Жубер
Война Англии с Трансваалем
Телеграммы «Московского Листка»
(От Российского Агентства)
Саардеберг, 8 февраля. (Рейтер). Робертс прибыл вчера в лагерь войск, атакующих Кронье. Вслед зачем Кронье просил о перемирии в 24 часа, которое было отвергнуто. Обстреливание после подкрепления возобновилось. Неприятель провел ночь и первые часы нынешнего дня в деятельных усилиях укрепить позицию. В течение утра нападающие войска действовали мало, ожидая, чтобы Кронье убедился в безнадежности своего положения. Но после полудня обстреливание возобновилось, так как незаметно было ни малейших признаков капитуляции. Когда в дело пущены были несколько судовых орудий и еще другие полевые батареи, огонь сделался ужасным.
Лондон, 10 февраля. (Рейтер). Из Паардеберга сообщают от 8-го февраля:
«Превосходный ночной поход Кронье из Магерсфонтейна хотя и казался вначале успешным, тем не менее, как теперь выясняется, по-видимому, кончится плохо. Главная сила буров заперта в засаде в русле реки Моддер, над которой господствует британская артиллерия. Воскресные события показали, как мужественно держались буры при отступлении, не взирая на полное изнурение.
Британская пехота заняла брод, и ей удалось окружить неприятеля, который мужественно дрался. Пехота пыталась атаковать лагерь, но это ей не удалось. Некоторые из фургонов буров зогорелись, и пожар дал возможность британской артиллерии и пехоте до поздней ночи поддерживать адский огонь против лагеря буров».
Лондон, 10 февраля. (Рейтер). Утренние газеты опубликовали следующую телеграмму из Капштадта от 9 февраля:
«Кронье просил дать ему 24 часа на погребение убитых, но ему ответили, что он должеп биться до конца или безусловно сдаться».
Лондон, 11 февраля. (Рейтер). В «Dailу Nеws» сообщают из Моддер-Ривера от 9 февраля:
«лагерь Кронье находится на северной стороне Коодоос-Дрифта. Он занимал сперва также холмы на южном берегу, но его войска были вытеснены из большей части этих холмов в субботу. В воскресенье прибыл генерал Френч с артиллерией, а в понедельник Кронье был окончательно окружен. В понедельник после полудня Кронье просил о перемирии. Во вторник утром канонада еще продолжалась.
Лондон, 11 февраля. (Рейтер). В «Dailу Nеws» сообщают из Моддер-Ривера от 9 февраля:
«Кронье, все боевые силы которого исчислялись в 8,000 человек, получив в ответ на свою просьбу о 24 часах для погребения убитых, приглашение к безусловной сдаче, которую он отклонил, позднее прислал в английский лагерь извещение, что готов сдаться. На это ему ответили, что он может явиться в английский лагерь. Кронье отклонил приглашение, присовокупив, что его не поняли, что он будет биться до последнего издыхания. После этого огонь возобновился.»
(По телефону от нашего петербургского корреспондента)
— 11 февраля, в Петербурге опять ходила по рукам телеграмма неизвестного происхождения, якобы полученная на бирже; в ней говорится, что «англичане только что потерпели страшное и небывалое поражение. Главнокомандующий сэр Робертс разбит со своей армией наголову. Одних офицеров убито 80 человек и раненых 144. Отряд генерала Френча разбит и взять в плен. Сам Френч, генерал Макдональд и Нокс смертельно ранены. Убитых и раненых офицеров в отраде Френча до 80 человек. Захвачено бурами также 1,500 голов скота. В общем взято в плен более 4,000 солдат ».
ЗАГРАНИЧНЫЕ ВЕСТИ
Англо-трансваальская война
В сферах, близких трансваальскому посольству в Брюсселе, продолжают утверждать, что пока армия Кронье не сдалась, в Лондоне напрасно радуются победам. Пока существует эта армия, она угрожает настолько правому крылу Робертса, что он не может двигаться вперед по территории Оранжевой республики, не поставив всего на карту. Что положение англичан вовсе не так блестяще, как они сами утверждают, доказывает уже одно то обстоятельство, что Робертс обратился с прокламацией к бурам Оранжевой земли, давая им самые соблазнительные обещания, если они оставят своих трансваальских собратьев. Конечно, победоносный генерал не нуждался бы в подобного рода прокламации. Последняя, разумеется, не может оказать никакого действия на буров Оранжевой республики, которые решили победить пли погибнуть, сражаась рядом с бурами Трансвааля.
Задержанный недавно англичанами пароход «Sаbinе» оказался не германским, а американским, из Нью-Йорка. Подозревая на нем военную контрабанду, английский фрегат «Тhruth» овладел им и привел в Делогоаскую бухту.
Корреспондент «Моrning Leader» сообщает от 7 февраля из Вашинггона, ручаясь за полную достоверность своего сообщения что Англия до сих пор совсем не высказывалась решительно против предложения посредничества в южно-африканской войне, исходящего будто бы из Вашингтона.
По уверению упомянутого корреспондента, американский статс-секретарь по иностранным дедам Гей и германский посол Голлебен совещались о том, кто должен сделать предложение о посредничестве, когда тому наступит врема, и пришли к заключению, что посредничество должно быть предложено на основании гаагской конференции Германией и Америкой вместе. О времени посредничества держав еще не было говорено и не было сделано в Лондоне никаких представлений по этому поводу. Однако, как английский посол в Вашингтоне, так и лондонское правительство знают об упомянутых переговорах.
***
МОСКВА, 12 февраля.
Английские газеты в один голос твердят, что трансваальская война, со времени поступательных действий главнокомандующего генерала Робертса по направлению к Кимберлею, вступила в новый, решительный период развития. Может быть, общий ход действий и принял другой вид, может быть также, что ход их принял более благоприятное для англичан направление, но англичанам все-таки еще рано торжествовать победу над бурами и ликовать по поводу разгрома и поражения последних. Во всяком случае военные бюллетени последних дней не оправдывают такого ликования.
Командированному Робертсом отряду генерала Френча удалось действительно быстрым движением перейти через реки Рит и Моддер и занять позицию между Якобсдалем и Кимберлеем, прежде находившуюся в руках буров. Но эта победа, или успех, достались англичанам не силой оружия, не выигранным сражением, а лишь потому, что неприятель уступил им позицию без боя, считая выгоднее для себя поспешное отступление пред превосходящим его численностью противником.
Генерал Кронье, командовавший в этом месте соединенными отрядами трансваальских и оранжевых буров и отличавшийся до сих пор чрезвычайной сметливостью во всех своих действиях и движениях, очевидно сообразил всю невыгоду упорного удержания занятой им позиции и добровольно снял осаду Кимберлея, предоставив генералу Френчу возможность вступления в этот город. Но и в Англии поняли, что одно занятие Кимберлея не ручается еще за полный успех английского похода.
Газета «Тimes», при первом известии о вступление отряда Френча в Кимберлей, сочла нужным оговориться, что доколе не получены точные сведения о судьбе войск, находящихся под командой Кронье, невозможно оценивать достигнутого лордом Робертсом успеха, так как перенесение военных действий на территорию Оранжевой республики угрожает английским войскам неисчислимыми опасностями.
Ко всем этим сомнениям присоединились еще неточность и сбивчивость сообщений относительно последовавшего хода действий. Лорд Робертс видимо понимал, что невозможно удовлетвориться одним фактом исчезновения армии Кронье и что он обязан уничтожить последнюю, или, во всяком случае, преследовать ее. Он и командировал для последней цели отряд под командой Келли-Кенни и на другой день телеграфировал, что этому отряду удалось захватить «лагерь» буров и значительный принадлежавший им обоз. Но лагерем очевидно назван здесь пункт, уже оставленный бурами, а состав обоза также не был в точности определен.
К удивлению всех, в тот же день получено было известие, что буры, в свою очередь, захватили у реки Рит английский обоз в 200 телег разного провианта и амуниции. При неясности сведений и путанице названий различных местностей, не обозначенных на картах, трудно определить, удалось ли бурам отбить обратно свой собственный обоз, или же они захватили обоз, следовавший за отрядом генерала Френча, лишив последний таким образом продовольствия и боевых снарядов. Несомненно одно, что английскому главнокомандующему далеко еще не удалось вытеснить окончательно буров из занятой ими местности и оградить свои войска от новых схваток с неприятелем, а также, быть может, — от новых поражений.
Лучшим доказательством тому служит последнее телеграфное известие о сражениях, происходивших между отрядами, посланными Робертсом в догонку Кронье. Между этими отрядами, находившимися под командой генералов Макдональда и Нокса, и войсками буров у горы Паарде, отстоящей верст на 15 от Кимберлея в восточном направлении у реки Моддера, произошла схватка, окончившаяся весьма неблагополучно для англичан. Буры поочередно атаковали их на целом ряде холмов и нанесли им, судя по числу павших и раненых офицеров, в числе коих находятся и оба командовавшие генерала, чувствительные потери.
Если принять таким образом в соображение, что англичане далеко еще не одолели оперирующие между Кимберлеем и Блэмфонтейном войска буров и что отряды последних еще весьма беспокоят английскую позицию при Кольсберге и всю их коммуникационную линию с Капландией, то успехи, которых они добились до сих пор, еще нельзя назвать решительными.
Не говоря уже о сомнительности положения все еще осаждаемого Ледисмита и неудачных попытках к освобождению его генерала Буллера, наступление на Блэмфонтейн, входящее в план кампании генералов Робертса и Кичинера, встречает пока значительные препятствия и затруднения. Весь вопрос теперь заключается в том, чем кончится геройская защита Кронье,—одолеют ли его англичане, или атака эта кончится также, как кончались атаки Буллера под Ледисмитом.
Во всяком случае буры доказали англичанам и всему миру, что они не только способны к самостоятельному управлению основанными ими государствами и к защите их независимости, но что она в состоянии также выставить внушительную военную силу против всякого другого государства. Если проповедники державных прав Англии на южно-африканские республики полагают, что осуществления тех прав следует добиваться, во что бы то ни стало, хотя бы война длилась еще пять лет и стоила десятки миллиардов, то остальной мир имел достаточно оснований убедиться в том, что притязания Англии преувеличены и отнюдь не направлены ко благу южно-африканских колоний и к охранению всеобщего мира. Европа и все цивилизованные государства с каждым днем все более проникаются сознанием того, что в интересах истинного мира следует положить конец бесполезному кровопролитию в Южной Африке.
Московский листок : [большая политическая внепартийная газета], 1900, №43, 12 февраля
Еще по теме
Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)
.............................
Война Англии с Трансваалем. 11 февраля 1900 г..
Война Англии с Трансваалем. 12 февраля 1900 г..
Война Англии с Трансваалем. 13 февраля 1900 г..
|