05 марта (21 февраля) 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
21-го февраля 1916 года
Западный фронт
У Иллукста нами вчера было взорвано 14 горнов, за образовавшиеся воронки велась ожесточенная борьба; 6 воронок прочно заняты нами. В одной из воронок немцы, понесшие большие потери, окружены в полуразрушенном блогкаузе. Около 3-х часов ночи 20-го февраля немцы после полуторачасовой артиллерийской подготовки атаковали д. Алсевич южнее м. Крошин (10 верст восточнее ст. Барановичи), атака была отбита огнем.
На фронте войск генерала Иванова нашими разведчиками истреблено несколько неприятельских полевых караулов. Кроме того нашими разведчиками занят передовой неприятельский окоп у предмостного укрепления в районе Михалче (северо-западнее Усечко) и отбито три контратаки противника, пытавшегося овладеть этим окопом.
На Днестре у Замушина нами взорваны горны, взрывом разрушена часть неприятельских заграждений. Воронка и отдельные передовые окопы противника заняты нашими частями.
Кавказский фронт
I.
Преследование турок продолжается.
II.
По дополнительно полученным сведениям, в сражении под Битлисом, наши войска в метель и вьюгу, ночью, без выстрела, атаковали неприятельскую позицию. Штыковой удар последовал около трех часов ночи, турки после упорного сопротивления были выбиты. Турецкая артиллерийская позиция была взята после рукопашнаго боя, причем отчаянно дравшиеся защитники позиции были все перебиты.
На позиции и при преследовании взято всего 20 орудий, все в исправном виде, часть их новейшей крупповской системы. Кроме того, на позиции взято много ружейных патронов и артиллерийских снарядов, а в самом Битлисе захвачен большой артиллерийский склад. При преследовании много турок было изрублено. Число взятых пленных повысилось, причем одних офицеров взято до сорока человек.
Западный фронт
21-го февраля
Значительных боевых столкновений не происходило.
Кавказский фронт
21-го февраля
Победное наступление кавказской армии продолжалось.
Франко - англо - бельгийский фронт
ГАВР, 18-го февраля (2-го марта). Бельгийское сообщение:
«На всем протяжении фронта, в особенности в северной его части, происходит артиллерийский бой. В направлении Стеенстрате идет бой с применением ручных бомб».
ЛОНДОН, 18-го февраля (2-го марта). Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:
«Утром мы атаковали и вновь захватили траншеи на обрыве на берегу канала Пир— Коммин, которые были нами потеряны 1-го февраля, а также заняли небольшой выступ первоначальной германской линии. Через несколько часов мы отразили неприятельскую контратаку и захватили 180 пленных, в том числе 4 офицеров. Германские минные галереи в захваченных траншеях были уничтожены. Сегодня происходила сильная артиллерийская перестрелка на фронте от Фирстрота до Бусинге».
ПАРИЖ, 18-го февраля (2-го марта). Официальное сообщение от 18-го февраля, 11 час. вечера:
«В Бельгии наша артиллерия подвергла разрушительному огню германские укрепления к востоку от Стеенстрате. Между Соммой и Уазой, в районе Боврень, нашими батареями разрушено неприятельское полевое укрепление.
В Шампани германский летчик подвергся обстрелу с наших батарей близ Сюипп, причем аппарат, объятый пламенем, упал в неприятельских линиях.
В Аргоннах мы подвергли сосредоточенному обстрелу лес Шеппи, к северу от Лагаразэ.
В районе к северу от Вердена и в Вевре деятельность неприятельской артиллерии, несколько уменьшившаяся в предшествовавшие дни, за день значительно усилилась на всем протяжении фронта и преимущественно у Мортомм, высоты Пуавр и в Дуомонском раионе. В последнем пункте бомбардировка сопровождалась несколькими атаками пехоты, имевшими крайне ожесточенный характер. Ряд этих атак был отражен нашими войсками, огонь которых рассеивал неприятельские ряды. Наши батареи всюду энергично отвечали на огонь и бомбардировало неприятельские сообщения.
К северо-востоку от Сен-Миэля, наши дальнобойные орудия обстреливали железнодорожную станцию Виньель, причем, по сообщению наших наблюдателей, произошло два пожара, были отмечены попадания в несколько поездов и произошел взрыв локомотива.
В верхнем Эльзасе артиллерия обеих сторон проявила усиленную деятельность в секторе Сеппуа. В последнюю ночь одна из наших воздушных эскадр сбросила 44 снаряда различных калибров над железнодорожной станцией Шамблэ, которая, по-видимому, сильно повреждена. Несмотря на оживленный обстрел, наши летчики благополучно вернулись в свои линии. В течение дня наши летчики также сбросили 40 бомб над станцией Бенсдорф и 9 бомб над неприятельскими сооружениями в Аврикуре».
ПАРИЖ, 19-го февраля (3-го марта). Агентство Гаваса сообщает:
«Десятый день большого сражения подтверждает впечатление об общем замедлении, наступившем в операциях и ощущающемся уже четыре дня. Среда явилась новым днем застоя в районе Вердена, как и на остальном протяжении фронта. Германцы не возобновляли общей атаки, и действия их имели исключительно местный характер.
Возможно, что неприятель подготовляет новую атаку против Вердена; однако, французские позиции представляются достаточно прочными и способными противостоять штурму. Возможно также и то, что германцы подготовляют атаку на другом пункте фронта и пользуются днями затишья для перевозки снаряжения. Наконец, возможно и то, что затишье данного момента вызвано значительным истощением запасов людей и снарядов. Но так же как и за вчерашний день, ожесточенные штурмы не привели к прорыву нашего фронта, французская армия и теперь готова отразить новые атаки и каждый день дает новые основания для большой надежды и уверенности».
Итальянский фронт
РИМ, 18-го февраля (2-го марта). Сообщение итальянской главной квартиры от 18-го февраля:
«Незначительная неприятельская атака близ Мартера, в долине Сугана, нами отражена. Наша артиллерия крупного калибра подвергла удачному обстрелу железнодорожную станцию в Тоблаке. На всем фронте Изонцо продолжала стоять дурная погода, а в более возвышенных зонах шел снег. Тем не менее, наши разведочные отряды были очень деятельны и, продвинувшись к самому неприятелю, беспокоили его ружейным огнем и бросали в траншеи ручные бомбы. Артиллерии удалось обстрелять важные пункты, в том числе станцию Санта-Лучия у Тольмино. Одна из наших батарей, смело заняв выгодную позицию, открыла внезапный огонь и удачно обстреляла неприятельские лагерные расположения, позади Подгоры».
Военный обзор
Стратегическое значение Битлиса
В сообщении Штаба Верховного Главнокомандующего сообщается о взятии Битлиса, который является важным стратегическим пунктом. Битлис находится в 20 верстах к юго-западу от озера Ван и служит связью между группами турецких войск действующих в районе Муша и Урмийского озера. Занятием Битлиса весь район озера Ван переходит в наши руки. Разобщаются две вышеуказанные группы, таким образом устанавливается второй, после Эрзерумского, прорыв фронта турецкой армии. Кроме того Битлис является узлом дорог и открывает путь к Сеерту, представляющему собою узел путей, отходящих к Диарбекиру и к Багдаду. Расстояние от Битлиса до Сеерта—60 верст, от Сеерта до Диарбекира около 200 верст и от Сеерта до Багдада через Джезире и Мосул около 700 верст. Независимо от этого Битлис является важным политическим центром, так как в нем находилось управление битлисского вилайета, соответствующее нашему генерал-губернаторству.
Морской обзор
Девятнадцатый месяц войны на море
Минувший месяц прошел на морских театрах войны без особенно выдающихся событий, причем, как соотношение воюющих сил, так и их взаимное положение не изменились и флоты держав четверного согласия продолжали свою деятельность в том же направлении, в каком она велась в продолжении всего 1915 года. В этом месяце внимание всего мира было привлечено германскими выступлениями, пока только в печати, и в дипломатических сношениях с нейтральными державами, по поводу намерения Германии «усилить подводную войну». Затем обращает внимание появление в Атлантическом океане германских вооруженных пароходов, деятельность которых пока не определилась в более или менее ясном виде. Отдельно по морям и государствам деятельность морских сил представляется в следующем виде.
О деятельности русского флота в Балтийском море не было никаких ни официальных, ни заслуживающих доверия частных сообщений, что объясняется зимним временем и замерзанием части этого моря, на что указывалось 27-го января в телеграмме из Швеции, в которой говорилось о замерзании даже такого места, как Кальмар Зунд.
На Черном море наш флот проявлял весьма энергичную деятельность по наблюдению за Анатолийским побережьем, по блокаде входа в Босфор и в приморском районе, причем в последнем наши суда оказывали весьма существенную поддержку правому флангу нашей армии, продолжающей до сих пор свое наступление в пределы Азиатской Турции. Из отдельных событий на этом море известно о потоплении нашими миноносцами 19-го января у Анатолийского побережья 5 турецких груженых парусных судов.
22-го января наши миноносцы имели перестрелку с турецкими укреплениями у Загулдака и были атакованы подводной лодкой, атака которой не увенчалась успехом. После этого, 24-го января был произведен нашими гидропланами воздушный набег на этот порт, причем были разрушены сооружения угольных копей, подъездной путь, портовые сооружения и нанесены повреждения большому пароходу, стоявшему за молом, и нескольким мелким судам. Находившаяся здесь подводная лодка пыталась атаковать наш вспомогательный крейсер, когда он принимал на борт гидропланы, но тот увернулся от выпущенной в него мины и обстрелял лодку. В тот же день в приморском районе наши корабли обстреливали турецкие позиции.
26-го января миноносцы потопили у о-ва Кефкен германо-турецкий пароход в 500 тонн, а в приморском районе наши суда продолжали поддерживать правый фланг наших войск и 27-го января турки были выбиты из своих позиций на реке Архаве и в тот же день наши миноносцы потопили 7 парусных судов.
С 28-го января по 2 февраля, с небольшим перерывом из-за неблагоприятной погоды, наши суда и среди них один линейный корабль обстреливали турецкие позиции от мыса Пиренит до мыса Лорос, уничтожили у Вице-су 2 турецких батареи, а также и 2 каменных и 4 деревянных моста и потопили 8 турецких судов с провиантом и боевыми припасами для турецких войск.
3-го февраля Эрзерум был взять нашими доблестными войсками, а на берегу моря турецкие войска были отброшены за реку Вице-су.
4-го февраля наши суда разрушили мосты на приморской дороге западней Трапезонда и уничтожили 15 парусных судов.
К 7-му февраля наши войска при содействии судов флота отбросили турок за реку Беюк-Дере, а между Орду и Уние было потоплено 13 парусных судов.
8-го февраля наши суда поддерживали наступление пехотных частей на реке Фортуна и было сообщено об эвакуации турками Ризе и Трапезонда, откуда вывозились архивы и гражданское население.
10-го февраля у Босфора на нашу подводную лодку напали 2 турецких аэроплана, но она ушла от них под воду, а затем потопила турецкое парусное судно с углем. 11-го февраля наши миноносцы между Синопом и Чиве уничтожили 4 парусных судна, разрушили 3 моста и эстакаду и рассеяли караван, состоявший из 50-ти верблюдов и шедший под военным конвоем.
К 12-му февраля наши суда обошли болгарские и анатолийские берега и не встретили никаких ни военных, ни коммерческих судов, и в тот же день было сообщено, что хотя турки и продолжают занимать позиции на реке Фортуна, но наши суда мешают возобновлять им разрушенные нами укрепления, а 15-го февраля наш миноносец обстрелял вьючный караван, шедший из Трапезонда на запад с казенным грузом и архивами этого города.
Из других событий на этом море было известно о признании нашим призовым судом правильности захвата парохода «Фратели-ди-Мендель», который был задержан нашими судами в сентябре прошлого года у Рени (на Дунае) и хотя на нем был румынский флаг, но он оказался австрийским судном с грузом орудий, прожекторов и другого военного материала.
Наконец, 8-го февраля было сообщено о имеющем большое значение распоряжении румынского правительства о задержании в его портах всех судов, назначение грузов которых не выяснено, почему в Констанце оказалось задержанными много судов, готовившихся отойти в Константинополь с разными продовольственными продуктами.
Английский флот в Северном море продолжал свою деятельность по наблюдению за германским флотом. Никаких официальных сообщений о нем не имеется и только шведские, датские и норвежские газеты сообщали, что у входа в Скагерак, у юго-западной оконечности Норвегии и северных берегов Дании довольно часто были видны английские суда.
Подобные сообщения были 18-го января, 1-го февраля, 7-го февраля, а 11-го февраля у берегов Дании была слышна в море сильная канонада и рыбаки видели большую германскую эскадру, быстро уходившую на юг к устью реки Эльбы. Из других событий на этом море обращает внимание гибель 1-го февраля на мине у восточных берегов Англии легкого крейсера «Аре-туза», пожар, бывший 25-го января на вспомогательном судне «Пиль-Кестль» у Диля (около Дувра), потопление германским цеппелином 22-го января английского (бывшего раньше германским) парохода «Франц-Фишер» и гибель в тот же день в море цеппелина «L 19», который после набега на Англию 18-го января, у голландских берегов, был обстрелян береговыми батареями и должен был спуститься в море. Затем обращают внимание выдумки немцев, когда они распустили по всему миру сообщение, что их миноносцы в ночь на 28-е января встретили на Доггер-Банке отряд английских крейсеров, который обратили в бегство, причем крейсер «Арабик» был ими потоплен, а другой крейсер поврежден.
На самом деле, как потопленное, так и остальные три судна, вернувшиеся в английский порт, оказались, по сообщению английского адмиралтейства, простыми траулерами. Также оказалось совершенно неверным и германское сообщение, что во время набега цеппелинов на Англию ими были потоплены в устье реки Гумбер крейсер «Каролина» и 2 миноносца.
Что же касается германской подводной войны, то было сообщено за минувший месяц о потоплении 7 пароходов, из которых один был норвежским и один русским, а на германской мине у Дувра 1-го февраля погиб большой пассажирский пароход «Малоджа», причем погибло много людей. Из других событий английского флота следует отметить учреждение 10-го февраля в составе английского кабинета отдельного министерства блокады, с поставлением во главе его лорда Роберта Сесиль. Наконец в этом месяце английская печать усиленно занималась разбором германского меморандума о вооружении торговых судов и намерении германского правительства, начиная с 16-го февраля топить эти суда без осмотра и предупреждения и понятно в Англии не обратили никакого внимания на эти угрозы и единодушно решили не только не разоружить торговые суда в угоду Германии, но и усилить их вооружение.
В Средиземном море английские и другие, союзные нам морские силы проявляли энергичную деятельность и в разных его районах развивались различные военные операции. В Эгейском море и вообще в греческих водах союзные суда обеспечивали сообщение занятых их войсками районов у Салоник, Валлоны и острова Корфу с главными базами, а для борьбы с германскими подводными лодками и наблюдения за побережьем Малой Азии были заняты некоторые острова Архипелага и Ионического моря, т. е. Макронисос в группе Цикладских островов, Фоно вблизи острова Корфу, Самос у Малоазиатского побережья Отбино у острова Корфу и высаживались десанты на острова Митилена и Хиос.
Кроме того союзники запретили плавание частным судам в проливе Корфу, взяли под свой контроль пользование Коринфским каналом и вообще входы во все греческие порта находились под наблюдением союзных судов. Затем у побережья Малой Азии операции союзных судов оживили и 4-го февраля они бомбардировали Анивали, 6-го февраля—Вурлу и 8-го февраля у Базан-Дере, к юго-западу от Смирны, были высажены французские войска и греческие добровольцы, занявшие 3 турецких деревни.
Относительно операции у болгарского побережья были только известия о бомбардировке 21-го января Дедеагача, Макри и Лагоса, а у Дарданелл, по турецким сведениям, 27-го января английские крейсер и мониторы обстреливали турецкие позиции. В Мраморное море английские подводные лодки проникали довольно часто. Как об этом, так и о появлении их у Константинополя, сообщалось 25-го января, 3-го и 13-го февраля, причем всегда они топили турецкие суда с боевыми припасами.
У берегов Сирии союзные суда продолжали наблюдение за передвижением турецких войск и 9-го февраля подвергли усиленной бомбардировке турецкие позиции, главную квартиру сирийской армии и разрушили германское консульство в Кайфе. У этих же берегов погиб 26-го января старый французский броненосный крейсер «Адмирал Шарнер» по одним сведениям потопленный германской подводной лодкой, и по некоторым другим натолкнувшийся на плавучую мину.
Что же касается деятельности германских подводных лодок, то она была очень стеснена принятыми союзниками мерами, причем сообщалось о захвате трех из этих судов в греческих водах. За минувший месяц этим лодкам удалось потопить 6 пароходов, среди которых был 1 шведский, и 13-го февраля погиб между островами Мальта и Мелос французский вспомогательный крейсер «Прованс II», причем пока не установлено точно, был ли он потоплен одной из этих лодок.
В. Э.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 01 марта (17 февраля) 1916 года
Первая мировая война. 02 марта (18 февраля) 1916 года
Первая мировая война. 03 марта (19 февраля) 1916 года
Первая мировая война. 04 марта (20 февраля) 1916 года
Первая мировая война. 05 марта (21 февраля) 1916 года
Первая мировая война. 06 марта (22 февраля) 1916 года
|