26 (13) июля 1917 года
Сообщение из ставки
13-го июля.
Западный фронт
К северу от Припяти перестрелка, более оживленная между Сморгонью и Крево.
Севернее Тарнополя противником заняты Плотыч и Чистилювка. Атаки его восточнее Тарнополя на фронте Лозова—Смыковце отбиты.
Юго-восточнее Трембовля наши войска несколько отошли к востоку на новые позиции.
Атаки противника в районе Тудорова и севернее Черткова отбиты нашими войсками.
12 июля наша конница имела ряд удачных боев в районе Коросиаты —Комаровка и юго-западнее Монастержиска, отбросив наседавшую пехоту противника к северо-западу. Во время конных атак убит доблестный командир осетинского полка Хатагуров.
Между Днестром и Карпатами наши войска продолжали отходить на восток.
Румынский фронт
Румынские войска выдвинулись по верховьям реки и закрепляются. Передовые части продвинулись до высоты западнее Савежа и захватили пленных.
13 июля румынами взято много пленных, 6 орудий, 3 пулемета, 3 миномета и большое количество снарядов и военных материалов.
Кавказский фронт
Без перемен.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ (13 июля)
Между долинами Кашин и Путна русско-румынские войска продолжают наступление и продвинулись на 12 километров от прежнего фронта, заняв все намеченные пункты. Захвачено еще 450 пленных, целые батареи тяжелых орудий, горное орудие, 17 пулеметов и много военной добычи. Германцы отступает в беспорядке.
Местечко Крево, оставленное нашими частями, после его занятии без особого давления неприятеля вновь обстреливается нашей артиллерией. Обстрелянные артиллерией и разрушенные окопы остаются свободными и увеличивают нейтральную полосу. Положение продолжает быть неопределенным.
Действия летчиков. Аэропланы противника, пролетая над станцией Молодечно, сбросили 5 бомб на санитарный городок близ станции; убит врач и ранены сестра милосердия, священник и мальчик.
В районе к юго-востоку от Барановичей нашим самолетом сожжен немецкий аэростат,
РИГА (13 июля). По показаниям пленных и другим сведениям, германский командный состав в целях успокоения армии и поднятия ее воинского духа успешно распространяет вести о якобы гетманском прорыве на юго-западном фронте и большом захвате русских пленных, заверяя, что по окончании плана на юго-западном фронте начнется наступление с целью похода на Петроград при содействии германского балтийского флота. Несмотря на это, на рижском фронте восстановилась относительная тишина. Продолжается переброска отдельных вражеских частей митавской группы на юго-западный фронт
Действия союзников
Французский фронт
ЛОНДОН. Официально от 9 июля:
"Прошлой ночью мы отразили набег неприятельского отряда к западу от Левергие. Небольшой туман препятствовал вчера воздушным операциям до вечера, когда произошел ряд воздушных столкновений. Нашими летчиками сбиты два неприятельских аппарата и четыре других были принуждены снизиться и вследствие полученных повреждений. Кроме этого сбит неприятельский наблюдательный аэростат объятый пламенем. Мы не досчитываемся одного аэроплана".
Официально:
Вчера вечером нами была произведена удачная операция к югу от Авиона, при чем наши войска достигли намеченных целей, понеся лишь незначительные потери и захватили большое число пленных, которых пока зарегистрировано 51 человек. Ночью мы совершили набег на неприятельские позиции к югу от Авренкура и близ Бюлькура и Болебеке, при чем захватили пленных, перебили много неприятельских солдат и разрушили германские убежища. Внезапное нападение неприятеля на наши позиции к югу от Лооса и близ Ломбарзюйде было нами отбито.
ЛОНДОН. (13 июля). Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции гласит:
«Прошлой ночью произошли местный операции, во время которых наши войска выбили неприятеля из деревни, захватив пленных. Сегодня, утром, неприятель значительными силами совершил контратаку. Наши части отошли от деревни к нашим линиям. Внезапное нападение германцев на наши позиции к юго-востоку от Рульзокура имело последствием оживленный бой, во время которого неприятель понес значительные потери; мы потеряли несколько солдат».
ПАРИЖ. Офиц. от 10 июля, 11 час. вечера—
„К востоку от Серни мы предприняли небольшую операцию, во время которой несколько продвинулись и захватили пленных. В районе Юртебиза и Красна продолжается ожесточенная бомбардировка наших позиций, главным образом, на плоскогорье Калифорния. Пехотных действий не было. По городу Реймсу было выпущено в течение дня 850 снарядов.
В Шампани германцы прошлой ночью предприняли атаку на наши траншеи северо-западнее горы Корнилье, но после оживленного боя были совершенно отражены. Наши батареи энергично обстреливали германское расположение в районе Моронвильера. На остальном фронте перемежающаяся артиллерийская перестрелка.
Дальнобойное германское орудие выпустило сегодня утром сотню снарядов по району к северу от Нанси; жертв не было, причиненные повреждения незначительны. В виде репрессалии нами был предпринят весьма действительный обстрел заводов у Шато-Сален".
ГАВР. Ночью неприятельская артиллерия подвергла сильному обстрелу наши оборонительные сооружения в районе Гетсаса, а затем в течение утра по всему фронту открывала по временам беглый огонь. Такой же огонь среднего напряжения неприятелем поддерживался и после полудня в районах Рамскапеллэ, Первиза и к западу от Диксмюда. Наша артиллерия обстреливала неприятельские батареи.
Итальянский фронт
РИМ. Официально от 10 июля:
"Между Киезой и Астико энергичная деятельность разведывательных партий сопровождалась мелкими столкновениями, окончившимися в нашу пользу. В долине Авизио огнем нашей артиллерии вызван взрыв на неприятельской батарее на горе Каморчиао, при чем наш заградительный огонь препятствовал попыткам противника спасти орудия.
В Карнии крупные неприятельские части, вступавшие в сферу обстрела наших пулеметов на горе Грануда, в долине верхней Доньи и на горе Робоне, в долине верхнего Зеебаха, были быстро обращены в бегство. Воинские части и рабочие партии неприятеля были удачно обстреляны и рассеяны в районе между Лужниц и Мальборгето, а также в долине Фелии.
В нескольких пунктах фронта Юлийских Альп огонь неприятельской артиллерии вызвал энергичную ответную деятельность наших батарей. Прошлой ночью, несмотря на неблагоприятные атмосферические условия и на принятые неприятелем меры охраны, наши аэропланы удачно сбросили бомбы на батареи на горе Гермада и на железнодорожные сооружения на линии Обчина-Габровица“.
МОРСКОЙ ОБЗОР
Война на Балтийском море упорно продолжает происходить над Балтийским морем.
Неприятельские воздушные аппараты изо дня в день летают над Ирбенским районом, грозят Церелю, проникают в Рижский залив, атакуют с неба его острова, развлекают шумом пропеллеров Аренсбург и сбрасывают бомбы над Килькондом.
Неизменно три или четыре раза в неделю, много недель подряд, газеты оповещают мир о подвигах летучих моряков Германии. За это время официальная литература штабных сообщений успела уже обогатить русский язык своеобразными тактическими неологизмами пресловутых бомбовозов, бомбоносов, истребителей и пр.
Воздушные носители сих странных имен проявляют энергию редкую и длительную в высшей степени—начав свою деятельность в первых днях лета, они продолжают ее доселе и доселе не подают никаких признаков желания почить на балтийских лаврах. В хронике одного только июня они отметили целых 38 налетов на курляндские воды. В этих 38 налетах приняли участие 97 аппаратов, проявивших себя для земли и воды 280 бомбами большой разрушительной и зажигательной силы.
Удивление вызываемое такой энергией не сравнимо ни с чем, кроме удивления, вызываемого ничтожностью реальных ее результатов, статистика которых отмечает одну разбитую крышу, одного раненого матроса, порванные несколько раз телефонные и телеграфные провода и осколки полопавшихся оконных стекол.
Но, если не война, то что же это такое? Германский флот действует под водой на западе и над водой на востоке. На воде он остается только в укрытых гаванях Вильгельмсхавена и Киля. Здесь он чего-то ждет, накопляя потенциальную мощь синайских морских молний современного Элогима в корабельных крюйт-каморах Носhsееflоttе. Вот тема для размышлений, которые по нашему скромному мнению должны интересовать главным образом восток Балтики, а не запад канала.
Летом 1917 года сфинкс, покинув тысячелетия африканских песков, летает над мутными водами Ирбена и вещает оттуда свою вековую драматическую загадку. Угадай или я тебя проглочу...
Мы положительно не имеем права оставить без внимания балтийский воздушно-морской июнь. 30 налетов за 30 дней! 97 аппаратов, сбросивших 280 крупных бомб и разбивших одну крышу!
Арифметика здесь на первый взгляд как будто подходит к тем легендарным воробьям, по которым когда-то наивно стреляли артиллерийские орудия. Но если мы добросовестно вдумаемся в сущность происходящего, то воробьев придется отогнать, ибо мы находимся тут в сфере настоящей стратегии, где нет места ни воробьям, ни другим птицам, при чем орнитологический список здесь пожалуй полезно будет расширить даже до страусов, которые, как известно страдают прескверной и неизлечимой привычкой прятать голову под крыло.
К воздушным германским операциям не следует относиться легкомысленно. Немцы хорошо знают слова Энгельса о том, что the рrооff оf the рudding is in thе lаting. Хотя эта знаменитая формула, рекомендующая испытывать достоинства пудинга путем еды, была создана другом Маркса не для воздушных—ни в каких смыслах —спекуляций, но тем не менее мы должны признать и абсолютный ее смысл. Немецкая еда над Рижским заливом сама по себе не могла бы сохранить их доброго мнения о пудинге настолько, чтобы германские адмиралы так долго держались бы столь мало питательного блюда. Адмиралы очевидно пренебрегают здесь элементом малопитательности и думают о чем-то ином. Нам приходится придти к этому заключению, чтобы не придти к нелепому заключению о дефектах немецкой телеологии в природе вещей стратегических.
Известно, что морские летательные аппараты, по самому своему существу, могут иметь лишь 2 назначения: или сбрасывать бомбы, или производить разведку. Они, или приходят, видят и побеждают, или только—приходят и видят. В последнем случае, сбрасывание бомб может также иметь место, но это будет место уже вспомогательное и, если можно так выразиться,—попутное. Производя разведку, можно сбрасывать также бомбы, но главной целью тут остается разведка.
Нецелесообразность громадных усилий бомбометания с ничтожностью результатов; длительность операций; специфическое значение именно воздушной разведки, именно в Ирбенском районе—все это заставляет нас думать, что германские адмиралы гораздо больше думают о разведке своих летчиков, чем о фугасном действии их бомб. Бомбовозные неологизмы штабных сообщений не должны отвлекать нашего внимания в сторону. Суть дела безусловно заключается не во взрывах внизу, а в глазах наверху. Вот наш вывод, и мы решительно останавливаемся на нем, оставляя без внимания сравнительную арифметику числа бомб с числом пробитых крыш. . .
А раз сделанный, этот вывод не может не иметь логического продолжения. Если я старательно и настойчиво произвожу разведку, то значит, что я или опасаюсь возможной активности со стороны неприятеля, или подготовляю активность свою. Применительно к существующей обстановке задачу о цели немцев решить нетрудно. Мы ее решаем и говорим, что русскому флоту надо теперь быть особенно бдительным и готовым. Иначе произойдет худшее и для страны, и для армии, и для самого флота в первую голову.
Л. Д.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. Прорыв нашего фронта (8 июля 1917 г.)
Первая мировая война. 23 (10) июля 1917 года
Первая мировая война. 24 (11) июля 1917 года
Первая мировая война. 25 (12) июля 1917 года
Первая мировая война. 26 (13) июля 1917 года
Первая мировая война. 27 (14) июля 1917 года
|