии.
Настроение населения за этот период может быть характеризовано следующими цифровыми данными. В 1872 г. жителям Эльзас-Лотарингии было предоставлено право высказаться относительно того, желают ли они быть французскими или германскими подданными; 160.000 заявили о своем желании остаться французскими гражданами, хотя выселились из них во Францию всего 50,000. В общем со времени перед войной по 1873 г. население Эльзас-Лотарингии вследствие эмиграции упало с 1,579,000 до 1.531,000. В 1874 году имперская земля впервые участвовала в выборах в рейхстаг, при чем партия, безусловно отвергавшая присоединение к Германии (Protestler), собрала 190.000 голосов, тогда как автонамисты, примирившиеся с присоединением,—всего 44,000.
С конца 80-х годов как в имперской политике, по отношению к Эльзасу, так и в настроениях населения замечается известный поворот. Исключительные законы остаются пока в силе, но толкуются в духе примирения. Затем (с 90-х годов) положение Эльзас-Лотарингии начинает и юридически приближаться к положению других частей империи. В 1900 г. на имперскую землю было распространено общеимперское гражданское уложение. В том же году был введен новый закон о печати. Наконец, в 1902 г. был отменен и Dictaturрагаgrарh.
С другой стороны, в населении теряет почву партия протеста. На выборах 1903 г. ей удалось уже собрать всего только 32% поданных голосов. На это ослабление партии оказало свое влияние и смягчение правительственной политики, и сказавшееся за 30 лет экономическое сближение Эльзаса с империей. Протест против присоединения, ставший к 1900-м годам явно несвоевременным, сменился протестом против остатков исключительного положения. В конце-концов борьба против этих остатков увенчалась в 1911 г. крупным успехом: Эльзас-Лотарингия получила новую конституцию с расширенными полномочиями законодательных собраний, со всеобщим избирательным правом, с правами, хотя ограниченными, союзного государства.
Все успехи, достигнутые Эльзасом внутри империи на поприщах экономическом, культурном и политическом,—успехи, ослабившие дух протеста в населении и усилившие связь провинции с Германией, не вполне, однако, уничтожили антагонизм между эльзасцами и "старогерманцами", особенно же между эльзасцами и пруссаками. И этот антагонизм, проявляющийся подчас в весьма резких формах, несмотря на смягчение форм официальной правительственной политики, делал до сих пор полную ассимиляцию Эльзас-Лотарингии невозможной.
Стоит вспомнить недавний цабернский инцидент, чтобы понять, насколько еще чужды друг другу по культуре прусский юнкер и эльзасский бюргер, насколько первый презирает второго, второй—ненавидит первого. В мирное время соображения, свойственные мирному времени, заставляют часто людей сдерживать проявления своих чувств. Эльзасцам волей-неволей приходилось мириться с прусским завоеванием и к нему так или иначе приспособляться. Без ужасов войны, без нового разрушения всех наладившихся экономических отношений освобождение было невозможно, и эльзасцы от него отвязались. Но теперь и война, и экономический разгром —уже совершившиеся факты, и не может быть сомнения, на чьей стороне будут в настоящем конфликте симпатии эльзасского населения. (Р. В ).
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 16 (03) августа 1914 года
Первая мировая война. 17 (04) августа 1914 года
Первая мировая война. 18 (05) августа 1914 года
Первая мировая война. 19 (06) августа 1914 года
Первая мировая война. 20 (07) августа 1914 года
Первая мировая война. 21 (08) августа 1914 года
Первая мировая война. 22 (09) августа 1914 года
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..........
|