Прибытие главнокомандующего английской армией генерала Буллера в Капштадт
В Англии голоса в пользу мира становятся все более громкими
Война Англии с Трансваалем
Телеграммы «Московского Листка»
(От Российского Агентства)
Лондон, 26 октября. (Рейтер). Вчера до полуночи военное министерство не опубликовало ни одного сколько-нибудь интересного сообщения с театра войны за последние сутки.
***
Лондон, 20 октября. (Рейтер). В «Моrning Роst» передают из Питермарицбурга 23 октября:
Ходят слухи, что в четверг буры потерпели чувствительное поражение у Ледисмита и что в пятницу английские войска сражались так же победоносно. В «Dailу Nеws» телеграфируют из Исткорта от 22 октября, что прежде чем решена была эвакуация Колензо, неприятель сделал попытку отрезать цепь, форпостов и пехоту.
Небольшой отряд получил, однако, своевременно успешную поддержку. Огонь британских отрядов был действителен, многие буры пали и 12 из них были оставлены мертвыми на поле битвы. Кроме того, у неприятеля убито 20 лошадей, а остальные умчались. Отступление британских сил от Колензо было решено главным образом потому, что неприятель выставил длинные ряды орудий, вследствие чего удержать позицию оказалось невозможным.
***
Лондон, 26 октября. (Рейтер). В «Dailу Mail» сообщают из Стромберга, что 2,000 буров Оранжевой республики вторглись в Капскую колонию через Бургерсдорп и остановились у фермы Навенс, на полпути между Оранжевой рекой и Бургерсдорпом, чтобы выждать подкреплений из Дукскилля и Блемфонтейна. После прибытия этого подкрепления армия буров в 5,000 человек двинется к Стромбергу, который уже оставлен британскими войсками.
***
Ледисмит, 22 октября. (Рейтер). Британская конница произвела сегодня нападение на буров в то время, как они маневрировали к югу от города, и пробила себе путь среди них. Буры продолжают бомбардировать город тяжелым орудием, не причиняя ему большого вреда. Тяжелое орудие буров на холме Генворт вынуждено было замолкнуть.
***
Истнорт, 23 октября. (Рейтер). Сюда только что прибыл заслуживающий доверия гонец из Ледисмита, прошедший через линию буров прошлой ночью. Он передает, что в четверг произошло ожесточенное сражение вокруг Ледисмита и всего ожесточеннее у фермы Татмас к западу от Ледисмита. Англичане отогнали буров, которые понесли при этом тяжкие потери. Тридцать конных буров взяты в плен. В пятницу бой возобновился. Буры стреляли с горы Нодеватсема, близ фермы Панворт. Неприятель снова отогнан с потерями обратно в лагерь.
Сильный отряд артиллерии занял на левой стороне лагеря позицию, которая господствует над тремя фермами, против станции Бестерс, а небольшой отряд занял Ольджер к югу от станции Питерс, господствующий над железной дорогой у Колензо. Они понесли небольшие потери. Отряд моряков с орудиями возвратился сегодня в Питермарицбург для охраны жителей. Буры потеряли убитыми, ранеными и взятыми в плен в битве у фермы Татмас около 800 человек.
***
Питермарицбург, 22 октября. (Рейтер). Телеграфное сообщение с областью к северу от Исткорта совершенно прервано.
***
Капштадт, 23 октября. (Рейтер). Вчера совершена была весьма успешная попытка с 47-дюймовым орудием военного судна «Тerrible». Это орудие, поставленное на особенно устроенный лафет, стреляло так же, как полевые орудия. «Тerrible», отплывший к Дурбану везет несколько таким же образом прилаженных орудий.
***
Аливанпорт, 23 октября. «Агентство Рейтер» сообщает, что еще один отряд буров прошел в Говернос-Дрифт. Полагают, что он перейдет через Оранжевую реку и соединится с бурами из Бетулии, которые находятся уже в Капской колонии.
***
Брюссель, 25 октября. (Вольф). По полученным здесь известиям из Лондона, там с большим недоверием относятся к сообщению о победоносном для английских войск сражении в четверг под Ледисмитом. Напротив говорят, что вследствие бомбардирования Ледисмита и Колензо английские батареи, поставленные для охраны моста через Тугелу, вынуждены были замолкнуть, а войска, выставленные для обороны моста, должны были поспешно отступить; но так как буры заняли пункты, господствующие над линией отступления к Ледисмиту, то бежавшему отряду пришлось направиться по южной дороге, которая, однако, тоже была уже в руках у буров.
В Натале не сомневаются, что отряд был отрезан и попал в руки буров, так как и в Дурбане ничего не было о нем известно. Был также слух, что жизненные припасы и боевой материал гарнизона в Ледисмите почти истощены и немыслимо долее продовольствовать гарнизон.
***
(По телефону от нашего петербургского корреспондента)
— В «Новости» из Лондона телеграфируют, что известие о взорвании орудия у буров получено через почтового голубя из Капской области; таким образом подтверждается слух о том что Ледисмит действительно отрезан.
— В Гааге происходят бурные манифестации в пользу буров.
— В субботу из Англии отправлено 3 тысячи солдат, с батареями, военными припасами и медикаментами.
— В Англии голоса в пользу мира становятся все более громкими.
— Португалия заявляет, что не допустит высадки английских войск в порте Делогоа.
— Большое удивление вызывает среди англичан прибытие к бурам, под Ледисмитом, новых подкреплений, в особенности новых орудий. В Лондоне задаются вопросом, откуда буры получают эти подкрепления.
— В Англии не отрицают факта занятия бурами части Капской области и капитуляции некоторых городов.
***
ЗАГРАНИЧНЫЕ ВЕСТИ
Англо-трансваальская война
Положение англичан в Южной Африке, по последним известиям большинства европейских газет, ухудшается с каждым днем. Судьба Ледисмита считается решенной окончательно, ибо город этот должен неминуемо сдаться бурам.
Агентство Гаваса, получающее вернейшие сведения из Южной Африки и Англии, подтверждает, что генерал Уайт после 19 октября имел еще одно столкновение с бурами, желая отодвинуть их от Колензо, важнейшего пункта для отступления англичан, по пути из Ледисмита в Лапландию. Бурам удалось удержать этот город, так что они держат в своих руках всю железную дорогу до Интермарицбурга и Дурбана и направляют все свои усилия к завоеванию этих двух городов. Главное затруднение предстоит им при занятии высот, окружающих Дурбан с суши; между тем, это им необходимо для того, чтобы помешать дальнейшей высадке английских войск в Дурбанской гавани.
Уже во вторник на прошедшей неделе отряды буров находились всего в 60 километрах от Питермарицбурга и занимали город Помери, находящийся несколько севернее, у границы Зулусской области. У них еще остается таким образом достаточно времени для занятия Дурбана до прибытия туда свежих, отправленных из Англии войск.
Между тем, в Лондоне все еще ожидают более точных и подробных сведений о сражении при Ледисмите, которые опаздывают потому, что бурам удалось прервать последний телеграфный кабель, идущий на Грейтон.
В прошедший четверг распространились однако упорные слухи, что правительство получило в тот день две длинные телеграммы из Дурбана, содержание которых тщательно скрывается; они настолько важны, что в тот же день был спешно созван военный совет, в котором участвовали все находящиеся в Лондоне министры. Совещание длилось чрезвычайно долго и уже к вечеру стало известно, что решено отправить в Южную Африку новую дивизию, состоящую из 10,000 человек и 56 орудий.
Предполагают, что совет признал нужным изменить весь план кампании; первоначальный план, приведший к поражениям при Денди, Гленке и Ледисмите, оказался совершенно негодным для борьбы с бурами. Теперь признали нужным направить главные силы на запад и предписали прибывшему уже в Южную Африку главнокомандующему генералу Буллеру, отправиться из Капштадта, со всеми имеющими прибыть к нему войсками, по направлению к Кимберлею, освободить этот город от осады и направиться затем к Иоганнесбургу и Претории для того, чтобы отрезать бурам сообщение с их войсками, находящимися в Натале.
В последнюю минуту признано было, однако, необходимым указать генералу Буллеру на изменение в упомянутом плане, в виду настоятельной надобности в данную минуту освободить Ледисмит, совершенно запертый бурами. Для этой цели часть ожидаемых новых войск должна все-таки высадиться в Дурбане и направиться оттуда к Ледисмиту. Этим объясняется, почему в последнем военном совете решено было сформировать новую дивизию: генерала Буллера требуется снабдить достаточными силами для борьбы с неприятелем в Натале и для похода на Кимберлей, Иоганнесбург и Преторию.
Берлинская «Национальная Газета» отмечает умышленное сокрытие английской печатью некоторых известий с театра войны и распространение его, для успокоения общественного мнения, явно вымышленных. Такой обычай до того утвердился, что лондонским телеграммам, начинающимся словами: «по уверению вечерних газет»,—никто не придает никакой веры. К таким лживым телеграммам «Национальная Газета» причисляет разосланные из Лондона 19 октября телеграммы о том, что англичане еще владеют всей железной дорогой до Дурбана и что буры были отбиты с большим уроном от Колензо, который они пытались занять.
Тем временем, в Портсмуте идет лихорадочная деятельность. День и ночь продолжается загрузка судов и мобилизуется почти весь резерв флота. К вечеру в четверг, в Лондоне распространился слух о крупном несчастии на море,—о гибели, будто бы, транспортного судна «Нубия», на котором было 1,100 человек шотландской гвардии, полбатальона пехоты и санитарный отряд.
Из Капштадта телеграфируют в «Frаnkfurteг Zеitung», что на границе сосредоточено до 30,000 буров, готовых перейти ее в каждый момент, но еще не было выпущено ни одного выстрела. Среди буров, обитающих вдоль северной границы Капской колонии, замечается сильное брожение. Молодые люди толпами переходят через Оранжевую реку и записываются в ряды войска оранжистов. Другие, однако, остаются ждать известий о первом успехе буров, чтобы последовать примеру своих товарищей.
Вообще, все это движение носит характер настоящей священной войны, так как каждый бур думает, что тут дело идет о существовании или гибели всего народа. Во всяком случае, очень странное зрелище представляют эти тысячи всадников, которые ежедневно утром отправляются из богослужения с величайшим благоговением слушают своих проповедников в открытом поле, где устраивается походный алтарь. Никто из этих воинов не знает, доживет ли он до следующего утра, но все горячо уповают, что Провидение поддержит их, так как они стоят за правое дело. Вооружаются не только мужчины, но и женщины и дети, чтобы быть готовыми защищать свою землю до последней капли крови, в случае если нагрянет неприятель.
Англичане пользуются чернокожими, как шпионами, но буры считают чернокожих для этой роли совсем не подходящими и потому не придают им значения. Сведения бурам доставляют их же соотечественники по ту сторону границы и, конечно, они имеют преимущества над англичанами, которых чернокожие часто надувают.
Кроме немецкого, голландского, ирландского и американского отрядов, теперь организован еще австрийский отряд. В этом последнем насчитывается, впрочем, всего лишь 70 человек, и он несет полицейскую службу в Иоганнесбурге.
Трансваальское правительство открыло тюрьмы и освободило буров, приговоренных к легким формам наказания. Все эти бывшие заключенные отправляются в действующую армию.
Московский листок, № 299, 27 октября 1899 г.
Еще по теме
Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)
.............................
Буры у Бестерс-Гилли обращены в полное бегство
В Англии голоса в пользу мира становятся все более громкими
Англо-трансваальская война (28 октября 1899 г.)
|