03 марта (18 февраля) 1917 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
18-го февраля 1917 года
Западный фронт
Севернее оз. Нарочь нами была произведена газовая атака, произведшая тревогу в окопах противника.
Немцы, силою около батальона, после часовой артиллерийской подготовки, атаковали наши окопы в районе Славентин (в 15 верстах к юго-западу от Бржезаны), при чем им было удалось ворваться в наши передовые окопы, но контратакой резервов они были выбиты.
Действия летчиков
Наш аппарат, после воздушного боя с неприятельским аэропланом, в районе Двинска, упал объятый пламенем восточнее д. Роговнишки. Летчик, поручик Галкин, и наблюдатель, штабс-капитан барон Драхенфельс, погибли. Наш летчик, старший унтер-офицер Вишиневский, вел бой с двумя германскими самолетами, с одним в районе Сморгони, с другим в районе Боруны (юго-западнее Сморгони). В обоих случаях немецкие летчики были прогнаны вглубь своего расположения. Южнее м. Ляховичи (юго-восточнее м. Барановичи) наш аппарат, после боя с немецким самолетом, принужден был спуститься, при чем наблюдатель, подпоручик французской службы Борнэ, был убит, а летчик, подпрапорщик Гречкин, контужен в голову.
Румынский фронт
Перестрелка.
Кавказский фронт
Турки силой свыше роты, атаковали с трех сторон наш опорный пункт северо-западнее Калкита, но были отброшены обратно в свои окопы.
ТЕЛЕГРАММЫ
Французский фронт
ГАВР, 16-го февраля (1-го) марта. Бельгийское официальное сообщение:
«Сегодня на бельгийском фронте, в районе Рамскапелле, Диксмюда и Стеенстрате-Гетзаса происходила оживленная артиллерийская перестрелка». (ПТА).
ПАРИЖ, 15-го (28-го) февраля. Официальное сообщение от 15-го февраля, 12 час. дня:
«В течение ночи развивалась довольно оживленная деятельность патрулей в различных пунктах фронта перед Бовренем, в лесу Авокур и в Шпиценберге, к северо-востоку от Сен-Дье.
В районе Ларгицена мы обстреляли и рессеяли огнем неприятельские разведочные отряды.
В районе Одрешь, между Уазой и Эном, мы произвели внезапное нападение на неприятельские окопы.
На остальном протяжения фронта ночь прошла спокойно». (ПТА).
ПАРИЖ, 16-го февраля (1-го марта). Официальное сообщение, от 16-го февраля, 11 часов вечера:
«Внезапное нападение, произведенное нами в Шампани на германские траншеи в районе Тагюра, дало нам возможность захватить пленных.
Довольно ожесточенная артиллерийская перестрелка происходила на фронте Шамбрет-Безонво.
На остальном фронте день прошел сравнительно спокойно». (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 17-го февраля (2-го марта). Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 16-го февраля:
«Сообщается о значительной деятельности артиллерии, проходившей вчера по всему фронту. Артиллерийская перестрелка отличалась особенным напряжением в долинах Ледро и Лагарина, в долине верхнего Авизио и вдоль фронта Юлийских Альп.
На склонах Монте-Москиаго (плоскогорье Азиаго) после ожесточенной артиллерийской бомбардировки несколько неприятельских отрядов пытались атаковать одну из наших траншей. Они были отбиты с тяжелыми потерями.
Подобного же рода операции, предпринятые неприятелем против наших позиций к северу от Собера (Горица), привели к тем же результатам. Мы захватили несколько пленных.
Неприятельские аэропланы сбросили бомбы на Горицу, при чем было ранено 4 человека. Ряд других налетов, которые неприятель пытался произвести на нашу территорию, был отражен нашими сторожевыми аэропланами. 2 неприятельских аппарата были объяты пламенем, вследствие обстрела наших зенитных батарей: один из них упал поблизости от Боскомало, другой к северу от Думно». (ПТА).
Румынский фронт
КИШИНЕВ, 16-го февраля. По сообщению из румынских авторитетных источников, русские войска выбили в долине Сланца неприятеля из прекрасно укрепленной им позиции и захватили оружие и пленных; все атаки неприятеля отбиты. (ПТА).
Балканский фронт
СОЛУНЬ, 15-го (28-го) февраля. Сегодня на некоторых частях фронта выпал снег. Ничего выдающегося не произошло. Вчера завязалась ожесточенная борьба на участке итальянского фронта, продолжающаяся до сих пор, судя по последним сведениям, итальянскими войсками захвачено в плен 69 германцев. (ПТА).
Турецкий фронт
ЛОНДОН, 16-го февраля (1-го марта). Официально сообщается:
«Командующий британскими войсками в Месопотамии доносит, что в течение всего дня 14-го февраля английская кавалерия и канонерки продолжали преследование разбитого неприятеля.
Взято большое число пленных, а также захвачено, по меньшей мере, 6 орудий, 3 гаубицы, 8 минометов, 30 понтонов, а также материал для сооружения мостов, большой речной пароход и некоторое количество военного снаряжения, оружия и боевых припасов». (ПТА).
Дневник военных действий
К. Шумского
Дипломатический разрыв или война?
В первое время после разрыва дипломатических сношений между Америкой и Германией со дня на день ожидалось объявление войны. Однако прошло более двух недель со дня дипломатического разрыва, но обострившиеся отношения между обеими странами все же не шли далее перерыва дипломатических сношений, и это, естественно, выдвигало вопрос, следует ли действительно ожидать войны между Германией и Америкой.
В сущности говоря, в так называемой ультимативной ноте Вильсона от апреля прошлого года содержалась лишь угроза "прервать дипломатические сношения", если "будет продолжаться ведение подводной войны беззаконными способами”. Но прямой угрозы ответить вооруженной силой на "беззаконную подводную войну" в ней не было. Угрозу "прервать дипломатические сношения” американское правительство привело в исполнение. но далее целый ряд фактов обнаружил, что правительство Соединенных Штатов соблюдает крайнюю осторожность, прежде чем перейти от фазы дипломатического разрыва к войне.
Так, в конце января, германская подводная лодка потопила почтово-пассажирский пароход "Калифорнию", при чем из общего числа его команды в 205 человек потонул 41 человек, и 4 человека были убиты взрывом. Оставшиеся в живых засвидетельствовали, что германская лодка выпустила мину "без всякого предупреждения”.
Это нападение германской подводной лодки на почтово-пассажирский пароход могло служить вполне достаточным поводом для Соединенных Штатов, чтобы выступить с оружием в руках. Еще в прошлом году Вильсон высказал вполне определенно свой взгляд на такие случаи нападения на пассажирские пароходы, и его известная "ультимативная нота" Германии была именно и вызвана потоплением почтово-пассажирского парохода „Суссекс”. Одинаково и в случае с "Калифорнией” было совершенно несущественно, были ли на нем американские граждане или нет, ибо в свое время Вильсон, в случае с "Суссексом”, весьма резко протестовал против самого факта потопления не грузовых, а пассажирских пароходов, где никакой военной контрабанды не может быть, и где никакие, даже самые бесцеремонные военные требования не могли побудить к тому, чтобы топить пароход, груз которого составляли лишь пассажиры и почта.
Сами немцы, после случая с "Суссексом", в ответ на запрос американского правительства, считали необходимым уклониться от обвинения в потоплении пассажирского парохода. В то время германское правительство ответило, что, хотя германская подводная лодка и потопила какой-то пароход, но, по имеющимся в распоряжении германского правительства "неопровержимым доказательствам", подводной лодкой был атакован не пароход "Суссекс”. Только тогда, когда американцы через посредство французов представили ряд действительно неопровержимых доказательств, что германская подводная лодка потопила именно пароход "Суссекс", как то: винты и гайки от германских мин, найденные на "Суссексе”, судовые документы, фамилию офицера, командовавшего немецкой лодкой, нумер лодки и др., только тогда немцы оказались пойманными с поличным и более не запирались.
Таким образом, потопив почтово-пассажирский пароход "Калифорнию" в январе 1917 г., немцы снова бесцеремонно повторили историю "Суссекса" и вполне определенно обнаружили нежелание считаться с теми категорическими заявлениями Вильсона, которые были изложены в его "ультимативной ноте" в апреле 1919 г. В силу этого и можно было ожидать, что случай с "Калифорнией" поведет к вооруженному столкновению: но вскоре оказалось, что Соединенные Штаты продолжают занимать все же выжидательную позицию.
Вслед затем, спустя несколько дней, был потоплен на высоте берегов Сардинии американский пароход "Лиман". Экипажи его состоял из 12 человек, из коих 10 было американских граждан, а двое—англичан. Пароход был сначала остановлен орудийным выстрелом, и затем, после осмотра, быль отпущен. Когда капитан отдал распоряжение двинуться вперед, ему было вдруг приказано спустить экипаж в шлюпки, и затем пароход был, по одним сведениям, расстрелян из пушек, а по другим сведениям - взорван.
Это уже было не только пренебрежением со стороны немцев к тому пункту ноты Вильсона, где говорилось об обязательном "уважении прав северо-американских, граждан в открытом море", но и прямым оскорблением американского флага. Тем не менее и этот случай не повел за собою вооруженного столкновения.
Независимо от той осторожности, какую проявило американское правительство и после потопления "Калифорнии" и после потоплении "Лимана", со стороны Вильсона последовал целый ряд распоряжений, которые также указывали на стремление Америки избежать вооруженного конфликта. Это особенно ярко выразилось в двух вопросах: в вопросе о вооружении коммерческих судов и в вопросе о военном конвое для этих судов.
Когда впервые возник вопрос о вооружении коммерческих судов, Германия категорически протестовала против этого, заявляя, что всякий вооруженный коммерческий корабль уже более не коммерческий корабль, а представляет собою военное судно. Эта точка зрения была неправильна потому, что, хотя, например, вспомогательный крейсер также есть не что иное, как вооруженный коммерческий пароход, но разница между ними заключается прежде всего в том, что на вспомогательном крейсере командир и команда - моряки военного флота.
Можно было не сомневаться в том, что немцы отказывались признавать вооружение коммерческих пароходов исключительно потому, что это крайне стесняло деятельность их подводных лодок. Прежде всего вооруженный коммерческий пароход, имея возможность расстрелять лодку из своих орудий, вынуждает ее держаться на значительном расстоянии. Кроме того, на коммерческих пароходах могут быть поставлены орудия, более сильные и более дальнобойные, нежели на подводных лодках. На подводных лодках немцы ранее ставили небольшие пушки, калибром сначала в 1 1/2 дюйма, затем - в 3 дюйма и только в последнее время, как говорят, у них появились 4—5-дюймовыя орудия. Между тем на коммерческих судах, как известно, с самого начала войны ставились орудии калибром до 6 дюймов.
При таких условиях подводная лодка должна избегать артиллерийского состязания с коммерческим пароходом и может пользоваться лишь минами. В то же время подводная лодка, вследствие угрозы орудий коммерческого парохода, должна выпустить мину с дальнего расстояния, когда меткость ее всегда бывает ничтожна.
Наконец, лишенная возможности пользоваться орудиями против коммерческих пароходов и вынужденная прибегать к минам, подводная лодка вместе с тем оказывается ограниченною в своей деятельности, ибо число мин на подводных лодках ранее колебалось от 4 до 6, и только теперь, как говорят, германские подводные лодки могут носить на себе до 12 мин.
В силу этих причин немцы и протестовали против вооружения коммерческих судов и в то же время стали топить все суда без предупреждения. Последнее объясняется тем, что для предупреждения нужно сделать орудийный выстрел, для чего необходимо лодке подняться на поверхность, и если пароход оказывается вооруженным, то подводная лодка в этом случае ставит себя в опасное положение. Поэтому немцы вообще решили топить всякие коммерческие суда, и вооруженные и не вооруженные, без предупреждения, ибо не рисковали приблизиться, чтобы убедиться, вооружен пароход или нет.
Соединенные Штаты и этом вопросе заняли было в прошлом году вполне определенную позицию, разрешив выход из одного американского порта вооруженному итальянскому пароходу "Джузеппе Верди", после того, как шкипер парохода удостоверил, что орудия предназначены только для зашиты. Когда немцы объявили свою последнюю „блокаду" Англии и побережья Средиземного моря, и когда, вследствие этого, прекратились временно рейсы американских пароходов, возник вопрос о вооружении американских коммерческих судов. Вскоре из американских портов в Европу должны были выйти два парохода - "Рочестер" и "Орлеан", при чем Вильсон не разрешил вооружить эти пароходы. Затем обнаружилось, что американское правительство вообще избегает вооружения коммерческих пароходов. Еще далее стало известно, что американское правительство также не соглашается дать военного конвоя для коммерческих судов.
Так как американское правительство не сочло необходимым ответить вооруженной силой на потопление "Калифорнии" и „Лимана", то, очевидно, ближайшим поводом к войне мог бы быть случай, когда германская подводная лодка встретилась бы либо с коммерческим пароходом, охраняемым военным конвоем, либо с американским вооруженным коммерческим пароходом. В случае открытия огня по коммерческому судну, сопровождаемому военным конвоем, последний, согласно международным обычаям, усматривает в этом оскорбление своего военного флага и в праве вооруженной силой восстановить честь флага. Такое вооруженное столкновение между американским военным конвоем и германской подводной лодкой должно было бы, очевидно, служить поводом к войне. Одинаково и столкновение между германской подводной лодкой и вооруженным американским коммерческим пароходом.
Распоряжение американского правительства, отказавшего в разрешении вооружать коммерческие пароходы и не соглашавшегося дать им конвой, почти совершенно исключало такие возможности, которые привели бы обе стороны к войне. Если американское правительство не ответило вооруженной силой на потопление "Калифорнии" и "Лимана“ и ограничило возможность вооруженного столкновении между, американскими судами и германскими подводными лодками, то вообще крайне трудно представить себе такого рода случай, который бы служил резким поводом к войне. Конечно, при желании, повод всегда может найтись, но в упомянутых выше фактах настолько определенно сказалось осторожное отношение Соединенных Штатов к вопросу о войне, что пока нужно было прийти к выводу о весьма малой ея вероятности.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 27 (14) февраля 1917 года
Первая мировая война. 28 (15) февраля 1917 года
Первая мировая война. 01 марта (16 февраля) 1917 года
Первая мировая война. 02 марта (17 февраля) 1917 года
Первая мировая война. 03 марта (18 февраля) 1917 года
Первая мировая война. 04 марта (19 февраля) 1917 года
|