Перестрелка англичан с бурами на берегу р. Тугелы
Война Англии с Трансваалем
Телеграммы «Московского Листка»
(От Российского Агентства)
Лондон, 16 декабря. (Рейтер). Во втором издании «Тimes» напечатано известие из Ледисмита от 7 декабря, что положение осажденных вовсе не отчаянное. Съестных припасов достаточно на 2 месяца. Тревогу мог бы внушить только разве недостаток в фураже; но так как выпал обильный дождь, то в пределах лагеря начинает показываться трава. Потери от неприятельских орудий в последние дни серьезнее, так как неприятель стал вернее рассчитывать расстояния.
***
Лондон, 16 декабря. (Рейтер). По официальным сведениям, посадка на суда седьмой дивизии начнется 4-го января.
***
Лондон, 16 декабря. (Рейтер). «Тimes» передает, во втором издании, из Лоренсо-Маркез от 10 декабря, что в числе имеющихся там депутатов Трансвааля находятся директора национального банка Пуссик и Вольф. Управляющим здешнего отделения состоит британский подданный по имени Ллойд. Трансваальское правительство хотело заменить его трансваальским гражданином, но Ллойд, по приказанию европейского распорядительного совета, являющегося представителем половины капитала, отказывается оставить свой пост.
При закупке съестных и боевых припасов на европейском континенте бурам приходится бороться с большими затруднениями, если они не расплачиваются золотыми слитками, которые к тому же во всякую минуту могут быть конфискованы английскими военными судами. Еще менее надежна пересылка золота через банк, управляющий которого—англичанин.
***
Лондон, 16 декабря. (Рейтер). В «Тimes» телеграфируют из Лоренцо-Маркез от 10 декабря, что хотя ежедневное железнодорожное сообщение не дает возможности перевозить много товаров, тем не менее буры закупают все съестные припасы, которые можно перевозить, и цены поднялись на 25%.
По известиям из Иоганнесбурга, там цены поднялись на некоторые предметы на 100%, а предметов роскоши почти совсем достать нельзя. Интендантство буров располагает большими запасами. Семьи буров сильно нуждаются. Лошади гибнут от неподходящего обращения. Из рудников нельзя извлечь почти никакой пользы.
***
Лондон, 10 декабря. (Рейтер). Из Капштадта официально передают от 15 декабря следующую телеграмму Метуэна:
«Прошлой ночью буры открыли к югу от Магерсфонтейна сильный огонь, а сегодня утром английские судовые орудия стреляли в неприятеля к западу от Магерсфонтейна. Кавалерийская бригада произвела рекогносцировку в северо-восточном направлении: к западу и к северу от Энзелина все спокойно; фермеры обрадовались английскому рекогносцировочному отряду. Так как чувствовался недостаток в съестных припасах, то он, Метуэн, устроил рынок в своем лагере.
***
Бостон, 17 декабря. (Рейтер). Общинный совет принял резолюцию о поздравлении Крюгера с достигнутыми им до сих пор успехами и о выражении надежды, что буры в конце концов выйдут победоносно из борьбы.
***
ЗАГРАНИЧНЫЕ ВЕСТИ
Англо-трансваальская война
По случаю наступивших за границей рождественских праздников, большинство немецких и английских газет не выходили два дня, а полученные французские и запоздавшие немецкие — не содержат никаких новых сообщений с театра военных действий в Южной Африке.
Интересным представляются суждения главнейших европейских газет по поводу Англо-Трансваальской войны.
Некоторые немецкие газеты относятся самым непочтительным образом к англичанам и к положению, в которое они сами себя поставили. Выходящая в Эльзасе «Кельмарская Газета» пишет:
«Они попали в болото по самые колени, эти храбрые англичане, хваставшие, что они проведут рождественские праздники в Претории. Впрочем, до известной степени пророчество их сбылось: более трех тысяч храбрых солдат королевы Виктории на самом деле находятся в столице Трансвааля, но в качестве военнопленных, и надо полагать, что число последних в скором времени значительно умножится после сдачи бурам Ледисмита, Кимберлея и Мефкинга».
Газета «Тagliche Rundschau» указывает на то обстоятельство, что пленные в Трансваале принадлежат к лучшим английским полкам и пользуются прекрасным содержанием от трансваальского правительства. Но газета ставит вопрос, может ли продержаться долго это положение, если принять во внимание уменьшение привозов в Трансвааль предметов потребления из-за границы. Англичане поэтому явятся главными виновниками нужд и лишений, которые претерпят их пленные в Трансваале, ибо они признали жизненные припасы военной контрабандой и не допускают привоз их в бухту Делагоа, откуда они доставляются в Трансвааль. Буры же, за отсутствием подвоза, чувствуют недостаток в тех припасах для собственного населения и уж никак не располагают излишком для тысяч пленных англичан.
Обсуждая положение воюющих сторон, парижская газета «Тemрs» в передовой статье своего рождественского номера говорит следующее:
«Лучшие судьи, самые точные и беспристрастные наблюдатели, предсказывают резкий поворот в политическом настроении английского народа, вызванный печальными неудачами войны с Трансваалем. Поворот этот должен особенно чувствительно отозваться на судьбе истинного виновника войны, Чемберлена.
Ближайшие друзья нынешнего министра колоний стараются отвести народный гнев с головы своего идола на другие головы. Они выставляют виновником всех военных неудач генерала Буллера. Между тем, этот последний представляется старым солдатом, прославившимся своей предшествовавшей деятельностью. Он одно время командовал также войсками в Южной Африке, когда там генерал-губернатором был Мильнер. Он тогда имел смелость высказывать всю правду колониальному правительству; он нарисовал самыми черными красками опасные интриги Родса и членов южно-африканской лиги и указал также на неудобство дурного обращения с африкандерами, ставшими из верных подданных врагами английского правительства. Но главным образом он настаивал на том, что если Англия желает держать в повиновении голландские республики, она должна содержать в Южной Африке не менее 150-тысячной армии.
За эти разногласия свои с правительством Капской колонии генерал Буллер был отозван тогда в Англию. Военная слава Буллера побудила нынешнее министерство Салюсбери командировать генерала в Африку. Но от Буллера, после прибытия его в Наталь, требовали быстрых действий, и он отважился на наступательное действие против буров у Тугелы прежде, чем получил все требовавшиеся по его соображениям подкрепления. Он потерпел неудачу и этим воспользовались защитники Чемберлена, чтобы свалить на генерала Буллера всю ответственность за неудачу. По мнению газеты «Теmрs», подобный ответ не спасет, однако, г. Чемберлена от вполне заслуженного им позора».
Газета «Тimes», перечисляя ошибки, совершенные командирами английских войск в последних битвах с бурами, старается постигнуть сокровенную причину последовательных неудач британского оружия и приходит к заключению, что армия, которая, со времени крымской кампании, не испытала на себе войны с цивилизованным народом и сражалась только с дикими ордами, насчитывает теперь в своих рядах слишком много плац-парадных офицеров, увешанных орденами и способных только гарцевать перед публикой, восторгающейся их воинственной осанкой.
Офицеры подобной складки, как заявляет «Тimes», быть может, и в состоянии быстрым натиском сломить неумелое сопротивление вооруженных скопищ дикарей, но зато уже решительно не пригодны осмысленно руководить систематическими и продолжительными действиями против серьезного врага. Необходимо, по мнению газеты, освободиться от блестящих, но бесполезных парадных представителей английского офицерства и обратиться к молодым, непочатым силам, полным рвения и истового сознания своего прямого долга.
Люди этого склада обретаются в тени. Мода не предъявляет на них спрос, но зато на стороне их знание. Посвятив себя боевой карьере, они не вращаются в среде блестящей рати представителей фешенебельных клубов и не пробивавших себе путь великосветскими связями и знакомствами. Их не видно, их не знают.
Орган Сити сознает, что укоренившееся в английской армии зло нельзя устранить в один прием, и утешает себя надеждой, что жестокие уроки нынешней южно-африканской войны раскроют Англии глаза на настоящую причину испытанных ею неудач.
Главным выдающимся фактом последней недели является официальное сообщение, что английские войска, которые должны были произвести нашествие на Трансвааль и Оранжевую республику и водрузить английское знамя в Претории и Блемфонтейне, обеспечив, таким образом, Великобритании господство в Южной Африке, теперь отступают по всей линии.
Чемберлен мечтал преподнести королеве Виктории, в качестве рождественского подарка, известие о взятии этих городов. Но это сорвалось. Вместо новых территорий к Рождеству, вместо ликований и победных кликов, большинство английских семейств высшего общества облеклись в траур и везде горе и слезы. Как в высших, так и в низших классах населения оплакивают воинов, павших там, в далекой Африке, на берегах Моддера, Ривера и Тугелы...
Московский листок, № 351, 18 декабря 1899 г.
Еще по теме
Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)
.............................
Война Англии с Трансваалем. 17 декабря 1899 г.
Война Англии с Трансваалем. 18 декабря 1899 г.
Война Англии с Трансваалем. 19 декабря 1899 г.
|