09 мая (26 апреля) 1917 года
Сообщение из ставки
26-го апреля.
Западный фронт
Артиллерия противника проявляла интенсивную деятельность на Виленском направлении на участках Сморгонь-Крево и Владимиро - Волынском направлении на участке Затурцы-Шельвов.
В районе Звыжень (восточнее Золочева) противником взорвано два горна большой силы. Взрывом повреждены наши окопы.
Северо-восточнее Брзежан огнем нашей артиллерии вызван ряд сильных взрывов на батареях противника.
Юго-западный фронт
На различных участках фронта группы противника с белыми флагами пытались подходить к нашим окопам, но были разгоняемы нашей артиллерией.
Северо-западнее Славентин (16 верст южнее Брзежан) нами удачно взорван камуфлет с целью прекратить минные работы противника.
Румынский фронт
Обычная перестрелка и поиски разведчиков.
Кавказский фронт
Наши войска переправились через реку Диалу у Мейдана и двинулись на Кифри.
Северо-западнее Соннэ наши части продвинулись к Дженаверу.
На остальном фронте перестрелка и поиски разведчиков.
Действия летчиков
В районе Короличи нашей артиллерией сбит германский самолет, спустившийся за проволочными заграждениями противника.
В районе к югу от Брзежан воздушным кораблем «Илья Муромец» и истребителем сбиты два германских самолета. Самолеты упали в районе расположения противника.
Действия союзников
Французский фронт
ЛОНДОН. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:
«Сегодня рано утром шел сильный бой на линии Гинденбурга, к востоку от Бюлдевера. В результате мы улучшили здесь наше положение, мы продвинулись к деревне Бюллекур и захватили нескольких пленных.
Ночная атака неприятеля с применением ручных гранат, ворвавшихся на наш фронт к югу от Огни и произведенная после сильной артиллерийской подготовки, была совершено отражена».
ЛОНДОН. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции, от вечера 24 апреля:
«Сегодня, после полудня, к югу от реки Суше, германцы значительными силами предприняли в третий раз контратаки на наши новые позиция. Ни одному германцу не удалось достичь наших траншей.
Вчера, несмотря на бурный ветер, наши летчики произвели большую деятельность, сбили шесть германских аэроплана, из которых один упал в наши линии. Мы не досчитываемся трех наших аэропланов.
ПАРИЖ. Официальное сообщение от 24 апреля 11 часов вечера:
«В течение дня неприятель не возобновлял своих попыток контратаки.
К северу от мельницы в Лаффо и по дороге Дам продолжалась сильная артиллерийская перестрелка, а именно, близ Юртебиза и в секторе Крапиа, где наши части закрепили свои позиции на плоскогорье Калифорния.
По словам пленных, захваченных на этой части фронта, четыре свежих полка, участвовавших в безрезультатных атаках, имевших место прошлой ночью на этом плоскогорье, потерпели значительные потери.
К северо-западу от Реймса нам удалась частная операция, которая позволила нам заметно расширить наши позиции.
Итальянский фронт
ЛОНДОН. Официальное сообщение итальянской главной квартиры:
«В долине Суганы 22 апреля вечером каши батареи привели к молчанию артиллерию неприятеля. На Трентинском фронте дождь и туман мешали деятельности артиллерии.
На фронте Юлийских Альп неприятельская артиллерия орудий всех калибров проявила большую деятельность от участка Плавы до моря. Наши батареи отвечали энергично и успешно».
Балканский фронт
ПАРИЖ. Официальное сообщение о действиях на Ближнем Востоке:
«На всем протяжении фронта артиллерийская перестрелка. Атака, произведенная 23 апреля в районе Лумницы французскими и венизелистскими отрядами, позволила нам занять передние линии неприятельских траншей на протяжения пяти километров.
Контратака болгар, имевшая целью вернуть потерянные позиции, была отбита 23 апреля полком венизелистов, которые взяли несколько пленных.
Во время этих двух действий венизелистские войска блестящим образом выполнили свою задачу».
Положение на фронте по сообщениям противников
От 9 мая (26 апреля)
Западный театр
На фронте армий кронпринца Рупрехта:
при неблагоприятном состоянии погоды артиллерийский огонь лишь местами был оживленным. Баварские полки, штурмовавшие вчера утром Фронэ с большим воодушевлением, удержались на месте, несмотря на новые попытки противника и взяли при этом вновь 100 пленных. Частичные натиски англичан у Ро и Бюлькура были отбиты.
На фронте армий кронпринца:
между Зимней Горой и дорогой Бэрри-о-Бак-Корбени введенные вечером свежие французские силы начали наступление после предварительного барабанного огня. В горячем сражении противник был отбит частью в рукопашном бою, частью контратакой. В остальном и на фронте Эна, и в Шампани под влинием дурной погоды боевая деятельность была слабее, чем в предыдущие дни.
Восточный театр
Севернее Кирлибабы и южнее дороги Валепутны натиски русских рот были легко отбиты.
Македонский фронт
Вчера македонский фронт был театром ожесточенных боев. После подготовки сильным артиллерийским огнем генерал Саррайль на многих местах между озерами Преспа и Дойран повел свои союзныя войска в отступление. Особенно ожесточенный бой происходил излучине Черной, где днем и ночью перед нашими позициями терпели полную неудачу неприятельские атаки с тягчайшими для противника потерями.
Такую же участь имели атаки противника у Градешивцы, у Вардара и западнее озера Дейран. Германския и болгарские дивизии нанесли противнику тяжелое поражение.
Немецкая работа
В Гельсингфорском гарнизоне опять неблагополучно. Вот, что пишет один из офицеров:
«Приехав сегодня из Гельсингфорса, хотел бы предупредить всех едущих туда офицеров и сознательных солдат, что в городе матросы и солдаты срезают погоны всем офицерам (флотским и сухопутным), ссылаясь на приказ командующего Балтийским флотом и на то, что якобы в Петрограде ношение погон отменено «постановлениями» и давно уже сделано их товарищами.
Логика и аргументы влияния не имеют, почему во избежание неприятностей было бы лучше, если бы офицеры и солдаты снимали погоны и кокарды еще в поезде. Протестующим солдатам и матросам погоны и кокарды оставляют, но офицерам снимают и обязательно собственноручно. Более ретивые солдаты сняли с себя кроме погон, кокард и петлиц, еще и пуговицы. Насколько грубо приводилось это насилие по отношению к офицерам на улице и на вокзале—я описывать не стану!..»
А теперь прочтите следующий приказ по германской армии:
«Выходите из окопов, не стреляйте, идите навстречу русским и убеждайте, что вы их друзья и тоже хотите мира. Разлагайте и растлевайте русскую армию, губите ее дисциплину, натравливайте солдат на офицеров, советуйте не подчиняться даже выборным комитетам»...
Нужно ли говорить после этого, чья рука натравляет наших солдат на офицеров? Не добившись до сего времени победы над Россией при помощи крупповских пушек, наш враг решил действовать другими средствами, - братанием на фронте и провокацией в тылу...
Немцам надо разложить русскую армию, надо уничтожить в ней дисциплину, надо сделать так, чтобы солдаты потеряли всякое доверие к офицерам,—а тогда и победа им обеспечена. Ведь армия без дисциплины и начальников страшна только для своего мирного населения, а не для врага. Последний такую армию может взять голыми руками.
Обстановка нашим врагом учтена правильно. Лозунги Ленина—с одной стороны, и общее недоверие солдат к офицерам—с другой,—дают все основания к тому, что попытки к дезорганизации нашей армии указанными средствами не останутся бесплодными. Результаты уже есть: на фронте неприятельские разведчики под видом «братания» проникают в наши окопы и без помехи собирают нужные им сведения в тылу —русские солдаты срывают погоны с своих офицеров...
Такова цель немцев, такова немецкая работа. Тысячи немецких провокаторов находятся среди нас, разлагая армию, внося в нее смуту. Нужно быть безумцем, чтобы не понимать той грозной опасности, которая сейчас стоит перед вами.
Разложение армии—это потеря завоеванной нами свободы, потеря всего. Вильгельм нас не помилует. Рассыпется армия — рассыпется и государство.
Пора же опомниться. Пора сознать что та агитация, которая ведет к осуществлению немецкой цели по дезорганизации нашей армии,—преступная агитация. Цели Ленина, может быть, и не совпадают с целями Вильгельма, но результаты ленинской пропаганды как раз те, какие нужны Вильгельму.
Ал. Смирнов-Рунский.
Вторично бежавший из германского плена генерал А. В. Асташев
По фотография для «Огонька»
Телеграммы принесли известие о геройском побеге из лагеря русских пленных в Кельне ген. М. Асташева.
Асташев второй русский генерал, бежавший из германского плена в течение настоящей войны. Первым, как известно, бежал из Австрии генерал Корнилов, нынешний главнокомандующий петроградским военным округом.
Генерал Асташев бежит из плена уже во второй раз. Первый раз он попал в плен в Прасныше, когда еще в чине полковника командовал праснышским отрядом.
В плену ген. Асташев пробыл 1 год 8 месяцев. Он перебывал в лагерях Неста, Галле, Глатца, Торгау на Альбе и Кельне.
Т. И. Кирпичников, подпрапорщик Волынского запасного полка, первый солдат, поднявший восстание в войсках во имя свободы.
За эту заслугу перед родиной Т. И. Кирпичников награжден Георгиевским крестом 4-й степени.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 05 мая (22 апреля) 1917 года
Первая мировая война. 06 мая (23 апреля) 1917 года
Первая мировая война. 07 мая (24 апреля) 1917 года
Первая мировая война. 08 мая (25 апреля) 1917 года
Первая мировая война. 09 мая (26 апреля) 1917 года
Первая мировая война. 10 мая (27 апреля) 1917 года
|