В большинстве советов использованы старые меры. Перевод их в современные можно найти ЗДЕСЬ.
Обращаю Ваше внимание на то, что все предлагаемые советы и рекомендации основаны на взглядах того далекого времени. Прежде, чем принимать их к исполнению, рекомендую хорошенько подумать и посоветоваться с врачами.
Гигиена души
Лет 50 тому назад, барон фон Фейхстерлебен, профессор медицинского факультета в Венском университете, издал книгу о гигиене души. Она вышла уже 20-м изданием, когда доктор Шлезингер-Байе перевел ее на французский язык. Не знаю, имела ли она успех в то время, но тем, кто ищет в чтении не только развлечения, но и пользы, она должна бы была понравиться.
Гигиеной тела, всеми этими душами, гимнастикой и гидропатией занимаются в наше время слишком многие, чтобы и нам взяться за это дело. Мы лучше займемся, руководствуясь этой старой книжкой, вопросом о гигиене души. Это и интереснее да и новее.
Если бы о чистоте души заботились также много, как теперь заботятся о чистоте тела, быть может жить стало бы и легче и веселее. Надо только найти путь, по которому можно бы было достичь такого морального равновесия, когда на душе спокойно и весело. И тогда пожалуй это отразилось бы и на нашем бренном теле и на телесной красоте, сильнее чем всякого рода гигиенические выдумки последних лет.
Мы нашли весьма интересное соотношение между книгою старинного немецкого профессора и совершенно современным сочинением Морица Метерлинга: "Мудрость и судьба".
А впрочем разве гигиена души не касается всего, что может обеспечить ее гармоническое развитие, стремящееся к мудрости или иначе сказать к развитию наших лучших сил, для высшего блага нашей судьбы?
Оба автора одинаково настаивают на том, что надо обращать особое внимание на упражнение своей воли, главной двигательной силы всех наших действий, которые может привести нас к самым блестящим победам, если будет хорошо дисциплинирована. Если нас заставляют, по очень основательной причине, развивать гибкость и укреплять силу наших мускулов, то само собой разумеется будет не менее разумно и полезно—работать над развитием нашего ума и характера, рефлекторное влияние которых так сильно отзывается и на нашем здоровье.
Венский профессор мог с большим основанием говорить о силе воли и характере, для победы над некоторыми физическими страданиями, или по крайней мере о возможности победить с помощью их тот упадок духа, который так губительно действует на больного.
Он сам всю жизнь боролся с болезнью и говорит, что самое ужасное—это чувство страха перед болезнью, что оно больше всего мешает исцелению. При этом он цитирует Эпиктета:
«Не надо бояться ни болезни, ни нищеты, ни смерти, а только страха перед всем этим».
Вместо того, чтобы вечно жаловаться на слабость нашего темперамента, мы должны бороться с слабостью души; т. к. нравственное мужество—главное условие физического здоровья.
При этом мы не можем удержаться, чтобы не сделать несколько подходящих выдержек из книги доктора Дюбуа, профессора невропатологии в Верне.
Он говорит:
«следовало бы путем беседы перевоспитывать разум больных. Надо возбуждать в них доверие в самих себе, предлагая им запастись здравым философским взглядом на жизнь, научить их верить в устойчивость их организма. Очень часто здоровая душа и создает телесное здоровье».
Мы считаем, что эти мудрые советы нужнее для тех, кто лечит, чем для тех, кто лечиться, и профессор Дюбуа вполне прав, настаивая на том, чтобы в медицинских школах основательно проходили психологию.
В диссертации Поля—Эмиля Леви, на замечательную тему «Рациональное воспитание воли и ее терапевтическое значение»,—мы находим целый ряд интересных положений о том направлении, какое следует давать своим мыслям усилиями воли; конечно, прежде всего, в виду этого, надо заняться последовательным воспитанием этой главной силы.
Случайная встреча дала нам возможность поговорить с одной молодой женщиной, страдавшей в течение 2-х лет неврастенией с очень сильными осложнениями. Она испытала всевозможные лекарства и не находила ни в чем облегчения. Помог же ей, так что она почувствовала себя совершенно здоровой, доктор Бернгейм (в Нанси), добивающийся путем внушения или, лучше сказать, убеждения, чтобы его больные исполняли то, что нужно, и к чему они раньше не считали себя совершенно способными. Конечно, тут играет громадную роль престиж врача, его уменье внушить к себе доверие и сделаться для больного авторитетом. Индивидуальная нравственная терапия конечно труднее, потому что приходится внушать самому себе.
Один из известных психиатров говорит по поводу влияния нашего нравственного состояния на наше физическое состояние, что хорошее расположение духа и добрые мысли увеличивают количество кислорода в организме, а дурные мысли увеличивают количество вредного для него. Приверженцы этой методы утверждают, что: «скажи мне, что ты думаешь, и я скажу, каков ты есть».
И это понятно.
Если мы будем вечно бояться болезни, вечно следить за малейшими изменениями в здоровье, носиться с малейшим страданием, всюду видеть призрак смерти, мы этим самым разовьем в себе мнительность, расстроим здоровье и в самом деле дойдем до преждевременной могилы.
Жизнерадостные люди,—люди здоровые, а жизнерадостность дается в большинстве случаев людям сердечным и добрым. Эгоисты, как бы они ни устраивали и ни обставляли удобствами свою жизнь, в большинстве случаев угрюмы и скучны.
Известный бельгийский поэт и драматург утверждает, что человечество создано для счастья, а человек создан для здоровья, и что для этого нужно только «немного больше мысли, мужества, любопытства и горячности к жизни».
С своей стороны, венский профессор настаивает на том, что вся сила в желании быть здоровым. Желание действительно громадная сила. Это слово славно окрылено и под влиянием нашей воли эти крылья расправляются и поднимают нас, куда мы захотим.
Надо только уметь желать, и когда желаем—уметь достигать желаемого, направляя на это все свои силы.
Мы позволим себе еще некоторые указания, небезынтересные для дам.
Наш образ мышления влияет на черты нашего лица, на его мускулы и оставляет на них неизгладимые черты.
Лафатер сказал:
«Человек не может похорошеть, если он не сделается лучше сам по себе».
И к этому следует прибавить:
если вы не сделаетесь лучше, вы не сохраните и здоровья, потому что наши пороки и даже недостатки очень часто являются источниками и почти всегда являются помощниками наших болезней.
Наша судьба зависит от того, кем мы захотим быть и к чему стремиться.
Не потакая своим слабостям, воспитав в себе добрые чувства, а главное упражняя нашу волю, мы можем достигнуть и счастья и здоровья.
Метерлинк говорит:
«Как бы ни было несовершенно наше представление о добре, но как только мы от него отрешимся, мы сразу поддаемся недоброжелательным, вредным силам извне».
Итак, гигиена нравственная, моральная, имеет своей целью научиться владеть собою, чтобы лучше собой управлять, и последствием этого явится благотворное влияние облагороженных чувств на весь организм.
Постараемся же быть сами мастерами своего счастья, его строителям и, пользуясь такого рода воспитанием, а если это покажется уже слишком смелым оптимизмом, то все-таки будем хоть защищаться с помощью своей твердой воли от многочисленных врагов нашего нравственного и физического покоя, с которыми жизнь и ее перипетии наставляют нас постоянно сталкиваться.
Д-р Гюилерме.
Еще по теме:
Здоровье и уход за телом. Как должно жить
Здоровье и уход за телом. Лицо
Здоровье и уход за телом. Руки
Здоровье и уход за телом. Волосы
Здоровье и уход за телом. Тело
Здоровье и уход за телом. Зубы
Здоровье и уход за телом. Ожоги, отморожения
Здоровье и уход за телом. Гелиотерапия (1915 год)
Здоровье и уход за телом. Скорая помощь
Полезные советы от наших прапрабабушек. Здоровье и уход за телом. Причины болезней нашего века и естественные способы их лечения
Полезные советы от наших прапрабабушек. По поводу макилльяжа (Искусство подрисовки лица)
Здоровье и уход за телом. Лечение болезней
Здоровье и уход за телом. Народные средства
Здоровье и уход за телом. Гигиена души
Здоровье и уход за телом. Разное
Здоровье и уход за телом. Дети
Здоровье и уход за телом. О декольтировании дам
Здоровье и уход за телом. О швейных машинах и здоровье
|