Русские офицеры на станции железной дороги в Тиенцзине
Восстание "боксеров"
(11 июня 1900 г.)
Телеграммы «Московского Листка»
(От Российского Агентства)
Петербург, 10 июня. Телеграмма вице-адмирала Алексеева из Порт-Артура от 7 июня:
«в Таку взяты 4 китайских истребителя (миноносок) и распределены так: 1—нам, по одному—англичанам, французам и германцам. Потери: у английского «Algerine» ранено 2 офицера и 4 матроса; у германского «Iltis» убиты 1 офицер и 6 матросов, ранены командир и 8 матросов; у французского «Lion» ранены 3 матроса».
Берлин. 9 июня. (Вольф). Начальник крейсерской эскадры в Таку сообщает от 7 июня вечером:
прибывший из Тиенцзина французский офицер передает, что Тиенцин уже 3 дня подвергается обстреливанию со стороны китайских войск. Снарядов мало. 8 июня прибыла «Irene» с 240 морскими солдатами и немедленно отошла с 380 англичанами и большим числом русских на выручку Тиеснцзина. Железная дорога от Таку действует до 15 километров от Тиенцзина. Из Пекина и от посланных туда войск известий нет. Состояние раненых удовлетворительно.
Берлин, 10 июня. (Вольф). Германский консул в Чифу телеграфировал вчера вечером, что обстреливание поселения в Тиенцзине продолжается. Большая часть домов сожжена. От посланных для освобождения европейцев войск и из Пекина известий нет.
Берлин, 10 июня. (Рейтер). Китайское посольство подтверждает венское известие относительно депеши Лн-Хун-Чанга, присовокупляя, что Ли-Хун-Чанг намеревается сперва подавить восстание Большого Кулака, а затем приступит к переговорам о посредничестве.
Берлин, 10 июня. (Вольф). Здешний китайский посланник сообщил сегодня министерству иностранных дел, что германский посланник в Пекине невредим и находится в безопасности.
Берлин, 10 июля. (Вольф). Германский консул в Чифу телеграфирует, что потери судна «Iltis» составляют 7 убитых, в том числе лейтенант Гельман, и 14 раненых, в том числе командир, 1 тяжко. Судами поддерживаются ежедневные сношения с Таку.
Вена, 10 июня. (Соrr. Вur.). «Nеuе Frеiе Рresse» сообщает:
Китайское посольство в Берлине получило телеграмму Ли-Хун-Чанга о том, что он едет в Пекин, чтобы взять на себя обязанность посредника между Китаем и державами. В телеграмме выражено желание, чтоб европейские кабинеты для облегчения исполнения этой обязанности пока отказались от посылки подкреплений в Китай. Затем китайское посольство в Берлине получило телеграмму от директора китайских железных дорог и телеграфов, сообщающую, что посланники в Пекине невредимы.
Париж, 10 июня. (Гавас). Министр иностранных дел получил сегодня ночью несколько телеграмм. Консул в Шанхае сообщает от 9 июня:
«Китайцы бомбардируют Тиенцзин. Американское консульство разрушено. Из Пекина все еще нет известий».
Вице-консул Монцзе передает телеграмму Франсуа от 4 июня, следовательно, более раннюю, чем сообщенная палате министром Делькассэ. Франсуа выражает опасение, чтоб не вспыхнуло восстание против мандаринов из боязни войны. Он полагает, что именно боязнь, чтоб за его отъездом не последовала война, заставляет китайцев задерживать его и его спутников. Он просит помощи. Вице-консул Монцзе говорит, что благодаря стараниям мандаринов, в городе восстановлено спокойствие. Положение не изменилось в Юниансене, откуда прибыли два европейца. Четыре китайца, принимавшие участие в поджогах в Юнансене, казнены.
Лондон, 9 июня. (Рейтер). В «Dailу Ехргеss» телеграфируют от 9 июня из Шанхая:
японцы получили известия из Пекина, доходящие до 2 июня. По этим известиям, там убито более 100 иностранцев. С 2 июня в Токио не получалось никаких известий от посольств.
Лондон, 9 июня. (Рейтер). Нижняя палата. Бродрик заявляет:
из Пекина или от войск под начальством Сеймура известий нет; но прибывший вчера в Таку вышедший из Тиенцзина 5 июня скороход принес известие о положении дел в Тиенцзине. Оказывается, что на город было произведено несколько нападений, которыя были, однако, отражены. 4 июня китайцы обстреливали иностранное поселение.
Смешанный отряд в 175 человек, состоявший из австрийцев, англичан, немцев и итальянцев, произвел нападение на китайскую военную школу, разрушил ее орудия, перебил ее защитников и сжег самую школу вместе с находившимся там значительным количеством боевых снарядов. Особенно отличились в этом деле, кроме того, русские, у которых было при себе 4 полевых орудия. Потери: 1 англичанин убит, 5 ранено.
4 июня ночью китайцы пытались завладеть судовым мостом, но были отбиты с потерями. По слухам, у них пал один генерал. Затем британский контр-адмирал в Таку телеграфировал вчера вечером, что через скороходов получены 7 июня новые известия из Тиенцзина, передающие, что идет бой и необходимы подкрепления. Наконец, от контр-адмирала в Таку получена следующая депеша от вчерашнего вечера:
«надеюсь, что Тиенцзин будет освобожден, быть может, сегодня ночью. От главнокомандующего известий нет».
Крейсер «Тerrible» высадил сегодня утром 382 человека королевских фюзильеров и королевских саперов».
По поводу последнего известия Бродрик заметил, что надо полагать, что через 1—2 дня прибудут, если уже не прибыли, различные новые отряды войск. Британское правительство сделало распоряжение значительно пополнить боевые силы, уже получившие приказ отправиться в Китай.
Лондон, 9 июня. (Рейтер). Около 1,000 матросов и большой отряд морских солдат отправлены из Портсмута в Китай. В Плимуте получен приказ приготовить к немедленному употреблению морскую артиллерию и пехоту.
Лондон, 10 июня. (Рейтер). В вечерние газеты сообщают из Шанхая: почти все иностранные концессии в Вей-Хай-Вее сожжены «Большим Кулаком». «Агентство Рейтера» об этом известий не получало.
Мальта, 10 июня. (Рейтер). Крейсеры «Iris» и «Didо» готовятся к службе в Китае. Они берут с собой большие запасы боевых снарядов в другие припасы.
Нью-Йорк, 9 июня. (Рейтер). Секретарь методистского иностранного миссионерского общества получил телеграмму, называющую имена троих спасенных канонеркой миссионеров. Из этого он заключает, что остальные 24 члена названной миссии, в том числе несколько женщин, убиты.
Нью-Йорк, 10 июня. (Рейтер). Фредерик Браун, глава методистских миссий в Тиенцзине, прислал в «Nеw Iork Journаl» из Чифу следующую телеграмму:
«Я сейчас спасся из Тиенцзина на германской канонерке. Город уже несколько дней подвергается китайцами обстреливанию. Весь иностранный квартал разрушен. Лейтенант Ганг из американского флота я 50 морских солдат, высланных нам в помощь, частью перебиты, частью ранены. Боевые снаряды истрачены. Гарнизон страшно страдает, помощь настоятельно необходима».
Шанхай, 9 июня. (Рейтер). Морской отряд, высаженный в Вузунге для охраны телеграфной станции, вернулся сюда. Положение Шанхая не опасно. Судно «Lady», прибывшее из Таку, доносит об обстреливании еще следующее:
ультиматум начальников флотов к комендантам фортов гласил, что если форты не сдадутся до полуночи 3 июня, в 2 часа дня 4 июня начнется бомбардировка, иностранные морские офицеры в полночь явились к китайскому генералу и спросили у него, что он намерен делать. Генерал ответил, что намерен бороться.
В час ночи китайцы открыли огонь. Первый заряд прошел через такелаж английского корвета «Algerine». Английские жители Тиенцзина и Таку находились на британском военном судне «Monocacy», в которое также попал выстрел, не причинив ему большого вреда. В Тзучау все благополучно, в Вей-хай-Вее восстание, Сичуан, как полагают, разбит вице-королем.
Шанхай, 10 июня. (Рейтер). Консулы обратились к китайскому адмиралу с нотой, в которой предлагают ему увести отсюда свои войска. Вследствие этого сегодня, при наступлении прилива, отойдут два судна, а остальные выйдут завтра.
Шанхай, 10 июня. (Рейтер). В четверг Тиенцзин подвергся нападению со стороны китайских войск под начальством принца Туана при 45 скорострельных орудиях. До сих пор китайцам не удалось еще взять город, хотя огонь их причинил в городе значительные повреждения. Последние достоверные известия из Пекина передают, что посольства еще держатся.
Гонконг, 9 июня. (Рейтер). «Нongkong Dailу Press» передает:
«Ля-Хун-Чанг сообщил вчера, что получил от императрицы приказ отправиться в Пекин, подавить восстание Большого Кулака и восстановить мир с державами. Он выезжает 14 июня из Кантона через Гонконг и Шанхай».
Иокогама, 10 июня. (Рейтер). Относительно движения японских войск и судов немногое проникает в печать. Но по слухам из верного источника, еще одна дивизия отправляется в Китай. От поездки Ли-Хун-Чанга в Пекин здешняя печать ожидает самых лучших результатов.
Чифу, 9 июня. (Рейтер). Официально сообщают, что Тиенцзин подвергается обстреливанию орудиями крупного калибра.
Иностранные концессии почти обращены в пепел, американское консульство разрушено. Подкрепления настоятельно необходимы, потери тяжки.
Гонконг, 9 июня. (Рейтер). Британский крейсер «Рique» и контр-миноноска «Оttеr» прибыли сюда и поспешно запасаются углем. Американский крейсер «Dоn Juan de Mustria» прибыл в Кантон.
***
(Известия из петербургских и заграничных газет)
— При полном отсутствии достоверных известий из Пекина, нисколько не удивительно, что распространяются тревожные слухи, проверить которые, конечно, нельзя.
Так, в телеграммах из Шанхая в английских газетах читаем:
«Адмирал Сеймур не только в Тянь-Цзинь не возвращался, но даже окружен со всех сторон «боксерами», нуждаясь при этом в съестных припасах и в воде. С другой стороны, однако, получено известие, что еще 3 июня Сеймур водрузил британский флаг на южных воротах Пекина, и что флаг этот видел самостоятельно действующий русский отряд, который стоит с северной стороны Пекина. В состав этого русского отряда входят кавалерия и артиллерия.
В момент отправки этого известия уже произошло, однако, в Пекине второе нападение китайских войск и черни на дома дипломатических миссий. Вообще положение дел в Пекиие таково, что следует ожидать катастрофы.
Телеграфная станция в Калгане сожжена, и весь личный состав ее бежал в Монголию».
С английскими газетами соперничает телеграфное «Агентство Дальциеля». Так в последнем бюллетене этого агентства напечатана следующая телеграмма из Шанхая:
«Здесь ходят слухи, что Тянь-Цзинь, город с миллионным населением, превращен в груду пепла и развалин и что Юлу, чилийский вице-король, бежал на север, чтобы избегнуть разжалования».
Отметим следующее известие брюссельской «Independance Belge»:
«Китайская вдовствующая императрица заявила о своем непоколебимом решении оказать европейским державам самое упорное сопротивление и присовокупила, что если это ей не удастся, то она убьет императора Кванг-Су и затем сама покончит самоубийством».
Серьезные иностранные газеты, советуя остерегаться сенсационных известий, в то же время единогласно замечают, что и без этих известий положение вещей, вызванное китайскими делами, должно признать весьма серьезным.
— «Dailу Ехргеss» получила известие из Шанхая следующего содержания: «из Чифу, откуда получались до сих пор достоверные сведения, сообщают, что китайские войска и китайская чернь, под впечатлением известия о взятии Таку, напали в Пекине на иностранцев и перебили их.
Посольства отчаянно оборонялись и сдались только тогда, когда расстреляли все свои патроны. Потери китайцев должны были быть огромны, так как победа могла достаться им только бесшабашным жертвованием человеческих жизней».
Понятно, замечает газета «Веrliner Tageblatt», что к подобному известию должно отнестись с величайшей осторожностью.
— Если верить лондонским газетам,—у Пекина стоит русский освободительный корпус с пушками и кавалерией. Пришел корпус с севера и немедленно произвел нападение на Пекин. При корпусе было много пушек. Русская кавалерия весьма отличилась. Корпус пришел вовремя, так как «Большой Кулак» только перед тем возобновил нападение на иностранные посольства.
— Лондонские газеты сообщают:
«Русския и германские войска захватили близ Таку новый китайский крейсер «Хай-Инг», построенный на заводах Армстронга. На крейсере оказалось немало и китайских офицеров из провинции, и эти офицеры заявили, что ими получен приказ принять участие в войне, предпринимаемой с целью истребления китайских христиан и иностранцев.
— Япония мобилизирует 25,000 чел. Все суда компании «Ниппон-Юзеть-Каиша» зафрахтованы для перевозки войск.
— Район беспорядков увеличивается. В дополнение к тому, что уже известно из телеграмм, сообщают в «Dailу Ехргеss», что в Сечуане убиты все христиане-китайцы. Некоторые иностранцы подверглись угрозам. О том же сообщают и из Ханькоу и Вучу. В последнем городе мятежники царят и действуют заодно с чиновниками. В Гунанфу убиты 600 христиан. Французские миссии сожжены, а французский консул с миссионерами взяты в плен.
— Из Шанхая — как телеграфируют «России», — снова получены сообщения, настойчиво утверждающие, что китайский император действительно убит, что принц Тунг провозгласил себя диктатором, и что все европейцы в Пекине перерезаны.
— В дополнение,—говорят «Нов.»,—к высказанному нами опасению за целость отправляемых в настоящее время из Китая новых запасов чая, сообщаем полученные 9 июня, из вполне достоверных источников, следующие, не лишенные интереса сведения.
Как уже известно, телеграфное сообщение между Пекином и Калганом прервано значительными отрядами «Большого Кулака», направляющимися, по-видимому, в Калган, где, кроме больших складов чая, имеются еще значительные склады мануфактурных товаров (ситец, вязь, сукно), принадлежащие московским и лодзинским фабрикантам, огромные склады пушнины (белка, лисица, рысь и песец). Точную стоимость всех этих товаров трудно определить; но, во всяком случае, она значительно превышает 15 миллионов рублей.
Среди представителей русского купечества в Калгане произошла паника, когда слух о том, что телеграфное сообщение с Пекином прервано, подтвердился. Немедленно были разосланы во все ближайшие поселки многочисленные китайские и русские агенты с поручением, во что бы то ни стало, доставить лошадей и экипажи. Надо надеяться, что им удастся заблаговременно спасти хранящиеся там товары.
Из частных телеграмм видно между прочим, что китайский флот показался близ Шанхая. Кроме того, телеграммы Вольфа сообщают, что китайская эскадра направилась в Ян-Цы (Ян-Тце-Кианг). Слухи эти вызвали в петербургских чайных фирмах сильные опасения за целость находящегося в пути чая. Если он не успел выйти в открытое море, а находится еще в Ян-Тце-Кианге, то он, как полагают петербургские чаеторговцы, непременно попадет в руки китайцев. Некоторые из чаеторговцев предполагают, что груз чая уже сделался добычей китайского флота, загородившего выход из реки в море.
Появление у Шанхая китайского флота вызвало также сильную тревогу среди торговцев китайским шелком и изделиями из шелка. Дело в том, что в Шанхае сосредоточены огромные склады шелка, принадлежащего русским фирмам. Значительная часть этого дорогого материала уже погружена, другая часть находится в пути. Если представителям русского купечества в Шанхае не удастся своевременно отправить шелк в Россию, то русским экспортерам придется понести крупные убытки.
— Лондонская «Еwеning Nеws» воспроизводит из китайских газет следующее воззвание «Большого Кулака». Оно составлено в стихотворной форме.
«Боги помогают «Кулакам» и именно потому, что иностранные черти вредят Срединной империи. Они заставляют народ принимать их веру, обращаться спиной к небу, не почитать богов и забыть предков.
«Иностранные черти не происходят от людей. Если вы этому не верите, то посмотрите на них хорошенько. Глаза всех иностранных чертей голубоваты.
«Нет дождей, земля сохнет. Это происходит оттого, что боги гневаются, духи сердятся.
«Составляйте заговоры, произносите волшебные слова, сжигайте желтую исписанную бумагу, зажигайте курильные палочки, чтобы пригласить богов и духов всех гротов.
«Срывайте рельсы, вырывайте телеграфные столбы и тотчас же после этого разрушайте пароходы. Поступите так, чтобы все иностранные черти были убиты. Да будет всегда процветать империя великой династии Чинго».
— Морское министерство предполагает отправить в состав тихоокеанской эскадры десять миноносок, в составе экипажа которых будет назначено по одному офицеру на каждое судно.
— Главное управление почт и телеграфов предписанием от 6 июня предложило почтовым учреждениям сделать распоряжение о временном прекращении приема на почту всякого рода почтовой корреспонденции, адресованной в Калган (Китай).
— Движение против иностранцев и христиан господствует не только в Печилийской провинции, но захватило и столицу Китая. Императорские войска не только не оказывают сопротивления мятежникам, но или обращаются в бегство, или же помогают производить поджоги. Вообще едва ли можно сомневаться в том, что в настоящий момент Пекин находится в руках «боксеров» и сочувствующей им черни. Поэтому трудно предположить, чтобы небольшие отряды китайских войск, отправленные в Пекин для того, чтобы охранять иностранные посольства, торговые дома и жилища миссионеров, могли бы справиться со своей задачей:
«Как бы ни обстояли дела в Китае, говорит по этому поводу «Аllgemeine Zеitung», за последние дни еще более утвердилась наша уверенность в том, что заинтересованные державы примут все меры для подавления мятежнического движения «боксеров» и возмещения понесенных потерь, а также и в том, что державы будут действовать в полном согласии, а дипломатия употребит все усилия, чтобы избежать всякого рода осложнений в китайском вопросе.
В Лондоне, где высшие сферы заняты до сих пор южно-африканской войной, очевидно вовсе не склонны в настоящее время снова пробовать свои силы на Дальнем Востоке; в Петербурге и Париже признают необходимость самого энергического и согласного действия держав, а германская дипломатия постоянно доказывает, что стремится только к сохранению всеобщего мира. В виду многих неблагоприятных известий, полученных за последнее время из Китая, такое единодушие в действиях держав является вдвойне утешительным и успокоительным. Едва ли мы можем и обязаны в настоящее время заботиться о том, как сложатся дела на азиатском берегу Тихого океана в отдаленном будущем, но во всяком случае теперь мы должны особенно ценить единодушие держав, с которым они стараются подавить движение против иностранцев в огромной Китайской империи».
Московский листок (большая политическая внепартийная газета) № 162, 11 июня 1900 г.
Еще по теме
События в Китае. 1900 г.
.................................
Восстание "боксеров" (10 июня 1900 г.)
Восстание "боксеров" (11 июня 1900 г.)
Восстание "боксеров" (12 июня 1900 г.)
|