Война. Битва при Орлеане
Вести о войне между Германией и Францией
1-7 декабря 1870 г
О четырехдневных битвах при Менте и Божанси военный корреспондент «Силезской Газеты» сообщает следующее:
«Означенные местности представляют поле битвы в целую милю протяжения. По-видимому, здесь происходили жаркие битвы за отдельные, сильные позиции, преимущественно за обладание той или другой деревней. Со стороны французов было превосходство сил и выгода оборонительного положения, какое мы действительно встретили. План неприятеля состоял во фланговом движении, т. е. не столько в преграждении нам прямого пути на Блуа и Тур, сколько в сосредоточении своих сил к северу от ведущей туда дороги, что и побудило нас атаковать его, чтоб обеспечить наш фланг и тыл.
Этим объясняется то, что мы взяли Божанси прежде, чем заняли лежащее к северу он него местечко Месса. Так как главная неприятельская позиция — Маршнуарский лес, лежит в двух милях к северо-западу от Божанси, то наша армия должна была переменить направление, и развернуться фронтом к северо-западу. Таким образом, неприятельская линия отступления приняла направление не к Туру, а к Ножану на Сарте и Ле-Мансу, чрез Шатодэн. Отступление за Сарту, где находится укрепленный лагерь Кули, вполне отвечает плану Гамбетты, чтоб одна часть луарской армии действовала на северном берегу Луары, а другая—на южном.
***
— Немецкие войска, по уверению газеты «Le Nоrd», преследуют по пятам главный корпус луарской армии по направлению к Туру, сопровождая отступление французов кровавыми сражениями.
Наступление принца Фридриха-Карла ускоряется и мало встречает сопротивления на пути к Неверу, а также на линии Буржа. Виерзон, где сходятся ветви железных дорог из Буржа и Тура, был занят. Перед Туром французы, которыми предводительствует лично новый главнокомандующий, генерал Шанзи, без сомнения, были подкреплены свежими войсками, пришедшими из Манса и Конли, и этим объясняется упорное сопротивление, которое встретили немецкие войска с этой стороны.
Положение Буржа кажется теперь крайне опасным, и хотя бывшие в нем значительные запасы артиллерии, без сомнения, были уже вывезены в благоприятное время, но город этот, как надо полагать, укрепленный в последнее время, послужит центром действий для наступающей армии, если ей удастся им овладеть.
***
Отряды Гарибальди в Лионе
— Карлсруэская газета сообщает, что отряд Менотти Гарибальди, состоящий из 3,000 или 4,000 человек, потерял в нескольких битвах под Дижоном 400 человек; 200 не раненых пленных попали в руки неприятеля. Тот же корреспондент сообщает, что в битве около Паска сам Гарибальди присутствовал в карете. Лошади его экипажа были убиты взрывом гранаты.
***
— Немцы, говорит «Тimes», давно уже жаловались, что из Швейцарии доставляются во Францию военные запасы. На днях швейцарские власти захватили в Лозане поезд, на вагонах которого были надписи: железные брусья, машины, шелк и проч.; на самом деле оказалось 4,200 ружей, 112,500 патронов и 630,000 капсюлей. Запасы эти конфискованы.
***
— Как известно, в Брюсселе издается с некоторых пор газета, поставившая себе целью содействовать восстановлению империи, привлекая к этому делу офицеров и солдат пленной французской армии в Германии. Газета эта—«Drapeau», издаваемая под редакцией Гранье-де-Кассаньяка. Многие французские военнопленные в Германии получают ее бесплатно. О приеме, который она нашла у них, можно судить по множеству ежедневно получаемых нами писем, в которых говорится, что Гранье-де-Кассаньяк ошибся адресом, и что его бонапартистская пропаганда решительно неудачна. «Знамя» (Drapeau) империализма не имеет более ничего общего со знаменем Франции, и французская армия не пойдет за ним».
***
— Из Тура извещают, что арабская кавалерия, участвовавшая в сражении при Орлеане, отрубала убитым и раненым головы и привозила их, как трофеи, в укрепленный орлеанский лагерь. У многих из арабов было от пяти до шести отрезанных голов.
***
— Из Гавра пишут в газету «Stаndard», от 6 декабря, что пруссаки наложили на город Руан военную контрибуцию в 17.000,000, из которой 7.000,000 франков должны быть уплачены немедленно. Гавр готовится к энергическому сопротивлению.
***
— Из Жанвилля пишут, от 19 ноября (1 декабря).
«Целые департаменты совершенно лишены жизненных припасов, целые города, прежде пользовавшиеся благосостоянием, обратились в нищенство; население их не знает, где добыть кусок хлеба для дневного пропитания. Народ стоит голодными толпами на улицах и мрачно глядит на солдат, получающих свои порции пищи, между тем, как несчастным жителям нечем утолить голод своих умирающих от лишений детей.
Грустное впечатление производят пожарища среди обезлюдевших городов. На пути мне попадалось немало местностей, опустошенных огнем, как например, деревня Виабон, где каждый выстрел из окна наказывался сожжением дома. Еще печальнее было зрелище, представляемое городом Банневалем, где третьяго дня один кирасирский трубач убит выстрелом из окна одного дома. Весь город казался вымершим. Общественная деятельность в городах совершенно прекратилась, никто и не думает более работать».
***
— Из Дюнкирхена пишут, от б-го декабря, что, со времени взятия Амьена, там заметно необыкновенное движение. Стоящие в городе 10,000 мобилей занимаются военным учением утром и вечером. 5-го декабря к ним пришло предписание приготовиться к выступлению в сент-омерский лагерь. Правительственный комиссар Тестелэн выказывает много энергии в организации защиты Северного департамента; порты, набережные, станции железных дорог—уставлены кораблями и вагонами, предназначенными к отправлению частью в сент - омерский лагерь, частью в другие места, которых корреспондент не называет.
***
— Корреспондент «Dailу Nеws» пишет из Гавра, от 7-го декабря, что этот город пришел в сильное волнение, при известии о приближении неприятеля, и что в него со всех сторон стекаются войска.
«Со вчерашнего дня»—пишет корреспондент—«сюда прибыло из Руана не менее 20,000 мобилей, привезенных из Гонфлера на пароходах, на буксирных судах и на лодках. Многие из них едва не попали в плен пруссакам. Из Шербурга также прибыли сюда два военных корабля с 1,200 моряков, да, сверх того, здесь стоят несколько эскадронов кавалерии и несколько рот линейных полков. В Гавре принимаются самые энергические меры для отражения пруссаков. На стенах поставлены пушки; национальная гвардия вооружена ружьями Снидера, и всем жителям, имеющим от 40 до 60 лет, велено явиться в ратушу.
Не забыли также и о санитарной части: для раненых заготовлено 500 постелей. Всем землевладельцам предписано пригнать свой скот в город не позднее завтрашняго дня. Завтра же ожидают сюда 10,000 моряков из Бреста, так что все число защитников Гавра дойдет до 50,000. Идущий на него неприятельский корпус состоит, как полагают, из 70,000 солдат.
Всемирная иллюстрация, № 102 (12 декабря 1870 г.)
Еще по теме:
Вести о войне между Францией и Пруссией
Вести о войне между Францией и Пруссией. Войска сторон
.............................
Вести о войне между Германией и Францией. 22 ноября - 2 декабря 1870 г
Вести о войне между Германией и Францией. 1-7 декабря 1870 г
Вести о войне между Германией и Францией. Оборона Парижа. Часть 9
|