23 (10) сентября 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
10-го сентября 1916 года.
Западный фронт
Утром 9-го сентября, в районе к юго-западу от оз. Нарочь, противник произвел газовую атаку, длившуюся около 2 часов. В перерывах между волнами газа, противник пытался наступать густыми цепями, но всякий раз загонялся обратно в свои окопы нашим пулеметным, ружейным и артиллерийским огнем.
В районе д.д. Дарево и Лабузы (к юго-востоку от Барановичи) противником также были пущены газы.
Кавказский фронт
В районе юго-западнее Гюмюш-Ханы, наши передовые части напали на неприятельское сторожевое охранение, прорвали его и нанесли туркам большие потери; нами захвачено оружие, патроны и снаряжение; значительная часть лагерного имущества противника, за невозможностью вынести его—сожжена.
Черное море
Нашими эскадренными миноносцами в порте Эрегли, уничтожено 3 парохода и несколько парусников с углем.
Северный фронт
Продолжающееся затишье в боевых действиях нарушалось лишь действиями сухопутных и воздушных разведчиков обеих сторон.
Юго-западный фронт
Начавшиеся на всем фронте бои приняли весьма ожесточенный характер.
На Верхнем Серете, в районе Манаюва Харбузова, противник оказывал сильное сопротивление нашему наступлению. Все контратаки его отбиты нашим огнем, причем нами захвачено 1,500 пленных австро-германцев.
Телеграммы
Русский фронт
РИГА, 7-го сентября. Из авторитетного источника сообщают:
«На Тукумском направлении наши войсковые части, проделав проходы в немецких заграждениях севернее Шмардена, взорвали пироксилиновыми шашками два неприятельских блокгауза, служивших опорным пунктом для немецких разведчиков. Нашими летчиками сброшены в неприятельское расположение 35 бомб весом по 25 пудов. Восемь из них, сброшенные в районе участка Бирзгаден-Веркгоф, причинили неприятелю значительный вред. (ПТА).
РИГА, 7-го сентября. Из авторитетного источника сообщают:
здесь получены сведения о переброшенных на наш фронт турецких войсках. Турецкие войсковые части давно подготовлялись для действий на европейских фронтах. Командный состав переброшенных на наш фронт турецких полков и часть кадровых унтер-офицеров—германцы и австрийцы. Командный язык немецкий, обмундирование и снаряжение германского образца, но серо-коричневого цвета. Головные уборы частью фески защитного цвета, частью металлические шлемы, со значком, изображающем полумесяц. (ПТА).
Кавказский фронт
ТИФЛИС, 6-го сентября. В «Кавказе» напечатано:
«На кавказском фронте установилось как бы затишье. Насколько оно долговременно, покажет будущее. Очевидно, предыдущие изнурительные бои лишили турок их наступательного порыва и они, потеряв при этом почти все выигранное при наступлении пространство, принуждены остановиться. (ПТА).
Французский фронт
ГАВР, 6-го (19-го) сентября. Бельгийское официальное сообщение:
«После спокойно истекшей ночи деятельность артиллерии постепенно усилилась в течение дня 6-го сентября в нескольких пунктах бельгийского фронта, в особенности же к югу от Диксмюда, причем бельгийские батареи подвергли ожесточенному обстрелу неприятельские». (ПТА).
ЛОНДОН, 7-го (20-го) сентября. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от вечера 6-го сентября:
«Положение на фронте продолжает оставаться без перемен. Местные атаки неприятеля на наши траншеи к западу от Мартенпюика отбиты нами без труда. Один неприятельский аэроплан сбит огнем нашей артиллерии к востоку от Рансара. Близ возвышенности «60» нашей артиллерией уничтожен склад снарядов противника». (ПТА).
ЛОНДОН, 6-го (19-го) сентября. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от 6-го сентября:
«В течение последних суток шел непрерывный проливной дождь. Общее положение остается без перемен. В окрестностях Ришебура—Лаву мы проникли в трех пунктах в неприятельские траншеи, взяли в плен несколько человек, захватили пулемет и нанесли неприятелю значительные потери. Со времени опубликования предыдущего вечернего сообщения пять наших летательных аппаратов не возвратились к своим базам». (ПТА).
ПАРИЖ, 6-го (19-го) сентября. Официальное сообщение от 6-го сентября, 11 часов вечера:
«Дурная погода затрудняла военные действия на большей части фронта. Не произошло ничего значительного, за исключением сильной деятельности артиллерии по обоим берегам Соммы, а также на правом берегу Мааса, в участках Флери и Во-Шапитр». (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 6-го (19 го) сентября. Официальное итальянское сообщение от 5-го сентября:
«Противником были произведены демонстрации на различных частях фронта; выразившиеся главным образом в виде ожесточенного и продолжительного артиллерийского обстрела. Так, вечером 3-го сентября была обстреляна Монте-Селуджо в долине Позины, а вчера Мрзли Водиль (Монте-Неро), между Сан Даниеле и Вольцаною, к западу от Тольмино, в участке Плавы, в центре Изонцо и у Горицы.
Повсюду наша артиллерия отвечала энергичной и успешной бомбардировкой, обстреляв в свою очередь железнодорожную линию в верхней Фелле и станцию Тоблах, где рассеяла неприятельские отряды. На Карсо неприятель производил вчера непрерывные упорные атаки на наши новые позиции. И хотя этим атакам предпосылался предварительный упорный и ожесточенный обстрел, все оне были нами отбиты, причем неприятель понес весьма тяжелые потери, оставив в наших руках около 300 пленных.
Одновременно поступают сведения о произведенных неприятелем воздушных атаках на плоскогорье Азиаго, Коариа (Ваной и Чисмон) и в участке долины Кордеволе.
Вчера ночью наши аэропланы сбросили бомбы над Маттарелло и вблизи Триента, а также принудили снизиться неприятельские гидропланы. Другой отряд наших боевых аэропланов Капрони, при поддержке нескольких аппаратов Ньюпора, сбросил бомбы над станциями Доттельяно и Шоппо, на Карсо, причем им удалось повредить железнодорожное здание и соседние с ними склады провианта, водоемы и поезда, стоявшие на станциях. Несмотря на преследование неприятельскими аэропланами и обстрел из зенитных орудий, аппараты благополучно возвратились к своим базам». (ПТА).
Балканский фронт
КОРФУ, 6-го (19-го) сентября. Официальное сообщение сербского генерального штаба.
«Днем 1-го сентября наши атаки успешно продолжались на всем протяжении фронта. Несмотря на отчаянное сопротивление болгар, нашим войскам удалось достигнуть главного гребня Каймакчалана, где они овладели первой линией неприятельских траншей. В настоящее время происходят ожесточенные бои за обладание остальными линиями. В этих блестящих атаках погиб геройской смертью капитан запаса Милорад Аширилович, прославившийся в сражении под Кучевым». (ПТА).
ЛОНДОН, 6-го (19-го) сентября. Английское официальное сообщение с солунскаго фронта:
«В ночь на 5-е сентября наши патрули, находившиеся к востоку от моста у Орляка, подверглись нападению со стороны неприятеля, которого они отразили. Неприятельский лагерь у Просеника подвергся бомбардировке со стороны наших летчиков, бомбардировка которых, по-видимому, была успешна. На фронте у Дойрана операции не получили дальнейшего развития». (ПТА).
СОЛУНЬ, 6-го (19-го) сентября. Из Солуна сообщают:
«На всем левом крыле союзных армий сражение продолжается. Вчера сербами была захвачена вершина Каймокчалана. Неприятельские аэропланы производили безрезультатные бомбардировки. Французские авиаторы, бывшие в Бухаресте, возвратились в Солунь». (ПТА).
Румынский фронт
ОДЕССА, 7-го сентября. Из авторитетных источников сообщают, что на Добруджанском фронте бой продолжается. Румыны рука об руку с русско-сербскими войсками успешно атакуют болгарские позиции. (ПТА).
Война на море
ЛОНДОН, 6-го (19-го) сентября. По сведениям Ллойда потоплены английские пароходы «Dеwа» в «Lоrd Тrеdеgаr». (ПТА).
Дневник военных действий
К. Шумского
Оборона на четырех фронтах
Истекшая неделя ознаменовалась значительной вспышкой наступательных операций почти на всех фронтах войны. Англо-французы произвели наступление в районе реки Соммы, наши войска произвели наступательную операцию в направлении на Галич, румыны продолжали продвигаться в Трансильвании, и в то же время обнаружилось наступление германо-болгарских войск в Добруджу.
К этому надо добавить крайне ожесточенный бой, идущий с середины августа на левом крыле нашей кавказской армии, на фронте от города Кыги до Ванского озера, при чем центральным районом этого боя является район горного селения Огнот.
На англо-французском фронте наступление союзников в районе Соммы носило тот обычный характер, который отличает эти наступательные операции англо-французов в районе Перрона.
Союзники, прочно закрепив за собою прежние приобретения в этом районе, произвели новый удар, при чем этот удар был направлен не столько на самый Перрон, сколько вправо и влево от него.
Как известно, Перрон расположен к югу от реки Соммы, а операции англо-французов, при их последнем наступлении, велись сначала к северу от реки Соммы. К югу же от реки Соммы французы наступали много южнее Перрона, при чем наступали в таких районах, в каких до сих пор наступления они не производили.
Благодаря этому, район наступления англо-французов в последний раз охватил уже фронт в 35 верст шириною.
Напомним, что сначала наступление у Перрона началось на фронте верст в 8 шириной, затем фронт наступления расширялся постепенно до 12 —15 и 20 верст, и, наконец, при последнем ударе наступление захватило широкий, 35-верстный фронт. Значение такого постепенного расширения фронта заключается, во-первых, в том, что, чем шире фронт, тем большее число войск принимает участие в наступлении, а во-вторых, в том, что при известной достаточной ширине фронта возможен „маневр". Последнее же представляется весьма существенным.
Действительно, из всех боев, происходивших с февраля 1916 года на англо-французском фронте, можно было видеть, что эти бои носят характер „долбления в одну точку". Такой характер носило германское наступление в районе Вердена, где сражение нисколько не распространялось на соседние фронты,
а имело характер непрерывного натиска в одну точку —Верден. Такой же характер имело сражение у Перрона в первые его дни. Вполне ясно, при таком непрерывном „долблении в одну точку", шансы на успех делаются все меньшими и меньшими, так как обороняющийся постепенно сводит сюда резервы, усиливает здесь свое расположение и, наконец, сзади атакуемой точки создает такие новые укрепленные районы, что, даже в случае успеха, прорыва фронта получиться не может.
Французы существенным образом изменили этот прием и, сделав в первые дни небольшое углубление в германском фронте в районе Перрона, все время его расширяют, при чем в последнее время довели эту „вмятину" на фронте второй германской армии до ширины около 35 верст. В то время, как при натиске немцев у Вердена, вследствие „узости" фронта, одновременно могло принимать участие в бою лишь весьма ограниченное число войск, не более 3 — 4 дивизий, да и то толпившихся на одной небольшой площадке,—у французов, в районе Перрона, благодаря расширению фронта до 35 верст, уже может участвовать в натиске в 5 —6 раз большее число войск, чем у немцев в районе Вердена. Кроме этого, на 35-верстном фронте атаки возможно „маневрирование",—возможны демонстрации в одном районе и сосредоточение удара в другом, возможно постоянное перемещение центра тяжести удара из одной точки в другую.
Таким образом, как видим, наступление наших союзников в районе Перрона дало им такого рода расширение фронта, что у них уже появилась свобода операций, что у них уже оказались развязанными руки, как в том отношении, что они могут прогибать германский фронт в районе Перрона уже более значительным числом войск, так и в том отношении, что они могут менять точки удара, выбирая любую точку довольно широкого 35-верстнаго фронта. Это выгодное положение наших союзников вынуждает немцев с особенным напряжением относиться к обороне Перронского района и приковывает их к этому району значительно более, чем раньше. Насколько это ценно — можно судить по тому, что районом значительных наступательных операций в последнее время стал, прежде всего, наш фронт, затем румынский фронт в Трансильвании и, наконец, русско-румынский фронт в Добрудже, — поэтому, чем сильнее немцы „привязываются" к району Перрона, тем более благоприятной делается обстановка для наступательных операций на нашем фронте и на балканском.
В частности можно отметить, что наступление англо-французов в районе Перрона при последнем ударе дало им еще 7.000 пленных, и в общем от начала наступления на реке Сомме англо-французскими войсками захвачено в плен до 41.000 человек. Наконец, необходимо еще отметить, что в последнее время, в связи с румынским наступлением, многие венгерские полки были перетянуты с нашего фронта в Трансильванию, а взамен их стали прибывать немецкие части с англо-французского фронта, почему последний удар англо-французов в районе Соммы, очевидно, имел в виду также удержать немцев от переброски войск на восточный фронт.
Наступлению англо-французов на реке Сомме предшествовало наше наступление на Галич. Здесь наши войска вели, помимо атаки Галича, также атаку на Брзежанском направлении,—что, очевидно, было необходимым для того, чтобы атака велась на достаточно широком фронте, т.-е. для той же „свободы маневра", о которой мы говорили выше. Первый наш удар дал нам значительный успех, при чем из двух атаковавших здесь армий,-генералов Лечицкого и Щербачева, армия генерала Лечицкого заняла с боем железнодорожную линию Галич—Семиковце— Водники, а армия генерала Щербачева, атаковавшая севернее, сразу преодолела неприятельское расположение на глубину в 10—18 верст,—от Золотой Липы до реки Нараювки (притока Гнилой Липы). В числе взятых пленных было больше половины германских войск и, кроме того, оказалось несколько сот турок.
Такого значительного процента германских войск в составе галицийских армий еще не наблюдалось, и поэтому можно было предполагать, что, прежде всего, у австрийцев действительно наблюдалось „истощение", как результат двух галицийских погромов—1914 и 1916 годов. Главное же—очевидно, для обороны галичского района, как „флангового участка", т.-е. как правого фланга главного фронта противника (ибо Трансильвания была отдельным фронтом), немцы назначили специально германские войска, оставив лишь небольшое количество австрийских войск.
Когда же этого оказалось недостаточным и наши войска снова имели успех у Галича, немцы совершенно заменили австрийские войска германскими, отослав полки своих союзников в Трансильванию. Это обнаруживало, что противник намерен весьма упорно оборонять Галич,—очевидно, считая, что наш успех у Галича открывает дорогу в тыл галицийского фронта, на Ходоров—Львов и этим угрожает весьма серьезно всему австро-германскому расположению в Галиции.
Таким образом, после первого нашего успеха в районе Галича, пришлось преодолевать упорное сопротивление уже одних германцев, лишь слегка усиленных турецкими войсками. Галичский участок фронта обратился в чисто-германский и, в связи с этим, обнаружил большое упорство сопротивления.
Из других наступательных операций—наступательная операция румын в Трансильвании продолжалась беспрепятственно.
Румыны наступали планомерно и систематически на всем 600-верстном фронте своей границы и, кроме крупнейших городов Трансильвании, Кронштадта и Германштадта, заняли также Оршову—знаменитые „Железные Ворота" на Дунае, находящиеся в районе соприкосновения трех границ: венгерской, сербской и румынской. Как оказалось впоследствии, австро-германский штаб для обороны в Трансильвании имел в первое время лишь 60 батальонов ландштурма, и только потом стали прибывать в Трансильванию венгерские полки с различных участков галицийско-волынского фронта, Тем не менее армия Кевеша оказалась не в силах приостановить наступление союзников в Трансильвании и, вынужденная одновременно обороняться на два фронта—румынский и наш буковинский, постепенно отходила из одного горного района в другой.
Очевидно, в виду такого серьезного беспомощного положения Трансильвании, германо-болгарские войска произвели наступление в Добрудже, — стремясь этим своим, ударом оттянуть румынские войска от трансильванской границы. Кроме того, это наступление имело, вероятно, в виду задачу помешать сосредоточению русско - румынских войск в Добрудже, для чего германо-болгарские войска стремились опрокинуть те румынские части на болгарской границе, которые прикрывали упомянутое выше сосредоточение.
Наконец, для болгар имело значение более глубокое продвижение в Добруджу и в том отношении, что в Добрудже Дунай и побережье Черного моря образуют две „сходящиеся" линии. Между тем, как известно, именно промежуток между Дунаем и побережьем Черного моря и представляет собою тот незащищенный раион болгарской границы, которому более всего угрожает опасность.
Поэтому болгары, очевидно, также преследовали продвижение вперед с целью занять более короткий фронт (так как линия Дуная и линия Черноморского побережья образуют „сходящиеся” линии), — чтобы, заняв такой более короткий фронт где-либо вблизи линии Черноводы — Кюстенде, этим „сэкономить“ войска и иметь больше сил для македонского фронта.
Наступление болгар, усиленных германскими войсками, вначале увенчалось успехом, и их значительным силам удалось занять небольшой порт Балчик на Черном море, а также предмостное укрепление Туртукая на Дунае, защищавшееся всего лишь одной румынской дивизией. Кроме того, болгары заняли город Добрин, бывший до войны штаб-квартирой 5-го румынского корпуса.
Однако помешать сосредоточению русско-румынских войск в Добрудже им не удалось, как им не удалось оттянуть румынские войска из Трансильвании. Сосредоточение русско-румынских войск состоялось, при чем болгары были сразу вытеснены из Добрича. Румынские же армии в Трансильвании, не считаясь с натиском болгар у Туртукая, продолжали настойчиво свою наступательную операцию, занимая все новые и новые пункты, и в то же время наши войска продолжали теснить армию Кевеша на северной границе Трансильвании, у Буковины.
Таким образом на всех фронтах войны можно было отметить новые вспышки наступления, при чем австро-германцам приходилось удерживать натиск на довольно большом числе фронтов. В результате недостаток резервов вынуждал их жертвовать одними фронтами ради удержания других, и первой такой жертвой оказалась Трансильвания, где сопротивление противника оказалось слабее всего.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 19 (06) сентября 1916 года
Первая мировая война. 20 (07) сентября 1916 года
Первая мировая война. 21 (08) сентября 1916 года
Первая мировая война. 22 (09) сентября 1916 года
Первая мировая война. 23 (10) сентября 1916 года
Первая мировая война. 24 (11) сентября 1916 года
|