Атака англичанами Спион-Копа
Война Англии с Трансваалем
Телеграммы «Московского Листка»
(От Российского Агентства)
Лондон. 10 марта. (Рейтер). Официальная газета сообщает, что в течение недели, истекшей 4 марта, 13 находившихся в Ледисмите офицеров вернулись в действующую армию. В эту же неделю умерли от болезней: в Кимберлее—18 человек, в Ледисмите — 1б, в разных местах Капской колонии — 22 человека. Под Уоррентоном 6 марта ранено 4 человека.
***
Лондон, 10 марта. (Рейтер). В «Тimes» передают из Булавайо от 7 марта, что после жаркого артиллерийского сражения 4 марта, на расстоянии 2,000 ярдов, полковник Плумер, под прикрытием ночи, отступил к северу от Лабатси и в настоящее время находится у Крокодил-Пульса.
В ту же газету телеграфируют из Спрингфонтейна от 10 марта, что нынешнюю покорность граждан Оранжевой республики следует принимать с осмотрительностью: есть доказательства, что они не совсем искренни, и большая часть выданных ими ружей представляет довольно негодное оружие.
***
Капштадт, 11 марта. (Рейтер). Мильнер прибыл в Дордрехт.
***
Спрингфонтейн, 11 марта. (Рейтер). По полученным здесь известиям, отряд в 500 буров под начальством Вандерпоста, стоящий под Форсайтом, решился бороться до последней крайности. Командир Оливье, разбитый под Аливальнортом генералом Брабантом, бежит по направлению к Сандриверу с 300 человеками и 70 повозками. Большая часть его войска покинула его еще раньше, и его положение теперь внушает опасения.
***
Масеру, 10 марта. (Рейтер). В течение последних 48 часов правительственные должностные лица постоянно сообщали по гелиографу британским войскам, стоящим отсюда на расстоянии 50 миль, о движениях бурских отрядов в несколько сот человек, идущих на расстоянии около 10 миль вдоль границы Базутоленда к северу. Столкновения между англичанами и бурами ждут с минуты на минуту. Свыше 100 буров Оранжевой республики из округа Руксвилля сдались властям Базутоленда. То же самое производится втихомолку и в других местах вдоль границы, так как большинство буров еще не желает сдаваться открыто.
ЗАГРАНИЧНЫЕ ВЕСТИ
Англо-трансваальская война
Последний осажденный бурами город Мефкинг должен быть освобожден, как ожидают, лордом Кичинером. Корреспондент «Independance Belge» сообщает по крайней мере в свою газету, что лорд Кичинер с сильным отрядом двинулся уже по направлению к Мефкингу. После освобождения Мефкинга Кичинер собирается двинуться прямо на Преторию, между тем как лорд Робертс обратится против буров, собравшихся у реки Вааль.
Сотрудник «Dailу Mail» передает беседу, бывшую у него с Сесилем Родсом, который нападает на английских генералов и полковника Кекевича, и одному себе приписывает заслугу в том, что Кимберлей мог так долго держаться. Он уверяет, что лорду Метуэну было приказано освободить город, взять с собой все население его и вернуться к Оранжевой реке. Это было бы, по мнению Родса, несчастьем для Англии, но план не удался.
Полковник Кекевич с 500 солдатами регулярных войск ничего бы не сделал для спасения Кимберлея. Все было делом 4,500 добровольцев, собранных и организованных самим Родсом. Он собрал также 800 человек кавалерии, достал воду для питья, после того, как буры отвели ее, устроил кухни и раздавал ежедневно 10,000 порций. Во всем, что он ни предпринимал, офицеры только мешали ему.
111 человек, павших во время осады города, были исключительно добровольцы. Гелиограф, однако, ничего не сообщил о их смерти, хотя о том, что был убить мул, сообщил. После снятия осады генерал Френч ничего не успел сделать: у буров легко было отбить во время их отступления тяжелое орудие, которое с трудом везло 36 быков. Под конец Родс подтверждает, что авглийские генералы значительно преувеличивают всегда число убитых и пленных буров.
***
МОСКВА, 12 марта
В центре военных действий, у Блемфонтэйна и в его окрестностях, где сосредоточены главные силы английского главнокомандующего, лорда Робертса, в последние дни господствовало затишье, но зато в других пунктах северной части Оранжевой республики за это время происходили довольно частые и оживленные схватки между английскими войсками и бурскими.
Первые, очевидно, стремились главным образом к тому, чтобы освободить Мефкинг, последний город, осаду которого еще удерживают трансваальские войска, доведшие гарнизон и население этой крепости до полного изнеможения и истощения. Английский полковник Плумер, раз уже потерпевший поражение на своем пути, приближается к Мефкингу с одной стороны, в то время, как английская кавалерия, под начальством полковника Дрюмонда, придвигается к нему с другой. И этот отряд имел уже схватку с бурами, насчет которой имеются довольно сбивчивые сведения о поражении то одного, то другого из противников у Иорнтона.
Вероятнее всего, что буры одержали там верх, так как позднейшие телеграммы гласят о вторичном столкновении их с английскими отрядами, окончившемся отступлением последних. Тем временем буры привлекают все больше боевых сил к этому пункту, из чего следует заключить, что они не отступят от Мефкинга без энергического и упорного сопротивления.
В Натале буры, по-видимому, также не оставляют своих боевых позиций. Их главнокомандующий в той местности, генерал Бота, согласно последним известиям из Гленко, держал пламенную речь к своим отрядам на прошлой неделе и чрезвычайно воодушевил их, судя по восторженным возгласам, коими встречена была та речь. Далее к северу, ближе к границе Трансвааля, буры заняли позицию у Вигарских гор, которая считается почти недоступной.
Незначительные форпостные схватки происходили уже в той местности и маневры англичан не увенчались успехом.Так, отряд их, высланный из Ледисмита для преследования одного отряда буров и для отрезания ему пути отступления разрушением железнодорожного моста, по прибытии к тому пункту убедился, что неприятель благополучно воспользовался уже для своего перехода со всеми своими артиллерийскими обозами мостом и удалился до Помери, где занял укрепленную позицию. Численность отрядов буров в этой местности определяется в 14,000 человек с 26 орудиями и настроение их весьма бодрое.
Последние известия с этого пункта театра войны вызвали значительную тревогу в Лондоне, так как они гласят одновременно о нескольких победах буров. Не менее успешны были действия буров против генерала Блумерса, также разбитого на голову при попытке снять осаду с Мефкинга. Говорят еще и о третьей победе буров над войсками Гатекра при Бетулии.
При всем том английские правящие сферы, преисполненные пока самоуверенности, сводят уже итоги своих решительных и окончательных побед в Южной Африке, не признавая там более существования голландских республик в виде самостоятельных государств. Английская официозная печать надменно заявляет, что кабинет лорда Салюсбери, еще при самом возникновении теперешней войны, заявил всем иностранным государствам, что он считает себя вправе и в силе покончить распрю с южно-африканскими республиками, не допуская никакого постороннего вмешательства или посредничества.
Ободренное восторженным приемом ответа Салюсбери на ноту Крюгера и Штейна, оказанным ему со стороны всего английского народа, английское правительство вообще и не помышляет о заключении каких-либо мирных договоров с Трансваалем и Оранжевой землей, но намеревается вполне подчинить их английскому владычеству, обезоружением населения и преобразованием всего государственного и общественного строя, по своему усмотрению.
Если верить английским газетам, г. Чемберлэн, как министр английских воловий, готовит прокламацию, в которой он угрожает личной и имущественной ответственностью всем тем бурам, которые осмелятся разрушить какое-либо имущество, принадлежащее к золотым приискам Иоганнесбурга. Читая все это, можно подумать, что могущество Англии в настоящую минуту возросло до крайних размеров и угрожает порабощением всех южно-африканских колоний, лежащих к северу от Капской земли.
Между тем, самомнение английских зазнавшихся министров встречает решительный отпор не только со стороны общественного мнения всех стран и народов, но и со стороны населения непосредственных коронных владений Англии, как например Ирландии.
Памятно еще, как англичане недавно хвастали полнейшим сочувствием ирландцев всем действиям их правительства в Южной Африке и воздавали чрезвычайную похвалу патриотизму ирландцев и даже их необычайной храбрости, проявленной в качестве солдат английской армии, действующей против буров.
Московский листок : [большая политическая внепартийная газета], 1900, №72, 12 марта
Длинный Том в госпитале
Знаменитая пушка буров „Длинный Том", о которой многократно сообщалось даже в телеграммах, в настоящее время чинится. „Длинный Том", неустанно посылая свои убийственные снаряды в английский лагерь, во время осады бурами Ледисмита, сам получил некоторые повреждение и теперь „лечится в госпитале", как выражается тот английский журнал, откуда мы заимствуем это известие.
Орудие буров, отвезено на завод гг. Грюнберга и Леона, близ Претории, где и приводится в порядок. Гг. Леон и Грюнберг — агенты известного пушечного завода компании Крезо. По исправлении „Длинный Том" будет помещен на одной из батарей, защищающих столицу Трансвааля.
Московский листок , Иллюстрированное приложение № 11, 12 марта 1900 г.
Еще по теме
Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)
.............................
Война Англии с Трансваалем. 11 марта 1900 г.
Война Англии с Трансваалем. 12 марта 1900 г.
Война Англии с Трансваалем. 13 марта 1900 г.
|