Пребывание Их Императорских Величеств в Москве
МОСКВА, 23 апреля
Настоящий торжественный день тезоименитства Государыни Императрицы — или, как именует его народ, день Царицын подъемлет народный дух до высшей степени радования и вместе призывает нас к пламенной молитве о Спутнице Царственного подвига и славы.
Не одно только высокое образование, но именно любовь к мудрости и истине составляет особенность глубокого ума Ее.
Истина Христова, при которой одной все прочие научные истины получают свою действительную жизненную ценность, составляет основу Ее миросозерцания и при том не в силу только родового предания, глубоко воспринятого детской душой, но и в силу сознательного постижения величия этой истины.
Твердость воли и непоколебимость нравственных начал гармонически сливаются в Ее духе с наилучшими качествами нравственной человеческой природы, самоотвержением, кротостью и милосердием. В особенности Ее доброе сердце, склоненное исключительно к любви и правде, сказалось в „домах трудолюбия", распространившихся по всей России, в коих воплощается апостольское завещание: „трудивайся да яст".
Первопрестольная столица узрела, как обожаемая Спутница царственного подвига постигла Русь святую и нравственную ее силу. И кого из нас не приводят в умиление Ее паломнические посещения вместе с возлюбленным Царем почти всех московских обителей, этих живых памятников московского царства. Для кого из нас не служит поучением это внимательное обозрение хранящихся в обителях церковных древностей и памятников древнего искусства.
Москва видела воочию, с какой любовью Спутница царственного подвига относится к учреждениям благотворительного труда и богоугодным заведениям.
Москва узрела и тот нравственный идеал семьи, какой должен быть поучителен не только для России, но и всего христианского человечества.
На всех европейских языках есть выражение: „Мать отечества", но в языке русском, в духе народном оно имеет более глубокий смысл и более жизненное значение, чем где бы то ни было. Народное слово: „ Царица-Матушка" носит чисто священный характер, связанный с живыми биениями непосредственно любящего сердца. А потому Русская Царица, есть, поистине, воспитательница идеально христианских чувств и нравственных движений в необъятной семье народной.
***
Пребывание Царя и Царицы, в Москве, в течение трех святых и светлых недель, будет богато животворными последствиями для Москвы и для всей России.
Всегда крепкое единение Царя с Своим народом ныне обновилось и углубилось знаменательным право- и славно-русским общением Государя с Его подданными в радости Воскресения Христова: раздавшееся в Пасхальную ночь, с высоты вековечного Кремля, под сенью его великих святынь, Царское приветствие москвичам, а с ними и всему русскому народу:
„Христос воскресе!",
глубоко проникло в душу народную.
Радостный отклик:
„Воистину воскресе"
вырвался из груди народиой, как сила зиждительная. Отклик этот породил поток пожертвований на храмы Божьи и добрые дела, как гласных, так и тайных. Кто исчислит миллионы душ, которые были согреты благодатью задушевного Царского пасхального приветствия и кто измерит последствия этой благодати? Всемирно-историческое признание национальной России зиждится на ее православии, как глубочайшей своей основе. Вот почему изреченное на высоте нашего Кремля Повелителем полсветной державы православное:
„Христос воскресе!"
благою вестью будет и для других народов, для которых вещает мир и правду наш Государь Император, как и Его Великий Родитель, праведно чтимый всеми народами Миротворец.
Высоко значение религиозного единения Царя с русскими народом: поучительны Его Царские выходы на поклонение великим святыням Москвы, Его паломничество по нашим храмам и монастырям, вместе с путешествием в Лавру преподобного Сергия. Добрым семенем падет в душу подрастающих поколений добрый религиозный пример Царя и Царицы.
Не менее значительно по своему примеру глубокое внимание Царя и Царицы к историческим памятникам Москвы, — к вещественной летописи ее многовековой истории. С особой любовью молодые Царь и Царица посещали и осматривали наше древнехранилище в Оружейной Палате, дом Своих предков бояр Романовых на Варварке, их усыпательницу в Новоспасском монастыре, прилежно рассматривали в ризнице наших монастырей древнейшие иконы, сосуды, облачения, рукописи, вообще все, что носит на себе печать нашего исторического прошлого, нашей стародавней культуры.
Входя таким образом в единение с гением или духом народной истории, его заветами, обновляя и укрепляя в Себе историческое сознание, Царь и Царица подают благой пример Своему народу, особенно его подрастающему поколению, которое, по следам царским, будет прилежнее знакомиться с вещественной летописью Москвы, с ее глубоко поучительными памятниками. Подобно античному богатырю, народ, припадая к груди своей матери — истории, почерпает от нее новые силы. Напротив, оторванный от исторического сознания, в атмосферу безнародности и забвения своей истории, он быстро ослабевает и утрачивает свою мощь, до полной потери сил...
Круг светлых воспоминаний о настоящем пребывании Их Величеств в Москве завершается принятием от первенствующего в России московского дворянства пасхального стола, блестящим смотром войск московского военного округа и посещением приютов для бедных и больных и учебных заведений.
Долго и сердечно будет хранить Москва светлые воспоминания о пребывании Их Императорских Величеств среди нас...
Московский листок (большая политическая внепартийная газета) № 113, 23 апреля 1900 г.
Еще по теме
Их Императорские Величества в Москве. Отъезд из Петербурга (1900 г.)
Приезд Их Величеств в Москву (1900 г.)
........................................
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. Посещение Троице-Сергиевой лавры. Часть 1
........................................
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. День тезоименитства Государыни Императрицы
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. Торжества по случаю тезоименитства Государыни Императрицы
|