19 (06) января 1917 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
6-го января 1917 года.
Западный фронт
В ночь на 5-е января в районе Михалова (к северо-востоку от Барановичи) частями одного из наших полков было произведено нападение на две заставы противника. Обе заставы были захвачены, при чем 17 немцев было взято в плен, а остальные переколоты.
Противник огнем тяжелой артиллерии обстреливал лощину у с. Бубнов.
В районе Зборова, противник, разрушив местами артиллерийским огнем наши проволочные заграждения, перешел в наступление на наши части, расположенные на высотах к юго-западу от Зборова, и, несмотря на огонь нашей артиллерии, небольшая часть его ворвалась в наши окопы, но тотчас же была выбита подошедшими резервами положение было восстановлено.
Румынский фронт
В долинах рек Тротуса и Ойтоса противник редким огнем тяжелой артиллерии обстреливал м. Окна ж д. Богданешти.
На остальном фронте редкая перестрелка и поиски разведчиков.
В районе Бараса (в 15 верстах к югу от горы Ла-Мунтелу) противник пытался переходить в наступление, но был отброшен огнем.
К юго-востоку от Ракот Яш противник переходил в наступление, но успеха не имел. На этом участке неприятель вел огонь исключительно разрывными пулями.
К юго-западу от Пралеа бои продолжались. Наши разведчики, переправившись через р. Путна, в районе Олесесчи (в 16 верстах к северу от Фокшаны), уничтожили неприятельскую заставу, переколов большую часть людей и захватив остальных в плен. Противник под прикрытием сосредоточенного огня легкой и тяжелой артиллерии повел наступление значительными силами на фронте Нанесчи—устье р. Рымник и оттеснил наши части к р. Серет.
Кавказский фронт
Ничего существенного не произошло.
Наступление двух турецких батальонов на наши части, расположенные восточнее Кемаха было отбито.
ТЕЛЕГРАММЫ
Западный фронт
ОДЕССА, 6-го января. В осведомленных кругах получены сведения, что к югу от Галаца наши войска захватили неприятельскую деревню и отбили все атаки неприятеля. Отмечаются также успешные действия румын в Карпатах. (ПТА).
РИГА, 5-го января. После упорных атак неприятеля на наши части в Калнцемском районе боевое оживление сказывается только в сильном артиллерийском состязании. Неприятельская артиллерия на некоторых участках действует беспрерывно. Наша артиллерия удачно отвечает ей, заставляя зачастую вражеские батареи замолчать и нанося большой вред неприятельским укреплениям.
На одном из участков рижского фронта германцы пускали на нас волны удушливого газа, которые, однако, не достигли наших позиций и не причинили нам вреда.
На газовую атаку наша артиллерия отвечала сильным огнем, произведшим разрушение в неприятельских траншеях.
Несмотря на крепкие 15-ти градусные морозы, усиленная воздушная разведка идет с обеих сторон.
Нашими летчиками произведены удачные полеты в тылу вражеского расположения. (ПТА).
РИГА, 5-го января. С наступлением ясной погоды, воздушная разведочная деятельность на рижском фронте усилилась.
4-го января над Ригою появился вражеский аэроплан. Сбросив на окраине города бомбу, самолет, будучи интенсивно обстрелян нами, скрылся в сторону неприятельских позиций. (ПТА).
Французский фронт
ГАВР, 5-го (18-го) января. Официальное бельгийское сообщение от 5-го января:
«В районе Рамскапелле, Диксмюд и Хет-Саса происходит артиллерийская перестрелка.
В направлении Стеенстрате происходит оживленный бой ручными гранатами». (ПТА).
ГАВР, 6-го (19-го) января. Бельгийское официальное сообщение:
«Артиллерийские бои с большим напряжением происходили в районе Рамскапелле.
На остальном протяжении фронта наблюдались обычные военные действия». (ПТА).
ПАРИЖ, 5-го (18-го) января. Официальное сообщение от 5-го января, 11 часов вечера:
«Довольно серьезная артиллерийская перестрелка происходит в Вогезах, Лотарингии и в районе Суассона.
На остальном протяжении фронта спокойно». (ПТА).
ПАРИЖ, 6-го (19-го) января. Официальное сообщение от 6-го января 1 час. дня:
«На всем фронте ночь прошла спокойно». (ПТА).
ПАРИЖ, 6-го (19-го января). Официальное сообщение от 6-го января, 11 часов вечера:
«В течение дня наша артиллерия энергично боролась с неприятельской артиллерией на участках к востоку от Оберива, у высоты «304» и фермы Шамбретт. (ПТА).
ЛОНДОН, 6-го (19-го) января. Вечернее официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от 5-го января:
«К северу от Бокура на Анкре мы в течение ночи снова продвинулись несколько вперед, вследствие удачной артиллерийской подготовки на этом участке, о которой упоминалось вчера.
К северо-востоку от Калонна во время произведенного нами нападения, о котором сообщалось вчера, нами с успехом была взорвана одна мина.
К востоку от леса Гренье и к востоку от Пледстрета нами в течение дня были обстреляны германские оборонительные укрепления.
К югу от Сайи-Сайизель и к востоку от Бетюна развивает свою деятельность германская артиллерия». (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ. 6-го (19-го) января. Официальное итальянское сообщение от 5-го января:
«Снег и метель препятствовали деятельности наших войск на гористых участках фронта.
На Карсо неприятельская артиллерия и аэропланы проявили более усиленную деятельность против наших передовых линий.
Наши батареи, развив сильный ответный огонь, подстрелили 2 аэроплана противника, из которых один упал перпендикулярно вблизи Брестовеца, а второй, перевернувшись несколько раз в воздухе, упал недалеко от Наста-Правиц.
В Албании 3-го января один из наших кавалерийских отрядов занял Сализей и Арру к северо-востоку от Греми и по соседству дороги Прикавица-Корица». (ПТА).
Балканский фронт
ПАРИЖ, 6-го (19-го) января. Из Солуни сообщают:
«Франко-русский отряд высадился на Афонском полуострове и занял находящиеся там монастыри, как для защиты одних из них, так и вследствие необходимости наблюдать за другими.
Некоторые из этих монастырей, общее число которых достигает 21, из них 18 греческих, один русский, один сербский и один болгарский, были замечены, как центры антивенизелистской пропаганды и пункты, где получали снабжение неприятельские подводные лодки». (ПТА).
СОЛУНЬ, б-го (18-го) января. Положение на солунском фронте остается без перемен. (ПТА).
Турецкий фронт
РИМ, 6-го (19-го) января. Министерство колоний сообщает:
«Сулейман эля-Баруни, известный агитатор в Джебель-Дейре, бежавший из Триполитании, вернулся туда, снабженный турецко-германскими деньгами, и заявил, что послан турецким султаном с целью организовать и руководить восстанием против Италии.
Баруни соединился в западной Триполитании с партиею Махди-Сунни и с партиею Калифа-бен-Аскара, сосредоточив против покорного Италии населения в Зуаре и Нуайле, три сильных колонны численностью свыше 6.000 человек.
Когда неприятельская кавалерия, сосредоточившая двинулась на Зуару, генерал Амельо, для защиты верного Италии населения и для разгрома неприятельской коалиции, приказал 2-го января генералу Латини атаковать вооруженные силы Баруни.
Сражение завязалось в 9 час. 30 мин. и продолжалось с большой энергией до 2 час. 30 мин., причем численность врагов была установлена в пять тысяч человек.
Сражение отличалось упорным характером; однако, обход левого фланга противника обеспечил нам победу.
Восставшие, тем не менее, пытались произвести ожесточенную атаку на наш правый фланг, и были отброшены и обращены в бегство.
Неприятель оставил на месте сражения 408 убитых и множество ружей.
Полагают, что общие потери восстанцев достигают приблизительно цифры в 1.000 человек, и что среди убитых находится Осман-бен-Аскар брат Калифа-бен-Аскара.
Наши потери невелики. Поведение наших войск было превосходно; среди них царит весьма бодрое настроение духа.
Преследование бегущего неприятеля продолжается». (ПТА).
Война на море
КОПЕНГАГЕН, 5-го (18-го) января. Датский пароход "Омск" в 2.000 тонн с грузом угля, на пути из Англии в Италию потоплен миною в Ламанше. (ПТА).
ЛОНДОН, 6-го (19-го) января. Ллойд сообщает, что норвежский пароход «Веrganhus», по всей вероятности, потоплен. (ПТА).
РИМ, 6-го (19-го) января. «Соuriеrе della Sera» приводит некоторые данные об операциях итальянских подводных лодок в Адриатическом море.
Возле Пунта-Нера, вдоль Истрийского побережья одна из подводных лодок, искусно миновав целый ряд мин, потопила два крупных транспорта нефти, назначавшихся для нужд австрийского флота.
На следующую ночь другая подводная лодка, несмотря на бдительный надзор австрийцев, проникла в канал острова Лунги и потопила судно вместимостью в 10 тысяч тонн, нагруженного военным материалом. Другое судно было обращено в бегство. (ПТА).
Военный обзор
На главном русском фронте
— «Неужели же то, чего нашему врагу не удалось добиться в течение 30-ти месяцев кровопролитнейшей войны, удастся ему достигнуть теперь?» задается вопросом император Вильгельм в опубликованном им последнем воззвании к германскому народу по поводу неудачных предложений начать мирные переговоры с державами Согласия.
Как бы в ответ на тревожный тон этого воззвания, облетели весь свет недавно сказанные слова одного из выдающихся наших стратегов и полководцев, который на рубеже 1917 года вполне определенно и с глубокой верой в своей правоте перед лицом представителей своих армий заявил, что он убежден в том, что в наступившем году враг будет наконец окончательно разбит.
— «Истекший год я считаю,—заявил генерал-адъютант Брусилов,—хорошим годом, так как он положил предел успехам противника и показал, что злобный враг уже значительно ослаб».
Отмечая, что 1915 год, явившийся годом тяжелых неудач и испытаний не прошел для русской армии бесследно, и сделал последнюю еще более сильной чем прежде, главнокомандующий нашими армиями юго-западного фронта подчеркнул второстепенное значение понесенных румынской армией неудач в горах и долинах Валахии.
В своей захватывающей новогодней речи генерал Брусилов, лишь вскользь обмолвившись о той грандиозной работе, которую проделали его армии с мая по июль месяцы минувшего года на Волыни, в Галиции и Буковине, как бы молчаливо признал тот факт, что эта выдающаяся операция является лишь прелюдией той грандиозной работы, которую предстоит еще завершить всем русским армиям на фронте между берегами Балтийского и Черного морей.
Лондонские газеты, весьма дружно отметившие недавнюю победу русской армии на Рижском фронте, с тою же отличительною характерностью, как и в речи генерала Брусилова, подчеркнули, что они выражают свое полное удовлетворение не столько по поводу того, что русские войска захватили у озера Бабит более 30-ти германских орудий, сколько потому, что этот успех на русском фронте является новым и лучшим доказательством (после летнего Брусиловского удара) полной боевой готовности России в тот момент, когда наступит время прорвать самые искусные и сильные оборонительные линии неприятеля.
Французы и англичане, упомянул в своем обращении к чинам штаба армий юго-западного фронта генерал-адъютант Брусилов, принесли нам ряд блестящих побед над германцами, которые, в связи с тяжелым поражением австрийцев на юге России, создали большую чувствительность и серьезные недочеты на всем австро-германском фронте и заставляют наших противников до крайности увеличивать общее боевое напряжение их армий и населения держав центрального союза.
Весьма яркое подтверждение столь глубокой и уверенной мысли русского национального героя мы находим в недавних сообщениях нейтральных источников, которые, коснувшись последнего выступления германского военного министра генерала фон-Штейна в рейхстаге, отметили, что последний высказал свой взгляд, из коего довольно ясно можно было видеть, что империя Гогенцоллернов уже начинает изнемогать в борьбе.
Еще не успел я получить официальный акт о назначении моем военным министром,—заявил генерал фон-Штейн,—как на мое имя посыпались многочисленный письма и жалобы от отдельных лиц и целых корпораций. Я не буду цитировать эти письма; каждый из членов высокой палаты догадается о их доподлинном содержании,—заявил новый германский военный министр,—призывая население страны к новым жертвам и лишениям.
Самоотвержение немецкого народа не должно дойти до крайнего предела, говорил генерал фон-Штейн, не задаваясь вопросом о том, на какие успехи и результаты он в этом случае в общем рассчитывает. Забрасывающим меня письмами и жалобами гражданам необходимо помнить, что быть может впереди ожидают нас "еще более, тяжелые жертвы". В то время, как немецкому народу нужно еще больше подготовиться к упорной борьбе, получаемые письма указывают, что некоторая часть германского населения, к сожалению, уже "начинает терять свой высокий дух".
Сопоставляя последнюю речь германского военного министра, полную внутреннего трагизма, с недавним воззванием императора Вильгельма, в котором он умоляет каждого немца и каждую немку удвоить силы для дальнейшей борьбы, невольно приходишь к заключению, что в рядах противника, невзирая на последний шумный успех против Румынии, царит большое смущение по поводу истинного положения всего центрального союза.
«Они находятся при последнем издыхании»,— сообщает своему отцу в особо зашифрованном письме сын одного из высокопоставленных лиц в Париже, находящийся сейчас в германском плену.
Не вдаваясь в излишний оптимизм, однако нельзя не отметить, что, при всех отмеченных выше сопоставлениях, наступающий 1917 год начинается при самых благоприятных предзнаменованиях для всех армий согласия и, особенно, для главного русского фронта, где противник не только не имел в течение минувшего года ни одного серьезного успеха, но даже потерпел ряд крупных неудач.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 15 (02) января 1917 года
Первая мировая война. 16 (03) января 1917 года
Первая мировая война. 17 (04) января 1917 года
Первая мировая война. 18 (05) января 1917 года
Первая мировая война. 19 (06) января 1917 года
Первая мировая война. 20 (07) января 1917 года
|