28 (15) июля 1917 года
Сообщение из ставки
Западный фронт
15-го июля.
Между балтийским побережьем и рекой Припятью перестрелка и действия летчиков.
В Галиции в районе к западу от Збаража атака противника на наше расположение отбита.
На тарнопольском направлении и южнее передовые части противника подошли к линии Охримовце — Романувка—Жеребки—Колодзеиовка—Познанка Гетманьска—Елеонорувка— Сороки—Крогулец. В раионе к западу от Гусятина наши части под давлением противника, очистили линию Чабарувка— Денбовка. К западу от Залещика противником заняты Ясиенув-Польны и Топоровце.
В Карпатах, в районе горы Томнатик и на участке к северо-востоку от Кирли-Баба противник после ряда атак потеснил наши части несколько к востоку.
Румынский фронт
На кезди-вазаргельском направлении румынские войска, продвигаясь вперед, заняли линию высот в 9 верстах западнее Монастирка—Кашипуль, высоты, западнее Драгосляве и раион Валеа—Серей.
Противник произвел несколько атак в районе севернее шоссе Якобени—Кимполунг, которыя в течение дня были отбиты, но к вечеру оттеснил наши войска на высоты западнее Фундул—Молдава. Атаки противника восточнее Дорней—Саруль отбиты, также отбиты его атаки по обе стороны железной дороги Фокшаны—Ажуд.
Действия союзников
Французский фронт
ПАРИЖ. (14 июля). Официальное сообщение:
«Набег неприятеля в северу от Бюлькура отражен, к северу от Ипра мы проникли в части германских траншей и захватили пленных.
Наши летчики принудили снизиться 4 германских аэроплана; у нас недосчитывается трех.
Дневник военных действий
Г. Клерже
Наши вольныя победы и невольныя поражения
Июнь и июль на юго-западном фронт. Взятие Галича и Калуша. Тарнопольский прорыв.
Предпринятое в июле ваше наступление на Тарнополь-Брзежанском направлении Галиции имело целью привлечь сюда внимание противника, который начал спешно стягивать к северу от Галича свои резервы и подкрепления. Только несколько дней спустя наши войска обнаружили истинный смысл столь блестяще удавшегося своего маневра и перешли в наступление к югу от Галичского укрепленного пункта.
27-го июня в 12 часов дня войсками восьмой нашей армии, под командой генерала Корнилова, обходным маневром был взят город Галич, расположенный на правом берегу Днестра, на границе между Галицийским театром военных действий и Карпатскими перевалами.
История прошлогоднего Брусиловского наступления в Галиции показывает, что наше движение в обход Галича на Брзежано-Рогатинском направлении с северной стороны последняго неизменно встречало крайне ожесточенное сопротивление противника, что и не давало нам возможности продвинуться тогда западнее реки Нараювки.
Наши военные действия 18-го и 19-го июня позволили нам снова убедиться в том, что и в настоящем году это направление находится под такой же бдительной и сильнейшей охраной противника, который, благодаря удобным путям сообщения, быстро перебрасывал сюда свои резервы и тем надежно обеспечивал известную линию обороны и не подпускал нас к Галичу с северной стороны.
Учитывая это обстоятельство и продолжая отвлекать главные силы армии Бем-Ермоли к линии Зборова, Годова, Конюхов, Бышек и Брзежан, т.-е. севернее Галича, наши войска стремительно ринулись на ряды неприятеля южнее последнего, т.-е. между Галичем и Богородчанами, на фронте протяжением около 30 верст на Долинском направлении, и прорвали здесь его фронт к северо-западу от города Станиславова.
Налет наших войск был настолько неожиданным для противника и тяжелым, что он в первый же день Корниловского наступления потерял громадное количество убитых и раненых, 7.000 пленных и, кроме того, отдал в наши руки 48 орудий (из коих 12 тяжелых), много пулеметов и прочей военной добычи.
Наша конница, преследуя быстро отступающего противника, дошла не только до реки Ломницы, составляющей правый приток Днестра и впадающей в него в четырех верстах севернее Галича, но и перешла ее в четырех пунктах, заняв деревни Блудники и Бабин и даже город Калуш. Другая группа армии генерала Корнилова с фронта Старый Лисец -Богородчаны — Золотвина, протяжением около 30 верст, повела наступление на город Долину с юго-востока от последнего, достигнув верхняго течения реки Луквы по линии деревень Гробувки, Лесювки, Касмача и Кривичей, т.-е. выдвинулась на 10—12 верст вперед от первоначальной линии своего расположения.
Наша восьмая армия, отбрасывая противника и преодолевая все препятствия, продвигалась к югу от Галича на Долинском направлении, предоставив соседним корпусам наблюдение за левым берегом реки Днестра и северным от Галича раином. За это время ею пройдена сильно укрепленная позиция соединенных неприятельских войск на левом берегу реки Быстрицы Золотвинской, при чем передовые наши части уже подошли к реке Лукве, составляющей приток Днестра и впадающей в него с правой стороны.
Здесь австро-германцы пытались было задержать наше наступление, желая использовать наиболее удобные в тактическом отношении для обороны свои позиции. Но попытка эта противнику не удалась, и он был отброшен за реку Ломницу, лежащую в пяти-шести верстах к западу от реки Луквы.
Следующей оборонительной позицией противника должен был бы явиться левый берег Ломницы в районе города Калуща, но и здесь противник не смог выйти из-под ударов армии генерала Корнилова: сильные позиции противника в районе города Калуща, на левом берегу реки Ломницы, остались за нашими войсками.
Таким образом, по мере продвижения в Южной Галиции наших войск вперед, австро-германские армии теряли связь между отдельными частями своего фронта, и к моменту захвата нами города Калуща южно-галицийская группа противника была разорвана на части армией генерала Корнилова.
Противник никак не ожидал такого резкого оборота событий и стал спешно подвозить к району Галича много резервов, стягивая их с нашего северного и западного фронтов. Медлить было опасно, и потому фельдмаршал Гинденбург решил отвлечь нас своим ударом на Тарнопольском направлении.
Контрнаступление, произведенное Гинденбургом на Тарнопольском направлении, привело, как уже известно по боевым действиям, бывшим с 5-го по 12-е июля, к прорыву нашего фронта в южной Галиции на протяжении около 70 верст по фронту и до 40 верст в глубину.
Таким образом наступление прорвавшихся австро-германских частей армии Бем-Ермоли на Тарнопольском направлении начало развиваться главным образом потому, что противнику удалось в течение 6-го и 7-го июля занять фланговое положение в отношении наших позиций к юго-западу от Тарнополя до левого берега реки Днестра. Стремясь выиграть насколько возможно большее пространство, австро-германцы сильно атаковали наши части к югу от линии Тарнополь-Брзежаны, утвердившись на двух железнодорожных путях, сходящихся у Тарнополя со стороны Злочева и Брзежан.
Самым городом Тарнополем, расположенным на обоих берегах реки Серета, противнику к этому времени овладеть еще не удалось, так как обе стороны, занимая противоположные берега, были разделены между собою этою преградою.
Благодаря тому, что на Серете наступление австро-германцев задержалось, наши части по линии Заложце—Тарнополь остаются неподвижными в течение трех дней, в то время, как к югу наступление противника развивается со скоростью около 15—20 верст в сутки. После 6-го июля, когда австро-германские войска достигли города Заложце, они переменили направление своего движения с юго-восточного на южное и атакуют теперь не столько лобовые части одиннадцатой армии, сколько стремятся разрушить связь между этой последней и соседней с ней седьмой армией.
На этом пути события развиваются довольно быстро. В течение четырех дней с севера на юг по долине реки Стрыпы, примерно, до местечка Бенява и Семиковце, австро-германцами пройдено расстояние около 50 верст, при чем фланги сдвинувшегося фронта противника и обращенного на юг в сторону Днестра упирались первоначально у Галича в Нараювку близ деревни Большовце и к югу от Тарнополя в реку Серет близ местечка Микулинце.
Благодаря этому фронт юго-западных наших армий получил резкий излом между Галичем и Тарнополем, что поставило в весьма тяжелое положение оперировавшую на северном берегу Днестра нашу седьмую армию. Правое крыло ее очутилось под серьезным ударом с севера, что вызвало необходимость отхода этой армии на низовья рек Стрыпы и даже Серета.
Несмотря на то, что Корниловская армия отделена была от района Тарнопольского прорыва значительным расстоянием и рекой Днестром, все же ей пришлось отходить на восток, чтобы не подвергнуться отдельному поражению.
Сравнивая первоначальный фронт наступавших в июне армий генерала Гутора с нынешним положением вещей на нашем юго-западном фронте, мы видим, что сильному изменению подверглись позиции лишь в южной части Галиции между станцией Броды и Карпатами, и нисколько не переменилось положение в северной части Галиции и на Волынском театре военных действий, так близко примыкающем к району опасного Тарнопольскаго прорыва.
В целях широкого противодействия развитию катастрофы на юго-западном театре военных действий наше верховное главнокомандование предприняло серьезную наступательную программу на нашем северном и западном фронтах, где происходившей в течение нескольких дней подготовкой артиллерийским огнем привлекало внимание противника к Сморгонским, Кревским и Двинским позициям. При тяжелой обстановке и здесь приходилось оперировать нашим начальникам, так как войска не везде склонны были одинаково относиться к исполнению боевых приказов.
Случай отказа частей от боя на Сморгонском направлении представляется в этом отношении особенно показательным и требующим крайнего напряжения для того, чтобы предупредить и здесь катастрофические последствия внезапного раскрытия фронта.
Возвращаясь снова к Галицийскому фронту, мы видим, что, подойдя вплотную к Серету от верховья до Трембовли, на протяжении около 45 верст к северу и к югу от Тарнополя, австро-германцы стремятся перекинуться на левый берег реки и выйти в тыл седьмой армии, окончательно разобщив последнюю с войсками генерала Эрдели.
Проделав уже более трех переходов с боями, противник не имеет возможности сосредоточить на этом участке реки таких резервов, которые позволили бы ему достигнуть новых крупных целей в указанном направлении, и, если со стороны наших частей была бы проявлена хотя небольшая попытка использовать тактические условии названной переправы, то результат для нас получился бы вполне благоприятный.
Однако, благодаря неустойчивости некоторых частей, занимающихся на позициях не столько тактикой, сколько политикой, сильный Серетский водный рубеж все же оказался противником уже перейденным. В районе местечка Микулинце, между Трембовлей и Тарнополем, противник прорвался на противоположный берег и занял деревню Волю-Мазовецкую. Эта переправа поставила снова в тяжелое положение наши войска, так как она, в сущности, прервала серьезную линию обороны, на которой могли бы с таким успехом обосноваться отходящие из юго-восточной Галиции наши армии.
По имеющимся признакам, генерал Бем-Ермоли, продолжая получать новые подкрепления, бросает их на Тарнопольское направление, где сосредоточивает довольно значительный кулак.
По всей вероятности, ближайшая борьба за Серетския переправы примет ожесточенный характер, и в ней наши войска должны будут дать окончательный ответ в подлинном своем настроении. Отбить дальнейшие попытки противника форсировать реку Серет—это значит оказать большую услугу нашему юго-западному фронту в вопросе сохранения более или менее сносного стратегического положения. В противном случае, большой прорыв противника за Серет знаменует собою окончательную ликвидацию не только Галицийского, но и Буковинского театров военных действий.
Если нашим войскам снова придется отходить на восток и рассчитывать на менее солидную преграду в виде пограничной с Австрией реки Збруч, расположенной параллельно Серету в полутора переходах к востоку от последнего, то бывшая армия генерала Корнилова может оказаться отрезанной. Хотя последняя и прикрыта рекою Днестром, но в силу направления его течения на юго-восток надежды на это пока еще невелики.
В общей сложности, на борьбе за Серетские переправы сосредоточен теперь весь интерес военных операций на фронте наших юго-западных армий, из которых одиннадцатая пока замедлила свое движение, а две южные еще продолжают маневрировать и отходить на восток и юго-восток.
Таким образом, за неделю с 5-го июля, как видно на схеме, мы потеряли громадную площадь в Галиции на протяжении около 130 верст по фронту и до 60 верст в глубину.
Но прорыв нашего расположения, видимо, еще далеко не ликвидирован. Он может перекинуться и на территорию Бессарабии, угрожая и прочим нашим южным губерниям.
Положение для нас создалось тяжелое, однако отчаиваться не следует. При известном напряжении народной воли, наша армия должна же будет наконец опомниться и понять, что за ея спиной стоит молодая русская свобода.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 24 (11) июля 1917 года
Первая мировая война. 25 (12) июля 1917 года
Первая мировая война. 26 (13) июля 1917 года
Первая мировая война. 27 (14) июля 1917 года
Первая мировая война. 28 (15) июля 1917 года
Первая мировая война. 29 (16) июля 1917 года
|