nik191 Суббота, 27.07.2024, 02:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2016 » Март » 25 » Первая мировая война. 25 (12) марта 1916 года
06:55
Первая мировая война. 25 (12) марта 1916 года

 

 

 

25 (12) марта 1916 года

 

От штаба Верховного Главнокомандующего

 

12-го марта 1916 года.

Западный фронт

На Рижском фронте артиллерийская и ружейная перестрелка.

На Якобштадтском участке наши части продолжали развивать успех к юго-востоку от Августингофа, завладев после ожесточеннаго боя укрепленным районом д. Епукн и выдержав здесь несколько яростных немецких контратак.

На левом фланге Якобштадтскаго района, южнее Ливенгофа, также завязался бой.

На фронте Двинскаго района наши части, закрепляя местами захваченное пространство, продолжают продвигаться вперед.

В районе севернее Видзы наши войска атаковали одну из позиций противника на участке северо-западнее озера Секлы. Не взирая на ураганный огонь противника, наши войска успешно преодолевают многочисленныя искусственные препятствия. Германцы ведут огонь разрывными пулями.

Северо - западнее Поставы попытки противника, пользуясь снежной вьюгой, исправлять разрушенные нашим огнем заграждения были остановлены вовремя открытым огнем наших батарей.

Южнее до Полесья и в районе последнего перестрелка. На некоторых участках огонь артиллерии принимал очень оживленный характер.

В Галиции без перемен.

Черное море

Наши миноносцы уничтожили у Анатолийских берегов 16 парусных судов.

Кавказский фронт

12-го марта.

Движение вперед продолжается.

В районе Верхнего Пороха наши части энергично продвигались вперед, выбивая турок с высот, укрепленных несколькими ярусами окопов.

В районе к юго-востоку от г. Битлиса наши войска значительно продвинулись вперед.


ИСФАГАН, 8-го (21-го) марта. 6-го марта наши войска заняли Исфаган после 2-часового боя. Противник, под начальством бахтиара Сердар-Соулета, сбитый с передовых позиций в предместье Исфагана Шамсабаде, артиллерийским, пулеметным и ружейным огнем, понес большие потери и, бросив своих убитых, в беспорядке бежал через город на юг и юго-запад. Все население, измученное грабежами и многолетней смутой, восторженно и сердечно приветствовало отряд. Бежавшие раньше из города к отряду— местный генерал-губернатор и прочие власти, торжественно вступили с отрядом в город.

Франко - англо - бельгийский фронт

ГАВР, 9-го (22-го) марта. Бельгийское официальное сообщение:

«Деятельность артиллерии отличалась большим напряжением на разных пунктах фронта бельгийской армии, в частности к северу от Стеенстрате».

ЛОНДОН, 10-го (23-го) марта. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:

«Прошлою ночью неприятель взорвал две мины, не причинив никаких потерь нашим войскам. К северо-востоку от Вермель происходил бой ручными гранатами, не внесший никакого изменения в общее положение. Мы успешно бомбардировали из орудий и пулеметов неприятельские позиции к юго-западу от Везмаккара».

ПАРИЖ, 9-го (22-го) марта. Официальное сообщение от 9-го марта, 3 часов дня:

«К западу от реки Маас весьма оживленная артиллерийская перестрелка в районе Маланкур и Эн и у высоты «304», особенно ожесточенная у холма Окур. К востоку от реки Маас напряженная бомбардировка в районе Во—Дамлу. Никаких действий пехоты в течение ночи не было. На остальном фронте ночь прошла спокойно».

ПАРИЖ, 9-го (22-го) марта. Официальное сообщение от 9-го марта, 11 часов вечера:

«В Бельгии наша артиллерия обстреляла траншеи подходы к ним на неприятельской второй линии в районе Стеенстрате. К северу от реки Эн мы обстреляли артиллерийским огнем сектор Билль-о-Буа. В Аргоннах был сосредоточен огонь на германских оборонительных сооружениях к северу от Фур-де-Лари и Филь-Морт в районе Монфокон—Нантиллуа. Между От-Шевоше и высотою «285» шел успешный для нас минный бой. Бомбардировка происходила с особой силой в лесу Маланкур.

К западу от реки Маас, после ожесточенной бомбардировки, продолжавшейся весь день, германцы направили несколько атак на наш фронт между лесом Авокур и селением Маланкур. Все попытки неприятеля выйти из леса Авокур были остановлены нашим встречным артиллерийским огнем и огнем пехоты. Неприятелю удалось удержаться на небольшом холме Окур, приблизительно в одном километре к юго-западу от Маланкура. К востоку от реки Маас напряженная бомбардировка происходила в районе Дуомон—Во».

ПАРИЖ, 10-го (23-го) марта. Официальное сообщение от 10-го марта, 3 час. дня:

«К западу от р. Маас бомбардировка в течение ночи несколько ослабела. Неприятель не возобновлял попыток атаковать холм Окур, на котором мы занимаем редут. К востоку от р. Маас продолжалась ожесточенная бомбардировка в нескольких пунктах фронта. В Вевре не произошло ничего выдающегося, если не считать поддерживавшейся с перерывами бомбардировки. К востоку от Понт-а-Муссона, при внезапном нападении на неприятельские траншеи в районе Пейан-Гэ, мы взяли в плен несколько человек. На остальном протяжении фронта ночь прошла спокойно».

Итальянский фронт

РИМ, 9-го (22-го) марта. Сообщение итальянской главной квартиры от 9-го марта:

«В ночь на 8-е марта отряды неприятельской пехоты пытались произвести врасплох местные атаки на наши позиции у Рибора (долина Даоне), в долине Греста (по течению реки Рио-Камерас, притока Эча), к северо-востоку от Пиацца (долина Терраньоло) и на возвышенности Равнилац (Конка ди Плеццо), однако, всюду они были отбиты. В ту же ночь на склонах Санта-Мариа (в районеТольмино) неприятель предпринял атаку, которая, будучи остановлена нашим огнем, превратилась в наступление отдельных мелких патрулей, легко нами отбитое. В течение дня на всем фронте продолжались артиллерийские бои, причем действиям артиллерии в значительной степени мешала вновь испортившаяся погода».

Сербский фронт

СОЛУНЬ, 10-го (23-го) марта. Германский отряд, производивший разведку к югу от деревни Даотли, отступил, обстрелянный несколькими выстрелами из французских орудий. В течение дня французы захватили в плен 9 германцев.

Война на море

ЭЙМЭЙДЕН, 10-го (23-го) марта. Пароход «Аmstelland», прибывший сюда 7-го марта, сообщает, что, направляясь к плавучему маяку Гэллопер, он нашел на месте его только торчавшую из воды мачту.

ЛОНДОН, 10-го (23-го) марта. Ллойду сообщают, что потоплен миною с подводной лодки плавучий маяк Гэдлопер.

 

Дневник военных действий

К. Шумского

 

У Трапезунда и у границ Месопотамии

Параллельно операции у Вердена, приковывающей, к себе всеобщее внимание, получает дальнейшее развитие операция наших войск на кавказско- персидском фронте, имеющая в свою очередь также свое крупное значение. В течение всего периода, последовавшего после падения Эрзерума, наши войска продолжают неизменно продвигаться и на армянском театре и на персидском, продолжают пожинать плоды блестящей Эрзерумской операции.

 

 

Как нам уже приходилось отмечать, соответственно тому, что турки отступают по трем направлениям, и наши войска продвигаются по тем же трем направлениям, т.-е. на севере в направлении на Трапезунд, в центре—в Константинопольском направлении, иначе говоря, в направлении на Эрзинджян и Сивас и, наконец, на юге - в Месопотамском направлении. Наиболее быстрый успех наши войска развили в южном, Месопотамском направлении, где скорее всего были заняты важнейшие пункты, как города Муш и Битлис. Это отнюдь не свидетельствовало о том, что здесь турки были слабее всего, так как, наоборот, турки здесь оказывали весьма сильное сопротивление, и, например, Битлис пришлось брать штурмом.

Этот быстрый успех явился последствием главным образом того, что здесь, на путях на Муш и Битлис, нами еще до Эрзерумской операции велись некоторые подготовительные операции, что и дало возможность сравнительно быстро завладеть обоими столь важными пунктами. Как Муш, так и Битлис, являясь сами по себе довольно крупными административными центрами, вместе с тем имеют и стратегическое значение, прикрывая путь к Багдаду, который идет через Саэрт и Джезире,—путь, известный еще в древности, по которому отступали 10.000 греков Ксенофонта из Месопотамии к Черному морю.

Занятием Муша и Битлиса окончательно откалывалось правое крыло третьей Эрзерумской армии турок, которое должно теперь уже отступать к Багдаду, отказавшись от соединения с главными силами Эрзерумской армии. Таким образом третья Эрзерумская армия лишалась значительной части своих сил, и, если и ранее оказалась неспособной выдержать наш натиск, то уже в дальнейшем такая задача для нее невыполнима.

 

 

Успех в Месопотамском направлении не ограничился только взятием Муша и Битлиса. Наш персидский экспедиционный отряд, разгромив турецко-персидския банды, организованные немецкими инструкторами, изумительно быстрым маршем прорезал насквозь Персию и в конце февраля появился в нескольких переходах от границ Месопотамии, заняв перевал к запад от Керманшаха. Движение наших войск из Персии в Месопотамию шло по важнейшей торговой артерии Тегеран—Ханекии—Багдад, длиною 750 верст, служащей также частью пути от Персидского залива в пределы Персии.

По этому пути наши войска прошли свыше 550 верст, и им с занятием перевала к западу от Керманшаха оставалось менее 200 верст пути до Багдада и менее 80 верст до ближайшей границы Месопотамии.

Из этого можно было видеть, что наши войска, действующие в Персии, оказывались ближе всего к Месопотамии, и это вселяло надежду, что, еще ранее того, как наши кавказские войска пройдут по "пути 10.000 греков" от Битлиса к Багдаду, войска персидского экспедиционного корпуса вступят в Месопотамию и окажутся первыми русскими войсками, проникшими в эту отдаленную и плодороднейшую область Турции.

Как известно, в Месопотамии давно уже действовал английский экспедиционный отряд генерала Эльмерса. Отряд этот, высадившийся еще в самом начале войны в устье Шат-эль-Араба, т.-е. у Персидского залива, вначале успел продвинуться вперед и подойти довольно близко к Багдаду, а именно дойти до города Ктизофона, в нескольких десятках верст от Багдада. Англичане успели занять укрепленный турецкий город Фао у Персидского залива и город Басру—весьма важный пункт, где должна была оканчиваться Багдадская железная дорога. Необходимо отметить, что Багдадская железная дорога должна была, собственно, оканчиваться не у Басры, так как здесь песчаные бары позволяют океанским пароходам входить в устье Шат-эль-Араба только во время больших приливов. Поэтому-то немцы для выхода Багдадской дороги к Персидскому заливу и наметили другой порт в бухте Ковейт. Однако от этой бухты к Багдадской дороге должна была идти только ветвь, а главная магистральная ветвь дороги должна была оканчиваться у Басры, почему занятие Басры английским экспедиционным отрядом, естественно, имело весьма большое значение.

После занятия Басры англичане двинулись далее по берегу реки Тигра и, как мы упоминали выше, дошли до Ктизофона, в нескольких десятках верст от Багдада. Это вынудило турок притянуть в Месопотамию значительные силы, вернее сказать, усилить находившиеся здесь всегда два корпуса—12-й, расположенный в Мосуле, и 13-й, расположенный в Багдаде. Оба эти корпуса считались у турок непосредственным резервом для третьей Эрзерумской армии, почему, несомненно, движение генерала Эльмерса в Месопотамию сыграло свою крупную роль не только в смысле занятия различных важных пунктов, как Басра и Фао, но и в том отношении, что удержало два турецких корпуса, предназначавшихся в помощь Эрзерумской армии турок, в Месопотамии.

Однако, вместе с тем, после усиления турецких войск в Месопотамии, в силу чего численность их в этом районе дошла до цифры не менее 60.000 — 70.000 человек, дальнейшее движение генерала Эльмерса должно было приостановиться. Многочисленные турецкие войска атаковали небольшой, — как сообщали газетные известия, — 10.000-й отряд генерала Эльмерса, вследствие чего генерал отошел на несколько переходов назад, к Кут-эль-Амару. Далее турки продвинуться не могли, несмотря на свою многочисленность, и здесь генерал Эльмерс занял выжидательную позицию. Дальнейшее его продвижение всецело предопределялось успехами наших кавказских войск, и, действительно, как мы видели после падения Эрзерума и разгрома турецко-персидских банд в Персии, наши войска подошли на 80 верст к Месопотамии и на 200 верст к Багдаду.

Таким образом турецкие войска в Месопотамии оказываются под угрозой с двух сторон —со стороны нашего персидского экспедиционного отряда и со стороны английского отряда, не считая того, что в Месопотамском направлении угрожают еще войска, двигающиеся от Битлиса по „пути 10.000 греков".

 

 

В силу уже одного этого турки, после падения Эрзерума, оказались вынужденными охранять не только главное направление „Константинопольское", т.-е. путь на Сивас, Ангару к Босфору, но и свои владения в Месопотамии, что должно было привести их к разброске сил и к разброске тех подкреплений, которые они высылали в Азию. Однако не только в этих двух районах создавалась опасность для турок, но, как оказалось впоследствии, для них создалось весьма серьезное положение и в третьем районе, а именно в районе Трапезунда.

Нам уже приходилось отмечать, что этот район, или так называемый приморский фронт, всегда служил районом, откуда турки стремились угрожать направлению на Батум. Этим определялась особенная важность Приморского района, а труднодоступными местными условиями этого района, где пролегали Лазистанския горы, определялась его, так сказать, „тактическая ценность". Здесь турки чувствовали себя всегда прочно и с самого начала войны предпринимали отсюда ряд операций в нашу сторону, закончившихся обходным движением к Ардагану, где они и были разбиты.

После этого разгрома турки отошли в горы Приморскаго района и обосновались здесь довольно прочно. Когда нашими войсками был взят Эрзерум, турки продолжали сидеть в Приморском районе, но положение их там уже значительно поколебалось, вследствие того общего ослабления, которое должно было явиться неминуемым результатом падения Эрзерума. Это обстоятельство дало нашим войскам возможность развить энергичные действия в Приморском районе, приведшие сначала к занятию небольшого приморского селения Архаве, затем более крупного приморского пункта Вице. Дальнейшее продвижение по берегу Черного моря представляло значительные трудности, так как здесь проходит только одна горная тропа, движение по которой может совершаться лишь крайне медленно.

 

 

Поэтому нашими войсками было задумано и блестяще выполнено весьма смелое предприятие—десант у города Атины, в тыл турецким войскам приморского фронта. Этот десант, произведенный при содействии судов Черноморского флота, вынудил турок поспешно очистить все позиции до Атины, а затем наши войска стали преследовать их по направлению к Трапезунду. Здесь по пути находилась весьма важная гавань Ризе, которая по своим природным свойствам не хуже Трапезунда. В эту гавань турки все время возили различного рода запасы и снабжение для приморской группы своих войск, и вообще гавань Ризе была базой для турецких войск, оперировавших в Приморском и Батумском направлениях.

 

 

Значение гавани Ризе определяется тем, что весь берег Черного моря от нашей границы до Трапезунда имеет прямолинейное начертание, почему и открыт для господствующих здесь северо-западных ветров. Единственное надежное укрытие этот берег дает только в заливе Ризе, а на остальном пространстве он позволяет укрываться только мелко сидящим парусным или моторным судам в некоторых незначительных заливах. К этому надо добавить, что самый залив Ризо отличается значительной глубиной: глубина эта уже в 100 саженях от города доходит до 5 сажен, а в полуверсте от города — до 10 сажен. Близ залива Ризе находится мыс Периос, на котором у турок имелись маяк и две казармы. Этот маяк и обе казармы были разрушены нашим Черноморским флотом еще в прошлом году.

Пароходы обыкновенно останавливаются в хорошую погоду на открытом рейде Ризе. Так как дующие здесь в непогоду северо-западные ветры опасны для судов, то в этих случаях они пользуются для укрытия восточной частью залива Ризе, называемой Беюк-Лиман. Это место настолько хорошо укрывает от северо-западных ветров, что здесь даже зимуют мелкие парусные суда.
Наконец верстах в 30 к западу от Ризе находится другой, хорошо укрытый от ветров рейд Сюрмене, также достаточно глубокий и также могущий служить убежищем для судов флота. В городе Ризе насчитывается населения до 5.000 человек. Этот город является еще административным центром Лазистанского санджака и служить местопребыванием турецкого губернатора Лазистана.

При таких условиях, занятие нашими войсками города Ризе, последовавшее через несколько дней после занятия Атины, давало значительные выгоды и не только намечало близкую к Трапезунду базу для нашего флота, но и лишало вместе с тем турок важнейшей опорной точки, базы для их войск приморского фронта. Это означало такой же разгром левого крыла третьей турецкой армии, потерявшего одну из важнейших своих баз, какой разгром испытало правое крыло третьей турецкой армии после взятия Муша и Битлиса. Это приближало нас к Трапезунду, являющемуся, как известно, той единственной и важнейшей точкой, через которую производится все питание третьей Эрзерумской армии турок, и через которую идет все сообщение этой армии с Константинополем.

Из ряда этих событий, последовавших после взятия Эрзерума, можно было уже определенно видеть, что операция у Эрзерума не только отдала в наши руки эту крепость, но, самое главное, привела к разгрому „живой силы", к полному разгрому самой турецкой армии. От этой армии, понесшей громадныя потери у Эрзерума, потерявшей такие важные базы, как Битлис, Муш и Ризе, остался только один центр без утерянных и отлетевших правого и левого крыльев. Этот центр отступил на Эрзинджян и Сивас, ожидая прибытия подкреплений, и турки, бросившие все свои наступательные планы и в Европе, и в Египте, действительно выслали все, что могли, по длинному 1.000-верстному пути Константинополь — Ангара — Сивас — Эрзинджян.

Однако впереди предстояла распутица, наступающая в марте месяце в этом районе, почему никаких надежд на возвращение утерянного турки, во всяком случае, питать не могли.

 

 

Еще по теме:

 

Первая мировая. Сараевское убийство.

Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии

.............

Первая мировая война. 21 (08) марта 1916 года

Первая мировая война. 22 (09) марта 1916 года

Первая мировая война. 23 (10) марта 1916 года

Первая мировая война. 24 (11) марта 1916 года

Первая мировая война. 25 (12) марта 1916 года

Первая мировая война. 26 (13) марта 1916 года

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 1165 | Добавил: nik191 | Теги: 1916 г, март, война, Газеты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz