Страна без правительства
Москва 23 июня (5 августа)
В тот момент, когда неприятельские войска уже вступают в пределы Подолии и Бессарабии, русская армия не имеет главнокомандующего, ибо нет никого, кто мог бы дать ответ генералу Корнилову на поставленные им требования. В то время, когда перед государственной властью стоят неизмеримо трудные задачи спасти население от неприятельского нашествия, голода и анархии, у нас нет власти, ибо министры, оставшиеся на местах, не раз отказывавшиеся от своих портфелей, уже не составляют временного правительства.
Правительство 8-го июля фактически уже перестало существовать, и создавшаяся тогда комбинация власти распалась. Председатель временного правительства уже оставил кабинет, а два других видных члена его заявили, что при прежних условиях они не могут оставаться на своих постах. Но как доспехи мертвого все еще мешают жить живым, так и декларация правительства 8-го июля все еще служит предметом спора.
Всю ночь до утра происходило заседание в Зимнем дворце, но оно не пришло ни к какому результату: соглашения достигнуто не было.
Представители советов и социалистических партий по-прежнему горячо настаивают на том, чтобы в основу деятельности нового правительства была положена прежняя программа. Представители партии народной свободы, готовые поддерживать всякое министерство во главе с А. Ф. Керенским, на этих условиях отказываются вступить в кабинет.
Однако при этом ни та, ни другая сторона не хотят или не могут взять власть целиком в свои руки. Советы рабочих депутатов отказываются от этого; им ясно, что в настоящее время они одни ни в коем случае не могут разрешить бесконечно трудную задачу управления. Правительство, исключившее из своего состава социалистические партии, также встретило бы в стране непреодолимые трудности, которые, возможно, в данный момент оказались бы для него роковыми.
Где же выход из этого запутанного положения, при котором создавшееся безвластие грозит стране, государству и народу новыми неизмеримыми бедами? Обе спорящие стороны пока не могут прийти к соглашению, и над ними нет верховного арбитра, который разрешил бы их спор. Есть только один пункт, в чем сходятся представители социалистических и не социалистических партий; это—их политическое доверие к А. Ф. Керенскому. Ему должна быть предоставлена полная свобода в образовании нового правительства и он должен найти в себе достаточно силы и мужества, чтобы в этот критический момент снова стать во главе его. Ни одна из политических групп, участвовавших в совещании в Зимнем дворце, не имеет права оказывать ему противодействия. И если новое правительство поймет трагическую задачу момента, оно сумеет получить доверие и поддержку страны. Но время не терпит.
"Русские Ведомости", № 167, 23 июля
В последнюю минуту
Правительственный кризис
Вчера 22 июля, днем А. Ф. Керенский вернулся в Петроград. Вскоре его посетили в Зимнем дворце почти все члены Временного Правительства.
Из беседы их с А. Ф. Керенским выяснилось, что правительственный кризис разрешается в благоприятном смысле и что А. Ф. Керенский соглашается сохранять за собою пост министра-председателя. Вечером А. Ф. Керенский вел переговоры с представителями партий с.-р. о возможности вступления их в состав Правительства. Сегодня будут вестись переговоры с представителями других партий.
К вечеру сегодняшнего дня ожидается сформирование нового Правительства.
Нынешний состав Временного Правительства предоставил А. Ф. Керенскому по его личному усмотрению произвести соответствующие изменения в распределении министерских портфелей. Кто из нынешнего состава Временного Правительства сохранит свои посты выяснится сегодня.
Согласие А. Ф. Керенского приступить к образованию кабинета
В 7 час. вечера в приемном кабинете министра-председателя состоялось краткое совещание А. Ф. Корейского со всеми членами временного правительства. По открытии заседания Н. В. Некрасов от имени всех присутствующих министров подтвердил А. Ф. Керенскому просьбу, чтобы тот согласился приступить к сформированию временного правительства, и при этом заявил, что все министры, желая облегчить А. Ф. Керенскому тяжесть выпадающей на него задачи, передают в его распоряжение свои портфели.
После краткого обмена мнений А. Ф. Керенский, не без колебаний, согласился приступить к формированию кабинета. В 9-м часу министры покинули Зимний дворец.
Вскоре стало известно, что А. Ф. Керенский намерен сегодня же приступить к переговорам с представителями различишь партии о вступления их в состав временного правительства.
Последние сообщения
А. Ф. Керенский сегодня вечером имел свидание с П. А. Кропоткиным и Г. В. Плехановым.
Сегодня вечером циркулировали слухи, что И. Г. Церетели может и не войти в состав нового кабинета.
Поздно ночью стало известно, что центральный комитет с.-р. постановил просить временное правительство в трехдневный срок расследовать обвинения, предъявленные В. М. Чернову, и в случае неподтверждения их, он должен вернуться в состав временного правительства. До разрешения этого вопроса партия с.-р. считает для себя невозможным кого-либо делегировать в состав временного правительства.
Четвертое Министерство
Министерство Керенского
Образовав новое коалиционное министерство под своим председательством, А. Ф. Керенский обратился по всей России с воззванием, которое мы приводим здесь рядом.
В № 30 „Нивы" (стр. 465) группа нового, четвертого Министерства — Министерства Керенского — Министерства Спасения Страны.
Министерство объединяет все политические партии, стоящие за оборону страны.
Два имени стоят во главе официального списка - имя Керенского, принадлежащего не своей партии, а всей России, и имя Савинкова, управляющего военным министерством, которого узнала и оценила вся Россия, как комиссара VII армии, комиссара армий юго-западного фронта и верховного комиссара. В этих именах наглядно воплощаются главные задачи правительства оборона родины и оборона революции, как одна слитная, нераздельная цель.
Кроме Керенского и Савинкова из партии с.-р. в министерство вошли еще Авксентьев, Чернов и Лебедев (управляющий морским министерством).
Таким образом с.-р. имеют в кабинете 5 мест.
Социал-демократия представлена тремя лицами—Скобелевым, Никитиным и Прокоповичем.
Народные социалисты остались при прежнем представителе— Пешехонове.
К беспартийным социалистам относит себя Зарудный.
Всего, значит, социалистическую часть кабинета составляют 10 министров.
В отличие от прежнего состава эта часть более независима от Совета Рабочих Депутатов, в который некоторые из министров-социалистов и не входят.
„Буржуазные" министры образуют группу из восьми лиц:
четыре—Ольденбург, Кокошкин. Юренев и Карташев—принадлежат к партии народной свободы;
три—Некрасов, Бернацкий (управляющий министерством финансов) и Ефремов— к радикально- демократической партии и
Терещенко —беспартийный.
Заявление А. Ф. Керенского
Обнаружившаяся невозможность путем взаимных отношений разных политических течений, как социалистических, так и не социалистических, составить необходимую в переживаемый трудный революционный момент власть вынудила меня подать в отставку. Состоявшееся 21-го июля совещание представителей социалистических, демократических и либеральных главных партий после продолжительного обсуждения привело к тому, что представленные в нем партии постановили поручить мне дело преобразования правительства.
Не считая возможным при настоящих обстоятельствах, когда стране угрожает внешний разгром и внутренний распад, отказаться от тяжкого долга, возлагаемого на меня, я понимаю его как непреложное требование создать в кратчайший срок и несмотря на все могущие возникнуть препятствия сильную революционную власть.
Я полагаю в основание осуществления этой задачи непоколебимое мое убеждение, что дело спасения родины и республики требует забвения партийных распрей для самоотверженной работы всех граждан российских в условиях и формах, властно диктуемых суровой необходимостью вести борьбу, поддержать боеспособность армии и восстановить хозяйственную мощь государства.
Находясь во временном правительстве с первого часа перехода всей полноты власти в руки народа, я считаю необходимым при преобразовании правительства исходить из тех начал, которые им были преемственно выработаны и изложены в его декларации.
Вместе с тем я, как глава правительства, нахожу неизбежным ввести изменения в порядок и распределение работ правительства, не считая себя в праве останавливаться перед тем,что изменения эти, давая возможность выполнить в полной мере задачу, перед временным правительством стоящую, увеличили мою ответственность в деле верховного управления.
Подписал А. Ф. Керенский.
22-го июля 1917 г.
Четвертое министерство - Министерство Спасения
Сидят (слева):
П. П. Юренев (мин. путей сообщения), Ф. Ф. Кокошкин (госуд. контролер), С. В. Пешехонов (мин. продовольствия), Н. В. Некрасов (мин. финансов и заместитель министра-председателя), А. Ф. Керенский (министр-председатель, военный и морской мин.), Н. В. Авксентьев (мин. внутренних дел), В. Н. Чернов (мин. земледелия), А. М. Никитин (мин. почт и телеграфа).
Стоят (слева):
А. В. Карташев (обер-прокурор Св. Синода), С. Ф. Ольденбург (мин. народного просвещения), А. С. Зарудный (мин. юстиции), И. Н. Ефремов (мин. государственного призрения), Б. В. Савинков (управляющий военным министерством), М. И. Скобелев (мин. труда), С. Н. Прокопович (мин. торговли и промышленности).
В группе нового состава членов Временного Правительства отсутствует министр иностранных дел М. И. Терещенко.
„Нива", № 30, 1917 г.
4-е Временное Правительство России
А. Ф. Керенский—министр-председатель и военный и морской министр.
В центре группы сидит
1) А. Ф. Керенский— министр-председатель и военный и морской министр.
2) Н. В. Некрасов — заместитель министра-председателя и министр финансоы. 3) А. В. Пешехонов—министр продовольствия. 4) Ф. Ф. Кокошкин— государственный контролер. 5) П. П. Юренев— министр путей сообщения. 6) Н. Д. Авксентьев— министр внутренних дел. 7) В. М. Чернов — министр земледелия. 8) А. М. Никитин—министр почт и телеграфов. 9) С. Н. Прокопович— министр торговли и промцшленности. 10) М. И. Скобелев - министр труда. 11) Б. В. Савинков - управляющий военным министерством. 12) М. И. Терещенко - министр иностранных дел. 13) И. Н. Ефремов — министр государственного призрения. 14) А. С. Зарудвый— министр юстиции. 15) С. Ф. Ольденбург—министр народного просвещения. 16) А. В. Карташев—обер-прокурор св. синода
Фотография снята на утро после сформирования Правительства по поручению «Огонька» г. Антокольским.
Трехнедельный затянувшийся кризис власти, наконец, разрешился. Нелегко далось А. Ф. Керенскому составление этого четвертого коалиционного кабинета, названного «кабинетом спасения Родины» и состоящего из социалистических и обще-демократических элементов. Так трудно казалось объединить все эти элементы на одной общенациональной платформе, что А. Ф. Керенскому пришлось даже, после первого отказа кадетов вступить в министерство, сложить с себя обязанности председателя совета министров.
Этот шаг отчаяния со стороны не знавшего до сих пор устали популярного вождя российской революции, послужил тревожным сигналом для всех тех, кому дороги интересы родины перед лицом грозящей России гибели от безвластия, слабовластия, разрухи в тылу и на фронте.
22-го июля все главенствующие партии страны решили передать А. Ф. Керенскому полномочия на образование коалиционного министерства, которое они обязуются поддержать, а 23-го июля уже опубликован полный список состава 4-го Временного Правительства.
В него вошли представители партий: с.-р., с.-д., н.-с., либ.-дем., прогрессистов и кадет.
От этой в столь тяжких муках родившейся коалиции, ожидается создание той твердой, сильной, революционной власти, которая до сих пор была заброшена и не была в состоянии проявить себя. А для этого необходимо единение всех и каждого, которое диктуется долгом спасения родины, сознанным всеми ответственными группами страны. От этих последних требуется беспрекословное подчинение частных и узкоклассовых интересов, общенациональным целям.
"Огонек", № 30 1917 г.
Еще по теме:
Революция. Петроград 3 марта. Действия временного правительства
Революция. 4 марта. Действия временного правительства
Революция. Отставка А. И. Гучкова (май 1917 г.)
Революция. Новое коалиционное правительство (май 1917 г.)
Революция. Новый военный и морской министр А. Ф. Керенский (май 1917 г.)
Кризис коалиционной власти. Развал правительства (июль 1917 г.)
Правительственный кризис продолжается (июль 1917 г.)
Кризис власти, к великому несчастью, продолжается (22 июля 1917 г.)
Четвертое министерство - Министерство Спасения (23 июля 1917 г.)
Новый кабинет сформирован с неслыханной болью и муками (июль 1917 г.)
|