100 лет назад, 28 (15) июля 1914 года, началась первая мировая война. Ход войны, вооружения, соотношение сил, требования к различным родам войск широко обсуждались на страницах печати.
Продолжаю публиковать материалы из журналов и газет того времени. Этот рассказ о новом для того времени оружии - бронированных (блиндированных) автомобилях.
О бронированных автомобилях
Появление в настоящей войне бронированных автомобилей выдвинуло ряд новых вопросов о борьбе с ними, о применении их в бою и т. д.
На столбцах «Русского Инвалида» № 291, В. Кайсаровым помещено описание бронированного автомобиля системы «Виммера». Не вдаваясь в технические подробности, привожу здесь выдержки из описания, а ниже заметки о борьбе с бронированным автомобилем.
«Всевозможного рода и назначения автомобили богато обслуживают как нашу армию, так и неприятельские войска.
Слабым местом автомобильных повозок является зависимость их от состояния дорог и, так сказать, беззащитность перед малейшими препятствиями в пути, как, напр., рытвины, канавы и пр. На последнее обстоятельство было обращено внимание многими конструкторами и некоторым удалось удачно решить вопрос при помощи особых выкидных балок. К этому же типу принадлежит бронированный автомобиль системы «Виммера».
Наружные стенки этого автомобиля покрыты щитами из хромо-никелевой или ванадиевой стали. Под каждым щитом помещается сильная плоская пружина, скрепленная одним концом с кузовом; к свободному же концу ее прилегает щит, который, таким образом, не касается, стенки автомобиля и, при ударе, пружинит.
Каждый сверху и спереди расположенный щит имеет небольшой напуск над щитом, лежащим ниже или сзади. В общем все щитовое покрытие напоминает несколько рыбью чешую.
Такое устройство сообщает броневой защите известную эластичность, ослабляя удары о шиты осколков гранат и картечи. Неподвижной устроена лишь броня, защищающая все 8 колес и вращающуюся башню.
Во вращающейся башне может быть установлен пулемет или малокалиберная пушка.
На сидении шофера и командора могут быть установлены пулеметы для стрельбы через отверстия в башне. Автомобиль может на полном ходу, при помощи выкидных балок, преодолевать рвы и канавы шириною до 3,5 метров.
По миновании надобности вспомогательные балки с колесами быстро на ходу могут быть убраны.
Автомобиль приводится в движение электрической энергией, получаемой от динамо-машины.
Прожектор, расположенный на верху башни, получает энергию тоже от динамо машины.
В задней части автомобиля подвешивается двое носилок для перевозки 2-х тяжело-раненых или 6-ти легкораненых, причем последние сидят на носилках. Здесь же имеется помещение для 21 патронного ящика на 1,350 ружейных патронов каждый.
Таким образом, автомобиль в один рейс подвозит к цепи патроны, а обратно забирает раненых.
Автомобиль имеет два входа: один сзади, а другой слева у места шофера; оба прикрываются дверцами.
В бою такой автомобиль может получит следующее назначение:
1) подвозить боевые материалы и продовольствие на местности, обстреливаемой неприятельским огнем;
2) форсировать занятые противником дефиле, мосты, переправы и проч.;
3) эвакуировать из боевых линий раненых;
4) произвести быструю рекогносцировку неприятельской позиции;
5) ночью освещать прожектором впереди лежащую местность;
6) энергично преследовать неприятельские автомобили и аэропланы, для чего, понятно, нужно установить во вращающейся башне скорострельную пушку, и
7) подвести на угрожаемый пункт позиции несколько пулеметов с прислугой и достаточным количеством патронов и этим достигнуть здесь перевеса в огне.
Кроме того, электрическая энергия автомобиля может быть использована для установки радиостанции, для вытягивания из болота и подъема на крутые скаты пушек, тяжелых повозок и проч. с помощью особо выданных колес».
Блиндированные автомобили
За последнее время техника блиндированных автомобилей достигла крупнейших успехов, и применяемые в нынешней войне образцы дали наилучшие боевые результаты.
В австрийских автомобилях, образцы которых уже находятся в числе трофеев русской армии, бронировка автомобиля весит около 9000 килограммов и состоит из стальной брони двух сортов: более толстой, с кокосовой плетеной подкладкой, прикрывающей важнейшие части машины, и более тонкой, из которой составлены камеры для шофера и прислуги; в камере для прислуги дополнительной бронировкой служат покрытые кокосовой плетенкой железные патронные ящики (на 6 патронов каждый), прикрепленные к стенам задвижками в три яруса. Скорость таких автомобилей до 50 километров в час.
Вооружены эти автомобили пушками Грюзона или полевыми разборными пушками.
Кроме пушки (или пулеметов) автомобиль поднимает 6 человек (шофер и 5 человек прислуги) и запас патронов—от 60 до 120. Скорость стрельбы может быть доведена до 22 выстрелов в минуту.
В автомобилях прежних образцов крупным неудобством являлась малая поворотливость передних колес.
На маневрах последних лет довольно часты были случаи захвата автомобилей кавалерией.
Недостаток этот, как кажется, в автомобилях последних образцов устранен установкой двух рулей на противоположных концах автомобиля, что дает возможность движения взад и вперед, без поворачивания автомобиля. Период беззащитности устраняется совершенно.
Едва ли устраним второй важнейший недостаток существующих блиндированных автомобилей: при полном бронировании в них весьма трудно работать прислуге. Произведенные перед войной опыты в германском гвардейском корпусе показали, что внутри автомобиля, при наличии 4—6 человек, возникает невыносимая жара от нагревания стальных листов солнцем и от передачи теплоты мотором. Во время же стрельбы, особенно из пулеметов, резкий треск выстрелов в таком небольшом ящике со стальными стенками, оглушает и сильно нервирует прислугу. Все это ведет к быстрому физическому и нравственному утомлению людей.
До устранения приведенных выше недочетов, европейские армии воздерживались от устройства значительного числа автомобилей: дело находилось, непосредственно перед самой войной, еще в стадии «опытов». И, как кажется, только с открытием кампании были приняты меры к увеличению числа блиндированных автомобилей. В первые же дни в поле были выведены только «опытные» экземпляры.
Что касается самого тактического применения автомобилей, то они, в основных чертах, воскрешают стародавние «боевые колесницы»; сфера действий их представляется, однако, значительно менее обширной.
Огромная тяжесть повозки ограничивает возможность их применения хорошо шоссированными путями, невозможность движения без ярких фонарей, хорошо освещающих путь, препятствует их применению ночью. Таким образом, прямое назначение блиндированных автомобилей—атака войсковых колонн, двигающихся по шоссе. Особо ценным Может оказаться содействие таких повозок на крепостных дорогах (шоссе кольцевое и радиальное), где они создают возможность „непрерывной“, так сказать, обороны, служа „подвижными укреплениями".
Борьба с бронированным автомобилем, вооруженным орудиями и пулеметами
1. Организовать разведку—имеются ли на позиции противника бронированные автомобили (распрос жителей, шпионаж и т. д.).
2. Установить на важных пунктах позиции наблюдательные посты, которые немедленно сигнализируют или телефонируют о появлении бронированных автомобилей.
3. Расположить на местах пересечения шоссейных дорог в маскированных окопах орудия, пулеметы и при появлении бронированных автомобилей быстро открывать стрельбу из пулеметов, ружей, направляя огонь по шинам и прислуге автомобиля, из орудия же гранатами и шрапнелью в броню и колеса автомобиля. При попаданиях в колеса автомобиля—последний, теряя центр тяжести, опрокидывается.
4. При обороне позиции и при отходе в арьергарде — иметь особые команды (саперные) для устройства на дорогах, у высоких насыпей, засек. Свалить деревья, установить бороны, зубьями к верху. Бороны и другие земледельческие орудия имеются в большом количестве в каждой деревне.
5. Устраивать засады для преграждения обратного пути автомобиля. Засады снабдить необходимым количеством всевозможного материала для спешного устройства на дорогах засек, для разбрасывания битых бутылок, стекол, гвоздей, колючей проволоки и т. п.
6. Впереди укрепления устроить ряд засек, перерыть дороги: канавы должны быть шириною более 5-ти аршин, так как менее 5-ти аршин свободно преодолевают автомобили системы «Виммера», при помощи особых выкидных балок.
Еще по теме:
Первая мировая война. Оружие. Немецкие пушки 42 см
Первая мировая война. Оружие. Германские тяжелые орудия
Первая мировая война. Оружие. Пули "дум-дум"
Первая мировая война. Оружие. Ручные гранаты и бомбометы
Первая мировая война. Оружие. Новые взрывчатые вещества
Первая мировая война. Оружие. Отравляющие газы
Первая мировая война. Оружие. Воин, уничтожай врага!
Первая мировая война. Оружие. Авиация на войне
Первая мировая война. Оружие. Гидроплан "Альбатрос"
Первая мировая война. Оружие. Роль авиации
Первая мировая война. Оружие. Авиация во Франции
Первая мировая война. Оружие. Авиация. Атака сверху
Первая мировая война. Оружие. Цеппелины на войне
Первая мировая война. Оружие. Подводные лодки
Первая мировая война. Оружие. Бронированные автомобили
Первая мировая война. Оружие. О роли подводных лодок в войну 1914 г.
Первая мировая война. Оружие. Организация стрельбы в английском флоте
Дирижабли на войне
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Подводные лодки
|