Китайский император Кванг-Су
Супружеское счастье на китайском престоле
(Из жизни императора Кванг-Су)
Благодаря сенсационному и оказавшемуся вымышленным известию о перевороте в Китае, личность императора Кванг-Су служит теперь предметом оживленных толков во всей Европе. Читателям не безынтересно будет познакомиться с некоторыми фактами из его прошлого.
В 1888 году, за год до его бракосочетания, к императору была прикомандирована „Феи“, молодая 15-ти летняя маньджурка, на которую возложили почетное поручение приготовить богдыхана к супружеской жизни.
В октябре 1889 года император сочетался браком с Гэй-Го-Нала — дочерью генерала Квэй-Шианга, одною из полутора тысяч кандидаток — все дочерей княжеских маньджурских домов, имеющих привилегию поставлять жен для императоров.
Выбор императрицы совершается по определенному церемониалу, в котором главную роль играет сам император. В назначенный для этого день по лабиринтообразным улицам Пекина тянется длинная вереница открытых экипажей, запряженных быками, в которых сидят маньджурские принцы с их дочерьми, имеющими представиться императору. Через северные ворота столицы кандидатки въезжают прямо во дворец и выстраиваются длинными рядами на его обширной внутренней площади.
Спустя несколько минут появляется император в сопровождении матери-регентши и многочисленных евнухов. На длинном столе лежат деревянные дощечки, на которых начертаны имена кандидаток.
Император, перебирая дощечки, одну за другой, вызывает принцесс по их именам и фамилиям, при чем каждая, едва раздается ее имя, выступает из рядов и, в сопровождении отца и губернатора ее провинции, приближается к императору.
С каждой из кандидаток император обменивается несколькими словами и при этом внимательно осматривает ее туалет. Надо заметить, что маньджуры не усвоили себе отвратительной привычки китайцев — уродовать ноги женщин. Понравится девица императору, он бросает дощечку с ее именем в отдельную корзину и движением руки дает ей разрешение удалиться.
Дощечки с именами понравившихся кандидаток классифицируются по трем рубрикам.
Остальные девицы подвергаются четырехмесячному наблюдению, а затем отзыв о них дает вдовствующая императрица. Сортировка невест продолжается до тех пор, пока число кандидаток сократится до 15.
Из этих 15, наконец выделяются трое: одна — законная императрица, а две—побочные жены. Супруга императора Кванг-Су, родом из Шанхая, при вступлении в брак было 18 лет, а из двух сестер — побочных жен, одной— было 13, а другой—14 лет.
Формальное вступление на престол Кванг-Су было отпраздновано 4 марта 1889 года. Как и все праздники при китайском дворе, так и этот происходил исключительно в вечно замкнутой дворцовой части города, и ни один китайский подданный в нем не участвовал.
Кроме евнухов, придворных женщин и иностранных послов собственно никто из китайцев никогда не видал императора, лицом к лицу. На первых порах император Кванг-Су довольствовался той традиционной ролью пассивного зрителя, которая предписана ему церемониалом. Он аккуратно приносил установленные жертвы предкам, аккуратно через каждые пять дней посещал свою тетку и давал аудиенции высшим сановникам.
Просматривая доклады, он делал на них пометки красным карандашом. В этом виде доклады, предназначенные для опубликования, вывешивались на видных местах вне стен дворца. Это своего рода афиши, которые, вот уже 800 лет, заменяют китайцам „Правительственный Вестник". Рукописи докладов с пометками императора копируются в многочисленных экземплярах, которые покупают частные типографы и издают отдельными томиками.
Судить о гласности в Китае можно, хотя бы вот по какому факту: за все время японо-китайской войны было опубликовано только одно сообщение — о том, что вдовствующая императрица послала солдатам в Корею 4000 ящиков с прохладительными пилюлями.
Рассказывают, что император Кванг-Су, не отличавшийся здоровьем и вообще обиженный природой, вел неблагоразумный образ жизни, исполняя государственные обязанности по ночам и оставаясь в постели по целым дням. Он питался исключительно рисом, хотя, по китайским законам, для императорского стола полагается ежедневно 30 фунтов жаркого, 7 фунтов супного мяса, две утки и молоко от 80 коров.
Вдовствующая императрица Цыси
До окончания японо-китайской войны фактически делами государства управляла вдовствующая императрица. Исход войны усилил влияние младо-китайской партии реформ, центром которой служит торговый город Кантон. Кантонцы с давних времен образуют при дворе влиятельную группу, главой которых теперь является Чжан-Гин-Гуан.
Через посредство литератора и сверстника императора, Канг-Ю-Вея, кантонцам удалось повлиять на Кванг-Су и расположить его в пользу реформ. Японцы и англичане поддерживали это реформаторское движение, и был такой момент, когда казалось, что оно возьмет верх над придворной и военной партией. Император уже занялся изучением английского языка, но вскоре ему пришлось отказаться от широких планов.
Огонек, №4, 27 января (8 февраля) 1900 г.
Еще по теме
События в Китае. 1900 г.
.................................
Русские колонии в Китае. Кьюкиан
Супружеское счастье на китайском престоле (Из жизни императора Кванг-Су)
В столице Китая
|