01 августа (19 июля) 1917 года
Сообщение из ставки
Западный фронт
Юго-западнее Броды, в районе Дуб—Заркув, после сильной артиллерийской подготовки противник атаковал наши позиции и занял, было, часть их, но подошедшими резервами после жаркого боя противник был выбит и положение восстановлено. В этом бою особенно отличился 419 полк.
В Галиции на трембовльском направлении наши войска, перейдя в частичное наступление, атаковали противника в районе Грималов и с боя заняли этот пункт.
Неоднократные попытки противника переправиться через реку Збруч севернее Гусятина и южнее Збрижа отбиты.
Противник при превосходных силах атаковал наши позиции между Збручем и Днестром, в районе Залучье— Германувка—устье Вискупе, и принудил наши войска после упорного местами боя отойти за реку Збруч. Войска понесли большие потери, особенно в офицерском составе.
Между Днестром и Прутом противник в течение 18 июля продолжал вести настойчивые атаки, главным образом, вдоль южного берега Днестра и вдоль шоссе на Черновицы. После отбития ряда атак наши войска вынуждены были несколько отойти к востоку.
В Карпатах, в районе Синитула, отбиты незначительные атаки противника.
В районе Бряза наши войска несколько отошли.
Северо-западнее Хотина, между Збручем и Днестром, наши войска оставили позиции в районе Кудринцо—Михалувка.
Между Днестром и Прутом противник продолжал развивать свое наступление, сосредоточивая наибольшие усилия вдоль нашего берега р. Днестра. К вечеру противник занял Перебийковцы, Черный Поток, Добриновце, Хорошевце, Кучурмик; наши войска отошли к востоку.
На Карпатах противник потеснил наши войска западнее Путно. В районе Русс—Молдавицы наши войска, отбив атаку австрийцев, перешли в наступление, отбросили их, причем взяли в плен 2 офицеров и 152 солдат и захватили 8 пулеметов. На остальном фронте перестрелка и поиски разведчиков.
Румынский фронт
Юго-западнее Кимполунга, в районе Негрей, противник атаковал наши войска и оттеснил их в востоку.
В районе г. Пауша и г. Ла Мунтелу противник потеснил несколько к востоку наши войска. На остальном фронте перестрелка.
На остальном фронте—перестрелка.
Кавказский фронт
Без перемен.
На русском фронте
Новый верховный главнокомандующий
ПЕТРОГРАД. (19 июля). Верховный главнокомандующий генерал от кавалерии Брусилов назначается в распоряжение временного правительства. Главнокомандующим юго-западного фронта генерал от инфантерии Корнилов назначается верховным главнокомандующим.
Командующий 8-ой армией генерал-лейтенант Черемисов назначается главнокомандующим армиями юго-западного фронта.
Подписали: министр-председатель Керенский.
Управляющий военным министерством генерал-майор Якубович.
Действия союзников
Французский фронт
ПАРИЖ. (15 июля). Официальное вечернее сообщение гласит:
«День прошел сравнительно спокойно на всем фронте, исключая района Аил-Юртебиз и обоих берегов Мааса, где артиллерия развивала энергичную деятельность.
ПАРИЖ. (15 июля). Официальное бельгийское сообщение гласит:
«15 июля на всем фронте, сильный артиллерийский огонь».
ЛОНДОН. (15 июля.) Официальное сообщение главной британской квартиры во Франции гласит:
«Вчера, вечером, мы произвели набег на неприятельския траншеи к югу от Армантьера.
Атака неприятеля на наши позиции к востоку от Коставерна отражена.
Неприятельская артиллерия ночью проявляла значительную деятельность в окрестностях Армантьера, к северу от Ипра и в районе Ньюпора».
ЛОНДОН. (16 июля). Официальное сообщение английской главной квартиры во Франции гласит:
«Вечером во время столкновений патрулей близ Ипра мы захватили в плен 47 немцев, в том числе 2 офицеров.
Артиллерия с обеих сторон развивала энергичную деятельность.
Вчера, днем, произошел ряд ожесточенных воздушных боев. Британские летчики одержали ряд крупных успехов, произвели фотографические снимки я бомбардировали 4 германских аэродрома. Некоторые летчики проникли на 40 километров внутрь германских расположений. Мы сбили 15 германских аэропланов, 16 получили повреждение и принуждены были снизиться. Мы не досчитываемся 3 аэропланов».
ЛОНДОН, Офиц.
Сегодня на фронте ничего выдающегося не произошло. В течение вчерашнего дня наши летчики проявили энергичную деятельность и имели ряд боевых столкновений с неприятелем. Ночью 14 июля подверглись бомбардировке крупные железнодорожные станции и два неприятельских аэродрома. В течение дня 14 июля мы произвели ряд других успешных воздушных нападений, причем наши летчики сделали много фотографических снимков. В воздушных боях было сбито 16 германских аэропланов, 14 получили повреждения и вынуждены были, возвратиться к своей базе. Кроме того упали, объятые пламенем, два змейковых аэростата. Мы не досчитываемся 13 аппаратов.
ПАРИЖ. Офиц. от 1 ч. дня 16 июля:
Вчера, с наступлением ночи, германцы предприняли ожесточенную атаку к западу от Юртебиз, на фронте длиною в 600 метров. Атака была отбита, благодаря храбрости наших войск. Нападение, произведенное нами сегодня на рассвете между Юртебизом и местностью к югу от Лабовелль, выполненное нашей пехотой с необычайной стремительностью, позволило нам продвинуться вперед на всем фронте атаки, особенно в районе Монумента.
В Шампани, в секторе Тагюр, неприятель произвел рукопашную атаку, отбитую нами. На левом берегу Мааса германцы, после усиленного обстрела, сделали попытку атаковать недавно занятые нами траншеи между лесом Авокур и высотой 304. Благодаря точности и силе нашего огня, неприятель понес тяжкие потери.
На правом берегу Мааса неприятельская рукопашная атака на наши траншеи к востоку от Мулэнвиля окончилась кровавой неудачей. На остальной части фронта ночь прошла спокойно.
От вечера 16 июля:
В течение дня происходила оживленная артиллерийская перестрелка в районе Серви-Кранн. В три часа дня германцы после непродолжительного, но чрезвычайно яростного обстрела, произвели атаку на Юртебиз, которая была отбита огнем нашей артиллерии и пехоты.
На левом берегу Мааса оживленная артиллерийская перестрелка, особенно в районе высоты 304. На остальной части фронта день прошел спокойно.
Официальное сообщение о военных действиям на Ближнем Востоке от 15 июля:
Британские аэропланы бомбардировали неприятельские лагери в районе Рупель. В районе Майадага артиллерийская перестрелка. На сербском фронте стычки патрулей.
ГАВР— Офиц.
В течение ночи германская артиллерия обстреливала наши ходы сообщения и некоторые деревни, расположенные позади фронта. Утро прошло спокойно. К полудню артиллерийская перестрелка усилилась. Обстрелу подверглись Фюрн, Вюльнан, Первиз и мост Пеликан. Мы подвергли ответному разрушительному обстрелу неприятельские сооружения и батареи.
Итальянский фронт
РИМ.—Офиц. от 14 июля вечера:
„Несколько неприятельских гидропланов совершили налет на Градо и сбросили 10 бомб. В виде репрессалии, на рассвете 15 июля наши гидропланы сбросили гранаты и мины на неприятельские ангары в Просекко и возвратились невредимыми.
Утром 15 июля неприятель произвел воздушный налет на Термули, причем сбросил 4 бомбы и причинил незначительные повреждения нескольким домам; ранено 4 человека. Один из этих аппаратов на обратном пути сбросил бомбу, упавшую в море близ о. Тремити. Наши аппараты немедленно бросились в погоню, на большом расстоянии преследуя удалявшегося неприятеля. Преследование пришлось прекратить, вследствие густого тумана и облаков. Вечером все наши аппараты вернулись к своим базам.
Вечером 15 июля неприятельские гидропланы повторили налет на Градо и Червиньяно, сбросив безрезультатно несколько бомб, после чего улетели обратно в Триест".
РИМ. (15 июля). Официальное сообщение итальянской главной квартиры гласит:
«Вчера, днем, артиллерия энергично действовала в районе между Цунья-Порта и Вал’Арса, в долине Верхней Доньи и в районе Горромбон и Доссо-Франи.
Наши аэропланы успешно бомбардировали железнодорожный путь между Санта-Лючией и Бандасим-Одреа и военные сооружения в Опчине. Сегодня, утром, наши летчики сбросили 3 тонны взрывчатых веществ на электрическую станцию в Идрии и неприятельские позиции в долине Кианавано».
РИМ.—Офиц. от 17 июля вечера:
На фронте Трентино незначительные удачные для нас столкновения в долине верхней Вальфуры, где нами захвачены пленные, в долине Лопио, Сан Пеллегрино и на Монте Пиано, деятельность артиллерии усилилась. В долине Лагарина, на фронте Юлийских Альп значительная воздушная деятельность. Нами сбит неприятельский аппарат восточнее Тормино.
Египет
ЛОНДОН, офиц. Общее положение без перемен. Наша артиллерия наносит значительный урон неприятельским отрядам. Наши пехотные и кавалерийские патрули в мелких стычках с неприятельскими отрядами одержали ряд успехов. Конный отряд произвел внезапное нападение на неприятельский пост 14 июля, причем был убит турецкий офицер. В ночь на 14-е мы произвели успешное нападение на неприятельские окопы у предместий Газы, причем перебили около 20 турок. Мы потеряли одного человека.
Ближний восток
ПАРИЖ. (15 июля). Сообщение о военных действиях на Ближнем Востоке гласит:
«В районе Вардара артиллерийский огонь.
Сербы рассеяли неприятельский патруль близ Старавины.
Неприятель безуспешно пытался атаковать наши позиции в районе монастыря святого Наума, близ озера Охрида».
СОЛУНЬ. Положение на фронте без перемен. С 1 августа зона, занимаемая союзными армиями, граничит с линией бывшей нейтральной зоны. Во всей области к северу от этой границы, т. е. во всей зоне, занятой союзными войсками, сохраняется осадное положение. Захваченные в плен на македонском фронте греки, насильно включенные в ряды турецкой армии, сообщают о тяжелом положении Турции.
Турецкие женщины в Константинополе недавно устроили демонстрацию, сопровождавшуюся криками:
"дайте хлеба".
Среди манифестанток были произведены многочисленные аресты. Снабжение армии находится в плачевном состоянии. Солдаты дважды в день, утром и вечером, получают нечто в роде мучного супа. Раньше задержанные дезертиры подвергались расстрелу. Несколько времени тому назад было повешено несколько дезертиров греков в различных кварталах Константинополя.
Константинопольские тюрьмы переполнены дезертирами, в числе которых много офицеров. В настоящее время ограничиваются наказанием дезертиров только палочными ударами, после чего дезертиры отправляются в свои полки. В Турции мобилизованы все классы призыва от 16 до 45 лет. В Кадикиое, Вейлербее, Сан-Стефано устроены лагери, где призванные подвергаются двухмесячному обучению и затем отправляются на фронт. Из отряда в 750 человек, отправленных из Константинополя, 150 человек дезертировало.
В армии и среди гражданского населения свирепствует эпидемия тифа и накожных болезней. Недостаток мыла, производство которого становится все более и более затруднительным, способствует распространению болезней.
Приказ армиям юго-западного фронта
Вследствие обстоятельств переживаемого времени, граничащих с гибелью родины, требую и приказываю:
1) всем воинским чинам, начиная с генерала и кончая солдатом армии в зависимости от положения, занимаемого ими в различных общественных и партийных организациях, немедленно явиться в свои части, срок для того определяю до 1 августа 1917 года;
2) всем начальникам отдельных частей срочно донести мне обо всех отсутствующих на 1 августа, какими бы причинами это отсутствие не вызывалось;
3) все не явившиеся в части в указанный выше срок будут мною преданы суду, как пленники и предатели.
Напоминаю всем и каждому, что в эти тяжелые минуты место каждого военного там, где он по долгу службы и дисциплины должен находиться.
12 июля 1917 года.
Генерал Корнилов.
Подробности прорыва нашего фронта
Тарнополь.
Из Каменец Подольска «Русск. Сл.» сообщают:
Офицер, прибывший в штаб фронта из нашей армии, потерпевшей катастрофу, рассказывает, что картина отступления наших войск напоминает великое отступление русской армии у Сана в 1915 году.
Тарнополь запружен десятками тысяч телег, повозок и автомобилей, двигающихся по улицам сплошной лавой. Город весь погружен в облака пыли.
Шоссе к Тарнополю также запружено живой обозной лавиной, поспешно движущейся на востов в тучах пыли.
Магазины, лавки в Тарнополе разгромлены бандами обнаглевших, озверевших дезертиров. Офицеры не в силач восстановить порядок. Многие из них от отчаянии кончают самоубийством.
За телегу в Тарнополе платят по 100—200 рублей.
Когда, в 1 ч. дня, 8-го июля выяснилось, что наши войска не удержатся на цебровгладских позициях, и отход за реку Серет неизбежен, саперные команды и минеры начали взрывать в Тарнополе склады со снарядами, патронами, сжигать многочисленные интендантские магазины, эвакуировать которые не было возможности.
Банды дезертиров, побросав винтовки и снаряжение, начали наваливать на себя награбленные в разбитых магазинах и домах товары и имущество жителей. Разгром города начал принимать стихийные размеры.
К счастью, вскоре прибыл ударный батальон юнкеров и начал водворять порядок энергичными мерами, до применения оружия включительно. Часа через два грабеж был прекращен, и эвакуация стала производиться в порядке.
Попутно шла облава на дезертиров, которых юнкера арестовали немедленно и под конвоем казаков отправляли обратно на позицию.
К шести часам дня город был почти очищен нашими войсками, все железнодорожные постройки взорваны, и Тарнополь во многих местах горел.
Последние поезда отходили из Тарнополя под огнем неприятельских батарей. Австрийское население города в большинстве осталось на месте и теперь переживает ужасные дни. Тарнополь пока на так называемой нейтральной полосе, и по нему бьют и наши, и германские батареи.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 28 (15) июля 1917 года
Первая мировая война. 29 (16) июля 1917 года
Первая мировая война. 30 (17) июля 1917 года
Первая мировая война. 31 (18) июля 1917 года
Первая мировая война. 01 августа (19 июля) 1917 года
Первая мировая война. 02 августа (20 июля) 1917 года
|