80 метров под водой
О подводных лодках
Тихо на море...
Темно-синяя полоса широкого водного пространства, таящего в своей глубине поседевшие тайны моряков, загадочно молчит. Серые полупрозрачные облака над нею шаловливо бегут навстречу бледному лунному сиянию, ревниво оберегая его от соприкосновения с морем...
Но свободные лучи не знают преграды:—их острые стрелы победно прорываются сквозь облачные цепи и нежным золотистым ручейком разливаются по поверхности пожелтевшего моря... Когда же из вереницы облаков тихо выплывает причудливый полумесяц, — ручеек этот растет все больше и больше, наконец разрастается в широкий поток расплавленного золота, прерывающейся тонкой полоской горизонта...
Не шелохнется море...
Только порой в лунном потоке осветится затейливый парус рыбацкой шаланды, да тихо прозвучит мерный и плавный всплеск весел...
Море спит...
Но вот на горизонте показался черный дымок,приближаясь все ближе и ближе. За дымком глянули высокие мачты, узкие трубы и, мало-помалу, обрисовался черный остов морского гиганта... Огромный крейсер с потушенными огнями и слабо заметным вымпелом английского адмиралтейства спокойно и осторожно подвигался на север, оставляя за собою длинную белую линию всклокоченной пены, так похожую на глубокую колею свежевзрытого поля...
Вдруг страшный треск, похожий на сильный пушечный выстрел нарушил царящую тишину... По синей поверхности замелькали белые гребни, заходили темные волны и с шумом ударившись о дно корабля покачнули его, казалось, невозмутимый остов; яркое красное зарево пожара осветило огромную палубу, на которой носились оживленные группы матросов с длинными шлангами и пожарными кранами, спускали спасательные баркасы и пронзительно визжали гудки, заглушая четкую команду командира: „Спустить баркасы, мы наскочили на мину".
Но напрасны были старания команды...
Огромный крейсер, как бы извиваясь, в предсмертной агонии, весь в огне, начал медленно погружаться в воду.
На расстоянии сотни метров от погибшего крейсера быстро мелькали две черныя точки постепенно удаляясь от места катастрофы. Неопытный глаз принял бы их за рыбацкие вехи или обломки мачт, но конечно бы ошибся.
Эти две точки составляли глаза и легкие германской подводной лодки, только что совершившей кровавое дело. Из боязни обстрела она долго не поднималась на поверхность, развивая все большую и большую скорость ...
Но вот заколыхалось, зашумело, запенилось море, черные точки стали расти и удлиняться и затем, на подобие гигантской рыбы, из глубины моря быстро вынырнуло продолговатое металлическое судно. Точно по мановению волшебного жезла на нем мгновенно выросли мачты, такелаж и трубы, появилась рубка и показались матросы, с треском зашумел нефтяной мотор, заработал винт и подводная лодка, как ни в чем не бывало, поплыла по прозрачной поверхности вод снова совершать свою разрушительную работу...
Что же такое подводная лодка? Неужели это маленькое судно действительно ужасно и может принести так много вреда современным стальным дредноутам с их непроницаемой броней и смертоносными орудиями, и неужели незначительная, в сущности, подводная флотилия в состоянии предрешить успех морского боя?
Основываясь на теоретических данных ее технического устройства, подводной лодке уже давно придавали большое значение и при увеличении государствами флота, большая часть ассигнованных сумм предназначалось на приобретение новых подводных истребителей. Теперь же, на печальной практике текущей войны, подводная лодка блестяще оправдала свое назначение и поэтому, на поставленные выше вопросы, можно утвердительно ответить:
„Да, подводная лодка, действительно, является одним из наиболее опасных и могущественных факторов морского сражения и ей принадлежит первенствующее место в деле уничтожения неприятельского флота“.
Появление подводной лодки стало возможным только лишь в наш век победоносного шествия научной техники, охватывающей все большие и большие области применения. Сложный технический опыт, многолетняя практика и бесчисленные открытия положены в основу этого, в сущности, простого судна, каждая частица которого дышет глубокой научной продуманностью и отличается, в то же время, крайней простотой своей конструкции.
Наиболее распространенный тип подводной лодки представляет из себя близко подходящее по виду к миноноске судно, но с той лишь разницей, что корпус ее со всех сторон заключен в стальную оболочку. Внешний вид лодки зависит от формы, которую придают оболочке; чаще всего форма эта представляет заостренную торпеду. Подводная часть оболочки снабжена особыми клапанами, при открытии которых пустое пространство между ею и стенками самой миноноски быстро наполняется водой, отчего значительно возрастает удельный вес всей лодки, и заставляет ее медленно погружаться в воду.
Машинный комплект подводной лодки состоит из нефтяного двигателя, динамо и электромотора; кроме этого имеется еще аккумуляторная батарея, заряжаемая при помощи динамо. Нефтяной двигатель служит для передвижения на поверхности моря, приводя в движение винт и одновременно вращая динамо. Когда же раздается команда: „остановить двигатель—приготовиться к погружению“, то заряженные аккумуляторы включают к электромотору, останавливают нефтяной двигатель и движение лодки предоставляется только электромотору. После недолгого маневрирования на поверхности, при помощи особой лебедки, быстро складываются мачты, втягивается в люк труба и капитанская рубка, а люки захлопываются герметически плотно.
Затем открываются клапаны, бурный поток воды быстро наполняет водохранилище, лодка тяжелеет и стремглав погружается в морскую бездну.
Только одна зрительная труба с воздухоприемником, да надводный телеграфный буек слабо виднеются на поверхности моря. Через воздухоприемник поступает чистый воздух во внутренность подводной лодки, отличающейся крайне тесной территорией, и прокопченной всевозможными запахами и газами от моторов и аккумуляторов, так как за недостатком места последние помещаются очень близко к каютам. Подводный конец зрительной трубы ведет к оптическому видоискательному прибору, схожему с камерой обскурой или с тем квадратиком из матового стекла, который обыкновенно имеется в каждом фотографическом аппарате. Прибор этот находится в каюте командира, который, сидя за столом, видит в зеркале отражение всего находящегося на водной поверхности и береговой полосе. Но, само собой разумеется, этим прибором можно ориентироваться только в знакомой местности или же имея за цель какую-нибудь определенную видимую точку.
Когда же лодка находится на значительной глубине открытого моря, окаймленного со всех сторон полоской горизонта, то тут уже приходится пользоваться услугами компаса. Здесь втсречается затруднение. Так как лодка очень мала, то находящийся вблизи компаса электромотор сильно влияет на него, намагничивает его стрелку и тем, разумеется, искажает правильность показания. Но всемогущая техника и здесь блестяще вышла из этого затруднения, применив для подводной лодки оригинальнейшее и простейшее изобретение последняго времени—компас-волчок.
Стараясь быть кратким я опускаю его описание, так как ему в свое время были посвящены подробные объяснения в специальной и не специальной прессе; основные принципы его таковы: обыкновенный волчок, будучи подвешен выше своего центра тяжести в силу общих физических законов устанавливается своей осью в направлении севера-юга. На второй надводной точке—плавающем на поверхности моря заостренном буйке—установлен беспроволочный телеграф. Антенной его служит сам буек, от котораго идет гибкая проволока к находящемуся в той же капитанской каюте радиотелеграфу. Кроме того в трюмах имеются запасы сжатого воздуха, резервуары с кислородом и, на случай аварии, патроны с калием (для вдыхания) и жилетки-соски с кислородом, которые, в случае несчастья, каждый матрос надевает на грудь и сосет из них кислород.
Процесс выплывания подводной лодки на поверхность весьма прост. После того, как капитан отдал приказание: — „Дать полный ход — выкачать воду", то в оболочку, при помощи особых приспособлений, быстро впускается сжатый воздух, который, вытесняя из нее воду, уменьшает удельный вес всей лодки. Затем дается полный ход и облегченное судно быстро выплывает на поверхность.
Описанный тип лодки является наиболее распространенными но имеет все же крупный недостаток, заключающийся в небольшой скорости хода. Это объясняется тем обстоятельством, что моторам подводной лодки приходится преодолевать не только сильное подводное сопротивление и массу самой миноноски, но и тащит тяжелую массу воды. Но теперь и этот недостаток устранен: Англия и Германия уже начали строить неглубокосидящие под водой лодки с небольшим количеством водного балласта, что дает им возможность развивать относительно быструю скорость.
Находясь под водой современные подводные лодки могут опускаться на глубину от 30 до 80 метров, при чем команда их в проделанные в бортах круглые стеклянные окошечка может следить за колебанием водяного столба, рифами и мелями.
Назначение подводной лодки: незаметно пустить в неприятельское судно мину при помощи минного аппарата, какой обыкновенно бывает на всех миноносках, и описание которого не входит в нашу задачу.
Еще не так давно богатейшая фантазия Жюль-Верна создала прекрасную картину подводнаго путешествия. И вот то, что увлеченным читателям казалось далекой мечтой осуществилось на реальной, увы, слишком реальной, действительности. Но не для высоких облагораживаюих целей, не для науки и искусства и даже не для эстетическаго наслаждения использовал современный мир это одно из прекраснейших и поэтических изобретений. О, нет. Братоубийству и ненависти уже тесно на земле и вот черный Демон на огромных цеппелинах „несется далеко за облака‘‘ и на побводных истребителях „опускается на дно морское"...
О том ли мечтал ты, прекрасный создатель „80 тысяч верст под водою"?..
Иосифъ Соколовский.
По материалам журнала "Неделя" № 5 за 1 декабря 1914 года
В подводной лодке
В американском «Sun» напечатана беседа с командиром германской подводной лодки «U. 16» Ганзеном, потопившим «Ѵillе dе Lillе» и «Dinorah». Между прочим, Ганзен коснулся обстановки жизни на подводной лодке и заявил, что далеко не всякий способен выдержать эту обстановку. Нервы все время находятся в крайнем напряжении. Пока лодка находятся под водой, царит буквально гробовое молчание, электрический двигатель работает совершенно бесшумно, и не слышно ни малейшего звука. Когда какое-нибудь судно проходит над лодкой или возле нее, то шум винта явственно слышен. Поэтому всегда, прежде чем подняться на поверхность, несколько минут внимательно прислушиваются, не раздается ли вблизи звук работающго винта.
Воздух в подводной лодке быстро нагревается и, смешиваясь с запахом масла, становится очень тяжелым. Попадая в такую атмосферу, свежий человек с трудом в состоянии сопротивляться одолевающей его сонливости. Были матросы, которые первые три дня ничего не ели, не желая отнимать у сна то время, которое давалось им для еды.
Еще по теме:
Первая мировая война. Оружие. Немецкие пушки 42 см
Первая мировая война. Оружие. Германские тяжелые орудия
Первая мировая война. Оружие. Пули "дум-дум"
Первая мировая война. Оружие. Ручные гранаты и бомбометы
Первая мировая война. Оружие. Новые взрывчатые вещества
Первая мировая война. Оружие. Отравляющие газы
Первая мировая война. Оружие. Воин, уничтожай врага!
Первая мировая война. Оружие. Авиация на войне
Первая мировая война. Оружие. Гидроплан "Альбатрос"
Первая мировая война. Оружие. Роль авиации
Первая мировая война. Оружие. Авиация во Франции
Первая мировая война. Оружие. Авиация. Атака сверху
Первая мировая война. Оружие. Цеппелины на войне
Первая мировая война. Оружие. Подводные лодки
Первая мировая война. Оружие. Бронированные автомобили
Первая мировая война. Оружие. О роли подводных лодок в войну 1914 г.
Первая мировая война. Оружие. Самодвижущаяся мина (торпеда)
Первая мировая война. Оружие. Организация стрельбы в английском флоте
Дирижабли на войне
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Подводные лодки
|