Сигнальный электрический аппарат
Война Англии с Трансваалем
Телеграммы «Московского Листка»
(От Российского Агентства)
Лондон, 16 января. (Рейтер). Буллер телеграфирует из Спирманс-Кампа от 15 января:
«После того как войска Уаррена оставили Спион-Коп, я счел бесполезной вторую атаку, так как правое крыло буров слишком сильно, чтобы я мог пробиться через него. Поэтому я решил стянуть войска обратно к югу от Тугелы, и 15 января, в 8 час. утра Уаррен сосредоточил свои войска к югу от реки, не потеряв ни одного человека».
***
Лондон, 16 января. (Рейтер). Военное министерство опубликовало следующую депешу генерала Робертса из Капштадта от 15 января:
«Френч открыл 13 января позицию буров, они стоят, сильно укрепленные, под Питфонтейном. Положение все то же».
***
Лондон, 15 января. (Рейтер). После полудня состоялось собрание принадлежащих к комитету государственной обороны членов кабинета. Присутствовали, между прочим, Бальфур, Лансдоун, Гикс-Бич и Чемберлен.
***
Лондон, 15 января. (Рейтер). Изданы приказы о созыве двух новых батальонов милиции и одного отряда милиционной артиллерии.
***
Лондон, 16 января. (Рейтер). Утренние газеты опубликовали следующую телеграмму из Колензо от 12 января через Лоренсо-Маркез:
Лукас Мейер атаковал и окружил большой отряд пехоты, который потерял при этом 20 человек убитыми и ранеными и 15 взятыми в плен.
***
Берлин, 15 января. (Вольф). В «Lokal-Anzeiger» помещена беседа сотрудника этой газеты с Лейдсом. Лейдс заявил прежде всего, что его присутствие в Берлине не имеет ничего общего с политикой: он принял лишь приглашение имперского канцлера на дипломатический обед и останется в Берлине несколько дней без политических планов.
На вопрос о попытках к посредничеству Лейдс отвечал, что у буров нет никакого основания взывать к кому бы то ни было, потому что у них все идет превосходно. Об условиях для заключения мира Лейдс сказал, что может выразить только личное свое мнение, но во всяком случае он думает, что Англия должна будет возвратить порядочную долю отнятой прежде территории.
Само собой разумеется, что союзные единоплеменники добьются гарантии того, чтобы полная самостоятельность обеих республик осталась неприкосновенной. Ледисмит, Мефкинг и Кимберлей — это тюрьмы, в которых англичане должны питаться собственными запасами.
***
Калькутта, 15 января. (Рейтер). В городской ратуше состоялась сегодня под председательством дарбангского магараджи сходка индусов-магометан. Приняты резолюции, в которых выражена глубокая постоянная преданность королеве Виктории, одушевляющая все слои ее подданных. Постановлено также, чтобы во всех храмах и мечетях произнесены были молебствия об успехах британского оружия. На сходке собрано 63,000 рупий для внесения в военный фонд, собираемый лорд-мэром.
(По телефону от нашего петербургского корреспондента)
— Из Лондона телеграфируют, что 14 января не было в Лондоне никаких телеграмм с театра войны — ни официальных, ни частных; публика пробавляется только всевозможными слухами. Дело генерала Буллера считается окончательно проигранным после того, как ему не удалось ни обходное движение, ни фронтовая атака. Генерал Буллер в дневном приказе уверяет, что буры обманывают англичан и ведут войну «низким и подлым способом». Многие в Лондоне возмущены этим нелепым приказом генерала в самом пылу военных действий.
***
— Из Претории телеграфируют, что буры уничтожили армию генерала Уаррена, забрали 17 пушек и преследовали бежавших англичан до главной квартиры.
ЗАГРАНИЧНЫЕ ВЕСТИ
Англо-трансваальская война
Телеграмма из Брюсселя от 15 января извещает, что по полученным там сведениям, генерал Уаррен, вскоре после занятия им части Спионс-Копа и отправления им Буллеру телеграммы о своей удаче, подвергся неожиданно сильному огню с трех сторон, и хотя удерживал храбро свою позицию до поздней ночи, но затем, потеряв всю свою артиллерию, 800 чел. убитыми и 1,500 ранеными, обратился в беспорядочное бегство по направлению к главной квартире Буллера. Английское министерство хотя и опровергает эту телеграмму, но, однако, не сообщает никаких подробностей о бое у Спионс-Копа и о том, в каком положении находятся теперь войска Уаррена и Буллера; очевидно, что попытка освободить Ледисмит кончилась новой крупной неудачей англичан.
Лондонский корреспондент «Маtin» цитирует некоторые места из письма одного американского волонтера, служащего в армии буров, который сообщает любопытные подробности насчет тактики, усвоенной генералом Жубером, и о силах, которыми располагают обе республики.
«Генерал Жубер» — пишет американский волонтер,— это старая лисица. Он прекрасно знает свое дело. Он никогда не рискует и всегда действует наверняка. Он не позволяет нам атаковать укрепленные позиции и говорит, что мы должны предоставлять это англичанам. Результат его образа действий таков, что мы теряем одного человека там, где англичане теряют пять.
Английская артиллерия хороша, но все же наши пушки бьют дальше. Кавалерия стоит гораздо ниже нашей во всех отношениях. В настоящее время мы сосредоточились с траншеями вокруг Ледисмита. Кроме того, несколько отрядов отправлены в Наталь со специальной целью не давать неприятелю ни одной минуты покоя.
Мы держим Уайта и его 10,000 человек взаперти в Ледисмите; блокада такая тесная, что даже кролики не в состоянии пробраться в горы. Ледисмит находится в яме, окруженной холмами, которые находятся в наших руках, и мы их превратили в грозные крепости.
От времени до времени, мы бомбардируем город, только чтобы не потерять привычки, но рассчитываем, главным образом, на болезни, жажду и голод, которые, в конце-концов, должны заставить город сдаться. Ледисмит сам по себе, или же со стратегической точки зрения, большого значения не имеет, но там заключаются большие запасы оружия и военных припасов, а это для нас важно. Уайт не может двинуться с места и нашими главными союзниками в данном случае являются жара, пыль, дождь, грязь и постоянная тревога.
К тому же наши силы растут с каждым днем. Если считать те войска, которые находятся под ружьем в данную минуту, те, которые сосредоточены вокруг Претории, и те подкрепления, которые прибыли из Европы и Америки в течение двух месяцев, то получится цифра в 100,000 человек.
У нас, кроме того, есть сторонники и доброжелатели везде, в Капштадте и в Дурбане, и мы знаем до мельчайших подробностей все, что происходит в английской армии, что там задумывается и подготовляется. Будущее нас не пугает нисколько, потому что за вами стоят наши горы, которые нас защищают, и если англичане захотят там настичь нас, то для этого они должны будут употребить армию в четверть миллиона.
И потом, ведь, мы постоянно вербуем новых рекрут. На прошлой неделе явились к нам пятьдесят человек из Соединенных Штатов. Все это опытные люди, служившие в американской армии, бывшие на Кубе или Филиппинах. Они приехали из Нью-Йорка и Чикаго, и мы знаем, что за ними следуют другие.
Я вам говорю: немало придется потратить сил Джон-Булю прежде, чем он овладеет нами, и он должен убедиться, что не так-то легко нас скушать, как он это думал».
Московский листок : [большая политическая внепартийная газета], 1900, №17, 17 января
Еще по теме
Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)
.............................
Война Англии с Трансваалем. 16 января 1900 г.
Война Англии с Трансваалем. 17 января 1900 г.
Война Англии с Трансваалем. 18 января 1900 г.
|