По материалам периодической печати за август 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Министерство юстиции приняло все меры, чтобы дело о вооруженном восстании 3—5 июля возможно скорее было поставлено на суд. В настоящее время прокурорский надзор, несмотря на раздающиеся со всех сторон требования о сообщении подробностей этого дела, лишен пока возможности сообщить что-либо, кроме уже опубликованных данных.
В виду громадной важности предстоящего процесса за ходом предварительного следствия наблюдает не только прокурор палаты, но и товарищ министра юстиции.
Как передают, в распоряжение следственных властей поступило громадное количество материала, вполне и определенно доказывающего виновность арестованных большевиков в государственной измене.
Как известно, в объединенном заседании исполнительных комитетов советов рабочих и солдатских и крестьянских депутатов была принята резолюция, в которой говорится, что большевистская организация, вопреки неоднократным постановлениям всероссийских съездов и исполнительных комитетов
«вела среди солдат и рабочих безответственную, демагогическую агитацию, закончившуюся открытым мятежом против воли революционного большинства, содействуя этим внутри страны возникновению гражданской войны и контр-революции., а на фронте — поражению».
Резолюция признает, что
«такой образ действий является преступлением против народа и революции».
Теперь не лишне сказать несколько слов об этих организациях, в которых свили себе гнездо эти изменники родины и революции.
Советы — революционные новообразования, сложившиеся в первые же дни революции.
Прототипом им послужил «Совет рабочих депутатов» 1905—1906 годов. Целью — организация и углубление революции, а также организация действий революционных масс. Так как массы эти состояли в Петрограде, Москве и большинстве крупных городов из рабочих и солдат, то и сложились две союзных организации: советы рабочих депутатов и советы депутатов солдатских. Затем при содействии не только этих советов, но в значительной степени и правительства, возникли советы крестьянских депутатов. Этим закончилась организация революционных масс. Правда, местами существовали переходные советы общественных организаций, но они приобрели значение далеко не повсеместно и местами уже исчезли.
Первоначальная задача советов была чисто боевая. Нужно было не только захватить, но и удержать власть в руках революции. Но эту цель ставила себе и революционная буржуазия, одним из выразителей которой являлась и Государственная Дума, сыгравшая в революционном перевороте не меньшую роль, чем советы.
Но вот советы очень скоро переполнились социалистическими деятелями, вернувшимися благодаря революции из тюрьмы, ссылки и эмиграции. Наконец, по словам Ев. Чирикова, на подкрепление правящим идеологам прибыл «великий Ленин» со своими молодцами и, принятый в «товарищи», решил превратить Россию в опытное поле для своих утопических опытов устройства социалистического государства (о других целях я пока не буду говорить).
С Лениным прибыли разного достоинства Зиновьевы, Ганецкие, Троцкие, Колонтай, к ним примкнули Козловские, Суменсон, примкнули старые друзья Каменевы и Нахамкесы... И все дружно стали углублять и подталкивать русскую революцию... Приехал сам начальник департамента по военным делам Р. Гримм, и началась циммервальдо-кинтальская пляска.
Одними идеологами обуяла гордость и они вообразили себя повелителями всемирной демократии и буржуазии; последователи учения о законе исторической необходимости и экономического обоснования истории, они вообразили, что резолюциями и циркулярами возможно остановить колесо истории...
Стоит только издать воззвание ко всем народам мира, — и война кончится!
Долой войну, — она нужна только капиталистам.
Социалист не должен защищать отечество! Обратим штыки на буржуя, главного врага международного пролетариата!..
И пошла, как говорится, писать губерния... В воздухе повисло: «Буржуй — пролетариат!»
Как дятлы в лесу, ораторы-циммервальдисты на митингах и в газетах:
«Буржуй-пролетариат! Буржуй-пролетариат!» — так и постукивают!
Скрывшиеся вожди большевиков Ульянов (Ленин) и Афельбаум (Зиновьев)
Троцкий (Бронштейн) на скамье подсудимых в 1906 г. и его защитник прис. повер. Грузенберг
Первый совет рабочих депутатов в 1906 г. (на скамье подсудимых).
Стоят: 1) Хрусталев-Носарь, 2) Войнштейн, 3) Галонский, 4) Стогов, 5) Комарь, 6) Сильвестров, 7) Симановский, 8) Бобров, 9) Петров, 10) Луканин, 11) Бронштейн (Троцкий — лидер большевиков), 12) Сверчков, 13) Злыднев, 14) Зборовский, 15) Кнуцианц, 16) Авксентьев (ныне министр внутрен. дел).
Их защитники (сидят):
17) Соколов (ныне сенатор, автор приказа № I и избитый недавно солдатами), 18) Малянтович, 19) Грузенберг, 20) Моргулис и 21) кн. Эристов.
31 августа товарищем военного министра генералом Якубовичем подписан ордер о немедленном розыске Ленина, Зиновьева и подпоручика Прахова, как привлекаемых по делу о заговоре 3—5 июля. Ордер переслан прокурору петроградской судебной палаты.
***
Министром - председателем А. Ф Керенским послана на имя прокурора палаты следующая телеграмма:
„Прошу выдать ордер комиссару Временного Правительства над управлением бывшего петроградского градоначальства о задержании и аресте обвиняемых по 100 и 108 ст. ст. уст. угол. улож. г.г. Ленина и Зиновьева".
Судебным следователем по особо важным делам Александровым отдано распоряжение начальнику петроградской милиции о розыске названных лиц, в виду полученных сведений о пребывании их в Петрограде.
Обзор печати
„Немножко логики,товарищи революционеры!" взывает Г. Плеханов в „Единстве" по адресу наших „полуленинцев", отказывающихся на словах от большевистских лозунгов, но незаметно для самих себя сворачивающих на практике на путь, указываемый ленинцами. Отсюда и происходят наши непрерывные министерские кризисы, по мнению Г. Плеханова:
"В то время, когда я пишу эти строки, наш правительственный кризис как будто можно считать разрешенным посредством образования «директории» из пяти членов. А когда статья моя будет в наборе, у нас начнется, может быть, новый кризис.
Такова уж судьба нашей молодой революционной власти! Мамка ушибла ее в один из апрельских дней, ознаменовавшихся выступлением вооруженной силы на улицу,— кто из нас не помнит этих дней?—и с тех пор она, едва выйдя из одного кризиса, почти немедленно попадает в другой. Вернее сказать, с тех пор она переживает состояние хронического кризиса.
К чему приведет ее это мучительное состояние? Не хочу брать на себя роль пророка, но без колебаний утверждаю, что чем более затяжным становится кризис революционной власти, тем менее устойчивой делается эта власть".
После исчерпывающей критики поведения Советского большинства Г. Плеханов взывает к логике революционеров, непоследовательность которых, по его убеждению, и губит революцию:
"Поразительная, почти беспримерная, непоследовательность полуленинцев губит революционную демократию, которая, в свою очередь, погубит революцию, если только не опомнится, пока еще не совсем поздно".
Немножко логики, товарищи революционеры!
***
Как „Переходный этап" рассматривает „Рабочая Газета" образовавшееся Правительство пяти в составе: А. Ф. Керенского, ген. Верховского, адм. Вердеревского, М. И. Терещенко и А. М. Никитина:
"Разумеется, это не разрешение кризиса власти, обостренного Корниловским мятежом. Правительство пяти—это вдвойне временное правительство, это не более, как переходный этап на пути к созданию более устойчивой революционной власти.
Создание коалиционного Правительства в настоящую минуту встретило, как известно, непреодолимые трудности.
Революционная демократия не отвергает принципа коалиции с цензовыми элементами, но она поставила непременным условием устранение из коалиции представителей кадетской партии, скомпрометировавшей себя солидарностью с Корниловщиной. Представители цензовой общественности, даже отрицательно относящиеся к корниловщине, наоборот, отказались без кадет участвовать в правительственной коалиции.
Таким образом все попытки восстановления коалиционного правительства пока рушились".
Как постоянная комбинация, такой исход—образование делового кабинета пяти— никого удовлетворить не может, замечает газета, но как переходная ступень в организации демократической власти, не исключающей коалиции „с теми цензовыми элементами, которые способны вместе с демократией бороться за утверждение республиканского строя и защиту страны", эта комбинация, по ее мнению, в общем приемлема. Всероссийский съезд представителей демократических организаций призван построить более прочную революционную власть:
"Всероссийское демократическое совещание, которое объединит все разрозненные отряды демократии, включая демократические земства и думы, поставит во всей широте вопрос об организации демократической власти, способной последовательно и энергично осуществлять демократическую внутреннюю и внешнюю политику, организовать дело защиты страны и обеспечить созыв в установленный срок Учр. Собрания.
Преждевременно разрешать в подробностях вопрос о составе этой власти и о взаимоотношениях ее с созываемым демократическим «предпарламентом». Во всяком случае, этот «предпарламент» явит собой более широкую основу для создания демократической власти и более устойчивую опору для проведения решительной, истинно революционной политики, способной объединить вокруг Правительства все общественные силы, связавшие свою судьбу, свое будущее с торжеством революции...
Еще по теме:
Некоторые подробности путешествия Ленина через Германию
Еще некоторые подробности путешествия Ленина через Германию
Новые разоблачения Ленина и большевиков (июль 1917 г.)
Дело Ленина и других большевиков (июль 1917 г.)
Кризис власти (июль 1917 г.)
Отношение к большевикам в Сибири (июль 1917 г.)
Дело Ленина (июль 1917 г.)
Где Ленин? (июль 1917 г.)
Дело Ленина и других (по данным прокурора петроградской судебной палаты)
Расследование по делу Ленина и прочих германских агентов (июль 1917 г.)
Пресса о Ленине и большевиках (август 1917 г.)
Ленин и К°. (конец августа 1917 г.)
Разоблачения Людендорфа о Ленине и Троцком
По поводу разоблачений Э. Бернштейна
|