02 ноября (20 октября) 1917 года
Сообщение из ставки
Северный фронт
На Рижском направлении местами отход противника на заранее приготовленные позиции продолжается. Отход происходит при постоянном соприкосновении с нашими разведывательными партиями-частями; нет никаких оснований к предположениям, что этот отход противника позволит ему перебросить отсюда его войска на какие-либо другие фронты. На некоторых участках фронта перестрелка и действия разведывательных партий.
Западный, Юго-Западный, Румынский и Кавказский фронты
Перестрелка.
Балтийское море
Без перемен.
Черное море
Высланные для уничтожения поврежденного нашей подводной лодкой турецкого парохода наши миноносцы „Пылкий" и „Быстрый", под начальством капитана 2-го ранга графа Келлера, обнаружили в бухте Инаде неприятельский миноносец типа Гамид-Абад и два парохода. Неприятельский миноносец потоплен, пароходы сожжены, береговая батарея в бухте сбита.
Русский фронт
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 18 окт. (ПТА).— Вчера на юго-западном фронте наш летчик, атакованный неприятельскими истребителями, вступил с ними в продолжительный бой, но вследствие порчи ответственных частей аппарата был вынужден прекратить поединок и возвратиться на аэродром.
МОГИЛЕВ. 18 окт. (ПТА).—По соглашению военного министра с комиссаром верховного главнокомандующего Станкевичем, ведению последнего подлежат:
заявления комиссаров и комитетов о командном составе армии и флота;
конфликты и эксцессы в действующей армии; недоразумения между командным составом и комитетами и комиссарами;
общественно-политическая работа по поднятию боевой готовности армии с военно-технической стороны;
конфирмация приговоров военно-революционных судов и заведывание делами коллегий фронтовых комиссаров, а также мероприятия по установлению единообразия и организации деятельности комиссаров действующей армии.
Согласно этому решению вопросы культурно-просветительной работы в действующей армии и печати на фронте должны направляться преимущественно в политическое управление военного министерства. Вопросы снабжения действующей армии и управления гражданским населением в войсковой полосе, военной цензуры, положения общественных организаций, работающих на оборону и демобилизация тыловых учреждений остаются по-прежнему в заведывании помощника начальника штаба верховного главнокомандующего.
МОГИЛЕВ. 18 окт. (ПТА).—Верховным главнокомандующим прислана центральному комитету всерос. крестьянского союза, губернскому продовольственному комитету и губернскому крестьянскому комитету следующая телеграмма:
„Запасы муки и зерна на фронте почти исчерпаны и подвоз до крайности ослабел. Для жизни армии, кровью отстаивающей родину и свободу, необходимы самые энергичные меры к немедленному обеспечению фронта мукой, пшеницей и рожью. Прошу вашего содействия и авторитетных разъяснений населению с посылкой на места возможно большого количества агитаторов и воззваний о том, что всякое дальнейшее промедление в сдаче хлеба соответствующим органам и министерству продовольствия не только гибельно отразится на деле защиты нашей свободной родины, но и вызовет стихийное стремление солдатских масс в тыл с неизбежными опустошениями и разгромами всего по пути".
Румынский фронт
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 17 окт. (ПТА).— 17 октября противник сильно обстреливал район Марашешти и наши позиции в районе Радауца. Наша артиллерия, ответив ураганным огнем по позициям неприятеля, смела его окопы и заставила замолчать его артиллерию. Со стороны австрийских офицеров продолжаются попытки братания.
В официозной газете „Романия", румынское правительство протестует против ареста гражданских лиц оккупированной Румынии и их высылки в Болгарию в качестве заложников, в виде репрессии. Румынские власти также арестовали в начале войны германских подданных и их интернировали, но эти лица были обвинены в сношениях с неприятелем. Тем не менее отношение к арестованным было гуманное, что засвидетельствовано швейцарским посланником в Яссах. Между тем, по полученным сведениям, высланные в Болгарию гражданские лица ни в чем не обвиняются и подвергаются столь жестокому обращению и лишениям исключительно в виде репрессий.
Французский фронт
ЛОНДОН. 18 окт. (ПТА). — Офиц. во Франции от 17 октября:
„Сегодня утром нами произведена успешная операция местного характера против германских позиций между железной дорогой Ипр—Рулер и дорогой Пелькапелле—Вестроозебеке. Несмотря на болотистый характер местности на большой части фронта атака и сильнейший дождь и бурю, затруднявших сообщение между частями наших войск, был достигнут значительный успех.
На правом фланге атаки, несмотря на энергичное сопротивление, канадские войска овладели всеми укрепленными пунктами на главном кряже и достигли опушки леса Пашенделе. На этом кряже бой отличался особенным ожесточением к западу от деревни, причем нашими войсками было отражено 5 атак. Захваченные германские пулеметы были успешно использованы при отражении этих атак.
На левом фланге нашей атаки, где местность имеет весьма пересеченный характер, военные действия были особенно затруднены разливом ручьев. Несмотря на это, батальоны морской пехоты и лондонские территориальные войска, после ожесточенного боя, завладели рядом укрепленных ферм. Глочестерские войска произвели вчера вечером успешные набеги на неприятельские траншеи к юго-востоку от Гаврель. Другой успешный набег, во время которого было взято 19 пленных, был произведен бельгийскими войсками к югу от Диксмюдэ.
В течение 16 октября и ночью летчиками сброшено над лагерными расположениями неприятеля в Рутлере и других пунктах свыше 100 бомб; 4 неприятельских аэроплана были сбиты, а один принужден снизиться. Два британских аппарата не вернулись. В ночь на 17 октября наши летчики снова совершили налет на железнодорожную станцию и железнодорожные пути в Саарбрюкене и удачно сбросили бомбы. Летчики благополучно вернулись. Сегодня в 11 часов утра 12 британских аэропланов совершили более отдаленный полет, атаковав военные заводы в Пирмасенсе, в 20 милях за Саарбрюкеном. Бомбардировка дала весьма благоприятные результаты. Все аэропланы благополучно вернулись в свои ангары".
ЛОНДОН. 18 окт. (ПТА). — Офиц. во Франции:
„Неприятельская артиллерия проявила в течение ночи некоторую деятельность против наших позиций, которыми вчера завладели. Однако, до контратак дело не дошло. На остальном протяжении фронта не произошло ничего выдающегося".
ПАРИЖ. 18 окт. (ПТА). — Офиц. от 18 октября, 1 час дня:
„К северу от Эна в участке Воксайон-Пинон и у наших новых позиций в районе Фруадмон происходит артиллерийский бой. Мы отразили неприятельские отряды, пытавшиеся захватить небольшие посты к северу от Луавра, в районе к северо-западу от Реймса. В Аргоннах, в районе Бурель, германцы произвели внезапное нападение, однако, после оживленного боя мы заставили их отступить, нанеся им чувствительные потери. На остальном протяжении фронта не произошло ничего выдающегося".
ПАРИЖ. 18 окт. (ПТА). — Офиц. от 18 октября, 11 ч. вечера:
„К северу от реки Эны происходили артиллерийские бои в районе Пинона. Окончательно установлено, что общее число пленных и орудий, взятых нами во время нашего наступления от 10 до 14 октября, выражается в цифрах 11.157 пленных, из которых 37 офицеров и 180 орудий.
На правом берегу Мааса германцы пытались произвести сегодня утром внезапное нападение на наши позиции в участке Бомона, но были отражены. Между рекою Маасом и Безонво происходила довольно сильная бомбардировка в течение дня. На остальном протяжении фронта не произошло ничего существенного".
Военный обзор
Наше преступление
Сведения, помещенные в периодической печати за последние дни, вновь удостоверяют, что австро-германцы начали попытки братания с нашими солдатами, рассчитывая на их уже раз испытанную темноту и некультурность.
Наиболее настойчивые попытки врага в этом отношении отмечены на Двинском участке Северного фронта у Икскюля и, в особенности, на Румынском фронте. На последнем братанье за последние дни стало принимать эпидемический характера.
Мы уже не раз отмечали, что, за недостатком войск, противник прибегает к этому способу с целью еще более ослабить и без того невысокую боеспособность нашей армии всякий раз, когда начинает снимать с нашего фронта дивизии для переброски на какой-либо другой фронт.
Братанье с нашими солдатами для нашего врага является одним из боевых и планомерно разработанных способов уничтожения нашей боевой силы. Как передает печать, германцы прекрасно организовали это дело и в каждой армии учреждена специальная школа под руководством офицера генерального штаба. Прошедшие курс немецкие солдаты выпускаются на фронт, с целью пропаганды сепаратного мира среди русских. Эти агитаторы действуют в каждой дивизии под руководством и наблюдением специально для этого назначенного офицера.
Итак,—темнота и некультурность нашего солдата, забвение им воинского и гражданского долга, эксплуатируются врагом так, как по правилам военного искусства рекомендуется пользоваться всякою силою и всяким средством, имеющим определенные постоянные свойства. Таким образом,—забвение долга, чести, совести в русском солдате признаются врагом качествами постоянными, на которых он строит свои соображения для перегруппировок своих войск.
Нельзя закрывать глаза на ужасную действительность.
Пассивность и забвение долга русскими солдатами и в настоящее время позволили германской главной квартире снять с нашего фронта столько войск, сколько, по их расчетам, необходимо было для сосредоточения подавляющих сил против итальянцев.
До последнего времени против итальянского фронта Гинденбург имел только несколько больше 40 австрийских дивизий, общею боевою численностью до 500.000 штыков. В настоящее время здесь сосредоточено всего до 1.000.000, т. е. противник перебросил сюда еще до 40 дивизий.
Упоминаются германские и турецкие дивизии.
Откуда же противник мог взять такие громадные свободные силы?—
Ответ один: он их снял с русского фронта.
Из этих дивизий 20—уже введены противником в бой. Много сил еще остается для развития одержанного успеха.
Проклятья итальянцев, несомненно, несутся по адресу русской армии,— да и поделом!—
К счастью для общего дела,— постигшее Италию грозное испытание не только не создало в итальянском народе упадка духа или обострения партийных разногласий, но наоборот—вызвало большой патриотический подъем и объединение всех слоев населения и партий во имя защиты родины.
Когда-то великому русскому народу нужно поучиться теперь у маленьких народцев, как следует любить Родину и защищать ее!
Выказываемые ныне итальянцами высокие моральные чувства являются прочным залогом того, что Италия переживет ниспосланное ей судьбой тяжелое испытание и, быть может, хотя и ценою временного ущерба, сохранит свое место в ряду борющихся держав Согласия.
А если это так,—то, как бы ни была велика победа австро-германцев, решающего значения она получить не может и лишь несколько оттянет начало грозного конца для центральных держав.
А. Андогский.
Из ДОПОЛНЕНИЯ
к приказу о чинах военных от 8 июля 1917 г.
Жалуется по удостоению Петроградской Георгиевской Думы:
Георгиевское Оружие:
— пехотного Ахульгинского полка Подполковнику Владимиру Гуртиху за то, что в бою 7 Авг. 1916 г. при взятии высоты 2400, командуя, в чине Капитана, 3 батальоном названного полка, под сильнейшим огнем противника, руководя операцией батальона, способствовал взятию штурмом высоты «2400», имевшей важное значение и захвату 3 орудий, 2 пулеметов и 52 пленных.
Командующему — Кубанским пластунским батальоном, Войсковому Старшине Алексею Кадушкину за то, что в бою 22 ин. 1916 г., у с. Ага-Баши-Ханлари, командуя названным батальоном, когда соседние части, не выдержав атаки превосходных сил турок, отступили, чем обнажили левый фланг батальона и противник, стремясь охватить его, повел атаку, одновременно с атакой на центр расположения, не теряя времени, взял последний взвод резерва, с которым перешел в контратаку, при этом будучи ранен, не оставил строя до тех пор, пока не отбил атаки.
— Кавказского стрелкового полка Штабс-Капитану Михаилу Иванову за то, что в бою 22 ил. 1916 г., при атаке высоты «2074» и с. Занкар-Мазраси, командуя, в чине Подпоручика 11 ротою названного полка, получив приказание взять гору, невзирая на исключительно трудные условия местности, изрезанной оврагами и покрытой густыми порослями леса и кустарника, под губительным огнем противника, значительно превосходившего силами, лихим штыковым ударом, выбил турок из окопов, обратил их в бегство, преследуя по пятам, занял следующую горку, после чего штыками и огнем отразив две контратаки противника, удержал горку за собой, чем способствовал общему успеху полка.
Поручикам:
Числящимся по армейской пехоте, состоящим в пехотных полках:
153 Бакинском, Сукиасу Тер-Петросову за то, что в бою в ночь с 29 на 30 Янв. 1916 г., при атаке форта Долан-Гяз, будучи, в чине Подпоручика, во главе команды разведчиков, в числе 93 человек, 153 пехотного Бакинского полка, двигаясь впереди штурмующей колонны и тесня сторожевое турецкое охранение, с боя занял с. Малый Туй, продвигаясь вперед и сбивая мелкие сторожевые части, не дойдя до форта 100 шагов, был тяжело ранен и выбыл из строя; своими действиями оказал незаменимое содействие успеху атаки форта Долан-Гяз.
— Ржевском, Афанасию Иванову за то, что в бом 8 ил. 1916 г., у р. Искафир-Дараси, командуя, в чине Подпоручика, 11 ротою названнаго полка, под сильнейшим огнем противника, форсировав р. Искафир-Дараси, атаковал высоту западнее д. Дачанос, несмотря на упорное сопротивление, тройной ряд окопов, усиленных проволочными заграждениями, крутизну скатов и чувствительные потери, доведя роту до штыкового удара, овладел всей высотой, чем была решена участь всего боя, так как противник, занимавший неприступную гору Хазир-Наби-Тапа, оказался обойденным и вынужден был очистить ее.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 29 (16) октября 1917 года
Первая мировая война. 30 (17) октября 1917 года
Первая мировая война. 31 (18) октября 1917 года
Первая мировая война. 01 ноября (19 октября) 1917 года
Первая мировая война. 02 ноября (20 октября) 1917 года
Первая мировая война. 03 ноября (21 октября) 1917 года
|