nik191 Вторник, 18.06.2019, 06:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [424]
Как это было [469]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [78]
Разное [19]
Политика и политики [119]
Старые фото [36]
Разные старости [40]
Мода [299]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1570]
2-я мировая война [137]
Русско-японская война [3]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [754]
Украинизация [429]
Гражданская война [468]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [131]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2015 » Март » 9 » Первая мировая война. Босфор
06:41
Первая мировая война. Босфор

 

 

Босфор является одним из чудес мира. Это—громадная расщелина (30 верст длины и 1—2 версты ширины) между двумя массивами материков Европы и Азии. Расщелина эта образует проток из Черного моря в Мраморное, из которых последнее через Дарданельский пролив, значительно большего размера (до 60 верст длины и до 7 верст ширины), соединяется со Средиземным морем.

 


Коли сравнить Босфор с Невою, то он будет вдвое шире нашей реки. Глубина его такова (25—55 морских сажен), что там могут проходить самые большие военные суда, а берега его представляют ряд возвышенностей (до 200 метров над уровнем моря), выгодных для обороны их, для устройства фортов, батарей и проч.

Укрепления пока расположены только в северной части пролива для обороны входа в него в следующем порядке: на европейском (румелийском) берегу—Румели-Фенер, Папас-Бурну, Карибдже, Беюк-Лиман, Сарыташ, Румели-Кавак и Терапия; на азиатском (анатолийском) берегу—Гамидие, Анатоли Фенер, Пойрас, Филь-Бурну, Анатоли-Кавак и Маджар. На прилагаемом наброске батареи означены черными кружками, а форты—звездочками.

 

Укрепления эти очень разнообразны по инженерной силе своей и различны по вооружению. Большая часть их построена из земли или камня; многие двухъярусные: внизу казематы, наверху—открытые амбразуры. Башенных или бетонных я не видал и о них не читал. Чем ближе к выходу в Черное море, тем укрепления в общем слабее.

Оба Фенеры, и румелийский и анатолийский, хотя старой стройки, но еще годны к обороне, а старые каменные постройки Напас-Бурну, например, совсем развалились; вместо них возведена земляная батарея. В Карибдже упразднена старая каменная башня: но каменный форт там имеет двухъярусную оборону. Пойрас тоже старое укрепление, но с трехъярусною артиллерийскою обороною.

Наиболее сильными являются оба Каваки и Маджар. В Румелийском Каваке и в Маджаре живут паши, начальники обороны берегов Босфора. В первом даже держится хор музыкантов.

Вооружение Босфорских укреплений, как я сказал, очень разнообразно. Около 350 пушек старых далеко не отвечает современным требованиям от артиллерийского огня. Но много есть и новых крупповских орудий.

Последние сведения в этом отношении я нашел в Сытинской военной энциклопедии, т. V, 1911 года. Там показана 91 новая пушка, из коих четыре 11-дюймовых и шесть 12-дюймовых на Каваках и на Маджаре. Несомненно однако, что после 1911 года число новых орудий увеличено: особенно в последнее время, когда оборона Босфора взята немцами в свои руки.

 

Вообще турки все время постепенно усиливали оборону Босфора и еще лет 20 тому назад приготовились его минировать. Был немецкий проект заградить пролив бревнами на цепях. Преграждение пролива было и у Бриаль-мона, который составил обширный проект укрепления Константинополя, не приведенный однако в исполнение по недостатку денег.

 

Из укреплений Босфора особенное значение имеют батареи у Терапии: они обстреливают вдоль всю северную треть пролива, но у меня нет сведений, чтобы до войны там были поставлены орудия большого калибра.

Вообще прямой прорыв в Босфор из Черного моря довольно труден, главным образом потому, что нападающий флот не может развернуться, чтобы количеством и качеством своей артиллерии легко потушить огонь турецких батарей: это возможно сделать только при помощи искусного корректирования стрельбы сигнальщиками с берета (шпионами) или с аэропланов. Тогда можно концентрировать огонь всего флота на форты поочередно.

Но у всех босфорских батарей есть больное место — их тыл. Они большею частью открыты с гор, а если и прикрыты казармами, то все-таки расположены внизу, у воды, и над ними висят горы в 100 — 200 метров вышиною. Если нападающий сможет сделать высадку, то батареи легко могут быть взяты с сухого пути; да и старые форты на 2—3 роты вряд ли смогут долго держаться против энергичной атаки с хорошею подготовкою.

 

Высадка вблизи Босфора может быть произведена во многих местах, как на европейском, так и на азиатском берегах Черного моря. Берега здесь в фортификационном отношении почти беззащитны. Говорю "почти» потому, что в 6 верстах к западу от Босфора у Килии на Европейском берегу имеется форт, а в 4-х верстах к востоку от Анатоли — Фенера на азиатском берегу у д. Рива есть другой форт Дельмас, но оба они слабые с несильною артиллериею; серьезный флот наступающего без больших усилий может заставить замолчать их.

Где выгоднее сделать высадку—на европейском или на азиатском берегах? С первого взгляда кажется, что на европейском выгоднее—можно прямо идти на Царьград. Хотя там у Киат-хане сохранились старые укрепления от 1878 года и вероятно не мало накопано теперь новых у Маслака и к западу от него, но они вряд ли могут быть сильными; во всяком случае их нельзя сравнивать с долговременными фортами. Главным препятствием для десанта на европейском берегу Черного моря явится турецкая армия.

В 40 верстах к западу от Босфора находится знаменитая Чаталджинская позиция, обороняемая вероятно сильною армиею, а близ Константинополя, тоже вероятно, расположены ее резервы. Вообще в этом районе у турок может быть сосредоточено не менее, а вероятно более 100 т. войск. Десант же при самых благоприятных обстоятельствах может дать только несколько десятков тысяч человек. Борьба с таким многочисленным противником, который может прикрыться укреплениями, для высаживающихся войск рискованна.

В этом отношении выгоднее высадка на Азиатском берегу. Хотя десант и там может встретить противника на высотах, которые он тоже может укрепить, но войск турецких все-таки много там не будет. Главным затруднением для наступающего к Константинополю из Азии явится переправа через Босфор, которая потребует много искусства и не мало сил.

 

К югу от Терапии до самого Константинополя на Босфоре нет укреплений. Старинные замки Гиссары на румелийском и анатолийском берегах, в виде каменных зубчатых башен, построенные Магометом II перед взятием Константинополя, никакого военного значения не имеют; они теперь обращены в тюрьмы для государственных преступников.

У нас в последнее время часто раздаются голоса о необходимости для России обладания Константинополем и обоими проливами. Я вопроса этого касаться не буду: свой взгляд по нему я высказал в № 1229 "Разведчика". Но должен сказать, что минимум того, что мы должны получить из турецкого наследия—это северную половину Босфора с Маслаком и Пиргосом на Европейском берегу, и с соответственным участком в Азии. Д. В. Дашков еще в 1829 году сказал, что нам необходимо потребовать от Турции два каменных уголка. Теперь одними Фенерами в этом отношении удовольствоваться нельзя,— по современным военным требованиям для обеспечения входа в наше Черное море нам нужны в Европе и Азии на Босфоре секторы радиусами из обоих Фенеров в 15—20 верст.


А. П. Скунаревский.

 

Судьба Царьграда

Бомбардировка Дарданелл англо-французским флотом вызвала в газетах всего мира суждение о будущем Царьграда. В этом отношении интересную статью поместила известная бельгийская газета «XX Век», издающаяся теперь в Гавре.

«Политическая ошибка Германии, толкнувшей Турцию в битву народов,—пишет эта газета,—предоставила Англии и России неожиданный случай положить конец их вековому спору.

Уверяют, что Россия признала уже, по особому соглашению, суверенитет Англии над Афганистаном и совершенно отказалась от всяких видов на Тибет. Англия с своей стороны, согласно этому договору, больше не будет препятствовать открытию проливов для русского флота, или, иначе говоря, она если даже и не отдает Константинополя во владение России, то по крайней мере предоставляет России контроль над ним».

Интересную статью поместил также недавний антимилитарист, превратившийся по объявлении войны в пылкого патриота, Густав Эрвэ в своей газете «Сuеrrе Sосiаlе».

«Я не верю тому,—пишет Эрвэ,—чтобы существовала держава в мире, которая была бы способна воспрепятствовать России сохранить за собой Константинополь, раз русские туда попадут. А это ведь желание не только русского правительства, но и всего русского народа. Если бы я был русским, я бы держал ключ от Черного моря в своем кармане.

Россия будет спокойна только тогда, когда охрана дверей, ведущих к ней, будет в ее руках. Предосторожность вполне законная. Может быть, недалек уж тот день, когда исполнится эта вековая мечта России. Балканския государства не должны этим огорчаться. Их союз между собой, их конфедерация со свободным салоникским портом обеспечат им свободу и независимость».

 

 

Еще по теме:

 

Первая мировая война. Крепости. Германское крепостное дело

Первая мировая война. Крепости. Германия

Первая мировая война. Крепости. Австро-Венгрия

Первая мировая война. Крепости. Сербия

Первая мировая война. Крепости. Франция и Бельгия

Первая мировая война. Босфор

Первая мировая война. Дарданеллы

Первая мировая война. Укрепления Босфора

Первая мировая война. Крепости. Краков

Первая мировая война. Крепости. Перемышль

Первая мировая война. Крепости. Киль

Первая мировая война. Крепости. Торн

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 1318 | Добавил: nik191 | Теги: 1914, Крепость, босфор, война | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz