В 80-х годах XVIII века люди вплотную приблизились к постройке летательных аппаратов, обладающих аэростатической подъемной силой. Во французском городе Виделон-лез-Аннон над решением проблемы воздухоплавания в это время работали сыновья бумажного фабриканта Жозеф Мишель и Жак-Этьен Монгольфье. В отличие от многих своих предшественников, они считали невозможным создание летательного аппарата на основе использования мускульной силы человека. После многочисленных экспериментов в ноябре 1782 года пришел первый успех. Матерчатый куб, наполненный дымом от горящей бумаги, быстро распрямился и поднялся к потолку. Затем Монгольфье наполнили небольшой шар дымом от горящей смеси шерсти и сырых древесных опилок, однако он воспламенился сразу после взлета. Следующая попытка полностью удалась. Шар объемом около 20 куб. м поднялся на высоту примерно 300 м.
После основательной подготовки 21 ноября 1783 года в Париже состоялся первый свободный полет людей на воздушном аппарате, изобретенном братьями Монгольфье и носившем в дальнейшем имя своих создателей, который совершили физик Пилатр де Розье и маркиз д'Арланд. Поднявшись на высоту около 1000 м, аэростат пролетел 8 км над Парижем и через 45 минут опустился в другом его пригороде. Полет прошел благополучно (за исключением случая, когда на горизонтальном участке полета едва не воспламенилась галерея, на которой находились воздухоплаватели).
Но все же аэростаты не отвечали главной цели воздухоплавания — служить средством сообщения они не могли. Для этого необходим был управляемый аэростат, или дирижабль. Уже после первого полета Пилатра де Розье братья Монгольфье занялись изучением возможности управления аэростатом. Проанализировав все известные в то время технические средства, Жозеф Монгольфье пришел к выводу о нереальности динамического способа управления. Он, в частности, писал своему брату Этьену: «Я не вижу действительной возможности управлять шаром, кроме знания воздушных течений, изучением которых следует заняться; редкие из них не меняют направления с высотой».
О дальнейшем развитии воздухоплавания я уже рассказывал в материалах Дирижабли на войне. Часть 1
Проблема управления воздушным кораблем оставалась нерешенной вплоть до второй половины XIX века. И об этом сегодняшний материал о достижениях воздухоплавания к 1870 г., взятый из знаменитого журнала "Нива" №3 за 1870 г.
Изобретение снаряда, с помощью которого можно было бы не только подниматься на воздух, но и двигаться по всем направлениям, даже против потока преобладающего ветра, - т.е. постройка удобо управляемого воздушного корабля, составляет одну из задач, над решением которых непрестанно трудится человеческое остроумие и дух изобретательности. Большая часть знатоков утверждает, что в данном случае решение невозможно. Впрочем, подобные приговоры должны быть произносимы с крайнею осмотрительностью: ибо многое из того, что ранее считалось за невозможное, впоследствии стало возможным.
Наибольшее число попыток, относящихся к воздухоплаванию, произведено было в Соединенных Штатах Северной Америки. Об исходе этих попыток время от времени сообщает "Scientific American"; мы полагаем, что некоторое извлечение из новейших известий небезынтересно будет нашим читателям.
По известиям упомянутого журнала, доктор С.П.Андрус (Andrews) из Перт Амбоа, в штате Нью Джерси, более всех и давно уже занимался воздухоплаванием, жертвуя для таких попыток большею частью своего значительного состояния.
В молодых летах он устроил воздушный корабль, возбудивший большие ожидания; корабль этот устроен следующим образом. Его составляют три цилиндра, каждый ста футов длины и двадцати в поперечнике. Цилиндры, впрочем, только на три четверти своей длины цилиндричны, оканчиваются же с обеих сторон конусами; все три цилиндра плотно соединены между собой продольными своими стенками и лежат рядом горизонтально. Будучи наполнены, они содержат в себе 80,070 кубических футов газа и (если газом этим будет водород) поднимают 5,700 фунтов. Корабль снабжен некоторым подобием руля. Футов на 30 под ним висит, прикрепленная множеством веревок или проволок, сплетенная из тростника, открытая, 16 футов длины, лодка для воздухоплавателей, а в ней во всю длину протянут канат, на котором (посредством ворота и двух, устроенных на концах лодки, блоков) ходит корзинка с балластом.
Летучий Корабль "Aereon” доктора С.П.Андруса 1863 г.
Если передвинуть тяжесть на задний конец лодки, то корабль из горизонтального положения переходит в наклонное под углом 10-20 градусов, а если при этом выкинуть немного балласта, корабль начинает подниматься выше, и в то же время давление на него верхних слоев воздуха гонит его вперед. Достигнув желаемой высоты, передвигают тяжесть на передний конец лодки, отчего корабль наклоняется в другую сторону и, если вмести с тем выпустить часть газа, то корабль продолжая двигаться вперед, вследствие сопротивления нижних слоев воздуха, опускается на землю. Тут можно запастись новым балластом, выпущенный газ пополнить из резервуара, в котором содержится сильно сжатый водород, снова подняться в высоту и повторять это сколько угодно. Доктор Андрус уже совершил одно путешествие на таком корабле, но по неизвестным причинам второго путешествия не предпринимал.
Другой воздушный корабль, в виде модели для опытов, под названием "Авитора", был выставлен 2 июля 1869 г. в нарочно устроенном обширном здании Фридрихом Мариоттом, в Шель-моунд-леке. Корабль этот имеет форму сигары состоит из аэростата, оплетенного тростником или проволокой, 37 футов длины и 11 футов в серединном поперечнике. С боков устроены два крыла, похожих на плавники рыб, а на заднем конце аэростата - винт, снабженный лопатчатыми крыльями. Те и другие приводятся в движение паровой машиной. В закрытом пространстве Авитором весьма удобно управлять, но на чистом воздухе это становится невозможным, так как и этот корабль, подобно всем прежним, слишком зависит от направления ветра.
Как видим, за более чем 100 лет с момента, когда братья Монгольфье на практике продемонстрировали возможность полета человека на воздушном шаре, каких-то значительных успехов в деле воздухоплавания достигнуто не было. И этому есть причина - человек к тому времени еще не создал достаточно мощный, легкий и надежный двигатель, который можно было бы поставить на летательный аппарат. Все эти достижения будут сделаны совсем скоро, но фантазия человеческая уже и в то время не знала предела.
|