nik191 Воскресенье, 24.11.2024, 22:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2021 » Январь » 11 » Проект проспекта «Императора Александра II» в С.-Петербурге, 1871 г.
05:18
Проект проспекта «Императора Александра II» в С.-Петербурге, 1871 г.

С.-Петербург: проспект «Императора Александра II»,

проект инженер-подполковника Мюссара

 

 

 

Проект проспекта «Императора Александра II»

в С.-Петербурге

 

В начале 1869 года инженер-подполковник Мюссар, профессор императорской академии художеств Бенуа, путей сообщения инженер Повалишин и инженер-техник Буров обратились со всеподданнейшим прошением к Государю Императору о его монаршем соизволении на осуществление составленного ими проекта засыпки Екатерининского капала, в С.-Петербурге, и устройства на месте его проспекта, под именем Проспекта Императора Александра II, в ознаменование благословенного царствования Государя Императора, составляющего одну из самих блестящих эпох истории России; вместе с тем, предположенный проспект, служа украшением столицы, был бы одним из полезнейших сооружений для ее населения.

Уже вслед за опубликованием в «Правительственном Вестнике» основной мысли проекта, мнения, как публики вообще, так и лиц, ближе заинтересованных этим вопросом, были весьма различны.

Некоторые видели, да и теперь видят, в этом предприятии несбыточные мечты праздных людей: другие спекуляцию на счет и в ущерб жителей города, в пользу одних только составителей проекта; наконец, третьи, сознавая отчасти важность и пользу проектированного сооружения для города, высказываются против него, указывая на то, что существований Екатерининского канала необходимо для столицы так как он служит отводным  путем  для воды, на случай наводнения.

Таковы главные мнения, высказываемые против проекта. В настоящее время, когда проект выше поименованных лиц, представленный на всемилостивейшее внимание Государя Императора, удостоился его высочайшего одобрения и когда назначенная по высочайшему повелению особая комиссия, под председательством г. гражданского генерал-губернатора графа Левашова, занимается, в течение уже нескольких месяцев, всесторонним обсуждением проекта, мы считаем своей обязанностью познакомить наших читателей с главными чертами проекта, отчасти для того, чтобы уничтожить неверные слухи, предположения и сомнения, ходящие о нем, отчасти же для того, чтобы возбудить сочувствие к проекту лиц, интересующихся нуждами столичного населения и стремящихся к их удовлетворению, составляющему одну из главных целей предположенного сооружения. Нам кажется, что, передавая главные основания на суд общественный, мы, если и не достигнем этим осуществления самого проекта, тем не менее докажем, что он не только вполне осуществим, но что осуществление его, по громадной пользе, которую он в состоянии принести то, почти необходимо в настоящее время.

Прежде чем изложить самую сущность проекта мы считаем необходимым обратить внимание и на теперешнее назначение Екатерининского канала и исчислить, как пользу, приносимую им городу, так и материальные выгоды его нынешнего существования.

Первоначальное назначение Екатерининского канала было доставление чистой воды жителям частей города, отдаленных от Невы. На сколько, в настоящее время, названный канал удовлетворяет этой цели—хорошо известно каждому, кто только однажды обратил внимание на его плачевное состояние. Притом, с устройством водопроводов, это главное значение канала совершенно уже устранено. Кроме того, канал этот, в теперешнем его стоянии, приносит положительный вред, а именно:

1) Еще в июле 1859 года вследствие полученных г. петербургским обер-полициймейстером жалоб на испорченность воды и на развитие различных болезной среди потребителей этой воды по необходимости, была назначена особая комиссия из гг. полициймейстера, полковника Савинкова и члена физиката статского советника Дьяконенко, для исследования воды Екатерининского канала, между Казанским и Пикаловым мостами.

Комиссия эта, после произведенных ей тщательных исследований, нашла,

«что почти на всем указанном протяжении канала вода стоячая, или имеющая весьма медленное течение и, что поверхность воды покрыта какой-то мутной пленкой, соединенной, в весьма многих местах, с пеной, подобно брожению, и с беспрестанно выходящими со дна канала пузырями, которые, исчезая на поверхности, издают ощутительный мефитический, противный запах».

По количественному же содержанию в этой воде размельченных частиц органических тел и наливочных животных, она, по мнению упомянутой выше комиссии,

«более похожа на воду, находящуюся в возмущенной луже, чем на долженствующую служить для употребления в пищу и в питье жителей».

С.-петербургский физикат, произведя, со своей стороны, микроскопическое исследование воды канала, заявил мнение, что вода эта

«не только не годна для питья людям и животным, но даже весьма вредна, что доказывается на самом деле и большим числом заболеваний между живущими по Екатерининскому каналу, чем в других местностях города».

Таким образом, официально признано что вода Екатерининского канала, вследствие засорения его через проводы из бань грязной воды, разных нечистот из обывательских домов и от нечистот и разного рода мусора с проходящих по каналу судов, в настоящее время не имеет течения и от застоя, в связи нечистотами, насыщающими ее газами, производит миазмы, заражающие воздух и служащие одной из главных причин сильного развития тифа в известное время года.

2) Перекинутые через Екатерининский канал мосты, по своей необычайной крутизне не только затрудняют движение по прилегающим по ним улицам, но и служат поводом к разного рода убежищам как лошадей, так и людей, в ненастную пору и в гололедицу. Кроме того, набережная и тротуары канала, оставаясь безо всякого ремонта и поддержки, пришли в такое состояние, что грозят совершенным разрушением; проезд же между каналом и домами, в особенности в некоторых местах, так узок, что едва допускает движение экипажей.

3) К приведенным выше вредным последствиям существования Екатерининского канала, следует причислить еще и материальный ущерб, им наносимый.

На углубление и очистку канала, для восстановления в нем течения воды и на ремонт набережных, вместе с ежегодным возобновлением настилки мостов и прочими необходимыми расходами по содержанию канала в надлежащем виде, требуется огромная сумма, затрата которой ничем, никогда не вознаграждается, так как доход, получаемый от вырубания льда, отдачи в наем участков под катки и проч., составляет самую ничтожную часть возврата затрачиваемого капитала.

Что же касается мнения о пользе, которую, будто бы может приносить Екатерининский канал на случай могущего быть наводнения, то оно не выдерживает и самой поверхностной критики, если взять к соображение ничтожную вместительность канала, сравнительно с массой воды, прибывающей в Неве при северо-западном ветре, и высокое положение самого канала, оказавшееся при самой точной нивелировке, предпринятой составителями проекта.

Самым наглядным образом показало несостоятельность канала, в этом отношении, последнее наводнение в 1827 году. Относительно судоходства по каналу, следует заметить, что, хотя оно и существует, но в размерах весьма ограниченных, вследствие мелководий канала и вследствие недостаточности высоты пролета под Казанским мостом; последнее обстоятельство служит главной причиной того, что только весьма немногие из судов, проходящих по каналу, доходят до Никольского моста.

Из всего вышесказанного ясно, что засыпка Екатерининского канала, обусловливающая осуществление данного проекта, принесет громадную пользу городу, в особенности в санитарном отношении.

 

(Продолжение следует)

 

Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал. Т.5, № 1 (105) - 2 января - 1871.
 

 

Еще по теме:

Проект проспекта «Императора Александра II» в С.-Петербурге, 1871 г.

Проект проспекта «Императора Александра II» в С.-Петербурге, 1871 г. (часть 2)

Проект проспекта «Императора Александра II» в С.-Петербурге, 1871 г. (Окончание)

Прекрасный Петроград

 

 

Категория: Исторические заметки | Просмотров: 223 | Добавил: nik191 | Теги: 1871 г., проспект, «Император Александр II», С.-Петербург | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz