По материалам периодической печати за июль 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Второй Универсал Генеральной Рады
КИЕВ, (3 июля).—Украинской центральной радой обнародован следующий универсал:
... центральная рада выделит заново из своей среды особый ответственный перед ней генеральный секретариат, который будет представлен на утверждение Временного Правительства в качестве носителя высшей краевой власти Временного Правительства на Украйне...
...............................................................................
Декларация Правительства по Украинскому вопросу
Временное Правительство постановило обратиться к Украинской раде со следующей декларацией:
Выслушав сообщение министров Керенского, Терещенко и Церетели по украинскому вопросу, Временное Правительство приняло следующее решение:
назначить в качестве высшего органа управления краевыми делами на Украйне особый генеральный секретариат, состав которого будет определен Правительством по соглашению с центральной украинской радой, пополненной на справедливых началах представителями других народностей, живущих на Украйне, в лице их демократических организаций. Через означенный орган будут осуществляться мероприятия, касающиеся жизни края и его управления.
...............................................................................
Против украинизации:
"Постановление Временного Правительства «об образовании Генерального Секретариата в качестве высшего органа управления краевыми делами на Украине» фактически является созданием в Российской Державе особой области, с присвоением ей имени Украины. Это же постановление обозначает, что население этой области будет в государственных актах именоваться украинцами, а язык, которым говорит население, украинским. Одним росчерком пера временное Правительство решило вопрос необычайной важности в жизни каждого гражданина Юга России.
Люди, которые еще вчера считали себя русскими, которые всеми силами боролись за существование Руси, которые проливали кровь за русскую землю, решением Временного Правительства перечислены из русских в украинцы, причем Правительство не спросило этих людей об их желаниях и не дало возможности им выразить свое отношение к этому важнейшему для человека вопросу, вопросу принадлежности к той или иной национальности.
В этом постановлении Временного Правительства нельзя не видеть акта величайшего пренебрежения правителей к правам управляемых. Решение таких вопросов, как зачисление свыше тридцати миллионов народа в ту или иную национальность, может принадлежать только Учредительному Собранию, которое выслушает действительных представителей этих миллионов людей, представителей, выбранных ими при помощи правильных, закономерных, охраняемых всей мощью государственной власти выборов.
Временное Правительство пошло по иному пути. Оно взяло на себя смелость самому решить, как вопрос самоопределения народа, населяющего Южную Россию, так и вопрос о территории новой области, созидаемой для этого народа.
Временное Правительство, в составе пятнадцати министров, из которых подавляющее большинство имеет весьма отдалённое представление о южнорусских делах, в течение одного или двух заседаний решит вопрос какая губерния входит в состав созидаемой Украины, и какая останется на долю остальной России.
Временное Правительство, не спрашивая желаний населения, будет сортировать его на украинцев и русских, руководствуясь никому неведомыми соображениями.
Временное Правительство сделало это как раз в то время, когда недавним актом оно назначило Учредительное Собрание через три месяца. Неужели из уважения ко всему населению России, в высшей степени заинтересованному в этом вопросе, Временное Правительство не могло выждать трех месяцев, которые оставались до Учредительного Собрания.
Учредив „Генеральный Секретариат Украины", Временное Правительство, в своей декларации утешает Малороссию утверждением, что вопрос национально-политического устройства Украины должен быть решен в Учредительном Собрании.
Временное Правительство, очевидно, не сознает, что признание наименования - Украина, определение её территории и распространение на эту территорию власти Украинского Секретариата и являются самыми важными вопросами национально - политического устройства Южной России.
Временное Правительство взяло на себя смелость разрешения того спора, который давно ведет между собой культурное население южной России. Не входя в существо этого спора, нельзя не отметить, что подавляющее большинство грамотного населении Южной Руси в качестве литературного языка предпочитает русский язык. Это явствует из того факта, что украинские издания пользуются сравнительно малым распространением.
Не подлежит никакому сомнению, что значительная часть сознательного южнорусского населения определенно называет себя малороссами, т. е. русскими малой Руси, горячо привязано к этому русскому имени — и более того, —гордится им, считая, что оно преемственно связует его с величественной эпохой древней Киевской Руси. Это население будет в высшей степени оскорблено зачислением его в украинцы.
Особенно сильна антиукраинская тенденция как раз в самом сердце предполагаемой Украины — в Киеве. Киевское население чтит исторические традиции и не забыло, что Киев—колыбель Руси. И даже по признанию самих украинцев Киев - „русский остров среди украинского моря".
Кроме того, значительная часть киевского населения, и притом коренного местного, а не пришлого, относится с нескрываемым недоверием к украинцам, видя в них искусственных разрушителей единства русского племени и тайных сторонников Австрии.
Что касается несознательного населения, крестьянских масс, то отношение их к вопросам национального самоопределения не выяснено. Последнее время, среди крестьян, как будто стал проявляться интерес к украинству, но насколько это движение серьезно, а не является следствием обещаний и запугиваний, могли бы показать только свободные и сознательные выборы в Учредительное Собрание.
При этих условиях акт правительства, вручившего всю власть генеральному секретариату, рекомендованному украинской Радой, и этим разрешившего спор в пользу одной из борющихся сторон, является ничем не оправдываемым актом правительственного своеволия и неуважения к правам народа.
Освятив домогательства Рады, правительство не пожелало принять в соображение даже и того обстоятельства, что авторитетность этой Рады и соответствие проводимых ею взглядов действительным желаниям населения могут быть подвергнуты величайшим сомнениям.
Если члены Государственной Думы заинтересованных губерний не были признаны правительством способными выразить волю населения, очевидно, вследствие недостаточности демократического закона 3 июня, то тем менее, можно в этом вопросе положиться на суждение людей, избранных неизвестно как, вне всякого закона и контроля, каковыми являются члены того собрания, которое поделили между собой правление Рады.
16 июля, так называемой, Малой Радой принято "положение о Генеральном Секретариате" — что является попыткой найти юридические формы для намеченного украинцами пути.
Во имя справедливости, во имя прав населения на свободу национального самоопределения, во имя блага как всей России, так и нашего родного края нахожу своевременным громко протестовать против акта насильственной украинизации Южной Руси, на наших глазах совершаемого правительством.
Заявляю, что, будучи одним из лиц, вручивших этому правительству власть от лица населения, я никогда не предполагал, что Временное Правительство, по почину Государственной Думы возникшее, позволит себе разрешать вековые вопросы Русской Державы.
Всех лиц, разделяющих изложенные мысли, прошу присоединиться к этому протесту.
В. Шульгин.
От редакции „КИЕВЛЯНИНА"
Если Вы желаете присоединить свой голос, а также голоса Ваших единомышленников к протесту Члена Государственной Думы Василия Витальевича Шульгина, напечатанному в № 170 „Киевлянина" от 18 Июля 1917 г., не откажите сложить лист, наклеить марку и опустить в почтовый ящик. Вернее, послать заказной бандеролью. Не подписывайте, если Вы уже присоединили свой голос письмами в редакцию "Киевлянина".
Газета Киевлянин, 18.07.1917.
Еще по теме:
Украинизация. 1917 год. Предисловие
............................................................................
Украинский движение. 4 (17) июля 1917 г.
Украинский движение. 5 - 6 (18-19) июля 1917 г.
Украинский движение. 7 - 12 июля 1917 г.
Просветление в умах русской интеллигенции в отношении украинцев (июль 1917 г.)
Против насильственной украинизации Южной Руси (1917 г.)
Украинизация школы (июль 1917 г.)
|