27 (14) июля 1917 года
Сообщение из ставки
14-го июля.
Западный фронт
На фронте от Балтийского побережья до р. Припяти перестрелка и действия разведчиков.
В Галиции на фронте наступления противника ничего существенного не произошло.
На фронте балтийского побережья до реки Припяти перестрелка и действия разведчиков.
В Карпатах противник атаковал наши части в районе восточнее Кирли-Баба, г. Ботошу и несколько их потеснил.
Кавказский фронт
Перестрелка.
Ничего существенного не произошло.
Румынский фронт
На кезди-вазаргельском направлении румынские войска продолжали преследовать отступающего противника и к вечеру заняли линию высот в 5 верстах юго-западнее д. Монестирка — Кашинуль — Драгослав — Бересчи, высоты юго-восточнее Бересчи. При этом румынами взяты 1 батарея противника и пленные.
В районе Кала— Куль наши части выдвинулись к реке Путна и заняли деревню Подупле на левом берегу реки.
На русском фронте
Западный фронт
На Виленском направлении артиллерийская перестрелка, наиболее интенсивная со стороны противника в районе Сморгонь и местечка Крезо.
Восточнее Тарнополя под давлением противника наши войска отошли на р. Гнездично.
12 июля, северо-восточнее Трембовли германцы в превосходных силах атаковали наши позиции у реки Гнездо, в районе Лошноювка, и прорвали их. Попытки восстановить положение не достигли успеха. К этому же времени противник, прорвав наше расположение на реке Серете, южнее Трембовли, в районе Залавье—Подгайчик, начал развивать свой удар в северо-восточном направлении, в виду чего войска, занимавшия позиции в районе Трембовли, отошли на восток. Наши контратаки, вследствие слабаго состава частей и условий моральнаго порядка, не привели к положительным результатам.
Развивая удар на юг вдоль западнаго берега реки Серета, противник занял Янов, Будзанков и Дзвиняч.
Тяжелая артиллерия противника ведет интенсивный огонь на восточном берегу реки Серета по району деревни Кабыловлоки.
Вечером 12 июля наши войска начали отход от реки Серета на восток. Некоторые части продолжают самовольно оставлять свои позиции, не выполняя возложенных на них боевых задач, но наряду с такими частями есть беззаветно выполняющие свой долг перед родиной и ничтожным числом бойцов в своих рядах, оказывающие противнику стойкое сопротивление. За последнее время особенно отличился 16 пехотный полк, потерявший в жестоких боях всех своих старших начальников,
включая своего командира полка.
Между реками Серетом и Днестром наши войска под давлением противника продолжали отступать в юго-западном направлении и вечером 12 июля вели бои на линии Косоев—Барыш.
Между рекой Днестром и Карпатами наши войска, прикрываясь арьергардами, продолжали отступать на восток.
Нижниов и Тлумач оставлены нашими войсками.
Румынский фронт
В течение 12 июля румынские и наши войска продолжали теснить отступающего противника к западу реки Сушица и вышли на линию деревень Совеж—Геуриле—Видра.
За бой 11—12 июля румынами взято более 1000 пленных, 33 орудия, 17 пулеметов и много других военных материалов. Нашими войсками захвачено около 1000 пленных и 24 орудий.
ОДЕССА (14 июля). Из авторитетных источников сообщают, что на румынском фронте противник сильной контратакой в районе Пеяна—Инкартоарфи потеснил части румынской дивизии, но румыны снова атаковали этот пункт. Бой продолжается.
После артиллерийской подготовки вчера части русского корпуса перешли в решительное наступление и прорвали сильно укрепленную позицию противника, захватив пленных и свыше 15 орудий. Вечером части закрепили линии на высоте южной окраины деревни Велешканы. По словам пленного командира неприятельской батареи, огнем нашей артиллерии уничтожен весь командный состав и прислуга батареи.
ОДЕССА. (14 июля). Из авторитетных источников сообщают, что на румынском фронте «батальон смерти» ворвался в окопы противника на высоте «1327», в районе Данноска, захватив пулемет и пленных. Под огнем неприятеля батальон отошел в свои окопы. Ранен генерал Тихонравов.
Группа охотников на высоте «1292» ворвалась в окопы, захватила 32 пленных, пулемет, бомбомет, миномет и вернулась.
Действия союзников
Французский фронт
ЛОНДОН. Офиц. от вечера 11 июля:
В течение дня мы совершили несколько удачных набегов на неприятельские траншеи в 4 различных участках к западу и к северо-западу от Ипра, причем нами были захвачены пленные.
К западу от Лаванти немецкий отряд проник в течение ночи в наши траншеи, но был выбит оттуда нашими бомбометчиками.
К западу от Живанши—Ле—Лебассэ другому неприятельскому отряду удалось проникнуть в один из наших подземных ходов, причем мы потеряли несколько человек.
Вчера продолжалась оживленная деятельность наших авиаторов, которые удачно содействовали корректированию артиллерийской стрельбы и сбросили больше 4 тонн взрывчатых веществ на неприятельские аэродромы, склады снаряжения и железнодорожные пути. Кроме того они сбили 3 неприятельских аэроплана и заставили еще 3 неприятельских аэроплана снизиться. В течение сегодняшнего утра мы не потеряли ни одного аэроплана. Неприятельские аэропланы появлялись в меньшем числе и воздушные бои носили менее ожесточенный характер.
ЛОНДОН. Офиц.
Нами захвачено 114 пленных, в том числе 2 офицера, во время набега, произведенного вчера к востоку и северо-востоку от Ипра. Ночью неприятельская артиллерия проявила усиленную деятельность к востоку от Монши-Лепре и близ Ломбартзиде.
ПАРИЖ. Офиц. от 11 июля 11 час. вечера:
"Утром нами произведена энергичная контратака против германских войск, которые после ожесточенных боев, происходивших третьего дня, заняли некоторые части нашей передовой линии на плоскогорьях Каземат и Калифорния.
Эта атака была произведена с необыкновенной энергией и дала блестящие результаты. Несмотря на ожесточенное сопротивление, оказанное германцами, нашими солдатами отбит весь занятый германцами участок на плоскогорье Калифорнии, за исключением, небольшого, совершенно разрушенного, укрепления на северо-западном выступе, которое теперь остается незанятым ни одной из сторон.
На плоскогорье Каземат неприятель нами выбит из всех траншей, им занятых, а в некоторых пунктах наша линия даже продвинулась вперед, германские атаки, произведенные против отбитых нами окопов, остались безрезультатными. В течение дня в Шампани и на левом берегу Мааса происходил напряженный артиллерийский бой.
ГАВР. Ночь была отмечена обстрелом снарядами с удушливыми газами в районе Ньюкапелле и Газевинд. Неприятельские аэропланы сбросили днем над Адинкерке бомбы. В течение дня происходила артиллерийская перестрелка, особенно интенсивная в районе Стеенстрате".
ПАРИЖ. (11 июля). Сражение на плоскогорье Калифорния продолжается с неослабевающей силой. Войска левого фланга германцев, несмотря на бешеные усилия, не смогли развернуться на узком плоскогорье. Наши траншеи второй линии полностью в наших руках. Волны германских атак на плато Кранна также тщетно разбиваются о плотину французской доблести. Германцы вперед не подвигаются».
ЛОНДОН. (11 июля). Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции гласит:
«Ночью мы совершили успешные набеги на неприятельские позиции к западу от Гаврикура, к востоку от Времеля и к западу от Голлобока; захвачены пленные».
ПАРИЖ. (11 июля). Дневное официальное сообщение гласит:
«Ночью была усиленная бомбардировка к северо-западу от Брэ.
В Лавнуа неприятель дважды пытался приблизиться, но отброшен.
Штурмовая колонна, наступавшая к северу от Санси, подверглась обстрелу и вынуждена была отступить к своим траншеям, потерпев серьезный урон и оставив пленных.
Неприятель безуспешно атаковал наше расположение между Серна и Милле.
В секторе впереди Краонна, особенно на плоскогорье Калифорния, усиленный артиллерийский огонь и бои.
На остальном фронте перестрелка. Ночью германские аэропланы бомбардировали Нарси и район южнее его;
жертв нет».
ЛОНДОН. (12 июля). Официальное сообщение британской главной картиры во Франции гласит:
«Нами захвачено 114 пленных во время набега, произведенного вчера к востоку и северо-востоку от Ипра, востоку от Монши-ле-Прэ и близ Ломбардзейде.»
ПАРИЖ (12 июля.) Официальное сообщение гласит:
«Утром мы произвели энергичную контратаку германских войск, которые после ожесточенных боев заняли некоторые части передовой линии на плоскогорьях Каземат и Калифорния.
Несмотря на ожесточенное сопротивление германцев, мы отбили весь занятый германцами участок на плоскогорье Калифорния, за исключением небольшого разрушенного укрепления, не занятого ни одной стороной.
На плоскогорье Каземат неприятель из всех занятых траншей и на некоторых пунктах не занял ничего нового, наши линии даже продвинулись вперед. Германские атаки отбиты нами».
Ближний восток
На фронте Вардара происходили стычки патрулей. Аэропланы союзников успешно бомбардировали расположения неприятельских войск в районе Демир—Гиссара и Старавины“.
Оживление на Ближнем Востоке
СОЛУНЬ. (13 июля). Вчера происходила артиллерийская перестрелка на всем балканском фронте. Сегодня артиллерийская деятельность на правом берегу Вардара, в районе Демир-Гиссара, и бомбардировка неприятельских лагерей британскими аэропланами.
Гибель английского крейсера
ЛОНДОН. (13 июля). Официально сообщается, что 9 июля в Северном море от мины подводной лодки затонул вспомогательный крейсер «Отвей»; убито 10 человек, остальные спасены.
ВОЕННЫЙ ОБЗОР
Положение дел на юго-западном фронте за 10. 11 и 12 июля
Отход наш от линии р. Серета
Ослабив напор преследования беспорядочно и почти без сопротивления отступавшей армии ген. Эрдели,—австро-германцы предоставили ей возможность свободно откатываться на р. Серет — левый приток Днестра, и оседать на ее восточном берегу. Главный же свой удар в течение 9, 10 и 11 июля они повели в южном направлении, вдоль западного берега р. Серета и по обоим берегам р. Стрыпы, в обход правого фланга и в тыл армии ген. Селивачева.
Официальные сообщения Ставки за эти дни позволяют заключить, что отход ген. Селивачева совершается благополучно, несмотря на то, что армии его приходится теперь производить весьма трудный марш-маневр— отступательный по отношению к напирающей от р. Золотой Липы южногерманской армии ген. Ботмера и одновременно с этим фланговый по отношению к наступающим с севера частям 4-й и 2 австрийских армий.
Отход приходится совершать, отбрасывая назад более быстро левый фланг, примыкающий к р. Днестру, и в то же время настойчиво сдерживая серединою и в особенности правым флангом напор противника вдоль р.р. Серета и Стрыпы, дабы, с одной стороны, не оторваться от своих левофланговых корпусов, а с другой—не быть отрезанными от р. Серета и не оторваться от левого фланга армии ген. Эрдели.
Техника такого отступательно-флангового отхода чрезвычайно сложна, принимая во внимание, что противник неослабно продолжает свой напор, стремясь разорвать наши 11 и 7 армии и припереть последнюю в угол, образуемый течением рек Днестра и Серета и тем создать благоприятные для себя условия для окружения и пленения ее.
Успех отхода ген. Селивачева, помимо необходимой доблести войск и вождей, в особенности в арьергардах,—зависит в большой степени и от совершенства работы штабов всех степеней. Точность расчета отхода всех колонн армии, постановка им боевых задач, учет быстро и бесконечно изменяющейся обстановки, определение продолжительности сопротивления арьергардов каждой колонны на определенных рубежах и поддержание прочной связи между колоннами и с соседними армиями— вот вопросы, от того или другого разрешения которых зависит благополучный исход отступательно-фланговой операции армии ген. Селиванова. Все эти вопросы составляют технику службы Генерального Штаба.
Несомненно,—в эти трудные дни, наравне с доблестным поведением всего офицерского состава, бескорыстно жертвующего собою для спасения Родины и революции,—проявляется и самоотверженная деятельность офицеров Генерального Штаба. В сообщениях Ставки уже упоминались фамилии начальников штабов дивизий— полк. Сафонова, раненого в передовых линиях 8 армии, и подполк. Хольда, убитого при отходе армии ген. Селивачева на р. Стрыпе в то время, когда этот молодой офицер Генерального Штаба под губительным огнем противника восстановлял порядок в арьергарде и руководил его боем.
Естественным рубежом, на котором желательно было бы остановить армии ген. Эрдели и Селиванова, является протекающая через Тарнополь р. Серет (левый приток р. Днестра). Армию ген. Черемисова надлежало бы тогда остановить южнее Днестра у верховьев Прута, для удержания за нами Буковины и, в частности, района г. Черновицы. Однако неустойчивость войск армии ген. Эрдели уже не позволяет вполне надеяться, что наши отходящие части вполне устоятся на этих рубежах.
К вечеру 10 июля, как видно на схеме, части армии ген. Эрдели занимали восточный берег р. Серета до д. Михулинце. При этом, самовольно оставляя свои позиции, они дали возможность противнику переправиться на восточный берег у Тарнополя и у Микулинце. Армия ген. Селивачева в это время задержалась между р.р. Серетом и Днестром на линии Бернадувка-Дорохув— Вурканув— Гайворонка—Монастержиско—устье р. Золотой Липы.
В течение 11 июля противник, как сказано, главный напор свой обратил против армии ген. Селивачева. Наиболее яростныя атаки имели место между р.р. Серетом и Стрыпой в направлении на д. Романовку и западнее Стрыпы у д. Олеша в направлении на Бучач. К сожалению устойчивость войск далеко не везде оказалась достаточной.
На подступах к Бучачу действия наших войск — выше всякой похвалы, причем отмечается доблестная боевая работа частей 194 пех. дивизии, 3-го и 5-го самокатных батальонов. Самокатные батальоны яростно дрались с превосходными силами противника. По показанию пленного германского офицера, целый 143 герм. пех. полк был уничтожен пятым самокатн. батальоном. — В районе же боев в направлении на д. Романовку (вдоль зап. берега р. Серета) повторился опять самовольный отход целых трех пехотных дивизий—71-й, 113-й и 15З-й.
Еще менее устойчивы в этот день оказались части армии Эрдели и направленные к ним резервы. Оборонявший район Тарнополя первый Гвардейский корпус (без Петровской бригада) самовольно бросил свои позиции и без давления противника отошел в восточном направлении. Честно исполнила свой долг перед Родиной и революцией только Петровская бригада, т. е. старейшие наши полки Гвардии— Преображенский и Семеновский. Под влиянием очищения позиции в районе Тарнополя, пришлось и соседним частям отойти восточнее.
К вечеру 11-го июля,—части армии ген. Эрдели располагались: правым флангом по западному берегу р. Серета, центром и левым флангом—отошли от реки Серета на линию (примерно) Плотич—Смиковце—течение р. Гнезно до устья у Трембовли. Таким образом, противнику уступлен на восточном берегу Серета плацдарм, шириною вдоль берега до 35—40 верст и глубиною в направлении на Волочиск—до 10 верст.
Достигнутый здесь противником успех может иметь весьма важные последствия: беспрепятственно переправляя свои войска на восточный берег Серета на участке этого плацдарма, противник затем, пользуясь выдвинутым его расположением, получает возможность развивать свои действия вдоль западн. берега Серета: на север, во фланг и тыл правофланговым частям армии ген. Эрдели, принуждая их к отходу,—и в особенности на юг, в направлении железной дороги Трембовля— Гусятин и в район Чорткова, и еще южнее,—перехватывая переправы на р. Серете в тылу отходящих колон армии ген. Селиванова.
Развитие действий противника (из указанного плацдарма) в южном направлении, являющееся прямым следствием неисполнения своего долга частями нашего 1-го Гвардейского корпуса (кроме Петровской бригады), — может поставить армию ген. Селивачева в крайне тяжелое положение при подходе к р. Серету. Ответственность за это ляжет несмываемым пятном позора на когда-то славные, а ныне утратившие свою воинскую честь, полки 1-й и 2-й Гвардейских пехотных дивизий, кроме неизменно верных долгу полков Лейбгвардии Преображенского и Семеновского.
Совокупность неблагоприятных данных обстановки заставила армию ген. Селиванова в течение 11 июля отойти на линию Трембовля—Романовка—Петликовце—Езержаны—Бариш и (примерно)—течение р. Барышни до ее устья у р. Днестра.
Отход армии ген. Черемисова за 10 и 11 происходил беспрепятственно, южнее Днестра.
В течение 13 июля, противник приступил к расширению плацдарма на западном берегу Серета у Тарнополя и Трембовли в направлении на Збараж на реку Гнездичну оттеснив наши войска, находившиеся вблизи Тарнополя и северо-восточнее его, и заставив отойти части наши, удержавшиеся у Трембовли. Вслед за тем энергичным движением вдоль западного берега р. Серета, австро-германцы отрезали нас от реки и захватили переправы у д. д. Янов, Будзанов, Звинич (на схеме еще не обозначено), в общем— овладели берегом на две трети протяжения, считая в направлении от Трембовля на Чортков.—
Под влиянием этих действий противника части 11-й армии вечером 12 июля начали отходить от р. Серет на восток, а направление отхода колонн 7-й армии ген. Селивачева к реке Серету пришлось изменить: вместо движения прямо на восток, колонны теперь двигаются в юго-восточном направлении, дабы выйти к Серету на участке, еще не занятом противником. При дальнейших успехах противника в этом направлении, связь между армиями ген. Эрдели и Селивачева может быть совершенно порвана, а колонны ген. Селивачева принуждены будут отходить в угол, образуемый слиянием Серета с Днестром, или, быть может, частично перебрасываться на правый берег Днестра в район движения армии ген. Черемисова.
Вечером 12-го июля, части армии ген. Селивачева занимали линию от д. Косов (в 12 верстах северо-западнее Чорткова) через Бариш и далее (примерно) по линии р. Барышни до Днестра. Железнодорожная линия Бучач—Чортков—Гусятин и от Чорткова на юго-восток к линии р. Збруча находится еще в наших руках, облегчая эвакуацию полосы армии ген. Селивачева.
В это же время армия ген. Черемисова, отходя южнее Днестра,—очистив Нижниув и Тлумач главными силами своими, примерно, находится на линии, составляющей продолжение реки Барышни на юг.
Под влиянием принятых суровых мер борьбы с изменниками и трусами,—наши части, видимо, начинают оздоровляться, на что указывает сообщение из Ставки, говоря, что лишь некоторые части продолжали самовольно оставлять свои позиции и не выполнять боевых поручений, но что на ряду с ними есть много частей, беззаветно жертвующих собою на благо Родины и для спасения дела революции. Особенно за 12 июля выделился доблестными действиями 416 пех. полк.
На румынском фронте, удачные действия соединенных сил русской армии ген. Рагозы и румынской—ген. Авереску уже второй день продолжают развиваться в долине р. Сушицы (верст 40 северо-западнее Фокшан). Нами выбит противник из ра1она д. Совеша, причем захвачено всего свыше 2000 пленных и 57 орудий.
Наш успех, обозначившийся здесь на фронте войск ген. Макензена,—является лишь некоторой компенсацией за неудачи на юго-западном фронте. Влияние его на развитие операций на этом последнем, в виду сравнительно пока незначительных для общего хода действии результатов, учесть еще не представляется возможным.
А. Андогский.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 23 (10) июля 1917 года
Первая мировая война. 24 (11) июля 1917 года
Первая мировая война. 25 (12) июля 1917 года
Первая мировая война. 26 (13) июля 1917 года
Первая мировая война. 27 (14) июля 1917 года
Первая мировая война. 28 (15) июля 1917 года
|