Траншеи буров у Паардеберга
Война Англии с Трансваалем
Телеграммы «Московского Листка»
(От Российского Агентства)
Претория, 29 марта. (Рейтер). По последним известиям, у Эландслаагте и Деветсдорпа сражения продолжаются. Подробности еще не получены. Здесь распространился слух, что Баден-Пауэль скончался в Мефкинге.
***
Лондон, 30 марта. (Рейтер). Из лагеря буров под Гленко сообщают от 29 марта:
«На рассвете 28 марта боевые силы буров двинулись к горным хребтам близ английского лагеря и открыли на него огонь из своих орудий. Бомбардировка длилась целый день; результат благоприятен. Потери англичан должны быть тяжки. Некоторые снаряды лопались среди их войск. Буры потеряли только трех мулов и двух лошадей.
***
Лондон, 29 марта. (Рейтер). Телеграмма Робертса гласит:
«Буллер сообщает, что неприятель произвел вчера нападение на его правое крыло, когда оно меняло позицию. Британская артиллерия заставила бурские орудия замолкнут, и буры не возобновляли нападения. У англичан 4 убитых и 8 раненых».
***
Лондон, 30 марта. (Рейтер). Вечерним газетам телеграфируют из Эландслаагте:
Вчера снова произошло сражение. Буры беспрерывно атаковали британские позиции. Большие орудия буров принимали участие в деле. Британская артиллерия успешно отвечала. Буры пытались отрезать сообщение лагеря на реке Сендэй с Ледисмитом, но их приступ был дважды отбит.
***
Лондон, 30 марта. (Рейтер). В «Тimes» передают из Лоренсо-Маркеза:
австриец Эплер, который занимает должность капитана полиции рандских копей, стал действовать с целью помешать угрожавшему уничтожению копей, и когда узнал, что высланы люди для просверливания дыр с целью разрушить копи, он арестовал начальника партии, состоявшей из 40 человек. Инженер государственных копей Мунник возбудил протест и заявил, что эти люди действовали по его приказу. Эплер потребовал письменный приказ, который и выдан был Мунником рабочим. После этого им было разрешено продолжать работу. Затем, вследствие протеста, возбужденного пред правительством Претории, прикав Мунника был отменен, и Эплер теперь оставил копи под своим верховным надзором.
В «Dailу Nеws» сообщают, что сегодня посажены на суда для отправки на остров св. Елены еще 400 пленных буров.
В «Тimes» передают из Блемфонтейна:
британский отряд у Вепенера состоит из 400 человек.
В «Stаndard» сообщают из Дурбана:
Вся бригада отошла из Наталя для соединения с войсками Робертса. Еще два полка будут посажены на суда сегодня. Генерал Гантер принял на себя командование бригадой.
***
Лондон, 29 марта. (Рейтер). Министерство колоний получило очень успокоительные известия из Кумаси. Телеграфное сообщение восстановлено.
***
Ледисмит, 29 марта. (Рейтер). Орудийный огонь длился сегодня утром 3 часа. Буры открыли огонь из шести больших орудий, которые были предварительно скрыты, и стали кидать гранаты на весь английский лагерь. Судовые орудия ответили на огонь и, как полагают, сделали одно орудие буров негодным. Между тем, буры попытались сделать фланговое движение к правому крылу англичан, но те не допустили этого. Два матроса из артиллерийской прислуги убиты. Англичане понесли еще некоторые другие потери. По слухам, отряд буров появился к юго-западу от Эландслаагте.
***
Ледисмит, 29 марта. (Рейтер). Буры открыли сегодня утром огонь и с трех отдаленных друг от друга позиций стали пускать гранатами в британский лагерь под Эландслаагте, но вреда не причинили. Заряды падали в лагерь добровольцев. Кавалерия, пехота и конная пехота произвели рекогносцировку и нашли буров в значительном числе и хорошо окопанными. Судовые орудия отвечали на огонь буров. «Длинный Том» снова поставлен бурами в позицию.
***
ИЗ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ
Силен Бог правды: буры крепнут и побеждают!...
За последние дни шансы на театре военных действий в Южной Африке значительно изменились: еще недавно англичане имели вид всесокрушающих победителей — теперь им приходится по неволе разгримировываться.
Отряды буров рассыпались по всей стране и почти каждый день наносят громадный урон бездействующей, очевидно, деморализованной, лишенной сил армии фельдмаршала Робертса.
А фельдмаршал сидит в столице Оранжевой республики и не считает свои потери...
После знаменитой «водопроводной ловушки» последовало феерическое исчезновение целого отряда.
Англичане в Южной Африке точно московское городское управление: им не везет с водопроводными делами.
Им, впрочем, одинаково не везет и во всех иных предприятиях, так что сходство с московским городским управлением может быть продолжено до бесконечности.
Особенно же великолепно это «волшебное исчезновение целого отряда из шестисот человек», который неизвестно, что делал, неизвестно, кем был взят в плен, и неизвестно, куда девался.
Можно подумать, что Европа следит не за ходом военных действий, а присутствует на сеансе какого-нибудь профессора белой и черной магии!
Разница заключается лишь в том, что фокусники обыкновенно не идут дальше «исчезновения живого человека», тогда как англичане показывают «исчезновение живого отряда».
Но дело совершается с той же ловкостью и стремительностью — действует, по-видимому, та же волшебная палочка.
Раз, два—алле!— и готово.
Был отряд— и нет его, ищи ветра в поле!
Не успел, однако, замолкнуть говор об этом волшебном исчезновении шестисот англичан, как из Африки вновь приходят известия о новом поражении англичан.
Сами англичане поражаются этими поражениями и, по-видимому, начинают изменять своему невозмутимому стоицизму.
До сих пор их генералов только и делали, что били, но генералы все-таки оставались на своих постах.
Нация не лишала доверия своих избранников только потому, что они терпели неудачи - генералам давали время оправиться и восстановить свой престиж.
Последнее, однако, оказалось мало исполнимым, и теперь пошли слухи о переменах.
Южно-африканских «героев» отсылают в Англию кашу варить для лондонских гарнизонов, а в Африку посылают новых кандидатов в «герои»...
Будет ли от этого лучше, — покажет близкое будущее.
***
ЗАГРАНИЧНЫЕ ВЕСТИ
Англо-трансваальская война
Маршал Робертс прибыл в Блемфонтейн 3 марта,—значит, он находится там в полном бездействии почти уже месяц. В виду этого вполне вероятным представляется сообщение, что он неспособен ничего предпринять, так как войска его крайне изнурены, а лошади почти все погибли. С другой стороны, вторжение Оливье и Гроблера в окрестности Ледибранда послужило для буров сигналом изменить свою тактику и, если не перейти к открытому нападению, то начать, по крайней мере, маленькую войну, которую до сих пор она вела удачно и с большим искусством.
Если бы лорд Робертс, как справедливо замечает «Nеuе Frеiе Рresse», после капитуляции Кронье не направился к Блемфонтейну, а стал бы преследовать и окончательно разбил буров, бежавших к Кроонштадту, то английский главнокомандующий и его армии не попали бы в их теперешнее неблагоприятное положение. Во всяком случае сила обстоятельств взяла верх над волей лорда Робертса, который должен согласовать все свои стратегические планы с необыкновенными условиями южно-африканской войны.
Из своего бездействия лорду Робертсу удастся выйти как только он сможет снова начать наступление, для этого же ему необходимо подкрепление из новых, не утомленных, и не бывших еще в деле войск. Однако, восьмая дивизия, последняя из регулярных английских войск, прибыла в Африку еще не в полном своем составе, а принадлежащий к ней Лейчестерский батальон только на прошедшей неделе прибыл в Англию из Галифакса, в Новой-Шотландии, и начал вооружаться и готовиться к походу в Африку. Если же лорду Робертсу все-таки удастся вырваться из настоящих тисков, то при продолжении войны он снова будет попадать в подобные же положения, а при таких условиях едва ли возможно вести успешную борьбу.
В Лондоне «чемберлэнизм» и вообще южно-африканская война создали весьма печальное положение вещей. Так, например, лондонский корреспондент Франкфуртской Газеты разсказывает, что в Лондоне возможно было устроить в честь находящегося там африкандера Кронрайт Шрейнера обед только негласно, сохраняя в строгой тайне место и время собрания.
До сих пор Англия считалась страной свободного слова и свободомыслия, где всякий самый эксцентричный человек мог думать и говорить все, что хотел, если только находил слушателей. Теперь же Шрейнер не смел объявить о том, что будет говорить пред собранием, иначе он рисковал подвергнуться насилиям со стороны лондонских патриотов, которые готовы были бы разнести зал, где состоялось упомянутое собрание. Друзьям мира не удалось добиться, чтобы Шрейнер говорил публично, перед большим собранием, так как на всех сборищах, где кто-либо пытается говорить против англо-трансваальской войны, толпа, под влиянием патриотического чувства, способна пойти на все.
В виду всего этого друзьям Шрейнера едва удалось устроить в его честь обед даже и в самом тесном кругу. Обед был заказан в одном из лондонских ресторанов, и от хозяина последнего скрыло, что гостем будет Шрейнер, иначе, боясь беспорядков и из патриотизма, он не разрешил бы этого обеда в своем ресторане.
Московский листок : [большая политическая внепартийная газета], 1900, №91, 31 марта
Еще по теме
Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)
.............................
Война Англии с Трансваалем. 30 марта 1900 г.
Война Англии с Трансваалем. 31 марта 1900 г.
Война Англии с Трансваалем. 1 апреля 1900 г.
|