Сегодня мы займемся решением извечной проблемы - родители и дети.
Посмотрим, что советовали наши прапрабабушки своим современницам по вопросам воспитания дочерей 100 лет назад.
Может быть эти советы и сейчас также актуальны и верны?
По материалам журнала
В чем можно упрекнуть молодых девушек XX века. В том, что они совсем не интересуются домашним хозяйством.
Тем, которые, выйдя замуж, занимаются хозяйством, в силу ли необходимости или по собственной охоте, и стараются как можно лучше использовать свои средства, всего приходится доходить собственным опытом; другим же даже и в голову не приходит, что, сделавшись хозяйками, им бы следовало многому поучиться, оне не замечают ни беспорядка в своих шкафах, ни пыли в углах, ни посредственности кухни. Они совершенно спокойно дают себя обкрадывать и очень сожалеют тех женщин, которые не умеют избавиться от всяких хозяйственных забот и неприятностей.
Но независимо от того, придется или не придется им со временем сделаться хозяйками, современные молодые девушки домашним хозяйством не интересуются, и это им ставится в вину. И это нелестное мнение о хозяйственных талантах наших дочерей происходит, без сомнения, оттого, что жизнь их проходит больше вне дома и семьи; не то, что прежде, когда выходить из дома каждый день считалось для барышни даже не совсем «приличным». В настоящее время занятия, обязанности и удовольствия заставляют девушек выходить не только каждый день, но даже по нескольку раз на день, и было бы по меньшей мере странно называть домоседками тех, которые никогда не сидят дома.
Отметим еще, что теперь очень трудно найти хорошую прислугу, все они не уживаются долго, не привязываются к дому, к привычкам господ, небрежно относятся к своим обязанностям, а недостаток присмотра за прислугой, являющийся результатом постоянного отсутствия хозяев, вовсе не способствует улучшению этой стороны дела; уже одно присутствие хозяйки дома может помешать возникновению очень многих злоупотреблений в хозяйстве.
Наконец, программа научных занятий для девушек стала настолько обширной, что теперь почти не остается свободного времени для таких тонких и кропотливых работ, над какими терпеливо трудились наши бабушки: поднимание спущенных со спицы петель, штопка тюля, кружев и т. п. Но, несмотря на все эти осложнения, все-таки есть возможность соединить до некоторой степени привычки и требования современной жизни с занятиями и заботливостью хорошей хозяйки. Если от современной девушки требуются новые обязанности, отвлекающие ее от дома, то зато новые усовершенствования во многом сокращают домашнюю работу прислуги, ну, хоть, напр., электрическое освещение, водопровод и т. д. и вместе с тем дают больше свободного времени и хозяйке, если только, конечно, прислуга у нее хорошая.
Как приохотить девочек к хозяйству.
Совсем маленькие девочки обыкновенно очень гордятся, если могут принести старшим какую-нибудь пользу.
Они стараются сделать что-нибудь такое, что делают большие; вот этим-то чувством и нужно пользоваться и начинать как можно раньше приучать ребенка держать в порядке свою одежду, игрушки, делать постель, выметать комнату и постепенно в виде награды разрешить сначала под руководством чистить свое платье и башмаки. Поверьте, что праздником будет тот день, когда вы позволите девочке самой постирать и погладить настоящим, горячим утюгом; на первый раз, конечно, это будут куклины вещи, затем носовые платки и т. д.
В 12 лет девочка должна сама убирать свою комнату, под наблюдением, конечно, за исключением того, что ей не по силам— перевернуть тюфяк, напр., вытереть пыль, где ей не достать, и т. д., но во всем остальном она должна действовать самостоятельно, сознавать, что ей доверяют; этим доверием она будет гордиться и постарается его оправдать.
К 15 годам девочка постепенно постигнет всю премудрость в смысле домашних работ: она и на стол сумеет накрыть, и красиво расставить вазы с цветами и подать десерт; она научится шить, кроить, чинить и даже немножко стряпать. Удовольствие, которое она получит, если что-нибудь себе сама сошьет или угостит своей стряпней отца, будет настолько велико, что она непременно захочет повторить; только в первое время нужно слегка ею руководить для того, чтоб первые опыты вышли удачными.
Похвалой и советом во время можно добиться того, что девочка будет регулярно и со вниманием исполнять свои обязанности. Но так как у детей впечатления быстро сглаживаются, вам придется постоянно поддерживать и возбуждать самолюбие молоденькой хозяйки. Ради Бога, только не критикуйте, а главное не смейтесь, этим вы можете навсегда отбить охоту. Если что-нибудь плохо сделано, укажите, но не браните, а ободрите девочку, возбудите ее внимание и желание еще больше постараться в следующий раз.
Хвалите за каждый успех, рассказывайте про ваши собственные попытки, затруднения, неудачи, ваши первые шаги в хозяйстве, когда вы были в таком же возрасте. Строго следите за порядком и опрятностью в ее комнате, прививайте эти качества и вселяйте отвращение к грязи и беспорядку. Конечно, ежедневная уборка комнаты и чистка одежды со временем потеряют характер удовольствия, но приобретя известные привычки, девочка все-таки будет исполнять свои обязанности, несмотря даже на желание поиграть и побегать.
Как совместить занятия уроками с обучением хозяйству.
Уроки начинаются в 9 ч. у. и, чтоб попасть в школу за 1/4 ч. до первого урока к молитве, девочкам приходится вставать в восьмом часу, а то раньше, если школа далеко. Придется будить их еще на 1/2 ч. раньше, если вы желаете приучить их убирать свою комнату, а к утру спится так сладко! Что же делать; пусть ложатся спать в 8 ч. в. и тогда к 6 ч. утра они успеют выспаться, и даже будить их не придется. По вечерам обычно дети часов до 8—9 готовят уроки, принимаясь за них сразу после обеда, но происходит это далеко не всегда от количества и трудности заданного, а от недостатка внимания и неумения заниматься. Научите их работать скоро и хорошо, пусть они почувствуют и поймут, как хорошо поскорее все окончить, сознавая в то же время, что уроки приготовлены добросовестно.
Но нужно еще найти время для отдыха: детям необходимо поиграть, побегать, отвлечься от науки, кроме того после усиленного сиденья в школе им непременно нужно часа 2 погулять. Сообразно со всем этим должен быть распределен и весь день, время обеда, ужина и т. д.
И все-таки утром 1/2 ч. должны быть посвящены уборке комнаты, эта маленькая гимнастика при открытом окне в комнате, где почти нет пыли вследствие ежедневной тщательной уборки, не только не принесет вреда, а даже скорее полезна для здоровья.
Повторяю, женщина умная, ловкая и хорошо изучившая характер свой дочери всегда сумеет создать и поддержать в ней сознание, что она приносит пользу, что ей доверяют, что еще легче достигается путем соревнования, если у нее есть сестры и братья.
А наши сыновья? Почему бы не приучить и их к полезному делу? Разве на военной службе им не придется впоследствии убирать свою походную постель или что-нибудь себе состряпать на скорую руку?
А на обстановку бедных студентов ведь жалко смотреть: те, которые платят хозяйке каких-нибудь 10—15 рублей в месяц, живут неряшливо и грязно, точно у них нет рук. Присмотритесь также к жизни фабричных рабочих, где жена наравне с мужем уходит на работу; вернувшись усталая, измученная, она должна справить всю домашнюю работу, позаботиться о детях и о муже, который в это время отдыхает и принимает ее услуги, пользуясь привилегией «мужчины». Все, что только может способствовать изменению такого положения вещей, все будет великолепно! Но, пожалуй, мальчики запротестуют, если их заставать убирать свою комнату?
Внушите им, что стыднее всего быть ни на что негодным в скромном домашнем быту, где их мать сама работает, где на 4—5 человек господ всего одна прислуга, где и стирка, и починка и шитье новой одежды все производится домашним образом. Пусть же самолюбие ваших сыновей подскажет им, что и они должны дома приносить пользу своим трудом, а не смотреть, сложа руки, как работают мать и сестры. Пусть и они прикладывают свою энергию и силы к разным мелким ремесленным работам,—где нужно вбить гвоздик, где что починить или даже постолярничать.
Ваша похвала и удовольствие, которое они вам доставят своей помощью, будет им наградой за труд и побудит их продолжать в том же духе. Пусть трудятся; большая ошибка тех родителей, которые оберегают своих детей даже от самого легкого труда. Привлекая детей к домашним работам и заставляя их помогать вам, вы, в сущности, заставляете их помогать самим себе, потому что этим вы их приучаете во многом обходиться без посторонней помощи, справляться скоро и хорошо с мелкими домашними работами. Именно эту цель и должна преследовать каждая разумная мать, делая детей своими сотрудниками в работах по дому; впоследствии дети за это скажут спасибо.
Как бы в подтверждение нашей основной идеи, мы встретили в № 11 жур. «Птицеводное хозяйство» небольшую статью агронома А. Калнина под заглавием «Птицеводки».
«Летом 1913 года,—пишет г. Калнин,— я с директором школьной фермы Митавской средней сельскохозяйственной школы агрономом П. Леин и с учениками устраивал экскурсии для обозрения образцовых хозяйств. В 10 верстах от станции Хинценберг, Северо-Зап. жел. дор., находится имение «Энгельгартсгоф» дворянина фон-Клот.
Некоторые отрасли в этом хозяйстве, правда, поставлены образцово. В птичнике образцовая чистота, и птица на вид здоровая. Объяснения давала птичница—десятилетняя дочь помещика. Меня поразило, что дочь помещика способна исполнять самые грязные и грубые работы птичьего двора, знает составление кормовых рационов как для взрослой птицы, так и для молодняка. Птиц было около 100 голов, а помощников у нее не было. Девочка объяснила:
«Не сразу я получила этот птичник, а сперва я должна практиковаться. Теперь, кроме ученья, приходится мне много работать и также учить младшую сестру этому искусству... Птицеводство я очень люблю»,—закончила маленькая птицеводка.
Птицеводное хозяйство в Энгельгартсгофе произвело на меня впечатление, а главное, пришлось задуматься над маленькой птичницей, и я решил этой интересной и доходной отраслью заинтересовать свою восьмилетнюю дочь, которая и так всегда ходила со мною по хозяйству. Сперва уделил я ей, или, вернее, подарил несколько штук кур и отделил им отделение в птичнике и на дворе.
Моя «птичница» расспрашивала, как она должна кормить «своих» кур и сможет ли она в нужное время вставать по утрам. Сама же передала прислуге распоряжение будить ее по утрам; всегда вместе с птичницей-прислугой она была во время за работой на птичьем дворе. Теперь уже второй год, как занятие моей дочери на птичьем дворе сделалось ее любимым занятием, и она знает все работы по птичнику, да, кроме того, из слабенького ребенка преобразилась в краснощекую; нет надобности искать врачебной помощи, т. к. теперь сама природа и физический труд поддерживают ее здоровье.
Поступаем ли мы, родители, правильно, приучая своих детей к физическому труду, к грязной работе?
Я уверен, что самодеятельность ребенка развивается привлечением его к труду. Даже ведь игры и развлечения его имеют одну общую цель и связь—подготовить к серьезному труду в жизни и развить его для этого физически и умственно.
Заставляя детей принимать участие в работах, мы вырабатывает в них много добрых начал, которые в дальнейшей жизни окажут им незаменимые услуги и разовьют в детях уважение и любовь к физическому труду, а между тем, мы сами, родители, часто грешим в этом и не участвуем в нем сами и даже считаем физический труд делом людей неинтеллигентных.
Самое ужасное, когда дети проникаются взглядом, что положение «образованных»—не заниматься физическим трудом. В детях тогда быстро глохнет свойственная им нежность и сострадание, и в них укрепляется эгоизм. Ребенок всегда очень рад, когда ему доверяют дело, и выбивается из сил исполнить его хорошо, и при исполнении этих работ вырабатывается серьезное отношение к делу вообще.
Если я прав, то не замедлим наших детей ознакомить с окружающим и предоставим им работу, не тяжелую, хотя бы возиться с птицами.
Еще по теме:
Полезные советы от наших прапрабабушек. Этикет
Полезные советы от наших прапрабабушек. Искусство одеваться
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в семье
Полезные советы от наших прапрабабушек. Сделаем из наших дочерей хороших хозяек
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. Светские и общественные отношения мужчин и женщин
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. Общественные отношения
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. Приглашения
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь а свете. Визиты и приемы
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. Хозяева и гости
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. О письмах
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. Женщина одна
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. Как поставить себя в обществе
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. О приветствиях
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. Женщина и веер
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. Светские разговоры
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. Любезности и комплименты
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. О скромности и советах
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. Манеры и позы
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. На улице и на публичных гуляньях
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. Музыка в обществе
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. Дачные знакомства
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. Следует ли дипломату жениться?
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. Молодая хозяйка дома
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. Отношения на водах
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. Пикники и увеселительные поездки
Полезные советы от наших прапрабабушек. Жизнь в свете. Пари
Полезные советы от наших прапрабабушек. Как бороться с дороговизной жизни
|