16 (03) июня 1915 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
3 июня.
В шавельском районе — без существенных перемен. Бои продолжаются.
На наревском фронте неприятель в ночь на 1-е июня вел безрезультатную атаку в направлении Мышинец—Вах, а днем того же числа предпринял несколько частных атак в районе к северу от Прасныша, успешно отраженных нами.
В Галиции германцы, пополнив свои потери и подвезя новые силы, впервые обнаруживаемые на нашем фронте, с 30-го мая вновь повели наступление в ярославском районе, на правом берегу Сана, при поддержке весьма сильной артиллерии. После упорных боев в течение трех суток мы уступили неприятелю некоторое пространство на правых берегах Любачевки и Вишни.
На Днестре мы произвели 31-го мая успешные контратаки на левых берегах Тисменицы и Стрыя, причем нами захвачено до 1.200 пленных с 29-ю офицерами и 7-ю пулеметами.
В тот же день германцы повели атаку на южном участке жидачевской предмостной позиции и овладели селением Рогузна.
С рассветом следующего дня нами произведена успешная контратака, в течение коей при взятии селений Рогузно и Журавков нами захвачено одно орудие в запряжке и несколько пулеметов.
Германцы, выкинув здесь белые флаги, затем предательски открыли огонь. Вследствие этого стремительным штыковым ударом они были нами переколоты.
Неприятель 1-го июня продолжал атаку предмостной позиции у Нижниова, вводя в бой значительные силы с многочисленной артиллерией. Здесь за 31-е мая при отражении атак нами захвачено свыше 1,500 пленных.
Между Днестром и Прутом от Черновиц мы отошли за нашу государственную границу.
От штаба Кавказской армии
3 июня.
31-го мая на ольтинском направлении — перестрелка.
Нашими войсками занято селение Сорп, на юго-западном берегу Ванского озера.
Германский театр военных действий
3-го июня.
В шавельском раионе, а равно и в западном от среднего Немана особых перемен не произошло. Все атаки германцев нами отбиты.
На наревском фронте за сутки боев не было.
На Бзуре выше Сохачева нами отражена атака небольших сил германцев.
Галицийский театр военных действий
3-го июня.
На днестровском фронте в ночь на 8-е июня на участке между реками Тисменницей и Стрыем неприятель был отброшен в беспорядке. Всего на Днестре выше Журавна за 1-е и 2-е июня нами взято в плен 202 офицера, 8,544 нижних чина, и захвачено 6 орудий и 21 пулемет, зарядные ящики, обоз и другая добыча.
Неприятель 2-го июня переправился через Днестр выше и ниже Нижниова. Части, переправившиеся выше Нижниова, были нами уничтожены, а части, переправившиеся ниже названного пункта, в своем наступлении остановлены.
На хотинском направлении, между Прутом и Днестром, мы потеснили неприятельские части.
Представление о масштабе разыгрывавшихся в мае и начале июня событиях в Галиции может дать обзор хода сражения на 60-верстном фронте от Тисменницы до Свики, где действует лишь одна из шести армий, бросившихся в Галиции на нас.
Значение стрыйскаго направления заключается в том, что оно ведет в обход нашего фронта, противопоставленного фаланге Макензена. Успех неприятеля от Стрыя к Львову дал бы решающее значение наступлению Макензена, которое в противном случае сохраняет характер стратегически бесплодных лобовых ударов. Все же, указанный участок Днестра, уже по численности развернутых на нем сил, не является главным районом борьбы.
2-го мая неприятельская армия, поспешно следовавшая за нашими войсками, отходившими с Карпат, наткнулась на наше сопротивление в районе к востоку от Дрогобыча у Стрыя и Болехова.
К 6-му мая неприятель ввел в бой все свои силы, но через два дня, потеряв десятки тысяч людей, вынужден был прервать наступление. Единственный его успех за неделю боев заключался в уклонении нашего правого крыла у Слоньско, под влиянием угрозы обхода. Эту неделю мы держались пассивно, ограничиваясь уничтожением приближавшегося к нашим окопам неприятеля. Затем в течение четырех дней, неприятель подтягивает тяжелую артиллерию, пополнение и с 12 го мая начинает решительную атаку. На пятый день боев наступает перелом: сильному корпусу Ботмера, из трех германских дивизий, удается с невероятными жертвами захватить Стрый, в районе же Болехова мы, заметив истощение атаковавших австрийцев, образовавших правое крыло неприятельской армии, перешли в наступление и погнали их назад.
Между 17-м и 19-м мая представлялось неясным, будем ли мы пытаться окружить прорвавшихся у Стрыя германцев, или отойдем к Днестру.
Общая обстановка в Галиции привела к последнему решению.
В ночь на 21-е мая неприятель демонстративно атакует наши предмостные позиции на направлении к Миколаеву, с потерей в несколько тысяч человек, а главный удар корпусом Ботмера ведет в более восточном направлении. Атака на Жидачев отбита, но у Журавна в ночь на 24-е мая, Ботмер переправляется через Днестр и к 26-му мая занимает на левом берегу участок в 200 верст по фронту и 16—в глубину.
26-го и 27-го мая германское ядро терпит здесь решительное поражение и отброшено за Днестр. Однако, уже 31-го мая, поддерживая общий переход неприятеля в наступление, командующий неприятельской армией вновь бросает в атаку остатки своих полков, направляя главные силы германского ядра по правому берегу Стрыя на предмостную позицию у Жидачева.
Ко 2-му июня выясняется новая неудача неприятеля. Только у Березницы Крулевской было заколото нами и предано земле 1,000 германцев, злоупотребивших белыми флагами.
С 15-го мая по 2-е июня на этом участке нам досталось до 40,000 пленных с 860 офицерами, 100 с большим лишком пулеметов, две дюжины орудий. Общая же потеря неприятеля за месяц на этом шестидесяти верстном фронте от 120 до 150 тысяч человек.
Каждый день к неприятельской армии спускались с Карпат густые колонны пополнении. Многие из маршевых частей, первоначально направлявшихся в Восточную Пруссию, находили в конце концов свою судьбу в долине Стрыя, а некоторые маршевые части вступили в бой самостоятельно, не успев влиться в указанные им части. Кроме того, значительные подкрепления были переброшены на этот участок из Самбора, из района армии Бем-Ермоли.
В настоящее время в рядах неприятеля на направлении к Миколаеву обнаруживаются серьезные признаки деморализации.
Любопытно проследить, как в неприятельских официальных сообщениях отражались события на Днестре. Каждый шаг вперед германцев отмечался сообщением победы, русские бегут в полном беспорядке. На следующий день сообщение гласило: «Наша армия успешно сдерживает натиск русских», а на третий день оповещалось, что в этом районе русские располагают крупными силами. Такой цикл был проделан в неприятельских сообщениях за месяц боев на Днестре три раза.
Франко-Бельгийский театр военных действий
3-го июня.
К северу от Ипра британские войска овладели линией германских траншей. Территорию, занятую на запад от Лабассэ, им не удалось удержать.
В секторе, к северу от Арраса, французы продвинулись вперед в нескольких пунктах, в особенности к востоку от Лоретт и на юго-запад и юг от Сушэ, а также в Лабиринте.
К югу от Арраса германцы подвергли ожесточенной бомбардировке позиции, которые были ими утрачены в районе фермы Туван: однако, они не производили атак пехотой. У фермы Кенвьер, отразив несколько неприятельских контратак, французы развили успех в северо-западном направлении от занятых ими траншей.
Город Реймс подвергся бомбардировке: по городу было выпущено около 100 снарядов, в том числе несколько зажигательных; около десяти бомб попало в собор.
В Вогезах французы имели значительный успех на обоих берегах верхнего Фехта. На северном берегу этой реки они завладели Браункопфом и взяли в плен 340 не раненых германцев, среди которых 4 офицера и завладели также большим количеством военного снаряжения, в том числе множеством ружей и 500,000 патронов.
Обзор военных действий «Армейского Вестника»
за 28 мая
На рассвете 25 мая проходивший к Пасачне неприятельский блиндированный поезд был обстрелян налей артиллерией и ушел на юг.
В тот же день наступление противника в районе Жидачева отбито нашим огнем, причем нами захвачено в плен 6 офицеров и 284 нижних чина,—все мадьяры,—два пулемета и несколько сотен винтовок. В ночь на 26 мая в районе Жидачева некоторые наши части перешли в наступление, сбили противника с занимаемых позиций и захватили 510 пленных и 5 пулеметов. Утром 26 мая деревня Хруцко захвачена у нас на рассвете и того же числа снова занята нами.
В районе Угартсберга наши части, отразив атаку неприятеля, сами перешли в контрнаступление и отбросили его, захватив 5 офицеров и 120 нижних чинов. В течение дня 26 мая наши части продолжали развивать свой успех, сбивая противника с его позиций, и до 8 часов вечера взяли в плен еще 30 офицеров и 900 нижних чинов и захватили два пулемета. Некоторые наши части в тот же день переходом в атаку овладели деревнями Меденице, Лапшин и Голешов.
При овладении деревнями Медеденице и Букачевцы нами взято в плен б офицеров и 200 нижних чинов. К вечеру 26 мая наши части, тесня противника, заняли деревню Деменку Лесну, захватив в плен 13 офицеров, 12 кадет и 632 низших чина и взяв 1 пулемет и обоз. Другими нашими частями взяты деревни Букачевцы и Литыня, при чем в этом районе нами захвачено 21 офицер и 1050 нижних чинов и пулеметы.
В районе к северо-западу от Меденице австрийцам удалось нас потеснить, но в 5 часов вечера наши части, перейди в контратаку, не только отбросили противника, но, продолжая наступление, к вечеру овладели его первым рядом окопов, и в 6 часов утра 27 мая неприятель был опрокинут, и наши части овладели высотами западнее Эдите и деревни Криницы, захватив при этом 4 офицера, 250 низших чинов и 4 пулемета.
В других направлениях наши части продолжают безостановочно продвигаться вперед, не встречая особенно сильного сопротивления противника.
В заднестровском районе с утра 25 мая на фронте Войнилов--Беднарув наши части были атакованы неприятелем силою около дивизии. Нашим огнем эта атака остановлена.
В районе Надворной попытка неприятеля перейти в частичное наступление отбита нашим огнем. В районе Неподокоутца противник пытался перейти в наступление, кончившееся для него неудачно.
Около 5 часов дня 26 мая в районе к северо-западу от Коломыи неприятель перешел в наступление. Атака противника была отбита нашим огнем. В то же время шли ожесточенные бои в районе деревень Хоньковце, Святынь и Орошени, где неприятелю сначала удалось захватить эти пункты, но с нашей контратакой, закончившейся ожесточенным рукопашным боем, эти деревни снова перешли в наши руки.
В районе Черновиц без перемен.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 13 июня (31 мая) 1915 года
Первая мировая война. 14 (01) июня 1915 года
Первая мировая война. 15 (02) июня 1915 года
Первая мировая война. 16 (03) июня 1915 года
Первая мировая война. 17 (04) июня 1915 года
|