04 мая (21 апреля) 1915 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
21 апреля.
К западу от Немана 19-го апреля бой велся на верхнем течении реки Шешупы.
Вечером 18 апреля неприятельский батальон атаковал деревню Сосня, близ Оссовца, но был рассеян огнем крепости.
На Бзуре более крупные стычки происходили близ селения Мистржевице.
Начиная с вечера 18-го апреля, на фронте от нижней Ниды до Карпат в районе Гладышева развиваются боевые действия, отличающиеся особым упорством.
По левому берегу Вислы в течение ночи на 19-го апреля неприятель вел 6 атак, которые мы отразили.
В районе Тарнова и южнее артиллерийский огонь достиг большой силы, и отдельные бои ведутся со значительным напряжением.
На стрыйском направлении, юго-восточнее Головецко, мы овладели горой Макувка, при чем захватили 300 пленных с 10 офицерами.
На Днестре 18-го апреля у Залещики неприятель вел две безрезультатных атаки.
19-го апреля черноморский флот бомбардировал форты Босфора. Огонь был очень действителен. На форте Эльмас произошел большой взрыв и пожар. Турецкие батареи энергично, но безрезультатно отвечали. Нами уничтожен груженый углем пароход и два больших парусных судна.
От штаба Кавказской армии
21 апреля.
18-го апреля на артвинском направлении попытки турок перейти в наступление отбиты.
В районе Хой — Дильман идет бой между нашими и турецкими войсками.
На прочих направлениях — без перемен.
С театров военных действий
Германский театр военных действий
21-го апреля.
Против Либавы в море обнаружены неприятельский крейсер и мелкие суда. В районе Россиев наше продвижение идет успешно.
На правом берегу Оржица вечером 21-го апреля нами отбита, с большими для неприятеля потерями, стремительная атака германцев, произведенная ими после полуторачасовой подготовки ураганным огнем.
Восточнее Млавской железной дороги нам удалось внезапным ударом овладеть фольварком Помяны.
Австрийский театр военных действий
21-го апреля.
В Галиции сражение между Вислой и Карпатами развивается с прежним упорством. Германцы ввели в боевую линию новые значительные силы, поддержанные весьма многочисленной артиллерией. Неприятель при повторных массовых атаках понес огромные потери. Некоторые наши части после упорных боев отошли на вторую линию укреплений.
На стрыйском направлении мы развивали свой успех на отрогах Макувки. Число взятых нами здесь пленных достигло 2,000 при 40 офицерах. Неприятель в беспорядке отброшен на значительное расстояние.
Турецкий театр военных действий
21-го апреля.
На приморском направлении перестрелка продолжается.
На ольтинском направлении наше наступление продолжается, и турки медленно отходят под натиском наших войск.
В районе Дильмана турки после поражения отошли в горы, где, получив подкрепление, укрепляются.
Франко-Бельгийский театр военных действий
21-го апреля.
Продвижение союзников в Бельгии в районе Стеенстрате продолжалось.
В Шампани, близ Босежура, германцами предприняты были три последовательные атаки, которые все отражены, причем неприятель понес чувствительные потери.
В Аргоннах французы продвигались вперед.
Новая атака, предпринятая французами, позволила увеличить запятую ими часть Лепретрскаго леса.
К северу от Ипра германцы вчера поздно вечером атаковали левый сектор британского фронта, но были отражены и, обстрелянные с фланга французской артиллерией, понесли серьезные потери.
Вечером 21 апреля французы захватили одну германскую траншею и продвинулись вперед между Лазерном и Гетзасом, которыми овладели.
Восьмой месяц войны (20 февраля—20 марта)
(начало)
I. Война России с Германией. Австро-Венгрией и Турцией.
Взятие нами Перемышля
9 марта в Галиции произошло событие величайшаго значения. Русским войскам сдалась первоклассная крепость Перемышль.
Блокада Перемышля отвлекала значительные наши силы, присутствие которых на западно-галицийском фронте заметно усилило бы натиск наших войск на краковском фронте и на путях к Будапешту; Перемышль стеснял в высокой мере сообщения армии нашего передового фронта с тылом, запирая узел двухколейных железных дорог, ведущих из Львова: на Краков — Вену и на Будапешт. Кроме того, он облегчал выполнение повторных наступлений австрийцев из-за Карпат, стесняя маневрирование наших войск в районе перевалов Восточных Бескид с Лупкова до перевала Ужок. Это «пассивное содействие» приобретало иногда и активные формы вспомогательного наступления войск перемышльского гарнизона в тыл русским войскам, оперирующим в Восточных Бескидах, как это было во время попытки прорыва перемышльцев к Саноку, доведшей вылазку до Бирча.
Нам приходилось уже отмечать силу фортового пояса Перемышля, при общем описании Галицийского театра войны. Добавим к этому описанию некоторые подробности.
Общее количество орудий на верках по приблизительному подсчету может быть определено в 1,000—1,200. Форты связаны между собою специальной крепостной железной дорогой, имеющей до 100 верст протяжения.
Наиболее сильными являлись секторы правого берега Сана, форты котораго выдвинуты на 11—8 верст, исключая этим возможность обстрела мостов через Сан (железнодорожных и шоссейных), имеющихся внутри крепости. Кроме этой выдвинутой линии фортов, здесь имелась еще вторая—внутренняя линия. Особенно сильны были форты на высотах Седлиска, в районе железнодорожного полотна Львов—Перемышль: с этих высот шла последняя, «предсмертная» вылазка Перемышля.
Значительно слабее был южный участок этого восточного фронта, где перед линией фортов, на разстоянии 5—6 верст, т. е. на дистанции действительного артиллерийского огня имеются высоты («Смульта», «Чуб Паненский»), представляющие весьма выгодные позиции атакующему.
На северном фронте линия обороны проходила всего в 6 километрах от мостов. На том-же, приблизительно, расстоянии тянулась она и на остальных секторах левого берега Сана. Центрами обороны являются здесь позиция у дер. Лентовня, командующая на значительном протяжении долиной левого берега, и высота Карчмарова, в 6 километрах к западу от Лентовни.
Наиболее доступным являлся северо-западный сектор. Таким образом, наиболее вероятными пунктами ускоренной атаки, если-бы таковая была признана целесообразной, должны были явиться линии д. Козеницс, высоты Надгродзенье и Карчмарова на Унковицс—Лентовня—Липовицу и по правому берегу Сана, с линии Ольшаны—Смульга—Фредрополь на Гроховце—Кругель и предместье Подгорже.
Но, как известно, ускоренной атаки крепости не велось, и действия в районе Перемышля ограничивались строгим обложением и бомбардировкой. Решение, естественно, «предопределяемое» значением Перемышля—удержание его австрийцами—затрудняло наши операции, «связывало», в некоторой степени, их «размах», но не «препятствовало» их нормальному развитию, не делало их невозможными. И потому, быстрота овладения крепостью никогда не искупила-бы нам тех огромных жертв, которых стоило-бы насильственное овладение ею—штурм.
Все перипетии борьбы за Перемышль с чрезвычайной выпуклостью выступают, когда просматриваешь официальные бюллетени, обрисовывающие отдельные этапы этого отныне исторического состязания нашей армии с первоклассной австрийской крепостью.
Началом борьбы за Перемышль нужно считать 4-ое сентября 1914 года. В этот день наши войска, преследуя австрийскую армию, отступавшую от Томашева и Равы-Русской, переходят Сан и, по сообщению штаба Верховного Главнокомандующего, «подходят на восток к Перемышлю». При этом штаб отмечает «огромные потери» противника.
До 7-го сентября идет борьба за переправы на Сане, которые были уничтожены австрийцами, и, наконец, 7 сентября штаб Верховного Главнокомандующего извещает, что «завязались боевые действия с гарнизоном Перемышля, крепостная артиллерия коего открыла огонь».
10-го сентября, когда, между прочим, был взят Ярослав, официальный бюллетень гласил уже, что «у Перемышля действия развиваются успешно», а 11-го сентября «гарнизон Перемышля очистил сел. Медыка и на восточном секторе оттеснен к линии фортов».
Таким образом, блокаду крепости можно считать начавшейся к этому дню, и дальше борьба развивается за пути от Перемышля на Дуклу и Свидник, откуда австрийцы могли-бы наступать для освобождения крепости.
14 сентября «большая колонна австрийцев, отступавшая от Перемышля по шоссе, обстреливалась с высот нашей артиллерией и бежала, бросив парки, обозы и автомобили».
С 15 сентября охваченный нашими войсками гарнизон крепости предпринимает ряд вылазок, которые, однако, «остаются безуспешными».
Вылазки, по-видимому, продолжаются ежедневно; борьба принимает все более и более упорный характер, и долго ее исход остается нерешенным. Наконец, 25-го сентября положение становится определенным и официальный бюллетень гласит:
«Борьба с гарнизоном Перемышля складывается благоприятно; наши войска штурмом овладели одним из передовых укреплений главной позиции».
Этот благоприятный момент явился вместе с тем и поворотным для операций за обладание крепостью. Австрийская главная квартира, по-видимому, поняла, что гарнизон Перемышля собственными средствами бессилен бороться за освобождение, и напрягла все усилия, чтобы вновь обратить в наступление к Перемышлю отходившие из Галиции австрийские войска.
27-го сентября была замечена усиленная перевозка австрийских сил в Галицию. 28-го уже сообщили, что «в Галиции австрийские войска группируются на разных направлениях», причем отмечался «осторожный характер их наступления», а 1-го октября уже шел бой «к югу от Перемышля». Бой был упорный в соответствии с важностью задач, стоявших перед сторонами, и тянулся довольно долго. 2-го октября одна из наших колонн нанесла поражение австрийцам и взяла в плен 7 офицеров, 500 нижних чинов и пулеметы.
К 5-му октября бои развиваются уже на широком фронте, причем австрийцы пытаются в обход Персмышля переправиться через Сан, но их постигает неудача. В то-же время к югу от Перемышля «в нескольких местах бои доводились до штыковых атак, во время которых нами взяты в плен 15 офицеров и свыше 1,000 нижних чинов».
Не довольствуясь двинутыми из Галиции силами на выручку Перемышля, австрийская главная квартира предприняла наступление также со стороны карпатских проходов, которое было замечено-5-го октября.
Все эти обстоятельства вызвали временное снятие нашими войсками блокады крепости. Центром операций стал участок к югу от Перемышля.
6-го октября здесь нашим войскам «сдался батальон полностью со всеми офицерами и пулеметами». Вместе с тем, в виду появившегося в Австрии сообщения, будто под Перемышлем наши потери к этому времени превышали 40,000 чел.,— было разъяснено, что потери наши меньше по крайней мере «в сто раз».
9-го октября при нашем наступлении, между Перемышлем и Вислой, имевшем целью предупредить обход крепости противником, нами было взято в плен свыше 30 офицеров и 2,000 нижних чинов. К югу-же от Перемышля австрийцы по 10-ое октября еще держались особенно упорно. 11-го счастье им начинает изменять.
В этот день противник предпринял атаку на фронт одного из наших корпусов, левый фланг которого немедленно перешел в наступление; в результате масса австрийцев взята в плен. Официальное сообщение по этому поводу гласило:
«Упорные бои продолжаются с видимым перевесом на нашей/стороне; при этом мы захватываем тысячи пленных».
12-го, однако, австрийцы пытаются «охватить наш левый фланг», но эта попытка «отражена с большими для них потерями».
13-го октября на всем фронте австрийского наступления уже чувствуется перелом. Волна, по-видимому, начинает падать.
«В Галиции,—гласит наше сообщение от 13-го октября,—австрийцы ведут бои с меньшей энергией». 14-го в районе к югу от Перемышля наши войска «достигли с боем железной дороги Старое Место—Турка».
Далее сообщения штаба отмечают ряд частичных наших успехов на Сане, где наши войска уже форсировали переправу, а также к югу от Перемышля, где на некоторых участках шло отступление противника.
Наконец, 24-го октября в официальных бюллетенях сообщалось:
«Продолжавшиеся свыше трех недель упорные, почти беспрерывные бои на Сане и к югу от Перемышля разрешились 23-го октября общим отступлением австрийцев».
24-го октября к югу от Перемышля взято было свыше тысячи пленных; на Сане же количество пленных достигло 12,000 человек.
Так трагически закончилась первая попытка выручить Перемышль.
К 29 октября вся операция была завершена, и в этот день, как в свое время официально сообщалось,
«блокада Перемышля, прерванная нами в период наступления австро-германских армий, была восстановлена».
Оставалось только обезопасить себя со стороны Карпат, что и было сделано к 5-му ноября, когда наши войска заняли вновь перевалы Дуклу и Ужок.
Почти месяц противник после этого безмолвствовал. Казалось, он оставил на произвол судьбы Перемышль. В действительности же в это время деятельно готовилось новое наступление к Перемышлю.
Уже 1-го декабря появилось сообщение, что
«в районе Дуклинских проходов австрийския колонны переваливают на северные склоны Карпат».
Начинался, по-видимому, второй акт исторической трагедии Перемышля. Австрийцы действовали не одни, а совместно с германцами, пришедшими им на помощь. Гарнизон крепости решил также принять активное участие в деле собственного освобождения, и в то время, как противник наступал с Карпат, гарнизон Перемышля предпринял ряд отчаянных вылазок в сторону Карпат, навстречу наступавшим оттуда силам.
Такие вылазки производились с необычайным упорством с 4-го по 9-ое декабря включительно, причем 8-го декабря противник был с огромными потерями отброшен к линии фортов, а 9-го
«несколько неприятельских рот, выдвинувшихся вперед, были совершенно уничтожены нами, остатки взяты в плен; при этом захвачены полторы версты полевой железной дороги».
Вылазки, таким образом, привели лишь к ослаблению как гарнизона, так и технической обороноспособности крепости.
К 13 декабря все предприятие австрийцев по освобождению Перемышля было ликвидировано. Противник отступил с линии Дуклы— Змигород, потеряв за время боев здесь 10,000 пленными, а всего за первую половину декабря 50,000.
17-го января гарнизон Перемышля произвел еще одну запоздалую вылазку и занавес вновь опустился: второй акт трагедии был закончен. Крепость оставалась отрезанной от всего мира.
Проходит еще три недели. За это время наши войска предприняли энергичный натиск на Буковину, вызвав ответное наступление австрийцев не только в этой последней, но и в Карпатах. Перемышль снова стал центром всех наступательных действий противника, его надеждой и целью. Все эти операции начались 9 января и достигли наибольшей силы к первым числам февраля. И опять возобновились вылазки гарнизона Перемышля.
Первая была произведена 1-го февраля, но ее удалось отбить с большим уроном для противника. Затем вплоть до марта жизнь под Перемышлем протекает в борьбе с мелкими вылазками.
С 7-го марта под крепостью наступает перелом. Инициатива: переходит всецело к нашим войскам, предпринимающим ряд-решительных операций.
1-го марта мы овладели позициями у сел. Малковице в 4% верстах от ядра крепости к северу. 2-го марта под Перемышлем шел артиллерийский бой, причем ежедневно-противник расходовал до тысячи снарядов. Особой интенсивности: положение достигло 5-го марта, когда противник выпустил 20,000 снарядов по северному и южному отделам обложения и в то-же время произвел вылазку в направлении на Львов, рассчитывая, по-видимому, встретиться здесь с австрийской армией, шедшей из Карпат и из Буковины к Львову, но уже оттесненной к этому времени. Потери гарнизона в этот день были колоссальны; одних, пленных взято около 4,000.
8-го марта происходит последняя и решительная вылазка, которая кончается полным крахом: противник отброшен к линии фортов.
Надежды на освобождение рушились: ни откуда австрийцам не удавалось продвинуться к Перемышлю. Оставалось или умереть, или сдаться. И гарнизон сдался...
История по достоинству оценит эту борьбу не на жизнь, а на смерть наших войск с первоклассной австрийской крепостью. Особо радостной делает для нас победу над Перемышлем мысль, что победа эта куплена с наименьшей затратой крови, которая только возможна в столь трудной и тяжелой операции.
Продолжение
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 01 мая (18 апреля) 1915 года
Первая мировая война. 02 мая (19 апреля) 1915 года
Первая мировая война. 03 мая (20 апреля) 1915 года
Первая мировая война. 04 мая (21 апреля) 1915 года
Первая мировая война. 05 мая (22 апреля) 1915 года
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..............
Первая мировая война. Крепости. Германия
..............
Первая мировая война. Оружие.
.........
Первая мировая война. Техника
.........
Первая мировая война. Хроника первых семи месяцев войны
.........
|